- Уголовное право

Банкротство юридических лиц: признаки, процедуры, виды

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство юридических лиц: признаки, процедуры, виды». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Необходимость признать официально несостоятельность и банкротство юридического лица возникает, если фирма не имеет возможности рассчитываться по счетам. При этом учредители не видят перспектив дальнейшего развития своего бизнес-проекта на рынке. Появляется большая задолженность перед разными кредиторами и в выплате заработной платы сотрудникам. Собственник задумывается об этой неприятной и хлопотной процедуре как о варианте закрыть свое предприятие с долгами.

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Не признаются объектом обложения НДС операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами) (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Это правило было введено с 01.01.2015 Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ.

НДС не уплачивается только если должник признан банкротом. Это решение принимается перед стадией банкротства Конкурсное производство. На всех остальных стадиях банкротства НДС должником уплачивается.

Контролирующие органы считают, что работы и услуги, выполненные банкротом, облагаются НДС, так как в пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ не предусмотрено их освобождение от налогообложения (Письма Минфина России от 30.10.2015 N 03-07-14/62525, от 06.05.2015 N 03-07-11/26074, ФНС России от 17.08.2016 N СД-4-3/15110@).

НДС до 01.01.2015

До 01.01.2015 реализация имущества банкротов облагалась НДС, но этот НДС удерживал и уплачивал налоговый агент (п. 4.1. ст. 161 НК РФ — отменен с 01.01.2015).

Какие бывают банкротства

Банкротство можно подразделить на виды по разным основаниям: по временной позиции, по инициатору, по истинности.

  1. Протяженность банкротства. В зависимости от того, можно или нет принять какие-либо реальные и целесообразные меры для восстановления финансовой состоятельности организации, банкротство может быть:
    • реальным (окончательным) – когда арбитражный суд вынес такое решение в соответствии с ФЗ № 127, а потери капитала, допущенные вследствие ошибок управления, нельзя восполнить никакими приемлемыми воздействиями;
    • временным (условным, обратимым) – когда в данный момент обязательства превышают реальные активы, но путем внешнего регулирования и администрирования ситуацию еще можно исправить и восстановить платежную состоятельность фирмы.
  2. Кто испытывает банкротство, предполагает Гражданский Кодекс РФ.В Законе предусмотрена эта процедура для:
    • рядовых граждан;
    • ИП-физлиц;
    • юридических лиц.
  3. Истинность банкротства определяется преследуемыми целями. Одно дело, когда потери капитала и невозможность удовлетворить кредиторов вызвана объективными причинами, и другое, когда такие условия создаются умышленно и даже преднамеренно. По этому основанию можно выделить:
    • истинное банкротство – см. реальное;
    • преднамеренное банкротство – руководство специально приводит предприятие в такую ситуацию, когда пассивы превышают активы, это может осуществляться различными путями (хищения, махинации и пр.), всегда противозаконными;
    • фиктивное банкротство – инициация процедуры признания несостоятельности, не соответствующей реальному положению вещей, с целью получения отсрочек, рассрочек или поблажек от контрагентов (также преследуется законом).

Последствия банкротства юридического лица

Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.

К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:

  • Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
  • Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
  • Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.

Понятие и основания несостоятельности (банкротства) юридического лица

Специальный случай ликвидации юридического лица — его несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования

  • кредиторов по денежным обязательствам,
  • о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или)
  • исполнить обязанность по уплате обязательных платежей

Внешнее управление по своей сути есть важнейшая форма предупреждения банкротства в рамках узаконенных процедур банкротства.

Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие возможности восстановить платежеспособность предпринимателя – должника с тем, чтобы он мог продолжить свою экономическую деятельность. Восстановление платежеспособности и есть конечная цель этой процедуры банкротства. Внешнее управление вводится на срок до двенадцати месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Читайте также:  Розміри соціальних виплат на 2023 рік

С момента введения внешнего управления снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, а аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве.

Серьезные последствия введения внешнего управления – установление моратория, т. е. приостановление исполняемых должником денежных обязательств и платежей.

В процедуру внешнего управления, как и при наблюдении первым начинает активно действовать внешний управляющий. Он назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

С самого момента введения внешнего управления: руководитель должника отстраняется от должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаются полномочия органов управления должника.

Некоторые полномочия внешнего управления могут быть сведены в две группы.

Первая связана с ревизией, проверкой действий совершенных хозяйствующим субъектом – должником и приведших к его банкротству или способствовавших этому.

Вторая группа – составленная инициативная компетентная деятельность по выводу хозяйствующего субъекта из неплатежеспособного состояния.

В Законе о приватизации указаны 4 способа приватизации предприятий – это:

1. Продажа предприятия по конкурсу.

2. Продажа предприятия на аукционе.

3. Продажа долей (акций) в капитале предприятия.

4. Выкуп имущества предприятия.

Решение о выборе способа приватизации предприятия и формы платежа принимает соответствующий комитет по управлению гос. имуществом по результатам работы комиссии по приватизации, созданной на предприятии в соответствии с гос. и местными программами приватизации, нормативными актами. При выборе рекомендуемого способа учитываются: мнения трудового коллектива приватизируемого предприятия, предложения покупателей, отраслевые особенности объекта приватизации, оценка его уставного капитала, социально-экономическое значение предприятия для территории, мнение представителя фонда имущества.

До продажи предприятия или его имущества соответствующий комитет по управлению имуществом осуществляет в предусмотренных законом случаях реорганизацию или ликвидацию предприятия, учреждает акционерное общество и передает его акции и права учредителя, либо приватизируемое предприятие, либо ликвидированного предприятия Российскому фонду федерального имущества или другим соответствующим фондам имущества. Последние выступают в качестве продавца предприятия или его имущества. В частности, обязательному преобразованию предприятий в акционерные общества подлежат гос. и муниципальные предприятия, имущество которых будет приватизировано в форме продажи акций (долей капитала) акционерного общества. Положение о продаже акций в процессе приватизации утверждено распоряжением Госкомимущества России от 4 ноября 1992 г.

Успешное проведение приватизации гос. собственности во многом зависит от своевременного, полного, достоверного информирования широких слоев населения об объектах, подлежащих приватизации, сроках и способах приватизации. В ст. 18 Закона о приватизации установлено, что информация о предлагаемых к продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества. Информация о приватизации предприятий с уставным капиталом, превышающим 50 млрд. руб., публикуется в бюллетене федерального фонда имущества.

Публикация должна состояться не позднее чем за один месяц до даты конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу. При приватизации объектов муниципальной собственности соответствующим комитетом по управлению имуществом может устанавливаться более короткий срок, но не менее 2 недель.

Подлежат опубликованию в бюллетенях фондов имущества следующие сведения о приватизируемых предприятиях:

а) величина площади земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;

б) состояние денежных средств;

в) наличие принадлежащих предприятию долей в капитале др. предприятий;

г) нематериальные ценности (патенты, торговые марки и др.);

д) обязательства предприятия (торговые, бюджетные, кредитные);

е) балансы предприятия за последний год;

ж) укрупненная номенклатура выпускаемой продукции;

з) среднесписочная численность работников.

Кроме этих сведений могут быть предусмотрены и иные данные, определяемые Госкомимуществом. Последнее утверждает и форму предоставления необходимых документов.

По предоставлению Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и его территориальных органов публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке. Эти данные нужны покупателям потому, что Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года предусматривает для хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара (если его доля превышает 35 %), определенные ограничения, и покупатели таких предприятий должны сознавать возможность применения к ним предусмотренных законом мер.

Согласно постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 г. на всех предприятиях и в организациях независимо от форм собственности должна производиться переоценка основных фондов (средств) по состоянию на 1 июля 1992 г. Утвержден специальный порядок проведения переоценки основных фондов с применением коэффициента перерасчета балансовой стоимости в восстановительную стоимость. В постановлении указано, что приватизация предприятия и организаций в соответствии с Государственной программой приватизации на 1992 г. осуществлялась без учета переоценки.

Приобретение предприятий по конкурсу

Продажа предприятий по конкурсу встречается сравнительно редко, хотя регулирование в Законе способов приобретения предприятий начинается со статьи о конкурсе.

По конкурсу продаются предприятия, а также имущество (активы) ликвидируемых предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых соответствующим комитетом по управлению имуществом. Такими условиями могут быть:

♦ сохранения профиля предприятия или назначения объекта;

♦ числа рабочих мест;

♦ финансирование объектов социальной сферы;

♦ необходимые размеры инвестиции.

Например, в конкурсах, проведенных при приватизации предприятий в Нижнем Новгороде, в качестве условий встречалось сохранение исторического облика зданий, профиля и др.

Общий порядок проведения конкурса регулируется «Временным положением о приватизации гос. и муниципальных предприятий в РФ по конкурсу», являющимся приложением № 5 к Указу Президента РФ от 29 января 1992 г. «Об ускорении приватизации гос. и муниципальных предприятий». Следует различать коммерческий конкурс, в том числе с ограниченным числом участников, и некоммерческий инвестиционный конкурс (инвестиционные торги).

Приобретение предприятий на аукционе

Продажей на аукционе является приобретение гражданами или юридическими лицами в частную собственность на открытых торгах объектов приватизации в случаях, когда от покупателей не требуется выполнение каких-либо условий по отношению к объекту приватизации. При этом право собственности передается покупателю, который предложил в ходе торгов максимальную цену. В настоящее время подавляющее большинство (70–80 %) предприятий торговли, сферы услуг, бытового обслуживания приватизируется путем продажи их на аукционе.

Продаже на аукционе подлежат:

а) предприятия, подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;

б) оборудование, здания, сооружения, лицензии, др. активы ликвидированных предприятий и их подразделений;

в) объекты незавершенного строительства;

г) доли, паи, акции акционерных обществ, создаваемых при преобразовании гос. и муниципальных предприятий. Открытый аукцион проводится, как правило, при продаже активов ликвидированного предприятия, небольших предприятий (с численностью менее 200 человек), акций акционерных обществ.

Решение о приватизации конкретных предприятий принимает соответствующий комитет по управлению государственным имуществом, а продавцом на аукционе выступает соответствующий фонд имущества. Последний составляет и публикует информационное сообщение об объекте, предлагаемом для продажи на аукционе не позднее, чем за три недели до объявления даты продажи. В сообщении указываются все основные сведения о реализуемом товаре, в том числе наименование, местонахождение, площадь земельного участка, объем и основная номенклатура выпускаемой продукции, услуг, работ, численность и состав работающих, перечень и оценочная стоимость основных фондов, состояние финансов, запасов материальных ценностей и др. Возможные покупатели могут предварительно за плату (не более 500 руб.) осмотреть и ознакомиться с приватизированным объектом.

Читайте также:  Какая уголовная ответственность предусмотрена за простое убийство?

Наблюдение и мировое соглашение

Процедура банкротства физического лица в России или неплатежеспособности компании подразумевает первым этапом наблюдение. Временный управляющий, который назначен арбитражным судом, анализирует документацию, договоры, сделки, а также приостанавливает дела, связанные со штрафными санкциями. Также на данном этапе снимается арест на имущество и принимаются все важные решения по вопросам работы компании на собрании кредиторов. Этот этап позволяет в полной мере провести анализ финансового состояния организации и принять эффективное решение, касательно восстановления платежеспособности и целесообразности принимать крайние меры в виде ликвидации юридического лица.

Мировое соглашение, как процедура позволяет решить вопрос задолженности, грамотно распределить выплаты и по обоюдному согласию оформить график погашения обязательных платежей.

Конкурсное производство — финальная стадия судебных тяжб

Процедура банкротства физического лица в России имеет этап, который подразумевает реализацию активов компании и прекращение деятельности. Имущество продается на свободных торгах, а купить его могут все желающие, подавшие заявку. Согласно закону о банкротстве, денежные средства, полученные в результате таких аукционов, направлены на погашение долга и уплату судебных издержек. Лицо, которое проводит организацию торгов и всех необходимых процедур, называют конкурсным управляющим. Конкурсные кредиторы получают выплаты по своим взысканиям в порядке очереди, прописанной в действующем законодательстве.

Такой этап происходит чаще всего на онлайн-платформах, на которых участникам нужно пройти регистрацию и получить специальную электронно-цифровую подпись.

Законодательное регулирование банкротства

В число оснований принудительной и добровольной ликвидации предприятий (юридических лиц) включена их несостоятельность (банкротство). Она представляет собой неспособность удовлетворить свои долги в полной мере, что признает арбитражный суд. Также она предусмотрена для физических и юридических лиц, которые не способны исполнить обязанности, касающиеся уплаты обязательных платежей.

Замечание 1

Если суд признает компанию банкротом, то далее следует процедура ликвидации, основная цель которой состоит в справедливом распределении оставшегося имущества между его кредиторами. Распределение происходит в рамках конкурсного производства.

Правовые основы банкротства заложены в Федеральном законе от 08 января 1998 № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также эти вопросы частично рассматривает Гражданский Кодекс, включая 25, 56, 61, 64, 65 и другие статьи. Сегодня в большей мере отношения в сфере несостоятельности регулирует № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», принятый в 2002 году (далее – Закон о банкротстве).

Помимо рассмотренного Закона можно выделить отдельно специальный – Федеральный закон № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Закон о банкротстве представляет собой комплексный акт, который включает нормы процессуального и материального нрава. Использование АПК к отношениям несостоятельности обладает субсидиарным характером: он применим к вопросам, которые не способен регулировать Закон о банкротстве. Действующее законодательство устанавливает, что все дела о несостоятельности должен рассматривать только арбитражный суд.

Что такое финансовое оздоровление

Оздоровление – это процедура, направленная на финансовую реабилитацию предприятия. В этом случае проводится восстановление платежеспособности компании и погашение имеющихся долгов перед кредиторами. Данная процедура может применяться только в том случае, когда у предприятия имеется любое залоговое имущество, банковская гарантия или любое другое поручительство. Максимальный срок для ее проведения – 2 года.

На этапе оздоровления контроль за всей деятельностью компании осуществляет финансовый управляющий. Он также составляет план выхода из финансового кризиса и предлагает методы, которые можно использовать для выплаты долгов кредиторам. Вся эта информация направляется на утверждение в арбитражный суд и собранию кредиторов. В случае если одобрение получено, план внедряется в действие и по итогам выполненной работы отправляется отчет в суд.

На этом этапе также нет блокировки счетов, ареста имущества и ограничения функций руководителя предприятия. Управляющий производит контроль за выполнением своевременного погашения задолженности, отчитывается перед арбитражным судом и собранием кредиторов. Если юридические лица не придерживаются установленного графика погашения долгов перед кредиторами, по согласованию с судебным органом управляющий инициирует следующий этап в деле о банкротстве — внешнее управление.

На практике процедура финансового оздоровления применима довольно редко. На ее осуществление потребуется достаточное количество денежных средств, в первую очередь на оплату услуг управляющего. А у несостоятельного должника обычно нет свободных средств.

Субсидиарная ответственность является разновидностью личной ответственности собственников и руководителей компании. Этот вид ответственности подразумевают круговую поруку «верхушки» компании по оплате долгов кредиторам личным имуществом в случае утраты платежеспособности и недостаточности активов фирмы для их погашения.

Солидарная ответственность всех привлеченных к выплатам должников означает, что при исполнении обязательств в своей части хотя бы одним лицом из группы солидарных должников, он вправе требовать оплаты долгов с других участников этой группы. Данная норма субсидиарной ответственности предусмотрена пунктом 2 статьи 325 ГК РФ.

Правовые основы несостоятельности (банкротства)

По результатам конкурсного производства при завершении процедур банкротства и вынесения об этом определения арбитражного суда сведения о компании исключают из ЕГРЮЛ, то есть деятельность фирмы полностью прекращается. Однако при этом ее долги считаются погашенными, даже те, которые не были покрыты в результате продажи активов.

Процедура признания банкротом регулируется обширным перечнем нормативных правовых актов: федеральными законами (в первую очередь Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»), Гражданским кодексом, постановлениями правительства и другими нормативными правовыми актами.

Что же законодатель понимает под банкротством? Это — неспособность должника в полном объеме произвести выплату по своим долговым обязательствам в срок до трех месяцев с момента возникновения последних. Долги могут быть перед кредиторами, перед работниками, в том числе бывшими (зарплата и/или выходные пособия), перед государством (налоги, сборы и иные обязательные платежи).

Заявление о признании компании банкротом имеют право подать должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы, а также работник, бывший работник должника, имеющие требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда. Для начала процедуры банкротства необходимо соблюдение следующих условий:

  • Неисполненные требования к должнику составляют не меньше 300 тысяч рублей (в некоторых случаях этот порог может быть выше или отсутствовать) и/или обязательные выплаты по долгам или зарплате не проводились более 3 месяцев;
  • Указанные требования подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств (за исключением требований конкурсного кредитора/кредитной организации и требований уполномоченного органа по обязательным платежам).
Читайте также:  Что подарить на день арбитражного управляющего. Порядок назначения арбитражного управляющего при банкротсве

Институт банкротства призван защитить интересы всех участников процесса. Работники, в том числе бывшие, получат задержанную заработную плату. Учредители компании-должника — возможность закрыть неликвидное предприятие, несмотря на наличие долгов.

Кредиторы получают возможность частичного или полного погашения долговых обязательств перед ними, например, в результате реализации имущества компании.

В масштабах государства институт банкротства служит для оздоровления экономики путем закрытия нежизнеспособных предприятий либо восстановления тех, которые можно спасти.

Случается и так, что учредители или руководители планируют ликвидировать компанию при наличии у нее долгов, погасить которые не представляется возможным. Для таких ситуаций создана упрощенная процедура банкротства. Она значительно короче стандартной, ведь ни наблюдение, ни финансовое оздоровление, ни внешнее управление при ней не вводят, так как собственники компании не планируют восстанавливать бизнес.

Подать заявление о признании банкротом в этих случаях могут учредители компании, или ее руководство после принятия решения о ликвидации, или ликвидационная комиссия, если невозможность полных выплат по долгам выявлена уже после ее создания. Причем это — не право, а обязанность вышеуказанных лиц. При нарушении порядка они будут отвечать по долгам предприятия собственным имуществом. Еще одна возможность применения упрощенного порядка — подача кредитором заявления при наличии начатой процедуры ликвидации компании-должника.

Также упрощенная схема возможна при отсутствии должника: то есть, если фирма фактически не функционирует, не находится по месту регистрации, а найти руководство не представляется возможным. В этих случаях заявление в суд подает конкурсный кредитор или уполномоченный орган.

Кроме того, упрощенная процедура применяется и в ряде иных случаев, предусмотренных законом.

Упрощенная процедура банкротства состоит из одной стадии — конкурсного производства, то есть продажи имущества фирмы (разумеется, с предварительной инвентаризацией и оценкой активов). Это позволяет и сократить срок, и снизить общую стоимость банкротства компании за счет уменьшения судебных расходов, оплаты услуг управляющего.

Итак, процедура банкротства — легальный способ провести ликвидацию компании с долгами. При стандартной схеме процесс может занимать до нескольких лет. Упрощенная процедура значительно быстрее, но она, в отличие от обычной, не может привести к восстановлению фирмы. Тем не менее почти половина всех заявителей в России выбирают именно быстрый способ проведения банкротства.

За комментарием мы обратились к представителю консалтинговой компании КСК групп:

«Руководители ликвидируемых компаний обычно заинтересованы в сокращении сроков на проведение процедуры. Но добиться быстрого разрешения ситуации нелегко. На первый взгляд простая процедура банкротства предприятий при ближайшем рассмотрении имеет множество нюансов и подводных камней.

Возможно, стоит передать работу на аутсорс профессионалам, которые смогут провести необходимые процедуры максимально быстро и качественно. Зачастую это оказывается значительно дешевле самостоятельного решения проблемы.

При обращении к юридическим услугам сторонних компаний для проведения банкротства обязательно убедитесь, что специалисты имеют большой опыт работы в этой сфере. Мы считаем, что надежнее обращаться в крупную фирму. Как правило, они имеют широкий набор квалифицированных кадров и дорожат своей репутацией.

Например, КСК групп работает более 20 лет, является лидером рынка юридического консалтинга по итогам 2015 года, по мнению рейтингового агентства «Эксперт РА». Среди наших клиентов — ведущие компании России, такие как OBI (ОБИ), Bosco («Боско»), «Мортон».

Если организация имеет долги или иные финансовые обязательства, при этом не обладая реальной возможностью их осуществить в реально обозримый срок, это свидетельствует о несостоятельности. Если такое состояние бизнеса официально признано арбитражным судом, то неспособность предпринимателя удовлетворить полностью финансовые требования контрагентов или уплатить обязательные платежи называется банкротством.

Установление этого статуса и процедура признания регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года, последние редакционные правки в который были внесены 17.07.2009 г. Эти положения относятся к юрисдикции Гражданского Кодекса Российской Федерации (ст. 25).

Также термином «банкротство» называют саму процедуру оценки денежного состояния и возможностей по выполнению обязательств предпринимателя. В эту процедуру входит также поиск и предложение возможных способов по улучшению ситуации, если это осуществимо. Если же принятие каких-либо мер уже нецелесообразно, то в процедуре банкротства максимально учитывается защита интересов пострадавших контрагентов.

СПРАВКА! Само слово «банкротство» происходит от итальянского «banca rotta», что означает «сломанная лавочка», поскольку именно на скамьях («banca») менялы и ростовщики с давних времен осуществляли свои операции. Если меняла разорялся, он ломал свою скамейку.

О возможном, а иногда даже неизбежном банкротстве организации можно узнать из двух источников: изучения бухгалтерской документации и анализа косвенных факторов.

  1. Сроки предоставления необходимых данных постоянно нарушаются – свидетельство низкого уровня организации контроля и учета.
  2. Резкие скачки в балансе (как по активам, так и по пассивам) свидетельствуют о неэффективном управлении: падение активов говорит само за себя, а неожиданный рост – об отсутствии стратегии эффективного инвестирования.
  3. Рост дебиторской задолженности по активам. Когда потребители вовремя не платят по своим счетам, это значит, что либо организация не в состоянии этого разумно организовать или потребовать, либо покупатели сами несостоятельны, что означает неудачный выбор партнерских отношений.
  4. Постоянный рост или снижение товарных запасов (затоваривание либо перебои в производстве).
  5. Несоблюдение сроков выплат зарплаты, обязательных платежей, расчетов с кредиторами.

Их нельзя оценить объективно, однако, специалисты в области бизнеса достаточно точно могут предсказать последствия многих факторов политики руководства организации, если они ведут в направлении банкротства. К таковым могут относиться:

  • конфликты в высшем управляющем звене организации;
  • излишнее разделение или объединение функций сотрудников;
  • неоправданные риски различной модернизации;
  • любые резкие перемены в руководящей стратегии.

Самыми частыми причинами, могущими привести компанию к банкротству, могут быть следующие:

  • недостаток умений и опыта у предпринимателя;
  • некачественное или недостаточное изучение рыночной конъюнктуры;
  • неожиданные скачки спроса и предложения на производимую продукцию;
  • проблемы с выбором вида деятельности или товаров для производства и/или реализации;
  • постоянное превышение издержек производства над себестоимостью;
  • неконкурентоспособность продукции;
  • неудачный выбор контрагентов (банкротство партнеров, «лопнувшие» банки и т.п.);
  • трудности с экономикой самого государства – колебания курса валют или же дефолт.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Все эти причины взаимосвязаны и действуют объективно. Тем не менее, их недопущение и преодоление зависит от всех участников рыночных процессов.

Для большинства неспециалистов слово «банкротство» несет в себе негативный и даже пугающий оттенок. Стать банкротом стыдно, для многих это синоним полной потери всего. Но для тех, кто знает эту процедуру с точки зрения закона, финансовая несостоятельность – не повод для паники, а иногда даже достаточно выгодный выход из сложившейся ситуации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *