Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума одобрила новый порядок выплат компенсации за изъятие недвижимости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.
Порядок изъятия участка в 2019 году
Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:
- Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
- Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
- Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
- Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
- Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.
Уполномоченный орган по принятию решения об изъятии
Забрать землю у собственника можно только по распоряжению органа государственной власти, который уполномочен принимать данные решения в отношении земель. Какой именно госорган уполномочен решать изымать землю у граждан или нет, зависит от того, для каких нужд забирается надел:
- для федеральных нужд – уполномоченный федеральный орган исполнительной власти;
- для нужд субъектов РФ – региональные власти;
- для муниципальных нужд – местная администрация.
Решение может быть принято уполномоченным госорганом самостоятельно или по ходатайству иных организаций, перечень которых утвержден п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ. К ним относятся:
- субъекты естественных монополий;
- недропользователи;
- учреждения, с которыми заключены договора комплексного освоения территории;
- прочие организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, для которой требуется изъятие земельного надела.
Решение об изымании земли из оборота граждан должно быть принято в течение 6 лет, с даты подписания проекта планирования территории. Государство не может изъять участки, являющиеся выморочным имуществом или находящиеся в государственной/муниципальной собственности.
Срок действия принятого решения – 3 года, при этом оно может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев с момента надлежащего уведомления собственника надела.
Что такое резервирование земель муниципалитетом
Термин «резервирование земель» относительно новый для законодательства РФ. Эта процедура регламентированы ст. 56.1 и ст. 70.1 ЗК РФ, а также Постановлением Правительства РФ № 561 от 22 июля 2008 года.
Как правило, резервирование проводится для последующего изъятия участка. Иными словами, эти процедуры – этапы одного процесса, цель которого заключается в изменении права собственности на землю. Однако, следует отметить, что резервирование не относится к числу обязательных процедур при изъятии земельных участков.
Территория будет считаться зарезервированной при наличии следующих условий:
- решение, принятое уполномоченным органом власти;
- наличие утвержденной схемы участка;
- проведена государственная регистрация ограничения прав на участок в Росреестре.
Что может быть ограничением прав? Под этим понятием подразумевается запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела, а также запрет на оросительные, мелиоративные и прочие мероприятия.
После установления ограничения срок аренды или сервитута не может превышать период резервирования. Использование такой земли в других целях допускается до момента его изъятия.
Максимально допустимые сроки резервирования составляют:
- 3 года – в случае, когда право собственности переходит государству или муниципальному образованию;
- 2 года – для земли, изымаемой с целью создания особой экономической зоны;
- 20 лет – для участков, которые находятся в собственности у государства, а цели изъятия при этом не связаны с созданием или реконструкцией автомобильных дорог.
Процедура резервирования и дальнейшего отчуждения – длительный процесс, требующий соблюдения всех законодательных норм.
При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.
Теперь вы знаете, как происходит изъятие земельного участка для муниципальных нужд. При выявлении нарушений этой процедуры или при отсутствии существенных оснований обращайтесь в суд.
Уполномоченные органы и организации
Решения об изъятии земельных участков принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня:
1) для размещения объектов федерального значения – уполномоченные федеральные органы исполнительной власти;
2) для размещения объектов регионального значения – исполнительные органы власти субъектов РФ;
3) для размещения объектов местного значения – органы местного самоуправления.
Данными органами решения по изъятию земельных участков принимаются как по собственной инициативе, так и на основании ходатайств отдельных организаций:
1) субъектов естественных монополий (для размещения объектов федерального и регионального значения);
2) организаций, уполномоченных федеральными законами, законами субъектов РФ, договорами или соглашениями с органами госвласти, лицензиями;
3) недропользователей;
4) государственных унитарных предприятий (при изъятии земли для строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения в случае, если работы планируется вести полностью или частично за счет бюджетных средств);
5) государственных учреждений (при изъятии земель с целью размещения объектов федерального или регионального значения, которые предусмотрены адресной инвестиционной программой).
Правительство РФ должно установить исчерпывающий перечень таких организаций.
Резервирование земель государственными (муниципальными) службами
Понятие резервирования земель для государственных и муниципальных нужд в российском законодательстве относительно новое. Основные положения данной процедуры, в том числе сам порядок резервирования, изложены в Земельном кодексе (статьи 56.1 и 70.1), а также в Постановлении Правительства №561 от 22.07.2008г [3].
Резервирование земельного участка чаще всего осуществляется с целью его дальнейшего изъятия. В таком случае две эти процедуры представляют собою логичные стадии одного процесса, связанного с изменением целевого назначения земли и переходом прав на нее. Но в то же время законодательством не предусмотрено, что изъятию подлежит только тот земельный участок, который ранее был зарезервирован. То есть изъять земельный участок можно и без его предварительного резервирования.
Земельные участки могут считаться зарезервированными в случае выполнения всех перечисленных ниже условий:
1) принятия уполномоченным органом решения о резервировании земель;
2) наличия утвержденной схемы резервируемых земель с указанием кадастровых номеров земельных участков;
3) проведения обязательной госрегистрации ограничений прав на земельные участки в ЕГРП;
4) внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.
Таким образом, резервирование земельного участка государственными (муниципальными) службами является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации. Если данный порядок будет нарушен, в том числе если в ЕГРП не будут внесены сведения об ограничениях прав на земельный участок, он не будет считаться зарезервированным, даже если на это есть соответствующее решение уполномоченного органа госвласти. Отказ в приобретении права собственности на данный земельный участок будет незаконным и может быть обжалован в суде.
Максимальные сроки резервирования земель
1) в общем случае земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года;
2) при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для создания особой экономической зоны, на срок не более чем два года;
3) резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта, транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.
Изъятие земельного участка для государственных нужд
Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.
Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.
Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия.
Изъятие земельного участка в 2021 году государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды.
Размер компенсации устанавливается в судебном порядке с учетом рыночной стоимости, оценочной стоимости земли, размера понесенных убытков, которые будет нести правообладатель после отчуждения имущества, размера упущенной выгоды.
Конфискация земельного участка
Земельный участок может быть конфискован на основании вынесенного судебного приговора за совершение преступления. Порядок конфискации имущества определен ст. 243 ГК РФ и ст. 50 ЗК РФ.
Конфискации подлежит только тот земельный участок, который принадлежит непосредственно лицу, в отношении которого вынесено наказание.
В случае конфискации земельного участка бывший собственник не получает права на получение компенсации, и в дальнейшем его имущество реализуется .
Земельный участок не может быть конфискован:
- если на территории земли располагается жилой дом или хозпостройки, не подлежащие конфискации;
- если данная земля является объектом ведения подсобных и сельскохозяйственных работ.
Юридическое понятие и правовая природа конфискации
Следуя положениям вышеупомянутой статьи, можно довольно чётко обрисовать перед собой весь смысл этого определения. Конфискация имущества в сфере уголовного права представляет собой отчуждение каких-либо средств или благ за совершение уголовного преступления. Да, уголовное наказание может наступить не только в виде лишения свободы.
В точном определении статьи 104. 1 конфискация имущества по УК РФ – это безвозмездное изъятие принадлежащих лицу материальных благ в пользу государства на основании судебного обвинения. Люди привыкли к тому, что конфискация обычно наступает при неисполнении каких-либо финансовых или кредитных договоров, но конфискация по Уголовному кодексу имеет мало что общего с кредитами или налогами.
Что можно отобрать у человека, совершившего преступление? Здесь список довольно велик.
Какое имущество может быть изъято
Обращение имущества в доход РФ предусмотрено п. 8 ст. 235 ГК РФ как одно из оснований принудительного изъятия имущества. В отличие от конфискации оно имеет иную правовую природу.
В Постановлении Конституционного суда РФ от 29 ноября 2021 года № 26-П указано, что обращение в доход РФ имущества, в отношении которого государственным (муниципальным) служащим не представлены доказательства его приобретения на законные доходы, является, по существу, особой мерой государственного принуждения.
Согласно ст. 104.1 УК, конфискация применяется по отношению к имуществу:
- Полученному в результате неправомерных действий.
- Незаконно переправленному через границу РФ и государств, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС.
- Преобразованному из незаконно добытых средств, в том числе — денег, ценных вещей. Например, дом, купленный на средства, полученные от незаконного оборота наркотических веществ (подробнее о статье за распространение и хранение, читайте тут)
- Предназначенному для осуществления террористической деятельности — денежным средствам, вооружению, плакатам и оборудованию.
- С помощью которого было совершено преступление — орудию или средствам.
Конфискацию имущества УК РФ предполагает по отношению к материальным объектам.
Например, при нарушении прав на результаты интеллектуального труда будут конфискованы его материальные продукты.
Если похищенное имущество или принесенная им прибыль были присоединены к законно приобретенной собственности, изъятию подлежит та часть, которая соответствует присвоенному имуществу (ч. 2 ст. 104.1 УК).
Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, указан в приложении к Уголовно-исполнительному кодексу Республики Беларусь. В частности, конфискации не подлежат жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают, земельные участки, на которых расположены дом и хозпостройки, а также участки, необходимые для ведения сельского или подсобного хозяйства.
Судебные исполнители не вправе забрать домашний скот в количестве, необходимом для удовлетворения потребностей семьи осужденного, семена сельскохозяйственных культур, необходимые для очередного посева, а также корм для скота, если основное занятие осужденного — сельское хозяйство.
Не конфискуют предметы домашней обстановки, старую одежду, часть мебели (обычно по одной кровати и стулу на каждого члена семьи, один стол, один шкаф на семью), а также все детские вещи, продукты питания, топливо, предназначенное для приготовления пищи и отопления жилого помещения семьи. При этом могут быть конфискованы меховая и другая ценная одежда, столовые сервизы, предметы из драгоценных металлов, а также имеющие художественную ценность.
Не подлежат конфискации деньги до десяти базовых величин (сейчас — 210 рублей) на осужденного и каждого члена его семьи, международные и государственные награды и призы, которыми награждены осужденный и члены его семьи, инвентарь, необходимый для продолжения профессиональных занятий осужденного. Не конфискуют транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов.
Изъятие земельного участка для государственных нужд
Инициатором процедуры по изъятию земли в данном случае могут быть федеральные органы либо представители местного самоуправления. Закон предусматривает ряд случаев, когда изъятие земельного надела может быть проведено в ускоренном режиме, не прибегая к судебным разбирательствам.
Решение об изъятии земельного участка принимается органами власти федерального, регионального или районного значения. Порядок проведения процедуры регулируется ст. 279 ГК РФ и ст. 49, 56.2 Земельного кодекса РФ.
Решение об отчуждении земельного надела государственными органами или муниципалитетом должно быть представлено в письменной форме правообладателю не позднее, чем за 12 месяцев до процедуры изъятия.
Изъятие земельного участка в 2021 году государством или муниципалитетом является процедурой не безвозмездной и предусматривает возмещение правообладателю ущерба в качестве компенсации в размере рыночной стоимости участка. Кроме того, владелец недвижимости имеет право на возмещение упущенной коммерческой выгоды.
Обязанность собственника по целевому использованию земельного участка: предпосылки установления
Понятие права собственности раскрыто в ст. 209 Гражданского кодекса РФ. Номинально собственник свободен в своих действиях. Он вправе владеть и пользоваться имуществом, обременять его, отчуждать безвозмездно или за плату, распоряжаться другими способами по своему усмотрению.
Вместе с тем, реализация названных правомочностей не должна противоречить закону, нарушать интересы третьих лиц или наносить ущерб окружающей среде.
В отечественной правовой системе полная свобода действий возможна только в отношении движимого имущества, не отнесенного к источникам повышенной опасности. Такими вещами можно пользоваться или на время отложить, переделать, сломать, выбросить. В отношении объектов недвижимости действуют более строгие правила.
- Они имеют обязательное к соблюдению целевое назначение, зафиксированное в ЕГРП, ГКН, правоустанавливающих документах. Так, земли разделены согласно категориальной принадлежности.
- Общая процедура отказа от права собственности на имущество (ст. 236 ГК РФ) применяется к недвижимости с оговорками. Правомочности и обязательства отказника в отношении объектов недвижимости прекращаются после внесения соответствующих сведений в ЕГРП.
- Оставленная без присмотра недвижимость может быть поставлена на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйной. Если по прошествии года собственник не объявится, она переходит в собственность территориальной общины по решению суда (ст. 225 ГК РФ).
Правовое положение земельных участков обусловлено принадлежностью к объектам недвижимости. Кроме того, им присущи особые характеристики:
- неразрывная связь с природой, экологическая значимость;
- неуничтожаемость (речь может идти об ухудшении качества почв, засорении, эрозии грунтов, затоплении и подобном, но не о прекращении существования участка);
- незаменимость в качестве территориальной базы и средства производства сельскохозяйственной продукции.
Специфика земельных участков как объектов гражданских прав привела к закреплению особенностей реализации прав и обязанностей землепользователей в пределах главы VI Земельного кодекса РФ.
Апелляция подтвердила законность решения суда первой инстанции
Комитет не согласился с вынесенным решением и подал жалобу в вышестоящий суд. Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 29 марта 2018 года оставил решение первой инстанции в силе.
Вместе с тем апелляционный суд установил, что к первоначальному решению не был приложен проект соглашения об изъятии помещения и исправил решение суда.
К постановлению апелляции был приложен проект соглашения, по которому Комитет обязуется оплатить собственнику возмещение на условиях, указанных в решении суда. Дополнительно определены сроки перечисления платы, права и обязанности сторон, порядок перехода права собственности на объект и ответственность за нарушение условий соглашения.
Как видно из приведенного примера, собственник отстоял свое право на равноценное возмещение ввиду изъятия недвижимости для федеральных нужд, несмотря на то, что первоначальный отчет об оценке имущества был оформлен экспертной организацией и прошел экспертизу.