- Правовые статьи

Как привлечь к ответственности судебного пристава исполнителя

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как привлечь к ответственности судебного пристава исполнителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?

Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?

Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.

Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.

Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.

Не даём покоя судебным приставам

Если у каждого пристава по нескольку тысяч дел, то задача сводится к тому, чтобы именно ваше дело доставляло ему максимум неприятностей, из-за которых по нему придётся работать. Как это сделать? Можно регулярно докучать приставу звонками и письмами. В этом случае есть даже шанс получать какие-то ответы на свои вопросы, но, во-первых, далеко не факт, что ответы будут правдой — всё нужно проверять. Например, если пристав говорит, что исполнительный лист направлен на работу и буквально на днях алименты станут вычитаться прямо из зарплаты, — лучше проверить. Не факт, что так есть на самом деле. Во-вторых, ничто не мешает приставу «кормить завтраками» любого человека, продолжая хранить его дело в самом глубоком ящике стола.

Но для начала всё-таки можно написать официальный запрос в Федеральную службу судебных приставов (ФССП). Для этого понадобится номер дела — его можно посмотреть на сайте ведомства, используя поиск по фамилии неплательщика. В запросе следует указать, что по такому-то исполнительному производству до настоящего времени алиментщик не исполняет свои обязательства, и попросить принять все необходимые меры, а именно привлечь должника к ответственности — той самой, о которой мы рассказали выше.

Если безжалостный родитель всё-таки обратился с таким запросом в ФССП, то и это вовсе не гарантирует успех. Чтобы привлечь должника к административной ответственности, нужно найти его и общаться с ним лично. Но приставы и тут могут пенять на проблемы в поиске и невозможность это сделать. Тогда в переписке с ними необходимо указывать способы решения проблем, ссылаясь на конкретные законы и нормативные акты. Дмитрий Мухачёв приводит пример одного свежего дела, по которому решалась такая проблема.

Какие меры ответственности применяются в исполнительном производстве?

Ответственность за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя предусмотрена Законом «Об исполнительном производстве» и другими нормативными актами. Судебный пристав-исполнитель имеет право налагать на лицо, виновное в нарушении законодательства об исполнительном производстве, штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях.

В связи с тем, что пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, лицо, пытающееся повлиять на ход исполнительного производства, может быть привлечено к уголовной ответственности за преступления против государственной власти и интересов госслужбы (глава 30 УК РФ), а также за преступления против правосудия (глава 31 УК РФ).
В случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, либо неисполнения в течение суток документа, подлежащего немедленному исполнению, на должника налагается денежное взыскание в виде исполнительского сбора (ч. 1 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве»).

Какие штрафы могут накладываться на граждан?

Должностные лица ФССП наделяются правом привлекать участников исполнительного производства к административной ответственности по ряду статьей КоАП РФ. Чаще всего на должника накладывается штраф от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей за невыполнение законных требований судебного пристава, представление недостоверных сведений о своих правах на имущество, несообщение об увольнении с работы, о новом месте работы, учебы, месте получения пенсии, иных доходов или месте жительства (ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ). Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей (ст. 17.15 КоАП РФ).
Не являющиеся должниками лица также привлекаются к ответственности за невыполнение законных требований пристава, отказ от получения конфискованного имущества, представление недостоверных сведений о своем имущественном положении, утрату или несвоевременное отправление исполнительного документа, неисполнение требований исполнительного документа (штраф устанавливается в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей, ч.3 ст.17.14 КоАП РФ). Привлекать к ответственности в установленном законом порядке имеют право руководители территориальных и структурных подразделений ФССП, а также их заместители.

Чем штраф отличается от сбора?

В отличие от административного штрафа, сбор взимается приставом, который ведет исполнительное производство, при наличии оснований ст. 112 Закона. Постановление о его взыскании утверждается старшим судебным приставом. Также различается порядок взыскания: если требования по исполнительному документу не были удовлетворены в срок, установленный для добровольного исполнения документа, пристав взыскивает сбор с установлением нового срока исполнения, а уже при неисполнении в этот срок без уважительных причин организует принудительное исполнение или составляет протокол об административном правонарушении, в частности по ст. 17.15 КоАП РФ, и на этом основании выносится Постановление о привлечении к административной ответственности (ст. 105 Закона).

Жалобу не приняли – что делать?

В первую очередь необходимо удостовериться в том, что жалоба составлена правильно. Если сотрудник ФССП отказывается принимать документ, который соответствует всем нормам, можно обратиться к его руководству. В случае повторения ситуации, следует направлять претензию высшему руководству.

Когда подобные действия не помогают, можно обращаться в судебную инстанцию или прокуратуру, дополнительно обжаловав действия сотрудников ФССП. Также может помощь предупреждение об обращении в СМИ. Часто боязнь огласки приводит к тому, что руководители отделений службы приставов обращают внимание на жалобу.

Таким образом, в случае обнаружения нарушений со стороны пристава, гражданин может пожаловаться на его действия. Для этого необходимо составить жалобу и подать ее в одну из инстанций, описанных выше. Ответственность судебных приставов за бездействие или действия, направленные на закрытие дела, может быть уголовной. Образец жалобы, представленный выше, позволит гражданину грамотно составить этот документ и защитить свои права.

Почему приставы плохо работают?

Многие начинающие юристы и экономисты, не имея опыта работы, начинают свой карьерный путь со службы судебных приставов. Большинство из таких специалистов просто не выдерживают той максимальной нагрузки и большой степени ответственности, которая ложиться им на плечи с присвоением должности «судебный пристав-исполнитель». Поэтому многие молодые специалисты просто увольняются со службы, не продержавшись на ней и полгода.

Читайте также:  Можно ли оформить завещание на ипотечную квартиру на гражданскую жену

Зачастую люди ругают чиновников за их безответственность, неисполнительность и ленивость, не осознавая в полной мере всех тягот государственной службы. А ведь, если задуматься, то обычный среднестатистический судебный пристав вовсе не виноват, что государство не может обеспечить надлежащим образом все необходимые условия для его качественной работы. Так, если опросить множество покидающих свой пост судебных приставов, то они ответят, что основными причинами увольнения с работы для них являются:

  1. Недофинансирование деятельности.
    • маленькая зарплата;
    • отсутствие бумаги в отделах (которую на практике каждому приставу приходиться покупать за свой счет не меньше 10 пачек в год);
    • приобретение канцтоваров и заправка картриджей в принтерах за счет сотрудников;
    • нехватка транспорта и бензина для исполнения должностных обязанностей (например, в Волгоградской области для отдела, состоящего из 30 человек выделяется только одна машина, на 60 человек – две, и так далее. А бензин выделяется в недостаточных количествах);
  2. Огромная загруженность.
    На одного судебного пристава-исполнителя может приходиться одновременно от 500 до 5000 исполнительных производств, поэтому организовать работу так, чтобы идеально исполнить каждое из них практически невозможно. С каждым годом выносится все больше и больше судебных актов и иных документов, которые подлежат исполнению, отчего нагрузка на приставов постоянно растет;
  3. Ненормированный рабочий день.
    Во многих отделах принято так, что пока сотрудники не сделают все заданные руководством дела с работы они не уходят, а особенно загруженные работники даже остаются на работе «с ночевкой»;
  4. Бюрократические преграды.
    Постоянные проверки, так называемая «палочная система работы». Например, каждому приставу необходимо взыскать определенное количество исполнительского сбора и штрафов в пользу государства, ежемесячно окончить определенное количество исполнительных производств. Всё это затрудняет работу по основному направлению деятельности — исполнению судебных решений;
  5. Негативное отношение со стороны взыскателей и должников.
    Как правило, каждый второй взыскатель считает необходимым высказать судебному приставу всю свою неудовлетворенность от его работой, что неизбежно утомляет и расстраивает многих новичков, неготовых к такому давлению.

Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа: правовая природа, порядок исполнения.

Статья 14. Постановление судебного пристава-исполнителя

1. Решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также — должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.

2. В постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:

1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;

2) дата вынесения постановления;

3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;

4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;

5) вопрос, по которому выносится постановление;

6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;

7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;

8) порядок обжалования постановления.

3. Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки. Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.

4. Постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.

Ст. 113. Ответственность за нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве

1. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, иного нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф в порядке и размере, которые установлены законодательством РФ об административных правонарушениях, а в случае, предусмотренном ст. 114 настоящего ФЗ, обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.

2. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение штрафа.

3. Если судебный пристав-исполнитель неоднократно устанавливал должнику срок для исполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.

4. При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности.

Ст. 115. Порядок взыскания исполнительского сбора и наложения штрафа

1. Постановление судебного пристава-исполнителя о наложении штрафа выносится без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 настоящего ФЗ, и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства РФ об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.

2. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом.

3. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде.

Статья 32.2. Исполнение постановления о наложении административного штрафа

1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

3. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

5. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение трех суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.

Причины обратиться с жалобой

Претензии к деятельности судебных приставов бывают двух видов — излишнее рвение или невыполнение (недобросовестное выполнение) своих обязанностей.

Нарушения первого вида:

  • незаконный арест имущества или счетов должника, без проведения описи в случае с имуществом или без извещения, выставления претензии — в обоих случаях;
  • арест наложен на имущество, стоимость которого существенно превышает сумму задолженности;
  • несвоевременная регистрация исполнительного листа;
  • неправомерно арестованному имуществу не обеспечено надлежащее хранение, в результате чего оно оказалось испорченным или похищенным;
  • вымогательство, требование взятки;
  • невыполнение своих обязанностей, уклонение от решения профессиональных задач, отказ от удовлетворения требований должника или кредитора, пассивное отношение к работе;
  • неэтичное поведение (хамство, грубость, введение в заблуждение, угрозы и пр.).
Читайте также:  Куда пожаловаться на коммунальные службы в Самаре

Зачастую судебные приставы предпочитают делать работу, которая не требует от них особых усилий — накладывают арест на счета, подают уведомление работодателю. При этом не слишком усердствуют в розыске лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, должников по частным спорам. Зато активно работают в том случае, когда кредитором является банк.

Нарушения второго вида:

  • должника не оповестили о начале исполнительного производства;
  • пристав не закрывает дело, несмотря на то, что должник добровольно исполнил свои обязательства или выплатил долги;
  • со счетов списываются суммы в размере более 50 % дохода, что противоречит действующим нормам и не позволяет должнику поддерживать минимальный уровень жизни;
  • должника или кредитора отказываются знакомить с материалами дела;
  • пристав сразу передал арестованное имущество кредитору без независимой оценки, что снижает его стоимость до 80 % и не позволяет должнику погасить свои обязательства;
  • отказ пристава выполнять свои обязанности в отношении должника, если кредитор или истец по гражданскому иску — физическое лицо.

Граждане часто сталкиваются именно с последним видом нарушений — судебные приставы-исполнители попросту уклоняются от выполнения своих обязанностей, тянут время и закрывают производство с истечением срока давности. Но только если производство касается отношений между физическими лицами. Если же дело ведется в отношении должника банка или крупной компании — здесь приставы неутомимы и неумолимы.

По исполнительному листу

Как мы уже говорили выше, сотрудник ФССП должен действовать строго в соответствии с законом. Но у каждой обязанности есть свое «но». Давайте посмотрим какое:

Что может сделать Исключения
Приходить к должнику строго в период с 6 до 22 Раньше или позднее этого времени, а также в выходные дни посещения приставов запрещены законом
Арестовывать имущество только при его собственнике, имеющим задолженность Не трогать собственность, которая не подлежит аресту
Делать предупреждения неплательщику о возможности грубых мер по взиманию долга Угрожать жизни или здоровью
Взломать замок, если вы не открываете дверь При условии, если вы на законном уровне владеете недвижимостью

Наказание приставов за бездействие, в том числе материальная ответственность за бездействия СПИ

Cтатьи по тематике

Без службы приставов судебная система страны была бы беспомощной. Ее решения не выполнялись, поскольку некому это было бы делать. Государство для эффективного исполнения судебных решений создало дополнительную систему приставов, которая является структурной единицей судов. Пристав руководствуется требованиями и положениями, изложенными в Федеральном Законе за номером N118-ФЗ «О судебных приставах».

Их немало. В обязанности приставов входит:

  • Создание условий деятельности всех судов, организованных и функционирующих под главами Конституции Российской Федерации. Начиная с Конституционного и. кончая судами арбитражными, хозяйственными, общей юрисдикции и так далее.
  • Практическое осуществление выполнения судебных решений. Допускается принудительное исполнение в рамках Федерального Закона от 02.12.2007г. за N 229 «Об исполнительном производстве».
  • Законами представлен как исполнитель принятых судебных решений и в уголовном кластере судопроизводства.

Выполняет иные важные функции исполнительного характера в судебной системе страны. О том, что для общества это важная служба. говорит факт образования общегосударственной системы приставов в судебной системе, деятельность которой строго регулируется Федеральными Законами, инструкциями, другими регламентирующими документами.

Правовое регулирование условий, порядка взыскания исполнительского сбора содержится в ст. 112 ФЗИП. В ч. 1 ст. 112 названного Закона дается определение исполнительского сбора, под которым понимается денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

Впервые исполнительский сбор был предусмотрен в ст. 81 ФЗИП 1997 г.

С момента принятия данного Закона в литературе были высказаны различные точки зрения относительно правовой природы исполнительского сбора. Условно можно выделить следующие подходы к пониманию сущности исполнительского сбора.

1. Исполнительский сбор рассматривался в качестве платежа за совершение исполнительных действий судебным приставом-исполнителем. В данном случае сравнивали исполнительский сбор с государственной пошлиной, взимаемой за совершение юридически значимых действий. Д.Х. Валеев обращал внимание, что в отличие от государственной пошлины, которая взыскивается обычно с истцов, исполнительский сбор взыскивается с противоположной стороны — с должника.

В.М. Шерстюк также отмечал наличие признаков государственной пошлины в исполнительском сборе: размер исполнительского сбора устанавливается в процентном отношении от взыскиваемой суммы, стоимости имущества должника (как и государственная пошлина в судах различных инстанций); судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора до совершения принудительного исполнения по исполнительному документу (госпошлина вносится также до совершения юридически значимого действия); исполнительский сбор взыскивается только при первом предъявлении исполнительного документа (равно как и государственной пошлиной не облагается повторное рассмотрение дела после его отмены и направлении дела на новое рассмотрение); исполнительский сбор на практике взыскивается с должника независимо от его вины (как и взыскание госпошлины не зависит от виновного поведения лица, обязанного ее уплатить); у исполнительского сбора и государственной пошлины совпадают цели взыскания — в какой-то мере компенсировать затраты, понесенные государством. По мнению В.М. Шерстюка, «наличие у исполнительского сбора «родимых пятен» государственной пошлины… объясняется тем, что исполнительное производство — составная часть (элемент) механизма защиты нарушенного (оспоренного) права».

2. Исполнительский сбор рассматривался как санкция за невыполнение должником в добровольном порядке требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем. В рамках этого подхода, получившего широкое распространение в литературе, были высказаны различные мнения о характере данной санкции: штрафная (без упоминания отраслевой принадлежности санкции), исполнительная процессуальная, административная.

В 2001 г. Конституционный Суд РФ принимает знаковое Постановление, в котором дает оценку действующей на тот момент ст. 81 ФЗИП. Конституционный Суд РФ указал, что исполнительский сбор не является налогом, сбором, государственной пошлиной.

Ни денег, ни обязательств

Рассмотрим несколько дел, где недобросовестные участники гражданского оборота принимали на себя договорные обязательства, а затем уклонялись от их исполнения, что в итоге привело к осуждению виновных лиц по ст. 159 УК РФ.

Директор общества заключал договоры на предоставление туристических поездок в разные страны. Получив от клиентов предоплату, свои обязательства он перед ними не выполнял, выплаченные ему средства не возвращал, прекращая с ними общение как по телефону, так и лично. Таким образом, под видом легальных гражданско-правовых сделок он мошенническим путем присваивал себе деньги.

Тот факт, что он заключал договоры и выдавал документы об оплате туров, не повлиял на квалификацию его преступных действий как мошеннических, поскольку полученные средства он не направлял на исполнение принятых на себя обязательств, не производил действия, свидетельствующие о его действительном намерении выполнить свои обязательства перед потерпевшими. За совершенные преступления ему было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии общего режима (Кассационное определение Московского городского суда от 21.03.2011 по делу N 22-3237).

Читайте также:  Как выдать работнику справку о доходах и суммах налога

Директор общества подписывал договоры на приобретение водно-моторной техники. Получая от клиентов деньги, он должен был на них приобретать технику для последующей передачи им в счет исполнения обязательств, однако никаких действий, направленных на приобретение товаров, он не совершал. Это, по мнению суда, свидетельствует о наличии у него прямого умысла на противоправное завладение чужим имуществом под видом законных гражданско-правовых сделок.

Доводы подсудимого о том, что он лично не встречался с покупателями, договоры приносили ему на подпись, а зачастую заключались в магазине, где имелись бланки договоров с печатью и его подписью, которые заполнялись продавцами, суд отклонил как безосновательные. По совокупности преступлений ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет и 6 месяцев (Кассационное определение Ленинградского областного суда от 09.12.2010 N 22-2164/10).

Руководитель общества заключал договоры с гражданами на изготовление и поставку кухонной мебели. Получая от них деньги, он, используя свое должностное положение руководителя, не зачислял их на расчетный счет, не вносил в кассу и не передавал изготовителю мебели, а присваивал. Клиентам же сообщал, что свои обязательства он выполнил, а просрочка вызвана действиями завода-изготовителя. За совершенные преступления он был осужден, наказание назначено в виде лишения свободы сроком на 5 лет с отбыванием наказания в колонии общего режима (Кассационное определение Московского городского суда от 20.07.2011 по делу N 22-8386/11).

Как видно из приведенных примеров, принятие на себя договорных обязательств и их неисполнение можно квалифицировать как мошеннические действия, если преступник получил от клиента деньги и не предпринимал никаких действий, направленных на исполнение своих обязательств, свидетельствующих далее о наличии у него намерения их исполнять, не возвращая при этом полученные деньги (Кассационное определение Московского городского суда от 22.08.2011 по делу N 22-5327).

Не выплачивают, скрывают, препятствуют…

Показательная подборка примеров злостного уклонения от погашения кредиторской задолженности приведена в Методических рекомендациях по выявлению и расследованию преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РФ (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), утв. ФССП:

— имея в наличии или на банковском счете денежные средства, позволяющие погасить кредиторскую задолженность полностью либо частично, умышленно не выплачивал (не перечислял) их кредитору (Приговор Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 02.09.2010 в отношении Меньшиковой Р.И.);

— умышленно скрывал от судебного пристава-исполнителя факт открытия нового расчетного счета в кредитной организации (Приговор Большесосновского районного суда Пермского края от 21.08.2009 в отношении Идрисова Р.К.);

— имея в личной (долевой) собственности имущество и предметы (за исключением перечня, определенного ст. 446 ГПК РФ), совершал сделки по отчуждению этого имущества, а полученные за него денежные средства не передал кредитору в погашение задолженности, скрыл или использовал в иных целях по собственному усмотрению (Приговор Армавирского городского суда Краснодарского края от 07.07.2009 в отношении Лютарь Ф.В.);

— имея дополнительные источники дохода, скрывал их либо представлял судебному приставу-исполнителю заведомо ложные сведения о своих доходах, имуществе (Приговор Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 15.12.2009 в отношении Мороз В.Ю.);

— занимаясь предпринимательской деятельностью, производил кредитные операции (оформлял кредитные договоры и получал по ним денежные средства, рассчитывался с иными кредиторами, выступал в качестве кредитора, уступал права требования по долгам, то есть заключал договоры цессии, и т.д.) (Приговор Сорочинского районного суда Оренбургской области от 21.05.2009 в отношении Стукаловой Т.В.);

— по неуважительным причинам не являлся по вызовам судебного пристава-исполнителя, осуществляющего принудительное исполнение судебного акта о взыскании кредиторской задолженности, препятствовал совершению исполнительных действий (Приговор Мегионского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 13.08.2009 в отношении Макарова А.А.);

— в целях создания препятствий к обеспечению возможности взыскания кредиторской задолженности, не ставя в известность судебного пристава-исполнителя, изменял место жительства или место работы (Приговор Алапаевского городского суда Свердловской области от 30.12.2009 в отношении Лукашевич Т.Г.).

Необходимо действовать!

Что же делать участникам гражданского оборота, пострадавшим от недобросовестных действий? Им для полной, своевременной и надлежащей защиты своих прав необходимо предпринимать комплекс различных мер: обращаться в правоохранительные органы, суды, ходатайствовать о наложении ареста и об обеспечении своих требований, знакомиться со всеми материалами дела, обжаловать отказные решения, пытаться продать безнадежные долги коллекторам.

Так, для возбуждения уголовного дела в отношении преступника надо с соответствующим заявлением обратиться в орган внутренних дел, передать копии имеющихся документов, свидетельствующих о мошенничестве, и дать показания.

Свои имущественные притязания потерпевший может заявить в порядке гражданского судопроизводства, а может заявить гражданский иск в рамках рассмотрения уголовного дела. Гражданский иск может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела и до окончания судебного следствия при разбирательстве данного уголовного дела в суде первой инстанции. При предъявлении гражданского иска гражданский истец освобождается от уплаты государственной пошлины (п. 2 ст. 44 УПК РФ).

Потерпевшему нужно заявить ходатайство о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо о возможной конфискации имущества, исполнение которого возлагается на судебных приставов-исполнителей в соответствии со ст. 230 УПК РФ, в частности о наложении ареста на имущество обвиняемого (ст. 115 УПК РФ).

Не исключено, что и такие меры не возымеют должного эффекта, однако при их совершении вероятность положительного исхода более высока.

Законодательством РФ предусмотрено несколько методов воздействия на деятельность судебных приставов для восстановления справедливости:

  • подача жалобы в порядке подчинённости – вопрос рассматривает непосредственный начальник пристава, руководитель конкретного территориального подразделения ФССП;
  • оформление ходатайства в центральное Управление службы – порядок проведения делопроизводства и его соответствие 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» проверяет выделенный сотрудник специального отдела по работе с жалобами;
  • обращение в Прокуратуру – правоохранительный орган оценивает действия пристава с точки зрения законности и, при необходимости применяет меры реагирования;
  • судебный иск – суд проверяет действия должностного лица на наличие административного правонарушения и защищает интересы истца.

Привлечение к уголовной ответственности судебного пристава за должно

Общее регулирование юридической ответственности судеб­ного пристава-исполнителя дается ст.

После возмещения этого ущерба органом юстиции, судеб­ному приставу-исполнителю может быть предъявлен регрессный иск с требованием возместить уплаченную сумму возмещения.

Кроме того, в соответствии со ст.

330 АПК РФ судебный пристав-исполнитель несет имущественную ответственность за неисполнение (или ненадлежащее исполнение) своих обязанно­стей. Вред, причиненный им в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного документа, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Требование о возмещении вреда рассматривается арбитражным судом по общим правилам искового производства. В случае утраты судебным приставом-исполнителем пере­данного ему на исполнение исполнительного листа, выданного арбитражным судом, этот суд вправе наложить на него судебный штраф (ст. 331 АПК РФ). Такой штраф может составлять до 50 МРОТ, и взыскивается он из личных средств судебного при­става-исполнителя в государственный бюджет (ст. 119 АПК РФ). Периодическое нарушение судебным приставом-исполни­телем действующего законодательства может стать основанием для вывода о его служебном несоответствии. В этом случае к нему могут быть применены специальные меры юридической ответственности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *