Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единые правила определения объема и выдачи субсидий на иные цели». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важно! В 2023 году семьей считаются кровные родственники, а также люди, отношения которых документально подтверждены. Главным условием для претендентов на помощь также является совместное проживание всех членов семьи.
Москва и Московская область
- Средства из бюджета Московской области на поддержку начинающих фермеров предоставляются в виде гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам.
- Для получения поддержки в виде грантов начинающий фермер должен пройти конкурсный отбор Конкурсной комиссии Московской области по отбору начинающих фермеров и развитию семейных животноводческих ферм.
- С конца 2016 года Гранты выделяются за счет собственных доходов бюджета Московской области без привлечения средств федерального бюджета в целях создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств на территории городских округов Московской области, преобразованных в 2015 году из муниципальных районов.
- Гранты
- Гранты начинающему фермеру выделяются в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Московской области крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе на:
- приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
- разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
- строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
- подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям — электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
- приобретение сельскохозяйственных животных;
- приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
- приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
- приобретение удобрений и ядохимикатов.
- Гранты перечисляются из бюджета Московской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации Российской Федерации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, осуществляемой в Московской области.
- Обращаем Ваше внимание на то, что все активы, приобретенные за счет средств Гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использованы его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Московской области и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
- Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет средств Гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения Гранта.
Максимальный размер Гранта в расчете на одного начинающего фермера в Московской области устанавливается в размере 1,5 млн. рублей и может быть выделен главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз.
Размер Гранта, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется Конкурсной комиссией с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов.
Сумма Гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного Гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с Конкурсной комиссией.
- В случае неполного расходования Гранта остатки средств подлежат возврату в бюджет Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Московской области.
- Единовременная помощь
- Единовременная помощь начинающему фермеру выделяется в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях Московской области крестьянского (фермерского) хозяйства для софинансирования его затрат по плану расходов по наименованиям (статьям) расходов на цели:
- приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
- приобретения одного грузо-пассажирского автомобиля;
- приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
- подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
Единовременная помощь перечисляется из бюджета Московской области на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации Российской Федерации.
Максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера в Московской области устанавливается в размере 250 тыс. рублей.
Размер единовременной помощи, предоставляемой начинающему фермеру, определяется Конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и его плана расходов. Начинающий фермер может получить единовременную помощь только один раз.
- Конкурсный отбор на право получения гранта и единовременной помощи>>
- Подача заявки на получение гранта и единовременной помощи>>
- Заключение соглашения о предоставлении средств на поддержку начинающих фермеров>>
- Отчетность и ответственность получателя поддержки>>
Ранее расчётный период дохода семьи (или одинокого гражданина – поскольку субсидии начисляются и на одного жильца) исчислялся за 6 месяцев – но за 6 месяцев до момента подачи заявления.
С 1 апреля 2023 года исчисление тоже ведётся за 6 месяцев – но этот период теперь должен предшествовать месяцу перед месяцем подачи заявления о начислении субсидий.
Это означает следующее:
- если заявление подано в апреле 2023 года – учитывается доход за период с сентября 2022 по февраль 2023 года (март 2023 года не учитывается);
- заявление направлено в мае 2023 года – период составляет с октября 2022 по март 2023 года (апрель 2023 выпадает).
Обоснование необходимости получения целевой субсидии
С 1 января 2021 года учреждение для получения целевой субсидии должно будет предоставить учредителю пакет документов, который содержит:
-
пояснительную записку, отражающую обоснование необходимости предоставления ему целевой субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;
-
перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации);
-
программу мероприятий, если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;
-
информацию о планируемом к приобретению имуществе, если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;
-
информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат, если целью предоставления субсидии является осуществление указанных выплат;
-
иную информацию (в зависимости от цели предоставления субсидии).
Справедливости ради стоит отметить, что некоторые учредители и ранее включали в порядок предоставления целевой субсидии требования документального подтверждения необходимости запрашиваемых средств (см. Приказ Министерства физкультуры и спорта Свердловской области от 08.06.2018 № 147/ос «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из областного бюджета, предоставляемых государственным автономным учреждениям, подведомственным министерству физической культуры и спорта Свердловской области»).
Требование к претенденту на получение
Для получения целевой субсидии учреждение должно отвечать требованиям, установленным пп. «е» п. 4 Общих требований, а именно у учреждения должны отсутствовать:
-
неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате;
-
просроченная задолженность по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (из которого планируется предоставление субсидии) субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами (исключением являются случаи предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и т. п.).
Требования к учреждению-получателю
Согласно пп. «е» п. 4 Общих требований на дату, определенную правовым актом, или на 1-е число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключить соглашение либо принять решение о предоставлении субсидии, у учреждения должны отсутствовать:
-
неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов;
-
просроченная задолженность по возврату субсидий и бюджетных инвестиций в бюджет, из которого планируется предоставить целевую субсидию (кроме случаев, когда целевые средства выдаются на мероприятия по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию ее последствий и осуществление восстановительных работ, погашение задолженности по судебным актам, вступившим в законную силу, исполнительным документам).
Разница между субсидией и субвенцией
Передача денежных средств для поддержки перспективных проектов, оказания срочной и адресной помощи – это нормальная практика, которая общепринята во всём мире. В России различают субсидии и субвенции, которые предоставляются широкому кругу субъектов и имеют определённую целевую направленность. По сути, это финансовая помощь, которая призвана разрешить ту или иную проблему. В чём разница между данными понятиями?
Субсидия – финансовая помощь, которая выделяется из государственного или регионального бюджета и передаётся юридическому или физическому лицу либо в нижестоящий бюджет. Её основные свойства: долевое финансирование, целевое назначение, безвозвратность. К примеру, субсидия может выделяться определённым категориям граждан на строительство и реконструкцию жилья, юридическим лицам – на реализацию инновационных проектов, и так далее.
Субвенция – денежные средства, выделяемые из государственного и местных бюджетов юридическим лицам или бюджету другого уровня. Главные особенности такой помощи – целевое расходование и срочность. Если нарушено какое-либо из этих условий, то денежные средства подлежат возврату в бюджет, который их выделил. Субвенции могут полностью покрывать расходы на реализацию проекта и использоваться без привлечения собственных средств.
Всего в реестре содержится информация о 93 тыс. субсидий на сумму 15,35 трлн руб. Механизм их распределения в бюджетной системе России практически никогда не имел отношения к конкуренции. Средства предоставляются по специальным договорам субсидий и субвенций, через которые главные распорядители бюджетных средств раздают их учреждениям, нижестоящим органам власти и другим организациям, в том числе некоммерческим и коммерческим.
Механизм субсидий и субвенций используется правительством для перераспределения части доходов в пользу регионов, Министерством науки и высшего образования — для выдачи заданий университетам по обучению на бюджетных местах; с помощью этого механизма оказывается поддержка крупнейшим государственным и негосударственным НКО, СМИ, представителям общественности и коммерческим компаниям. Главная особенность такого подхода к распределению общественного блага состоит в том, что в отличие от госзаказа (госзакупок и госконтрактов) субсидии гораздо менее жестко регулируются. А они охватывают заметную часть государственного бюджета.
Кому положена субсидия
По закону тем, кто тратит на ЖКУ слишком много денег, положена материальная помощь от государства. Жилец вносит сумму, указанную в платёжке, а после этого в течение месяца происходит частичный или полный возврат этого платежа. Условия, при которых может быть назначена субсидия, в каждом регионе России разные.
В некоторых субъектах считается, что семья может претендовать на субсидию, если тратит на ЖКУ более 22% своего дохода, но, например, в Москве субсидия положена, если сумма в платёжке превышает 10% от семейного дохода, в Санкт-Петербурге — если больше 14%, в Кемерове — свыше 17% и т. д.
Предоставление субсидии — это помощь, но не обязанность государства, поэтому выплата назначается при наличии обращения заинтересованного лица. Право на субсидии имеют не только владельцы жилья, но и те, кто его официально арендует.
Согласно новому порядку доход семьи для предоставления субсидии будет определяться за 6 календарных месяцев до того месяца, в котором было подано обращение.
Обоснование необходимости получения целевой субсидии
С 1 января 2021 года учреждение для получения целевой субсидии должно будет предоставить учредителю пакет документов, который содержит:
-
пояснительную записку, отражающую обоснование необходимости предоставления ему целевой субсидии, включая расчет-обоснование суммы субсидии, в том числе предварительную смету на выполнение соответствующих работ (оказание услуг), проведение мероприятий, приобретение имущества (за исключением недвижимого имущества), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные и (или) иную информацию;
-
перечень объектов, подлежащих ремонту, акт обследования таких объектов и дефектную ведомость, предварительную смету расходов, если целью предоставления субсидии является проведение ремонта (реставрации);
-
программу мероприятий, если целью предоставления субсидии является проведение мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов, выставок;
-
информацию о планируемом к приобретению имуществе, если целью предоставления субсидии является приобретение имущества;
-
информацию о количестве физических лиц (среднегодовом количестве), являющихся получателями выплат, и видах таких выплат, если целью предоставления субсидии является осуществление указанных выплат;
-
иную информацию (в зависимости от цели предоставления субсидии).
Справедливости ради стоит отметить, что некоторые учредители и ранее включали в порядок предоставления целевой субсидии требования документального подтверждения необходимости запрашиваемых средств (см. Приказ Министерства физкультуры и спорта Свердловской области от 08.06.2018 № 147/ос «Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидий на иные цели из областного бюджета, предоставляемых государственным автономным учреждениям, подведомственным министерству физической культуры и спорта Свердловской области»).
Требование к претенденту на получение
Для получения целевой субсидии учреждение должно отвечать требованиям, установленным пп. «е» п. 4 Общих требований, а именно у учреждения должны отсутствовать:
-
неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате;
-
просроченная задолженность по возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (из которого планируется предоставление субсидии) субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами (исключением являются случаи предоставления субсидии на осуществление мероприятий по реорганизации или ликвидации учреждения, предотвращение аварийной (чрезвычайной) ситуации, ликвидацию последствий и т. п.).
Что такое конкурс субсидий НКО?
В большинстве случаев средства в рамках субсидий выделяются некоммерческим организациям в 2023 году, на конкурсной основе. Местный муниципалитет, преследующий достижение определенных социальных или общественных целей, проводит отбор НКО, которые могут лучше других организаций справиться с поставленной задачей.
Сведения о предстоящем конкурсном отборе размещаются на официальном сайте государственного органа, с указанием:
- ссылки на нормативный акт, предполагающий выделение субсидии некоммерческой организации;
- сроков подачи заявок;
- времени и месте принятия заявлений участников;
- телефонного номера для проведения консультаций по поводу участия.
Отдельно взятой НКО разрешается подавать запрос на включение в состав отбора один раз, с правом отказа от указанного намерения не позже начала мероприятия.
Правила предоставления субсидий некоммерческим организациям в 2023 году
Финансовая помощь оказывается некоммерческим организациям в 2023 году при обязательном выполнении следующих условий:
- разработке и утверждении программы, предусматривающей проведение мероприятий для обеспечения выполнения целей, ради которых организуется субсидирование НКО, с организацией контроля исполнения этих мер;
- своевременной выплате налогов, сборов и прочих платежей, исключающих образование задолженности у НКО;
- наличия финансовых обязательств у некоммерческой организации на текущий финансовый год по оплате труда привлеченных сотрудников, распределения общехозяйственных расходов;
- отсутствия рисков для дальнейшей деятельности НКО в виде вероятности процедуры банкротства и приостановки работы;
- обеспечения полного анализа расходования средств с распределением операций по отдельным позициям.
Программа мероприятий для выполнения некоммерческой организацией целей субсидирования, предполагает включение следующих пунктов:
- описания направлений работы и поставленных задач НКО;
- перечня отдельных действий по каждому вопросу с указанием объемов средств, которые предстоит расходовать;
- количественных показателей, для оценивания результатов выполнения поставленных задач некоммерческой организацией.
Организаторами конкурса оценивается выполнение подателями заявок поставленных условий и возможность включения НКО в данный отбор.
Как рассчитываются субсидии ЖКХ
Субсидии ЖКХ предоставляются тем, кто тратит на оплату коммуналки больше нормы.
Доля допустимых расходов — более 22% от общего семейного бюджета.
Однако в регионах норму снижают: в Санкт-Петербурге — 14% от дохода, а в Москве — 10%.
Льготы и субсидии получают граждане, снимающие жилье у государства или физического лица по договору, а также члены жилищных кооперативов и собственники недвижимости.
Сумма субсидий определяется сотрудниками социальной защиты по формуле:
РС = РСС × КЧС – МДС × ДРКР
- РС — размер субсидии;
- РСС — региональный стандарт стоимости ЖКУ;
- КЧС — количество человек в семье;
- МДС — месячный доход семьи;
- ДРКР — доля расходов на коммуналку в регионе.
Малоимущей семье к формуле нужно добавить поправочный коэффициент. Он рассчитывается по формуле:
ПК = СДС / ПМС
- ПК — поправочный коэффициент;
- СДС — среднедушевой доход семьи;
- ПМС — прожиточный минимум семьи.
Региональные особенности
В некоторых областях формула расчёта субсидии отличается.
Так, например, в Москве и Московской области эта формула отличается для граждан, чей прожиточный минимум ниже установленной нормы. В ней используется коэффициент, который определяется как деление среднего дохода одного человека на размер прожиточного минимума.
А если же семья уже имеет какие-то льготы и скидки, величина этого коэффициента рассчитывается как деление стоимости коммунальных услуг со скидкой на стоимость этих же услуг без скидки. Другие показатели формулы такие же.
(Ст.комм.усл. * КЧ) – (МРП/100*Д)*ПК
Ст.комм.усл. – стоимость услуг ЖКХ, подлежащих оплате
КЧ – количество человек;
МРП – предельный размер платы за коммуналку;
Д – семейный достаток, рассчитанный за последние 6 месяцев
ПК — коэффициент, который определяется:
- средний доход одного человека разделить на размер прожиточного минимума в регионе;
- стоимость коммунальных услуг со скидкой разделить на стоимость этих же услуг без скидки – если семья имеет какие-то льготы и скидки.
Условия субсидирования
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными и автономными учреждениями осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и юридическим лицам.
Показатели государственного (муниципального) задания используются:
- при составлении проектов бюджетов для планирования субсидий на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- для определения объема субсидий на выполнение государственного задания бюджетным и автономным учреждениям.
Порядок определения права на льготу и ее оформление
Чтобы оформить льготу необходимо придерживаться следующего алгоритма действий:
- Определение состава семьи;
- по общему правилу, к таковым относятся собственник или наниматель жилплощади, его супруг (супруга) и дети, в том числе и усыновленные;
- при исключительных основаниях, перечисленных в ст. 31, 69 ЖК РФ, членами семьи могут быть признаны и иные лица или сожители;
- определение суммарного дохода:
- во внимание принимаются заработки за предшествующий полугодовой период до дня подачи заявления на преференцию;
- вне зависимости от того, проживают ли члены семьи совместно с управомоченным лицом, их доходы будут приняты к учету при определении права на льготу;
- ознакомление с нормативным регламентом, действующим в регионе:
- нормы проживания;
- лимит затрат на ЖКХ в соотношении с заработком граждан;
- подготовка требуемых документов;
- обращение в компетентный орган:
- администрация города, поселения;
- структурное подразделение Министерства обороны (для военнослужащих);
- МФЦ;
- Официальный портал «Госуслуги»;
- Центр жилищных субсидий;
- Органы соц. защиты;
- оформление заявки и ожидание периода ее рассмотрения (не более 2-ух рабочих недель);
- уведомление о вынесенном решении и назначение субсидии:
- с начала месяца, в котором было зарегистрировано обращение – если документы были представлены на рассмотрение комиссии до 15-го числа;
- с начала следующего месяца – если документы представлены на проверку после 15-го числа прошлого месяца.
- Ежемесячная оплата коммунального бремени;
- Предоставление квитанций об оплате или другой отчетности;
- Получение возврата за понесенные издержки в соответствии с установленным процентом.
Необходимые документы
- Документ, удостоверяющий личность заявителя;
- Заявление установленного образца;
- СНИЛС;
- Документы, подтверждающие права на жилплощадь:
- Свидетельство о праве собственности;
- Выписка из ЕГРП;
- Договор найма (аренды);
- Выписка о состоянии лицевых счетов или справка об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
- Справка, подтверждающая доходы всех членов семьи за последние полгода до дня обращения;
- Документы, свидетельствующие о наличии у заявителя права на «коммунальную» преференцию:
- Справка чернобыльца;
- Свидетельство о рождении (усыновлении) детей и присвоении семье статуса многодетной;
- Справка о признании сиротой;
- Акт МСЭ, подтверждающий наличие инвалидности;
- Программа реабилитации инвалида;
- Удостоверение ветерана труда;
- Справка, подтверждающая наличие кровных уз с погибшим гражданином-участником ВОВ, блокады;
- Расчетный счет претендента (для последующего перечисления компенсации);
- Справка, подтверждающая численность семьи;
- Документ, подтверждающий отсутствие заработка у одного из членов семьи:
- Трудовая книжка;
- Справка из ЦЗН о постановке на учет и признании безработным;
- Справка об отсутствии (не назначении) социальных выплат:
- Стипендии;
- Социальной пенсии;
- Квитанция об оплате текущих счетов за потребление ресурсов.
Дополнительные документы:
- Документы, подтверждающие законность пребывания в границах российского государства (если заявитель – иностранный гражданин);
- Судебный вердикт о признании лица членом семьи титульного владельца, нанимателя жилплощади;
- Документы, подтверждающие причины выбытия основного правообладателя с недвижимого объекта:
- Призыв в армию;
- Судебный вердикт о признании умершим, пропавшим без вести;
- Судебное решение о назначении меры наказания в виде реального срока и заключение в места лишения свободы;
- Документы, указывающие на факт сожительства заявителя (члена семьи) с основным правообладателем (титульным владельцем или арендатором) до момента выбытия последнего с обусловленной жилплощади.
Что включается в бизнес-план
Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:
- данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
- размеры собственных средств и суммы инвестиций;
- маркетинговый план;
- окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
- аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
- расчеты эффективности КФХ;
- рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.
Обязательные составные бизнес-плана:
- Резюме.
- Приложение.
В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.
Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.
Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.
Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.
Пример ⇓
Выписка из финансового раздела бизнес-плана:
Издержки | Сумма, тыс. руб. | ||
Субсидия | Собственные | Всего | |
Покупка земли | 271,00 | 120,00 | 391,00 |
Покупка строения для свинарника | 520,00 | 230,00 | 750,00 |
Приобретение свиноматок | 122,00 | 54,00 | 176,00 |
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) | 231,00 | 102,00 | 333,00 |
Итого | 1144,00 | 506,00 | 1650,00 |
Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.