- Жилишные споры

О государственной поддержке личного подсобного хозяйства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О государственной поддержке личного подсобного хозяйства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы заручиться материальной поддержкой государства, иметь возможность получить безвозмездную субсидию для персонального фермерского хозяйства, у гражданина в собственности должен быть земельный участок размером не больше 0,5 га. В некоторых областях на местах принято решение увеличить эту цифру в 5 раз (но не более).

Кто может претендовать на «Агростартап»?

Получить грант «Агростартап» может гражданин Российской Федерации, который постоянно проживает в сельской местности и намерен заняться (или уже занимается) сельским хозяйством.

Претендент на «Агростартап» не должен быть получателем какого-либо иного гранта по линии Минсельхоза (например, «Начинающий фермер» или «Семейная животноводческая ферма»).

Претендент на «Агростартап» не должен осуществлять предпринимательскую деятельность в течение последних трёх лет в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и (или) не являться учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является.

В отличие от гранта «Начинающий фермер», «Агростартап» может быть предоставлен и владельцу личного подсобного хозяйства – но с условием, что в течение 30 дней после того, как претендента на грант назовут гранополучателем, он зарегистрирует своё КФХ в Федеральной налоговой службе.

На что можно потратить грант

  • Приобрести земельные участки из земель сельхозназначения в Ростовской области
  • Оплатить разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции
  • Приобрести, построить или отремонтировать производственные и складские здания, помещения, пристройки, инженерные сети и т. д., а также оплатить регистрацию этих зданий, помещений.
  • Построить дороги и подъезды к производственным объектам
  • Подключить производственные объекты к инженерным сетям
  • Приобрести сельскохозяйственных животных (в том числе у ЛПХ – не более 5 голов сельхозживотных).
  • Приобрести сельскохозяйственную технику и инвентарь, грузовой автотранспорт, оборудование для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, посадочный материал для многолетних насаждений.

Какие требования предъявляются к участку под ЛПХ?

Особенностью участков, использующихся как база ЛПХ, является то, что они могут быть землями населенных пунктов, а также относиться к категории земель с/х предназначения.

Земельный надел для ЛПХ, законодательно разрешенный к использованию сельским тружеником, может находится за территорией сельских поселений (полевой участок), а также являться приусадебной землей.

На последнем – можно строить жилье, бытовые, вспомогательные и иные строения. Обязательное условие – соблюдение градостроительных регламентов, нормативов безопасности и экологии.

На полевом участке строить здания с фундаментом не разрешается. На землях сельхозназначения можно устанавливать теплицы, сарай, содержать пасеку.

Размер земельного участка для занятия подсобным хозяйством установлен в ст. 4 ФЗ №112 – полгектара. Однако нормами актов органов местного самоуправления допускается увеличение данной площади в пять раз. Этот норматив может быть разным для отдельных субъектов РФ. На территории Дальнего Востока, например, ограничение не действует.

Как получить субсидию от государства и банковский кредит на ЛПХ?

Материальные средства в виде субсидий, выдаваемые государством для ведения ЛПХ, могут возмещать расходы на посевной материал, скот, технические средства и пр. Средства господдержки в состоянии покрыть издержки фермера и частично, и полностью. Субсидирование происходит как на федеральном, так и на региональном уровне.

В местной администрации необходимо проконсультироваться с чего начать оформление субсидии. Чиновники подскажут, что кроме соответствующего заявления нужно будет подготовить пакет необходимых документов.

Перечень деловых бумаг зависит от региональных требований и вида материальной помощи. Ее ждать долго не придется, но все зависит от наполненности местной казны, особенностей региональной политики и иных факторов.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Государственная поддержка собственникам ЛПХ

Под понятие личного подсобного хозяйства (ЛПХ) подходят только те категории, когда на участке земли, приобретенном или взятым в аренду, производится непредпринимательская деятельность гражданина и членов его семьи, направленная на производство и переработку сельхозпродуктов.

Требования к способам ведения личного подсобного хозяйства изложены в Федеральном законе от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». Все процессы выдачи и распределения субсидий регулирует Минсельхоз России.

На основании этого закона финансовая помощь гражданам предоставляется в виде безвозмездных финансовых сумм, в качестве компенсации затрат на производство продукции.

Дополнительно некоторые регионы страны, к примеру, Рязанская область, Краснодарский край, Томская область и многие другие имеют ряд программ, направленных на поддержку местного крестьянского хозяйства. Для получения информации на местах следует обращаться в органы местного самоуправления.

Выплаты из местного бюджета могут отличаться от соседней области. Вот некоторые из видов форм поддержки на уровне сельской районной администрации, выделяемые домашним фермам:

  • на закупку скота (поросят, мелкий рогатый скот, крупный рогатый скот);
  • приобретение техники;
  • приобретение посевного материала.

Для того, чтоб получить материальную помощь необходимо обратиться в администрацию сельского поселения со следующими документами:

  • заявление о предоставлении выплаты;
  • справку — расчет;
  • справку о наличии скота в личном хозяйстве (прошедшего учет).

Следует помнить: некоторые документы имеют срок годности и поэтому важно первыми брать те, которые не имеют таких ограничений.
Все справки подаются в утвержденной местной администрацией форме.

Виды субсидий, предоставляемых владельцу личного подсобного хозяйства

Направления, в которых оказывается государственная поддержка, установлены ст. 7 Федерального закона № 112 от 7.07.2003.

Согласно положениям статьи, государственная поддержка ЛПХ ведется по следующим направлениям:

  • формирование всей необходимой инфраструктуры в непосредственной близости от ЛПХ (в частности, средства связи, транспортное сообщение, обеспечение электричеством, газом и водой и т.д.), а также на формирование сельскохозяйственных кооперативов, позволяющих облегчить процедуру переработки и сбыта произведенной продукции;
  • создание организационно-правовых, экологических и социальных условий, позволяющих обеспечить нормальное функционирование ЛПХ, а также предоставление владельцам таких хозяйств доступа к научным разработкам и технологиям.

Достоинства и недостатки

Ведение личного подсобного хозяйства на соответствующем земельном участке имеет свои достоинства и недостатки. Главным из них является то, что для начала деятельности нет необходимости ставить предприятие на налоговый учет. Для этого достаточно зарегистрировать право собственности на земельный участок, имеющий статус ЛПХ.

Участок, предназначенный для ведения личного подсобного хозяйства можно купить арендовать или взять в безвозмездное пользование.

Фермер имеет право продавать излишки произведенной сельхозпродукции. Причем, уплачивать налоги с доходов от их реализации не нужно.

Гражданин вправе в добровольном порядке вносить взносы в ПФР, за счет чего будет формироваться будущая пенсия.

Одним из недостатков ведения ЛПХ можно назвать то, что на продукцию, произведенную на такой земле, не выдают сертификаты качества. Отсутствие рассматриваемого документа создает сложности в реализации товаров.

Сам земельный участок можно использовать только в соответствии с его целевым предназначением. Причем, допускается производство лишь сельскохозяйственной продукции и ее переработка. Если человек планирует заниматься иной деятельностью, например, выпускать сельскохозяйственные удобрения, то ему необходимо регистрироваться в качестве ИП или юридического лица.

Нужно ли оформлять ЛПХ

В пределах деятельности ЛПХ каждый гражданин РФ имеет полное юридическое право осуществлять любую деятельность в сельскохозяйственном направлении. Изначально предполагается, что при ведении такой деятельности граждане производят товар для своих нужд, но излишки могут быть реализованы.
В сравнении с крестьянским видом фермерской деятельности, при ЛПХ нет необходимости регистрировать свою трудовую деятельность в налоговой инспекции. Помимо этого, на такой тип осуществления трудовой деятельности не распространяются требования по ведению отчетов и остальных документов.

Благодаря этому, ЛПХ предоставляет немало возможностей:

  • предоставляется возможность реализовывать сельскохозяйственную продукцию;
  • отсутствует необходимость в предоставлении отчетов;
  • санитарная и прочая служба не имеет права на внезапную проверку, поскольку человек не является индивидуальным предпринимателем;
  • ЛПХ находиться под поддержкой государственной и региональной власти (субсидиями). Более того, в некоторых районах РФ региональные органы местно самоуправления предоставляют даже торговые места на рынках.

Но при этом необходимо помнить: при ЛПХ налоги нужно уплачивать (на доходы). По большому счету, всю прибыль можно указать в декларации.

Порядок подготовки документов

По общему правилу, порядок предоставления земельных участков следующий:

  • подготовка схемы расположения земельного участка (если земельный участок предстоит образовать);
  • подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в местную администрацию;
  • принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
  • проведение кадастровых работ;
  • осуществление кадастрового учета земельного участка;
  • подача гражданином заявления о предоставлении земельного участка;
  • заключение договора купли-продажи, аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком.
Читайте также:  Как самозанятым платить налоги (и почему это выгодно!)

Введение. Правовое регулирование земель личного подсобного хозяйства

Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) по вопросам предоставления, использования и распоряжения земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства делает отсылку к федеральному закону «О личном подсобном хозяйстве» (п.7 ст.27 и п.3 ст.81 ЗК РФ).

О том, что эта проблема должна быть урегулирована специальным федеральным законом, сказано и во втором абзаце пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Необходимость принятия такого специального федерального закона подтверждается следующим.

Во-первых, садоводы, огородники и дачники руководствуются своим законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», владельцы жилья в многоквартирных домах также имеют свой закон «О товариществах собственников жилья» (кондоминиумах), для фермеров принят уже второй закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» только владельцы личных подсобных хозяйств до сих пор оставались «вне закона».

Во-вторых, личным подсобным хозяйством занимается 15,8 миллиона семей, которым предоставлено 6,8 миллиона гектаров земель (в среднем по 0,43 гектара на семью), или 3,3 процента от имеющихся в стране сельскохозяйственных угодий. На этой площади владельцы личных подсобных хозяйств производят 92 процента картофеля, 77 процентов овощей, 59 процентов мяса, 49 процентов молока, 42 процента яиц от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в России. Личные подсобные хозяйства отстают от фермеров и сельскохозяйственных предприятий только по показателям производства зерна, сахарной свеклы, подсолнечника, льноволокна, шерсти и некоторых других сельскохозяйственных культур.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» был разработан и принят Государственной Думой в 1999 году. Однако Президент Российской Федерации письмом от 06.01.1999 N Пр-16 отклонил его и вернул в Государственную Думу. Потребовалось целых четыре года работы четырехсторонней согласительной комиссии (представители Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства Российской Федерации).

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

В комментируемой статье установлено, что правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве», другими федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Данная норма развивает положения подпункта в) части первой статьи 72 и части второй статьи 76 Конституции Российской Федерации о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам владения, пользования и распоряжения землей и статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации о перечне нормативных правовых актов, входящих в понятие «земельное законодательство».

Согласно статьям 90 и 115 Конституции Российской Федерации к нормативным правовым актам Российской Федерации относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации при условии, что они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Согласно пункту 7 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации министерства и иные федеральные органы исполнительной власти также могут издавать акты, в случаях и в пределах, прямо предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут издавать акты, содержащие нормы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, во исполнение настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы, связанные с ведением личного подсобного хозяйства, во исполнение настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий.

Учитывая верховенство Конституции Российской Федерации, в перечисленных законах и нормативных правовых актах нельзя изменять концептуальные положения Конституции Российской Федерации, которые в отношении земель личного подсобного хозяйства сводятся к следующему:

1) земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст.9);

Читайте также:  За чей счет происходит замена электросчетчика на лестничной площадке

2) право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст.35);

3) граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ст.36);

4) владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст.36);

5) условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.36);

6) права граждан (в том числе на землю) могут быть ограничены федеральным законом только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст.55);

7) по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76);

8) указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральным законам (статьи 76, 90 и 115).

Указанные принципы Конституции Российской Федерации в полном объеме отражены и закреплены в Федеральном законе «О личном подсобном хозяйстве».

ФЗ о личном подсобном хозяйстве

Подобная деятельность регулируется законом. А именно — 112 ФЗ РФ под названием «О личном подсобном хозяйстве», вышедшим в 2003 году (7 июля). В первом пункте статьи номер 2 данного нормативного акта приводится определение понятия личного подсобного хозяйства. ЛПХ — это форма деятельности, связанной с производством и переработкой сельхозпродукции. Причем данная деятельность считается непредпринимательской.

Ведется ЛПХ (личное подсобное хозяйство) гражданином в одиночку либо с привлечением членов семьи с целью удовлетворения собственных потребностей личного характера на участке земли, приобретенном либо предоставленном специально для данной цели.

Та сельхозпродукция, что выращивается и перерабатывается, в данном случае относится к собственности ведущего ЛПХ гражданина, а процесс ее реализации не является предпринимательской деятельностью. Регистрировать ЛПХ отдельно не следует. Право заниматься подобной деятельностью (производство и переработка сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией) возникает сразу же после регистрации права собственности либо аренды на указанный земельный участок. Согласно упомянутому ФЗ номер 112 гражданин, ведущий ЛПХ, — это товаропроизводитель в сфере сельского хозяйства (аналогично фермеру либо сельхозпредприятию).

Что еще следует знать владельцу ЛПХ

В случае реализации на рынке выращенной вами продукции применение контрольно-кассовой техники не требуется — она обязательно должна быть лишь у организации или у ИП, которым вы в данный момент не являетесь.

Отсюда вывод — если вся совокупность земельных участков в вашей собственности либо аренде не превышает размера, установленного согласно закону субъекта РФ, то данная форма самозанятости — в виде организации ЛПХ — может стать оптимальным вариантом, так как одно из несомненных преимуществ ее — отсутствие регистрации и налогообложения.

При этом государственным органам и местной администрации запрещено вмешиваться в деятельность ведущего ЛПХ гражданина, кроме случаев, предусмотренных по закону. В их полномочиях — контролировать соблюдение такими гражданами юридических норм.

Каждому участку в РФ предусмотрена определённая категория земель и указаны виды разрешённого законодательством использования.

На участке земли граждане могут работать в соответствии с имеющимся видом. Для этого должен быть предусмотрен данный вид разрешённого использования для данного участка. Он может относиться к одной из двух категорий:

  • земли поселений;
  • земля сельскохозяйственного назначения.

В первом случае такой участок называют приусадебным, во втором – полевым.

По данным статистики в 2012 году личные подсобные хозяйства выработали более 50% всей сельскохозяйственной продукции страны. Общая площадь таких участков в это время составляла 42 миллиона га.

Участок ЛПХ может быть использован не только для ведения хозяйства, но и для получения дохода. Для этого должны соблюдаться условия:

  1. На участке не должен использоваться наёмный труд;
  2. Доход может быть получен только путём реализации излишков, полученных в результате хозяйственной деятельности, но не может быть результатом предпринимательства.

Освобождение от налогообложения таким образом зафиксировано в 13 пункте статьи 217 Налогового Кодекса РФ.

На этом участке можно возводить жилой дом или хозяйственные строения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *