Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Забалансовые счета в бюджете в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Бюджетные организации могут списывать задолженности, признанные нереальными ко взысканию, отражая их за балансом. Для учета такого рода долгов применяется забалансовый счет 04 списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов (п.339 Инструкции № 157н). Он необходим для наблюдения за возможностью возврата долгов. Если возобновится взыскание или в счет погашения долга поступят средства, задолженность списывается.
Забалансовый счет 04 в бюджетном учреждении
Рассмотрим практический пример.
Исковая давность по задолженности в размере 4 570 руб. истекает 25.11.2017 г. По приказу директора ее необходимо списать на основании документов, подтверждающих признание дебитора неплатежеспособным. В учете необходимо произвести следующие записи, используя забалансовый счет 04:
- списание долга, признанного нереальным к взысканию – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно учет задолженности за балансом – Дт 04 (4 570 руб.);
- закрытие счета – Дт 2 401 30 000 Кт 2 401 20 273 (4 570 руб.).
Допустим, в декабре 2017 года дебитор произвел возврат денег, выданных ему авансом за поставку материалов. Восстановить задолженность следует так:
- восстановление долга на счетах – Дт 2 401 20 273 Кт 2 206 31 000 (4 570 руб.);
- одновременно списание задолженности – Кт 04 (4 570 руб.)
Особенности для бюджетных учреждений
Использование забаланса в бухучете бюджетного учреждения регламентируется Инструкцией 157н (раздел 7). В этом разделе приведен список ценностей, которые не должны учитываться в составе балансовых счетов. По действующему законодательству, учреждения имеют право корректировать данный перечень и при необходимости включать в него иные товарно-материальные ценности.
В соответствии с п. 373 Инструкции 157н в редакции 31.03.2018, на забалансовых счетах бюджетных учреждений ведется бухучет:
- ценностей, находящихся в организации без права оперативного управления (аренда, бесплатное пользование и т. д.);
- ценностей, которые учитываются вне балансовых счетов (основные средства в сумме до 10 000 руб., бланки строгой отчетности, призы, путевки и т. д.);
- обязательств, ожидающих исполнения.
Знаете, сколько забалансовых счетов существует с 2015 года? Сейчас в бюджетном учете применяется 31 счет!
Ознакомиться со всеми счетами, которые используются при ведении учета в бюджетном учреждении можно в таблице.
№ ЗСЧ |
Наименование |
---|---|
01 |
«Имущество, полученное в пользование» |
02 |
«Материальные ценности, принимаемые на хранение» |
03 |
«Бланки строгой отчетности» |
04 |
«Задолженность неплатежеспособных дебиторов» |
05 |
«Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению» |
06 |
«Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности» |
07 |
«Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» |
08 |
«Путевки неоплаченные» |
09 |
«Запасные части к транспортным средствам» |
10 |
«Обеспечение исполнения обязательств» |
11 |
«Государственные муниципальные гарантии» |
12 |
«Спецоборудование для выполнения НИР по договорам заказчиками» |
13 |
«Экспериментальные устройства» |
14 |
«Расчетные документы, ожидающие исполнения» |
15 |
«Расчетные документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете государственного (муниципального) учреждения» |
16 |
«Переплаты пенсий и пособий вследствие неправильного применения законодательства о пенсиях и пособиях, счетных ошибок» |
17 |
«Поступления денежных средств» |
18 |
«Выбытия денежных средств» |
19 |
«Невыясненные поступления бюджета прошлых лет» |
20 |
«Задолженность, невостребованная кредиторами» |
21 |
«ОС стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации» |
22 |
«Материальные ценности, полученные по централизованному снабжению» |
23 |
«Периодические издания для пользования» |
24 |
«Имущество, переданное в доверительное управление» |
25 |
«Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)» |
26 |
«Имущество, переданное в безвозмездное пользование» |
27 |
«Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)» |
30 |
«Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц» |
31 |
«Акции по номинальной стоимости» |
40 |
«Активы в управляющих компаниях» |
42 |
«Бюджетные инвестиции, реализуемые организациями» |
Понятие забалансовых счетов
Забалансовыми счетами в казенных учреждениях называются счета, которые не включены в бухгалтерские балансы данных учреждений. Они используются для отслеживания и учета финансовых операций, которые не связаны с основными операциями учреждений.
Забалансовые счета могут быть разного типа и служить различным целям. Например, на таких счетах могут отражаться долги и обязательства учреждений перед третьими лицами, временные переводы средств, операции по закрытию учреждений и т.д. Они помогают учреждениям управлять своими финансами и позволяют проводить финансовые операции, необходимые для нормального функционирования учреждений.
Эти счета не отражаются в отчетности перед государственными органами и не влияют на оценку финансового состояния учреждений. Однако они имеют важное значение для внутреннего учета и контроля финансовых операций учреждений.
Для учета забалансовых счетов применяются специальные программы и системы, которые позволяют отслеживать и регистрировать все финансовые операции, связанные с данными счетами. Это позволяет учреждениям быть прозрачными и отчетливыми в своей финансовой деятельности, а также предоставлять необходимые данные для аудита и контроля.
- Забалансовые счета являются важной частью финансового учета казенных учреждений.
- Они позволяют учреждениям проводить финансовые операции, не связанные с основными операциями учреждений.
- Правильный учет и контроль забалансовых счетов обеспечивают финансовую стабильность и прозрачность деятельности учреждений.
Актуальная информация на 2024 год
На сегодняшний день важно быть в курсе актуальной информации на 2024 год о забалансовых счетах в казенных учреждениях. В связи с изменениями в законодательстве и учетной политике, а также с развитием цифровых технологий, постоянно возникают новые требования и рекомендации для организаций.
Казенные учреждения, в которых имеются забалансовые счета, должны обращать особое внимание на следующие аспекты:
1. Ведение учета. Необходимо строго соблюдать требования по учету и отчетности, установленные Министерством финансов Российской Федерации. Правильное ведение учета позволяет предоставлять достоверную информацию о движении средств и состоянии счетов, а также своевременно формировать отчетность.
2. Операционные процедуры. Забалансовые счета в казенных учреждениях могут использоваться для осуществления различных операций, например, приема платежей, выплаты заработной платы, заключения договоров и т.д. Важно разработать четкие операционные процедуры, которые будут регламентировать каждое действие средствами на забалансовом счете.
3. Контроль и аудит. Для обеспечения прозрачности и надлежащего использования забалансовых счетов необходимо проводить регулярный контроль и аудит. Это позволяет выявить возможные нарушения и снизить риски по неправомерному расходованию средств или мошенничеству.
4. Использование цифровых технологий. Современные информационные технологии позволяют автоматизировать процессы учета и управления забалансовыми счетами. Использование специализированных программ и систем помогает снизить вероятность ошибок и повысить эффективность работы.
5. Повышение квалификации сотрудников. Для эффективного использования забалансовых счетов необходимо иметь квалифицированный персонал. Постоянное повышение квалификации, участие в специализированных семинарах и тренингах позволяют сотрудникам быть в курсе последних изменений в законодательстве и использовать новые инструменты учета.
Актуальная информация на 2024 год по забалансовым счетам в казенных учреждениях помогает организациям следовать требованиям и рекомендациям, эффективно управлять финансовыми ресурсами и обеспечивать прозрачность и надежность учета.
Новые требования и изменения
На 2024 год в области забалансовых счетов в казенных учреждениях вступили в силу новые требования и изменения. Эти изменения вносятся в целях улучшения финансового управления и обеспечения прозрачности в использовании государственных средств.
Одним из главных изменений является введение обязательного учета всех операций по забалансовым счетам. Теперь казенные учреждения должны подробно отражать все доходы и расходы на данных счетах. Это позволит более точно учитывать и контролировать использование государственных средств.
Дополнительно, вступили в силу требования по ежемесячному подведению итогов использования забалансовых счетов. Теперь каждое казенное учреждение обязано составлять отчет по доходам и расходам на данных счетах за каждый месяц. Это поможет руководителям учреждений более оперативно оценивать финансовое положение и принимать решения на основе актуальных данных.
Также, казенные учреждения должны соблюдать новые требования по оформлению и поддержке документации по использованию забалансовых счетов. Все операции должны быть достаточно документированы и аргументированы, что обеспечит прозрачность и исключит возможные нарушения в использовании средств.
Забалансовые счета 17 и 18
Согласно изменениям, внесенным Приказом N 124н в п. п. 365 и 367 Инструкции N 157н, забалансовые счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» и 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» теперь открываются не только к аналитическим счетам счета 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», но и к счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».
Счет 17 (с учетом поправок касательно его применения) предназначен для аналитического учета поступлений денежных средств (возврата указанных поступлений) на банковские счета субъекта учета, на лицевой счет, открытый ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), на счет операций с наличными денежными средствами, а также в кассу субъекта учета.
Новые положения по применению счета 17 добавлены и Приказом N 16н. Согласно обновленной редакции п. 365 Инструкции N 157н данный счет предназначен для учета учреждением, получателем бюджетных средств операций по поступлению на его банковские счета бюджетных средств (их возвратов), предоставленных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, на осуществление подведомственным ему распорядителем (получателем) бюджетных средств выплат по расходам и (или) источникам финансирования дефицита бюджета, а также для учета операций по возврату дебиторской задолженности по расходам прошлых лет.
Формирование первичных документов на бумажном носителе
При установлении правил документооборота автономным учреждениям необходимо учитывать положения Приказа Минфина России от 30.03.2015 № 52н, предусматривающие приоритетность формирования первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета по унифицированным формам в виде электронных документов.
Формирование на бумажном носителе первичных учетных документов по унифицированным формам документов, утвержденным Приказом № 52н, допустимо в следующих случаях (Письмо Минфина России № 02-07-07/98091):
-
при обеспечении соблюдения требований законодательства РФ о защите обрабатываемых персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации с ограниченным доступом, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну;
-
при отсутствии технической возможности (при условии представления в бухгалтерию электронного образа такого документа).
* * *
В заключение определим основные мероприятия, которые необходимо реализовать для обеспечения успешного перехода на применение Приказа № 61н с 1 января 2023 года:
1. Привести учетную политику автономного учреждения в соответствие требованиям Приказа № 61н, в том числе внести дополнения в график документооборота с учетом использования электронных документов (определить сроки формирования, подписания, утверждения электронных документов, передачи первичных (сводных) учетных документов для их отражения в бухгалтерском учете).
2. Обеспечить наличие в программном продукте, используемом автономным учреждением для ведения бухгалтерского учета, реализованных форм электронных первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, которые обязательны к применению с 1 января 2023 года.
3. Обеспечить техническую возможность обмена электронными документами.
4. Определить список лиц, ответственных за формирование и подписание электронных документов.
5. Обеспечить всех сотрудников, составляющих и подписывающих электронные документы, простой ЭП или ЭЦП в соответствии с полномочиями на подписание и утверждение документов, определенных Приказом № 61н.
6. Обеспечить всех должностных лиц, утверждающих и согласовывающих электронные документы, ЭЦП.
7. Провести мероприятия по синхронизации справочников ГИИС «Электронный бюджет» и программного продукта, используемого в автономном учреждении для ведения бухгалтерского учета.
Обращаем внимание на то, что Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н вносятся изменения в Приказ № 61н.
В перечень форм электронных первичных учетных документов добавят формы:
-
0510448 – акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов;
-
0510450 – накладная на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов;
-
0510451 – требование-накладная;
-
0510452 – акт приемки товаров, работ, услуг;
-
0510453 – извещение о трансферте, передаваемом с условием;
-
0510521 – заявка – обоснование закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо.
В перечень электронных регистров бухгалтерского учета добавят формы:
-
0509211 – карточка учета капвложений;
-
0509214 – карточка учета права пользования нефинансовым активом.
Учет имущества учреждения
- Счет 01 «Имущество, полученное в пользование»
На счете учитывают имущество, которое учреждение получило в пользование, но это не объекты аренды:
- активы, которые по решению учредителя учреждение использует без закрепления права оперативного управления;
- ценности, что по законодательству не отражают на балансе учреждения: музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, права ограниченного пользования чужими земельными участками.
Такое имущество ставят на учет по акту приема-передачи или другому документу, который подтверждает получение имущества и прав на него. Активы отражают по стоимости, указанной в документах.
Учет ведут в разрезе объектов имущества, собственников (балансодержателей), местонахождений объектов, ответственных лиц, правовых оснований, КОСГУ, а также по инвентарным, серийным и реестровым номерам.
- Счет 02 «Материальные ценности, принимаемые на хранение»
Кроме имущества, которое учреждение получило на хранение, на счете 02 теперь нужно учитывать:
- материальные ценности, не соответствующие критериям активов;
- имущество, в отношении которого принято решение о списании до момента его демонтажа, утилизации или уничтожения.
Материальные ценности на хранении или для переработки учитывают на основании первичного документа, который подтверждает их получение: акта приема-передачи, договора и др.
Объекты отражают по стоимости, указанной в первичном документе. Если учреждение оформило акт в одностороннем порядке — по оценке: один объект, один рубль.
Материальные ценности, не соответствующие критериям активов, на счете 02 также отражают в условной оценке: один объект, один рубль.
Выбытие МЦ с забалансового учета отражают на основании оправдательных документов по стоимости, по которой они были приняты к забалансовому учету.
В карточке количественно-суммового учета объект, принятый на хранение или в переработку, отражают в разрезе владельцев (заказчиков), по видам, сортам и местам хранения.
Аналитический учет ведется в разрезе объектов имущества и их местонахождений, ответственных лиц, собственников, владельцев, иных лиц, правовых оснований.
- Счет 05 «Материальные ценности, оплаченные по централизованному снабжению»
Учет на счете ведут учреждения-заказчики снабжения. Материальные ценности отражают по документам, которые подтверждают отгрузку грузополучателю в сумме выплат на их покупку. Учет ведется в книге учета материальных ценностей по каждому грузополучателю и виду имущества.
Курсы для бухгалтеров
Профпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Расписание курсов
- Счет 06 «Задолженность учащихся и студентов за невозвращенные материальные ценности»
Задолженность принимают к учету в размере суммы расходов для восстановления или приобретения аналогичного имущества. Учет ведут в карточке учета средств и расчетов по видам поступлений, ценностей, учащимся.
- Счет 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры»
Изменения в инструкциях по учету в 2021 году
С.А.
Ратовская, консультант-эксперт Издательского Дома «Советник бухгалтера»В 2021 году вносятся существенные изменения во все инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях.
Изменения связаны с новым порядком применения КОСГУ, вступлением в силу с 2021 года нескольких федеральных стандартов бухгалтерского учета и уточнением порядка забалансового учета отдельных объектов. Минфином России утверждены следующие приказы об изменениях в инструкции: Наименование инструкцииПриказ Минфина РоссииЗарегистрировано в Минюсте России по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н 29.01.2021 за № 53597 по бюджетному учету, утв.
приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н 29.01.2021 за № 53598 по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утв.
приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н 29.01.2021 за № 53600по бухгалтерскому учету в автономных учреждениях, утв.
Общий порядок учета на забалансовых счетах бюджетного учета
Перечень стандартных забалансовых счетов утвержден Инструкцией № 157н:
- от 1 до 27, а также 29–31, 33, 38–40, 42, 45 и 53.
Инструкция не ограничивает права учреждения применять дополнительные забалансовые счета, но их нужно согласовать с учредителем и утвердить в учетной политике. Нарушения в учете по забалансовым счетам искажают отчетность, что грозит штрафами.
- Ко всем забалансовым счетам применяется простая схема учета: поступление отражают только по дебету, а выбытие — по кредиту, без корреспонденций.
- Данные по забалансовым счетам не обязательно отражать в журналах операций и Главной книге.
- Все материальные ценности и другие активы и обязательства, которые учитывают на забалансовых счетах, инвентаризируют в порядке и в сроки, установленные для объектов, учитываемых на балансе.
(, , , ) . (. 0504054).
, , , 3 201 02 000 ” , “, 3 304 01 000 ” , “.
2. – 100 000 . .
, . |
|||
: |
|||
1.1. |
3 201 04 510 |
3 304 01 730 |
100 000 |
1.2. |
10 |
100 000 |
|
: |
|||
2.1. |
3 304 01 830 |
3 201 04 610 |
100 000 |
2.2. |
10 |
100 000 |
.
. 0504051.
. . 115 – 117 . . . 87 – 90 1 N 148.
Роль забалансовых счетов в финансовом планировании бюджетных организаций
Забалансовые счета играют важную роль в финансовом планировании бюджетных организаций. Они позволяют отслеживать и контролировать движение денежных средств, не отраженных в бухгалтерской отчетности, но имеющих существенное значение для работы организации.
На забалансовых счетах записываются операции, которые не могут быть отражены в основной бухгалтерской системе. К таким операциям относятся, например, расходы, связанные с закрытием бюджетного года, но произведенные после составления финансового отчета, а также особые поступления и выплаты, не предусмотренные установленным порядком.
Записи на забалансовых счетах позволяют полнее сформировать финансовое планирование бюджетных организаций. Они помогают учесть все потенциальные доходы и расходы, учитывая специфику работы каждой организации. Благодаря этому, руководство бюджетной организации может прогнозировать свои финансовые ресурсы и планировать свою деятельность на будущее.
Для удобства и наглядности отслеживания финансовых операций на забалансовых счетах используется таблица. В ней указываются детали каждой операции, такие как дата, описание, сумма, а также ссылки на соответствующие документы. Такая структура позволяет легко ориентироваться в финансовых данных и обеспечивает прозрачность работы организации.
Важно отметить, что использование забалансовых счетов требует аккуратности и ответственности. Поскольку эти счета не отражаются в основной бухгалтерской отчетности, они должны быть тщательно контролируемы и документально обоснованы. При этом необходимо соблюдать все установленные правила и требования бюджетного учета.
Финансовые прогнозы: забалансовые средства
В 2024 году казенное учреждение планирует выйти на забалансовые средства в значительном объеме. Ожидается, что сумма, которую учреждение перенесет в забаланс, составит не менее 50 миллионов рублей. Это позволит учреждению расширить свои возможности и осуществить ряд важных проектов.
Забалансовые средства представляют собой дополнительные ресурсы, которые учреждение получает помимо основного бюджета. Они часто выделяются для реализации конкретных задач или проектов, которые не были учтены при составлении бюджета.
В случае казенного учреждения, забалансовые средства могут использоваться для приобретения нового оборудования, организации специальных мероприятий или проведения исследований и разработок. Эти средства позволяют более гибко управлять финансами учреждения и удовлетворить дополнительные потребности и запросы.
Ожидается, что забалансовые средства будут использоваться с умом и эффективно, чтобы обеспечить рост и развитие казенного учреждения. Важно отметить, что эти средства предоставляются на конкретные цели и должны быть использованы согласно установленным правилам и нормативам.
В целом, прогнозы по забалансовым средствам для казенного учреждения в 2024 году обнадеживающие. Учреждение сможет получить дополнительное финансирование и реализовать важные проекты, что положительно отразится на его деятельности и развитии.
В рамках бюджетного учета очень важно учитывать не только текущие расходы, но и запасы на определенную дату. Забалансовый учет позволяет отслеживать и контролировать величину запасов и их движение.
Забалансовый учет средств проводится с использованием счетов учета № 01, 04, 07 и 09. Счет № 01 используется для учета общих запасов и объемов средств на счетах учета расходов. Счет № 04 используется для учета запасов материальных ценностей, счет № 07 – для учета запасов нематериальных активов и счет № 09 – для учета запасов финансовых активов.
Важно отметить, что главный принцип учета и контроля запасов и расходов – это учет на основе фактического движения и наличия запасов и расходов. Таким образом, учет запасов и расходов основывается на реальных данных и фактических объемах.
Изменения в учете забалансовых счетов в счетах учреждений:
Состав забалансовых счетов у учреждений различается от состава забалансовых счетов учета в общем порядке согласно правилам бюджетного учета. В частности, счета забалансовые № 04 и № 21 у учреждений не используются.
В 2023 году вступило в силу положение № 01 и № 18 «Порядок учета и оценки безвозмездно получаемых (передаваемых) активов», которое учитывает изменения в учете забалансовых счетов. Также в 2023 году счета забалансовые № 07-09 были исключены из структуры забалансовых счетов.
В 2023 году в бюджетном учете меняются правила учета забалансовых счетов в учреждениях. В частности, учреждения должны учесть, что счет забалансовый № 20 – счет в учете запасов, и счета забалансовые № 22 – запасы малоценки, запасы на списание, запасы на передачу на бесплатное (возмездное) пользование – предполагается изменение применяемого порядка учета и оценки.
Таким образом, учет забалансовых счетов в расходах текущего периода – это сложная проблема, связанная с изменениями в правилах бюджетного учета и спецификой учета в учреждениях. Необходимо тщательно изучить инструкции и положения минфина, а также соблюдать установленные порядки учета и оценки при использовании забалансовых счетов.