Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто несет ответственность за ошибки в бухгалтерском учете и искажение отчетности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сдавать бухотчетность (и аудиторское заключение, если проводится аудит) в 2023 г. следует в электронном виде всем, кто ведет бухучет. Требования к ней определяет ст. 13 ФЗ № 402 от 06.12.2011 (послед. ред. – 05.12.2022). Данная обязанность распространяется на малый бизнес, микропредприятия. Освобождены от нее только ИП, зарубежные представительства в РФ.
Комментарий к ст. 15.11 КоАП
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемую на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности. К основным задачам бухгалтерского учета относятся:
— формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
— обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
— предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.
По смыслу диспозиции данной статьи административным правонарушением является грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов, либо в искажении любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Согласно ст. 120 Налогового кодекса РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается:
а) отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета;
б) систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Вместе с тем в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», налоговая декларация в перечень элементов состава бухгалтерской отчетности не входит, а представляет собой самостоятельный документ — письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога (ч. 1 ст. 80 НК РФ).
Таким образом, искажение сумм начисленного налога, указанных в налоговой декларации, должно рассматриваться в качестве деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ «Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля», санкция которой является более мягкой (от трехсот до пятисот рублей) по отношению к санкции ст. 15.11 КоАП РФ (от двух тысяч до трех тысяч рублей).
В данном случае судьей может быть решен вопрос о переквалификации действий должностного лица со ст. 15.11 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, так как составы данных статей имеют единый родовой объект посягательства, а также учитывая соотношения санкций данных статей, можно сделать вывод, что такая переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Также учитывая положения ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ, данная переквалификация не повлечет за собой изменение подведомственности рассмотрения данного дела.
Привлекая к ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.11, конкретное должностное лицо, необходимо учитывать субъективную сторону правонарушения. С субъективной стороны данное нарушение характеризуется виной в форме умысла, то есть должностное лицо должно знать и осознавать, что нарушает основные требования, предъявляемые к ведению бухгалтерского учета и предоставлению бухгалтерской отчетности, желает этого или безразлично относится к установленным требованиям по ведению бухгалтерского учета. Очень часто суды не придают значения характеристике субъективной стороны административного правонарушения, что приводит к вынесению постановлений не соответствующих положениям КоАП РФ. Необходимо учитывать положения статьи 1.5 КоАП РФ, из которых следует, что обязанность доказывания вины правонарушителя лежит на субъекте, ведущем производство по делу об административном правонарушении, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. И при установлении вины должностного лица в грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности суду необходимо детально проанализировать обязанности конкретных должностных лиц, отраженные в приказах и инструкциях организации, неисполнение или ненадлежащее исполнение которых повлекло за собой совершение данного административного правонарушения.
При привлечении к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ в постановлениях о назначении административного наказания судам необходимо указывать, какие именно правила ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности были нарушены, и должны содержаться ссылки на конкретные нормы законодательства о бухгалтерском учете.
Суды при рассмотрении дел данной категории нередко совершают ошибки в определении надлежащего субъекта административной ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статье 15.11 КоАП РФ необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Необходимо также принимать во внимание пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», согласно которому в случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.
В случае если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами, которые не представляли сведения, необходимые для осуществления налогового контроля, либо представляли их с нарушением установленного законодательством срока или грубо нарушали правила ведения бухгалтерского учета и представления отчетности, то это обстоятельство не освобождает руководителя организации от административной ответственности, предусмотренной статьями 15.6 и 15.11 КоАП РФ, поскольку в соответствии со статьями 6 и 18 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» именно он несет ответственность за организацию бухгалтерского учета.
За чужие ошибки не накажут
Как сказано в примечаниях 5 и 6 к ст. 15.15.6 КоАП РФ, лиц, на которых возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета (то есть главных бухгалтеров), и лиц, с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению учета (например, руководителей централизованных бухгалтерий), не станут привлекать в административной ответственности, если искажение отчетности допущено в результате чужих ошибок. Такое возможно в случаях, когда первичные документы, составленные другими работниками, не соответствуют свершившимся фактам хозяйственной жизни или когда сотрудники не передали (несвоевременно передали) первичные документы для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухучета.
Кроме того, законодатели предусмотрели возможность исправить свои ошибки. Если это сделать своевременно, должностных лиц, подпадающих под действие норм ст. 15.15.6 КоАП РФ, тоже освободят от штрафов. Исправить «бухгалтерские» ошибки можно двумя способами.
1. Подать уточненную налоговую декларацию (расчет) и на этом основании перечислить в бюджет сумму налога (сбора, страхового взноса), не уплаченную вследствие нарушения требований к учету, искажения показателей отчетности, а также соответствующие пени.
2. Повторно подать отчетность, содержащую исправленные показатели. Сделать это можно в любой момент:
-
до принятия отчетности финансовым органом, главным распорядителем бюджетных средств, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
после принятия отчетности одним из названных органов, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в отчетности;
-
после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки, по результатам которой в отчетности не были обнаружены исправленные ошибки (иными словами, при выявлении контролерами искажений показателей отчетности).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое поименованным Кодексом установлена административная ответственность. Юридические лица подлежат названной ответственности за совершение указанных нарушений в случаях, предусмотренных статьями разд. II КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 2.10 КоАП РФ). Юридическое лицо признается виновным в совершении такого правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдать правила и нормы, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом подразумевается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ.
Административная ответственность за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также порядка и сроков хранения учетных документов установлена ст. 15.11 КоАП РФ. Совершение данного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2000 до 3000 руб.
Согласно примечанию 1 к названной статье под грубыми нарушениями правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимаются:
- занижение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
- искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
Исходя из примечания 2 к ст. 15.11 КоАП РФ должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные обозначенной статьей, в следующих случаях:
- при представлении уточненной налоговой декларации (расчета) и уплате на основании данной налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов, сборов и соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных п. п. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
- при исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности) до утверждения бухгалтерской отчетности в установленном законодательством РФ порядке. Согласно нормам п. 11 Инструкции N 33н в случае выявления ошибок, допущенных учреждением при составлении бухгалтерской отчетности, как самим учреждением, так и учредителем в ходе камеральной проверки представленной бухгалтерской отчетности на соответствие требованиям к ее составлению и представлению, установленным поименованной Инструкцией и правовым актом, утверждающим дополнительные формы, иным органом, осуществляющим финансовый контроль, учреждение по согласованию с учредителем представляет бухгалтерскую отчетность, содержащую исправления.
Кто может привлечь к ответственности?
В соответствии с ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, являются:
- непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
- поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие административного правонарушения;
- сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие сведения, указывающие на наличие административного правонарушения.
Искажение бухгалтерской отчетности: ответственность
Невыполнение требований ведения учета предполагает наказание, предусмотренное НК РФ и КоАП РФ. Речь идет не об одиночных или несущественных ошибках, а серьезных нарушениях, влекущих значительные искажения.
Статья 15.11 КоАП РФ перечисляет ряд последствий, которые повлекло грубое нарушение требований бухучета. К ним относятся:
- ведение счетов бухучета без отражения хозопераций в регистрах синтетического учета;
- принятие к учету фиктивных первичных документов, оформленных по несуществующим операциям, отражение в учетных регистрах нереальных объектов учета;
- формирование отчетности не на базе данных бухучета;
- занижение сумм налогов на 10% и более;
- искажение любого показателя в бухотчетности на 10% и более;
- отсутствие в компании регистров бухучета, отчетности и обязательного заключения аудитора на протяжении всего периода хранения, установленного для подобных документов.
Штраф за неправильное ведение бухгалтерского учета и остальные нарушения, указанные выше, для должностного лица (главного бухгалтера или руководителя, если он сам ведет учет) составляет от 5 до 10 тыс. руб. Если в течение года подобные инциденты выявлены вновь, то повторный штраф составит уже от 10 до 20 тыс. руб. В особо серьезных случаях бухгалтер может быть дисквалифицирован на срок от 1-го до 2-х лет.
Кроме того, за непредставление в ИФНС в установленные сроки бухотчетности предусмотрены санкции для:
- должностных лиц – штраф от 300 до 500 руб. (ст. 15.6 КоАП РФ);
- компаний – штраф 200 руб. за каждый документ (ст. 126 НК РФ).
Обозначим ответственных
Прежде чем определить размеры штрафных санкций и перечислить причины взысканий, необходимо разобраться, кого и за что могут наказать контролеры.
Категория субъекта | Нормативный акт | Пояснения к применению ответственности |
Организация | Статья 120 НК РФ | В первую очередь за нарушения в части ведения бухгалтерского и налогового учета могут наказать саму организацию. То есть штраф или арест счетов будет применен не к руководству или ответственным работникам, а непосредственно к юридическому лицу.
Напомним, что предприниматели не могут быть наказаны за ошибки в бухучете. Так как ИП освобождены от обязательств вести бухучет. |
Должностное лицо | Статья 15.11 КоАП РФ | Помимо штрафа на юридическое лицо, контролеры вправе применить санкции и к должностным лицам: к руководству компании, которое непосредственно несет ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета. |
В вопросе о должностных лицах без путаницы не обойтись. Кого за что наказывать? Конечно, если в фирме нет главбуха, то нет причин для споров. Единственное должностное лицо, которое оштрафуют, — это директор. Но что, если в компании имеется главбух? Как тогда распределить штрафные санкции?
Самое нежелательное для расчетного специалиста – нарушение бухгалтерского учета, которое закон признает грубым. За него штрафы предусмотрены в ст. 120 НК РФ.
Штраф за грубое нарушение ведения бухгалтерского учета по ней варьируется от 10 до 30 000 рублей. Здесь играет роль повторность нарушения ведения бухгалтерского учета. И это не всё: если имело место занижение базы по налогам (с 2017 г. – также и по страховым взносам), в бюджет придется отдать 20% от недоплаты. Тогда точно не избежать минимального штрафа за нарушение правил бухгалтерского учета – 40 000 рублей.
С 2017 года ст. 120 НК РФ в полной мере применяется к базе для расчета страховых взносов.
Сами нарушения правил ведения бухгалтерского учета, которые закон признает грубыми, довольно стандартны. Это и отсутствие «первички», счетов-фактур, регистров учета, не оперативная или неверная работа со счетами бухучета, нарушения с бухгалтерской отчетностью.
Когда штраф будет меньше
Спешим успокоить: почти всегда есть возможность, что санкция за бухгалтерские нарушения будет меньше минимум в два раза. Соответствующие смягчающие факты названы в ст. 112 НК РФ. Однако не нужно держать ориентир только на них, ведь данный перечень – открыт.
Вот, что не названо в Кодексе, но почти точно сыграет в вашу пользу в случае нарушений в бухгалтерской отчетности и учете в целом:
- нарушение случилось первый раз;
- фирма в финансовом кризисе;
- на бизнесе висит больной кредит перед банком;
- бухгалтерское нарушение идет от прошлого начальства;
- фирма оперативно и по собственной инициативе доплатила налог, пени, штрафы в соответствии с требованиями ИФНС;
- штраф слишком велик по отношению к нарушению.
Освобождение компании от ответственности
Если организация представила уточненную налоговую декларацию (расчет) и уплатила недостающую сумму налога (сбора) и соответствующие пени, а также исправила ошибки, включая представление пересмотренной бухгалтерской отчетности до ее утверждения, то должностные лица освобождаются от административной ответственности. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учете содержится в ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Под ошибкой понимается неправильное отражение или неотражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете или бухгалтерской отчетности, которые были обнаружены в результате любых действий, кроме получения новой информации.
При этом под неправильным отражением или неотражением фактов хозяйственной деятельности следует понимать отражение и (или) неотражение факта на несоответствующих счетах бухгалтерского учета, отражение на соответствующих счетах бухгалтерского учета в неправильной сумме в результате:
- неправильного применения законодательства РФ;
- неправильного применения нормативных правовых актов по бухучету;
- неправильного применения локальных актов организации;
- неточностей в вычислениях;
- неправильной классификации или оценки фактов хозяйственной деятельности;
- недобросовестных действий должностных лиц организации.
Касательно неотражения фактов хозяйственной деятельности – такое неотражение может быть признано не ошибкой, а новой информацией.
В соответствии с нормами ПБУ 22/2010 новой является информация, которая была недоступна лицу, ответственному за ведение бухгалтерского учета, или составление бухгалтерской (финансовой) отчетности на момент отражения факта хозяйственной деятельности или формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Так, в документах, полученных сотрудниками организации после отчетного периода, операции по которым косвенно не подтверждаются иными документами, содержится новая информация, которая не должна квалифицироваться как ошибка.
Выявленные ошибки подлежат исправлению. Первичным документом, обосновывающим исправительные записи, выступает бухгалтерская справка. Исправляются ошибки следующим образом.
1. Существенные и несущественные ошибки:
- в случае выявления до 31 декабря отчетного года производится сторно ошибочной записи и производится верная запись или вносится дополнительная запись датой обнаружения ошибки;
- в случае выявления после 31 декабря, но до даты подписания отчетности исправления вносятся записями за декабрь отчетного года.
2. Несущественные ошибки в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями в месяце выявления ошибки и учитываются в составе прочих доходов и расходов.
3. Существенные ошибки:
- в случае выявления после даты подписания отчетности за отчетный год, но до представления ее акционерам исправляются записями за декабрь этого года, при этом представленная пользователям отчетность заменяется на исправленную;
- в случае выявления после даты подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год и представления отчетности акционерам, но до даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями за декабрь этого года, составляется пересмотренная отчетность, в которой раскрываются причины пересмотра;
- в случае выявления после даты утверждения отчетности акционерами исправляются записями в текущем отчетном периоде в корреспонденции со счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Организацией были более чем на 10% искажены суммы начисленных налога на прибыль организаций за 2013 г., а также НДС за 2013 г.
Данное административное правонарушение, выразившееся в искажении, не является длящимся, и срок давности по нему в соответствии с положениями части 1 ст. 4.5 КоАП РФ начинает течь с момента его совершения.
НДС уплачивается в бюджет по итогам налогового периода в сроки, установленные ст. 174 НК РФ, налог на прибыль организаций уплачивается в порядке ст. 287 НК РФ по истечении налогового периода не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.
Совершение правонарушения начинается со дня истечения сроков уплаты налогов и подачи деклараций за 2013 г., т.е. с 21 января 2014 г. – по НДС и с 29 марта 2014 г. – по налогу на прибыль. Соответственно годичный срок давности привлечения директора к административной ответственности истек 29 марта 2015 г.
Протокол по делу об административном правонарушении в отношении директора по ст. 15.11 КоАП РФ составлен должностным лицом 12 августа 2015 г., т.е. по истечении срока давности.
НУЛЕВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ 4 ФСС
На основании п. 6 части 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности (постановление Судебного участка № 22 Лебяжского района Кировской области по делу об административном правонарушении от 1.09.15 г. № 5-187/2015).
Законопроект вносит изменения в ст. 4.5 КоАП РФ в части установления срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о бухгалтерском учете РФ, равного двум годам со дня совершения административного правонарушения.
Отметим, что должностные лица по-прежнему будут освобождены от административной ответственности за административные правонарушения в следующих случаях:
— представление уточненной налоговой декларации (расчета) и уплата на основании такой налоговой декларации (расчета) неуплаченных сумм налогов и сборов, а также соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных пп. 3, 4 и 6 ст. 81 НК РФ;
— исправление ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством РФ порядке (п. 2 ст. 15.11 КоАП РФ).
Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности 24 сентября 2015 г. уже одобрила законопроект для рассмотрения на заседании кабинета министров.
Когда точно оштрафуют
Приблизимся к жизни и приведем несколько случаев, с которыми сталкиваются многие бухгалтеры (см. таблицу).
Тип грубого нарушения бухгалтерского учета | В чем выражается |
Нет нужной «первички» | Бухгалтер взял на учет ценности по сделке накладных (ТН, ТТН) и договора с продавцом |
Ошибка в бухгалтерском учете привела к снижению суммы налога | Специалист неправильно установил первоначальную стоимость ОС. Это повлияло в итоге на налог на имущество организаций: он на 10% меньше реальной величины |
По причине ошибки показатель в бухгалтерской отчетности неверен на 10% или больше | Фирма не формирует в бухучете резерв по сомнительным долгам. В итоге, в балансе величина активов – неправильная |
В регистрах есть мнимые объекты | Бухгалтер учел затраты на строительные работы, которых вообще не проводилось |
В регистрах фигурируют притворные сделки | К примеру, начальство решило прикрыть аренду помещений взносами учредителей в основной капитал |
Налицо разница между движением по счетам и данными в регистрах бухгалтерского учета | Типичный пример «серой» и/или «черной» зарплаты |
Несовпадение бухотчетности и данных из регистров | Иногда такое делают, чтобы повысить шансы компании на получение в банке заемных средств |
Хранение бухгалтерских документов меньше установленных законом сроков | Так избавляются от ОС: списали с баланса, договор на его покупку «потерян навсегда» |
Помните, что по ст. 120 НК РФ отвечает компания в целом, а бухгалтер – по ст. 15.11 КоАП РФ. Для него штраф составит от 5 до 10 000 рублей, а при очередном нарушении – до 20 000 рублей.
Нарушения организации в бухучете
В отношении юридического лица обозначено сразу несколько видов проступков, за которые предусмотрена административная ответственность:
- Штраф за нарушение ведения бухгалтерского учета 2021. Наказание будет применено в организации, которая в одном календарном году неоднократно нарушила установленные правила по ведению бухучета: несвоевременно или неправильно отразила операции на счетах бухучета либо не создавала и не хранила первичные и учетные документы. Причем наказание детализировано в статье 120 НК РФ по категориям:
- если проступки совершали в течение одного налогового периода, то компанию оштрафуют на 10 000 рублей;
- ошибки и нарушения обнаружены в двух и более налоговых периодах — штраф 30 000 рублей;
- правонарушения привели к занижению налоговой базы (заплатили налогов и взносов в бюджет меньше, чем следовало) — штраф будет равен 20% от суммы недоплаты, но не более 40 000 рублей.
- Штраф за не предоставленную вовремя бухгалтерскую отчетность в ИФНС. В соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ, компанию оштрафую на 200 рублей за каждый непредоставленный вид отчетности в ФНС. Причем наказание применяют не только к несданной вовсе отчетности. За срыв срока отчетной кампании — до 31 марта года, следующего за отчетным, — предусмотрены аналогичные санкции.
- Штраф за несданную бухгалтерскую отчетность в Росстат. Контролеры могут ограничиться предупреждением, если время просрочки небольшое либо имеются уважительные причины несдачи бухотчетности в статистику. Также представители Росстата вправе наложить административный штраф в сумме от 3000 до 5000 рублей на компанию, предоставившую отчетность с опозданием. Норматив закреплен в статье 19.7 КоАП РФ.
Комментарий к Ст. 120 НК РФ
Статья 120 НК РФ применяется при грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения и состоит из 3 пунктов.
Согласно п. 1 ст. 120 НК РФ грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 НК РФ, влечет штраф в размере 10 тыс. руб.
В соответствии с п. 2 ст. 120 НК РФ, если те же деяния совершены в течение более одного налогового периода, штраф составляет 30 тыс. руб.
Согласно п. 3 ст. 120 НК РФ необходимо, чтобы грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы. Штраф в данном случае составит 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 тыс. руб.
Нарушения в сфере бухгалтерского учета административно наказуемы
Внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, в том числе в статью 15.11. Они ужесточают административную ответственность за нарушения в сфере бухгалтерского учета и отчетности, расширяют перечень наказуемых действий (бездействия). Размер и вид ответственности теперь зависят от того, впервые совершено правонарушение или повторно. Основания для освобождения должностных лиц от ответственности не изменились.
Наказуемые действия в сфере бухучета
Законодатели расширили список наказуемых нарушений. В связи с этим изменены формулировки в статье 15.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Если раньше каралось грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, то теперь будут наказывать за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности. Понять, в чем смысл изменений, поможет таблица 1.
Таблица 1.
Наказуемые действия (бездействие) в сфере бухгалтерского учета
Что наказуемо теперь | За что наказывали раньше |
занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухучета | |
искажение любого показателя отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов | искажение любой статьи (строки) отчетности не менее чем на 10 процентов |
регистрация в регистрах бухучета:
— не имевшего места факта хозяйственной жизни; — мнимого или притворного объекта бухучета |
— |
ведение бухгалтерских счетов вне применяемых регистров бухучета | — |
составление отчетности не на основе данных из регистров бухучета | — |
Отсутствие:
— первичных учетных документов, — регистров бухучета, — отчетности, — аудиторского заключения (если проведение аудита является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов |
грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов |