Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейный адвокат: определение места жительства и порядка общения с ребенком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде, чем подавать в суд, надо попробовать (с нашей помощью) урегулировать спор в досудебном поле. Провести переговоры, определить желания каждого и обстоятельства, наилучшие для ребенка, принять важные решения. На основании принятых решений составить определенные документы, и только потом обратиться в суд за формальностями (если это вообще будет надо).
Внесудебный порядок определения места жительства ребенка
В нашем Юридическом центре работают юристы по урегулированию конфликтов, специалисты-переговорщики, которые проводят переговоры с каждой стороной конфликта. Обычно родители в споре за ребенка вообще не слышат друг друга, пытаясь добиться только своих условий, отчасти в погоне за признанием своей позиции ущемляют права собственного ребенка.
Наш специалист прорабатывает позицию каждого родителя, и либо использует позицию одного для убеждения другого, либо вырабатывает новое, удобное для сторон решение, учитывая интересы ребенка. Если все методы и технологии использованы, но соглашения между родителями не достигнуто, начинается следующий этап — обращение в суд.
Определение места жительства ребенка с отцом
Кроме образа жизни и морального поведения родителей, суд исследует несколько обстоятельств, в результате которых решение может быть вынесено в пользу отца.
- Возраст ребенка. Чаще всего дети до 10 лет остаются с матерью. Если отец докажет потенциальную опасность жизни и здоровью детей в случае их совместной жизни с матерью, то суд «отдаст» детей ему.
- Мнение детей. Суд может спросить у детей старше 10 лет, с кем они хотят остаться. Изучается степень привязанности ребенка к каждому из родителей.
- Материальные условия каждого из родителей, их трудовая деятельность, состояние здоровья, вклад в уход и воспитание каждого ребенка, активность участия в жизни детей, вредные привычки.
Важные аспекты в деле
Кроме мнения ребенка в данных спорах учитывается материальное положение супругов, их род занятий, жилищные условия, возможность родителей создать для ребенка хорошие условия развития его личности, наличие свободного времени для общения с ребенком и удовлетворения его потребностей. Также суд учитывает поведение родителя и устанавливает, намерен ли он предоставить другому родителю возможность общаться с ребенком и участвовать в его воспитании. Иными словами, исходя из интересов ребенка, суд устанавливает совокупность обстоятельств, по которым определят, проживанием с кем из родителей будет наилучшим образом способствовать интересам ребенка.
Несмотря на внешнюю простоту критериев, по которым суд принимает решение. На деле споры об определении места жительства несовершеннолетних детей являются одними из самых сложных. Потому что решение в наибольшей степени зависит от субъективного мнения судьи. К тому же в данных спорах лучшее материальное положение одного из супругов не является главным фактором.
Примером подобного спора является одно из дел, которое мне довелось вести. Я представлял интересы женщины, средних лет, назовем ее Ольгой. Она прожила с Денисом в зарегистрированном браке около шести лет. В браке у них родился ребенок – девочка Таня, которой на момент рассмотрения спора исполнилось одиннадцать лет. После развода Таня проживала с матерью, отец платил алименты и регулярно виделся с ребенком. Так продолжалось несколько лет. Ребенок был не простой, психологами ему был поставлен диагноз гиперактивность, в связи с которым Таня вела себе не самым лучшим образом и доставляла много хлопот обоим родителям. Сложный характер Тани не нравился учителям и руководству школы, в которой она училась. Школьное начальство периодически пыталось перевести девочку на домашнее обучение, дабы не затруднять себе жизнь.
Здесь следует отметить одну особенность присущую школьному образованию, которое использует стандартные методы для обучения и любой необычный ребенок выбивается из школьной программы. В таких случаях школа не ищет индивидуального подхода к ученику, а навешивает на него ярлык — «сложный ребенок», после чего ребенка начинают выживать из учебного заведения разными способами. Чаще всего создается нездоровая обстановка в классе, ученики настраиваются против «сложного ребенка», а учителя начинают докладными записками фиксировать любые шалости подростка. Далее в конфликтных ситуациях учителя начинают обвинять ученика, даже если он не виноват и фиксируют данный факт докладными записками директору. В результате ребенком не занимаются, он ходит в школу отсиживает уроки, не получает нужных знаний, потому что для учителей он является проблемным и отвлекает их от школьной программы, которую им нужно давать другим детям, а следовательно от обучения «сложного ребенка» они уклоняются. В результате ребенок начинает отставать в знаниях и тут то его за неуспеваемость приглашают на многочисленные педагогические советы, где учителя и родители других учеников начинают упрекать его и его родителей в том, что они не соответствуют школьным требованиям. Таким образом, неспособность учителей обучать детей, сколько нибудь отличающихся от других, трансформируется в обвинение родителей ребенка в плохом воспитании «сложного подростка». Примерно такой схемой, пользуется большинство учебных заведений, для того чтобы избавиться от ненужного им ученика. В результате формируется негативное отношение школы к учащемуся и создаются условия, чтобы избавиться от него. При любом удобном случае учебное заведение предпримет всё возможное, чтобы добиться его перевода в другую школу или вовсе исключить. Нам важно детально описать принцип работы школьного образования, так как в нашем деле он приобрел весьма неожиданный оборот.
Вернемся к нашей ситуации. До поры до времени бывшие супруги Ольга и Денис жили спокойно. Относительно мирно, без суда, договорились о порядке общения с ребенком и выплате алиментов. Ольга снова вышла за муж и ее финансовое положение серьезно окрепло. Денис тоже фактически создал семью и жил гражданским браком, хотя материально чувствовал себя хуже Ольги.
С взрослением Татьяны у нее усилились конфликты в школе, ей было сложно налаживать отношения с ровесниками. Вызвав пару раз родителей в школу, руководство учебного заведения решило, что Татьяна – «сложный ребенок», после чего стали выживать ее из школы под благовидным предлогом якобы в интересах ребенка. Такая позиция школы только усугубила конфликты, как это часто и бывает. К тому же в период взросления девочка стала понимать, что ее родители развелись, и она ни как не могла решить для себя, где ей будет лучше. Она не знала где ее дом и разрывалась между отцом и матерью. Метания девочки привели к тому, что она стала устраивать публичные истерики в школе и каждому из родителей в отдельности.
Экспертиза при определении места жительства ребенка
Назначается судом в ситуациях, когда требуются специальные познания в области психологии, психиатрии.
Предметом такой экспертизы выступают:
- диагностика внутрисемейных отношений и взаимоотношений несовершеннолетнего с каждым из родителей;
- выявление психологических особенностей каждого из родителей и несовершеннолетнего;
- психологический анализ семейного конфликта;
- определение наличия или отсутствия психологического влияния на несовершеннолетнего со стороны одного из родителей.
Объекты исследования:
- уровень развития детей;
- психологические условия воспитания детей;
- личностные особенности;
- характер привязанности детей к родителям;
- взаимоотношения родителей между собой и каждого из них с детьми;
- воздействие каждого из родителей на развитие детей;
- личностные особенности родителей;
- причины семейного конфликта.
Исходя из собственного опыта, отмечу, по спорам о месте жительства детей, суды назначают три вида экспертиз:
- психологическую;
- комплексную психолого-психиатрическую;
- психолого-педагогическую.
При назначении, проведении экспертизы и последующем ознакомлении с результатами экспертного заключения возникает ряд вопросов.
Факторы, влияющие на решение судьи
При анализе ситуации суд принимает во внимание следующие обстоятельства:
- Жилищный вопрос:
- обустроенность;
- бытовые условия (наличие спального места и т. д.).
- Социальное положение в обществе:
- трудоустройство;
- уровень регулярного дохода;
- судимость;
- прецеденты (лишение/ограничение родительских прав);
- состояние здоровья.
- Возраст. Семейный кодекс предоставляет право несовершеннолетнему, достигшему 10 лет, участвовать в судебном заседании. Дети до 10 лет чаще остаются с матерью из-за психологической привязанности.
- Возможность воспитания и развития (близость дома ДОУ, ОШ, секций, кружков).
- Отношения между отцом и матерью. Родитель, требующий постоянного общения, не должен афишировать разногласия с бывшим супругом. В таком случае суд примет решение о редких встречах. Наличие неприязни может негативно отразиться на психическом состоянии ребенка, что недопустимо.
Оценив все критерии, подробно изучив материалы дела (в т. ч. заключение органа опеки), судебная инстанция выносит решение, не противоречащее правам и интересам несовершеннолетнего.
Какие обстоятельства будет исследовать суд при решении вопроса о месте жительства ребенка
В силу п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).
Далее в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» указано, что суд при решении вопроса о месте жительства ребенка должен учитывать также другие обстоятельства, характеризующие обстановку, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей
Наиболее полный перечень обстоятельств, которые должен учитывать суд приведен в «Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 (опубликован в «Бюллетене Верховного Суда РФ» № 7 за 2012 год).
Учет мнения ребенка при определении места жительства ребенка
Согласно п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ споры о месте жительства детей решаются судом не только исходя из интересов ребенка, но и с учетом мнения детей.
Статьей 57 Семейного кодекса РФ установлено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Особенности применения данной нормы разъяснены в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».
В данном пункте Постановления Пленума указано, что до опроса несовершеннолетнего в суд следует выяснить мнение органа опеки и попечительства о том, не окажет ли неблагоприятного воздействия на ребенка его присутствие в суде.
Однако в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» указано, что решая вопрос о необходимости вызова в судебное заседание несовершеннолетнего в возрасте от десяти до четырнадцати лет, судье следует исходить из положений статьи 57 СК РФ, согласно которой ребенок вправе быть заслушанным в ходе любого судебного разбирательства, затрагивающего его интересы. При наличии оснований полагать, что присутствие ребенка в суде может оказать на него неблагоприятное воздействие, суд выясняет по этому поводу мнение органа опеки и попечительства.
В «Обзоре практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011 указано, что следует руководствоваться п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей».
Опрос ребенка требуется проводит с учетом его возраста и развития в присутствии педагога. Опрос должен производиться в обстановке, исключающей влияние на него заинтересованных лиц, то есть без родителей.
Суд должен выяснить, какое воздействие на него оказывали родители или другие заинтересованные лица и не является ли его мнение следствием такого воздействия. Осознает ли ребенок собственные интересы, как его обосновывает и т.д.
Таким образом, мнение ребенка учитывается, но не является определяющим. Суд оценивает, прежде всего, интересы ребенка. Например, ребенок может хотеть остаться с одним из родителей потому, что родитель его не контролирует и позволяет делать что угодно (не ходить в школу, не делать уроки и т.д.). Естественно, что подобная вседозволенность не соответствует интересам ребенка. Поэтому такое мнение ребенка не должно учитываться.
Пути решения вопроса, с кем будет жить ребенок после развода родителей
Действующий СК РФ дает родителям одинаковые права по отношению к совместным отпрыскам. Это касается как родных, так и усыновленных детей. Даже если муж усыновил детей жены от первого брака, он вправе воспитывать их и после расставания с супругой.
Определение места жительства ребенка при разводе может осуществляться в досудебном порядке путем составления письменного соглашения, в котором прописан порядок общения с сыном/дочерью второго родителя. Чтобы договор приобрел законную силу и учитывался судом, необходимо его заверение нотариусом.
Граждане могут определиться с местом жительства ребенка после развода и в устной форме, озвучив свое решение суду в рамках слушания о расторжении брака. Если компромисс не найден, дальнейшую судьбу детей определит решение суда. Вопрос о местожительстве несовершеннолетнего гражданина может быть включен в исковое заявление о расторжении брака, а может быть рассмотрен в отдельном судебном производстве.
Этап второй. Определение подсудности.
Для начала надо сказать, что дела об определении места жительства детей подсудны районным судам. Даже если изначально был заявлен иск о расторжении брака и взыскании алиментов мировому судье, но в последствие либо были уточнены исковые требования, либо поступил встречный иск, то дело будет направлено в районный суд
Ситуация № 1:
Ранее спор о детях не разрешался в судебном порядке, и вы подаете иск в первый раз. Если ребенок проживает с вами, то вы вправе подать иск по своему месту жительства. Если же ребенок проживает с ответчиком, то вы подаете в суд по месту жительства ответчика.
Ситуация № 2:
Суд уже ранее определил место жительства ребенка с другим родителем. В этом случае вы подаете иск по месту жительства ответчика.
В районный суд обратился гражданин Иваненко К., который в исковом заявлении потребовал определить местом проживания его сына, Иваненко А. 13.01.2004 года рождения, место проживания самого оцта, расположенное по адресу г. Москва, ул. Павловская, д. 9, кв. 25. Свое прошение истец обосновал следующим образом: с рождения сын проживал только с ним, т.к. мать, гражданка Иваненко Е., оставила семью и не принимала участие в жизни несовершеннолетнего. Сначала она приезжала раз в несколько месяцев, затем просто звонила по телефону, а после связь с ней прервалась окончательно.
Иваненко Е. подала на Иваненко К. встречный иск, в котором изъявила желание расторгнуть брак с бывшим мужем, забрать сына на новое место жительства и начать взыскивать алименты с его отца.
После анализа всех обстоятельств суд вынес постановление в пользу Иваненко К. Место жительства несовершеннолетнего Иваненко А. было определено именно с ним, т.к. данное решение учитывало потребности и интересы ребенка.
Определение места жительства в районном суде
Отсутствие компромисса между родителями по детским вопросам требует подключения районного или городского суда для разрешения разногласий. Наличие несовершеннолетних освобождает истца от обязательства подачи иска по месту проживания ответчика.
Требующие правовой помощи вопросы
Главная задача профессионального юриста заключается в разъяснении сторонам важности принятия самостоятельного решения, а не вынесение спора о проживании детей в зал суда, поскольку детская любовь и значимость каждого из родителей – не товар, взвешиваемый на весах Фемиды.
Существует множество стереотипов, требующих правовой консультации относительно:
- однозначного определения места жительства ребёнка с матерью;
- необходимости расторжения брака для постановки вопроса о детском пребывании;
- правовой возможности запрета на общение с ребёнком раздельно проживающего родителя;
- приравнивания места прописки и адреса фактического проживания.
Закон предусматривает лишь возможность ещё до прекращения брака подписаться соглашение о том, где будет проживать ребёнок после развода и как каждый из родителей будет осуществлять свои родительские права и обязанности. Такое соглашение не является обязательным документом.
Соглашением о порядке, в котором не проживающий с ребенком родитель будет реализовывать свои права и обязанности, могут быть определены все вопросы, связанные с воспитанием ребёнка, включая выбор образовательного учреждения, способы организации отдыха и т.д.
Важно! Отсутствие или наличие такого документа не может служить препятствием для прекращения брака.
Более того, не договорившись о месте жительства детей после развода, а также о том, каким будет порядок осуществления прав и воспитания ребёнка, супруги обязаны этот вопрос решить в судебном порядке.
Отсутствие спора о детях между разводящимися супругами даёт возможность рассмотреть дело о разводе мировому судье. В противном случае дело должно быть рассмотрено районным судом.
Подсудность в этих случаях определяется местом жительства (регистрации) ответчика, но при наличии доказательств о проживании с истцом детей (несовершеннолетних), иск можно подать по желанию истца, чаще всего по его месту жительства.