Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Облагаются ли НДС коммунальные платежи для населения в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Последний раз цену коммуналки пересматривали 01.07.22, в результате чего население РФ в зависимости от региона проживания стало платить на 2,9 – 6,5% больше. При этом официально средний по России размер индексации составил 4%.
Финансирование «на разницу в цене»
Если организация ЖКХ финансируется из местного бюджета «на разницу в цене», которая возникает вследствие того, что цена услуги установлена органом местного самоуправления в размере экономически обоснованного тарифа, а население уплачивает только долю от него, сумма такого возмещения отражается в составе выручки, то есть предоставленные на эти цели субсидии формируют доходы от обычных видов деятельности.
В соответствии с п.33.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2000 г. N БГ-3-03/447, при предоставлении дотации из бюджетов всех уровней на покрытие разницы между государственной регулируемой ценой и отпускной (льготной) ценой в связи с предоставлением отдельным категориям потребителей услуг по сниженным ценам в соответствии с законодательством органов государственной власти субъектов РФ, актами органов местного самоуправления сумма указанной дотации включается в налоговую базу по НДС на основании ст.162 НК РФ.
Пример 1. Экономически обоснованный тариф, установленный органом местного самоуправления, за единицу оказываемых услуг, которые облагаются НДС, равен 10 руб., в том числе покрывается населением в сумме 9 руб. и финансируется местным бюджетом в сумме 1 руб. За отчетный период муниципальное унитарное предприятие «Герион» получило возмещение из местного бюджета «на разницу в цене» в размере 118 000 руб.
Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.
Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.
Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.
Тонкости обложения НДС коммунальных услуг
Рассмотрим следующую ситуацию. Собственник квартиры в жилом доме (физическое лицо) оплачивает коммунальные услуги по установленным тарифам в управляющую компанию, после чего эта компания начисляет сверху на эту сумму НДС.
Также, согласно Налоговому Кодексу, ресурсоснабжающая компания должна предъявить дополнительно к тарифу, по которому оплачиваются услуги, НДС. А при реализации услуг населению НДС должен быть включен в тарифы.
То есть получается, что физическое лицо производит оплату НДС дважды – и при доначислении налога управляющей организацией, и при оплате стоимости услуг по тарифу. Правомерно ли это? И надо заметить, что налогоплательщик, который осуществляет оплату услуг по п.3 ст.149 НК, имеет полное право произвести отказ от освобождения операций по оплате этих услуг от налогообложения.
Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?
Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.
Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.
Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.
149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.
170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.
Что понимается под коммунальными платежами
Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2011 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:
- электроэнергии;
- снабжение водой;
- устройство канализации;
- обеспечение природным газом;
- отопления;
- вывоз твердых неопасных отходов.
Позиция финансистов и налоговиков
Минфин и ФНС имеют четкую позицию по рассматриваемому вопросу и последовательно излагают ее в своих разъяснениях. Так, реализация коммунальных ресурсов (услуг) РСО физическим лицам, не признаваемым в соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками НДС, по тарифам с учетом НДС не противоречит действующему законодательству (Письмо Минфина России от 24.06.2010 N 03-07-07/41). Организации коммунального комплекса при реализации коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам), размер которых установлен без учета налога на добавленную стоимость, обязаны предъявить к уплате покупателю этих услуг соответствующую сумму НДС (Письмо Минфина России от 03.03.2011 N 03-07-11/42). При реализации ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг исполнителям или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для уплаты — различен, то есть исполнителю коммунальных услуг предъявляются тариф и дополнительно сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога (Письма ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, от 13.03.2012 N ЕД-4-3/4162@, от 11.03.2012 N ЕД-4-3/4036). Аналогичный подход отражен в Письме ФНС России от 26.05.2009 N ВЕ-20-3/695 в отношении иных услуг, и тут же добавлено, что во избежание нарушения порядка применения НДС налоговики находят целесообразным внесение изменений и дополнений в нормативный акт об утверждении тарифа с целью указания в нем конкретных лиц (организаций, индивидуальных предпринимателей, граждан), для которых утверждена вышеуказанная плата, и указания того, включается ли в сумму этой платы НДС.
Об утверждении тарифов
После опубликования Постановления N 12552/10 ФСТ издала несколько разъяснений, адресованных регулирующим органам. Чиновники сообщили, что подготовили изменения к Приказу ФСТ России от 08.04.2005 N 130-э «Об утверждении Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности)», а тем временем порекомендовали оформить действующие решения регулирующих органов об установлении тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с учетом выделения категории «население» и отражения для указанной категории потребителей установленных тарифов на тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение с включением НДС. По мнению ФСТ, выделение в действующих решениях категории «население» и отражение для указанной категории установленных тарифов с включением НДС не являются пересмотром действующих тарифов, а признаются их правильным оформлением в соответствии с требованиями налогового законодательства (см. Письма от 08.08.2011 N СН-6273/5, от 07.10.2011 N СН-7917/5).
Некоторые органы регулирования последовали данным рекомендациям и в середине 2011 г. внесли изменения в действующие решения об утверждении тарифов, распространив их действие на период с 01.01.2011. Казалось бы, проблема решена. Действительно, есть примеры, когда арбитры признавали такие решения законными (например, изначально тариф был утвержден в размере 100 руб. без НДС, согласно внесенным дополнениям тариф для населения был выделен отдельной строкой с учетом НДС и составил 118 руб.), ведь находились желающие их оспорить (Постановление ФАС УО от 07.03.2012 N Ф09-1041/12, Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 17.04.2012 N А43-37014/2011). Точно так же внесение изменений в решение об утверждении тарифа дало арбитрам основание для взыскания с исполнителя коммунальных услуг долга с учетом НДС (Постановление ФАС ЗСО от 23.11.2011 N А46-5792/2011).
Между тем есть и противоположные примеры. Так, арбитры ФАС СЗО не приняли довод РСО о том, что в решение о тарифе были внесены изменения задним числом, и отказали во взыскании с исполнителя коммунальных услуг сумм НДС, выставленных дополнительно к тарифу, первоначально утвержденному без учета налога. Суд расценил включение НДС в тариф как увеличение тарифа до истечения срока его действия, что является незаконным (Постановления ФАС СЗО от 25.11.2011 N А05-3244/2011, от 21.11.2011 N А05-1568/2011).
Арбитражная практика после 24.11.2011
Новая правовая позиция ВАС РФ идет вразрез с прежней, но вовсе не делает ее недействительной и незаконной. Поэтому следует обратить особое внимание на порядок практического применения выводов из Постановления N 72.
Оно было опубликовано на сайте ВАС РФ 24.11.2011. Значит, правовая позиция ВАС РФ по рассматриваемому вопросу считается определенной с этой даты. Поскольку в Постановлении N 72 отсутствует оговорка о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, принятых на основе иного толкования норм закона, и оно принято после 28.07.2011, Постановление N 72 не может быть причиной для пересмотра дел по новым обстоятельствам. Некоторые РСО, воодушевленные изменением мнения ВАС РФ, к своему сожалению, получали подтверждение этого факта уже в суде (см., например, Постановления ФАС СЗО от 09.04.2012 N А05-615/2011, ФАС УО от 17.04.2012 N Ф09-1977/11).
Таким образом, если рассмотрение дела завершилось до 24.11.2011 и результат был предопределен подходом, изложенным в Постановлении N 12552/10, оснований для пересмотра дела нет (Определения ВАС РФ от 31.07.2012 N ВАС-9641/12, от 10.04.2012 N ВАС-855/12, от 15.03.2012 N ВАС-829/12).
Необходимые определения
НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.
В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.
На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.
Другими словами, та часть товарной продукции, которая была добавлена к исходному продукту, и будет представлять собой налогооблагаемую базу. Сам по себе же данный вид налога является косвенным, потому что реализаторы изначально вкладывают его в стоимость каждого изделия, в связи с чем в конечном итоге НДС перечисляется потребителями продукции.
Поставка коммунальных услуг производится исполнителем, в качестве которого законодательством названы управляющая компания, либо ТСЖ, либо жилищный кооператив.
В соответствии с законом, исполнитель обязан заключить договоры по доставке с потребителями, собственниками квартир, в обязательства которых входит своевременная оплата предоставляемых услуг. Для того, чтобы выполнить обязанности перед потребителями, исполнитель должен подписать соглашения о закупке необходимых ресурсов (электроэнергии, газа, воды и т.д.) с организациями коммунального комплекса, ресурсоснабжающими предприятиями.
Важно! У данных поставщиков исполнитель приобретает необходимые ресурсы и обеспечивает их поставку потребителям, выполняя таким образом свои договорные функции по исполнению услуг.
Необходимые определения
НДС представляет собой один из налогов, которые имеют достаточно больше влияние на формирование бюджета нашего государства. При этом суть налога на добавленную стоимость всецело отражена в его названии, то есть человек оплачивает определенный процент с той цены, которая была добавлена продавцом поверх себестоимости продукции.
В соответствии с действующим законодательством данный налог рассчитывается и выплачивается изначально предприятиями и производителями, розничными или оптовыми торговыми компаниями, а также частными предпринимателями, ведущими собственный бизнес.
На практике сумма данной выплаты составляет произведение установленной действующим законодательством ставки на разность, полученную между выручкой, которую продавец приобрел после реализации своей продукции, а также той суммой затрат, которая потребовалась для производства этого товара.
Законодательные нормы
Рассмотрим финансовые потоки участников данной схемы.
- Потребитель, как сторона договора с исполнителем, обязан произвести оплату.
- Управляющая компания оплачивает закупку ресурсов у организаций коммунального комплекса, ресурсообладателей. Ситуация выглядит следующим образом. В подпункте 29 п. 3 ст. 149 НК РФ указано, что доход исполнителя от реализации коммунальных услуг не облагается НДС. Необходимым условием является закупка управляющей компанией ресурсов у соответствующих организаций.
Однако реализация этими организациями поставок ресурсов в жилищное хозяйство не освобождена законом от начисления налога на добавленную стоимость.
- Размеры тарифов устанавливаются государственными органами власти регионов. Исполнитель изменять стоимость приобретенных ресурсов при доставке их потребителям не имеет права. Следуя букве закона, он действительно не производит начисление НДС, а поставляет закупленные ресурсы потребителю по цене, равной стоимости их приобретения у ресурсоснабжающих предприятий, включающей в свой состав указанный налог.
Организация коммунального комплекса
Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.
Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2022 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.
Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.
В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.
Вправе ли ТСЖ, управляющая организация включать в счет за коммунальные услуги НДС?
Операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг, на основании п. 1 ст. 146 Кодекса, облагаются НДС в общеустановленном порядке вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.
Ресурсоснабжающая организация реализует коммунальную услугу исполнителю — ТСЖ или управляющей организации по стоимости, в которую уже включен налог на добаленную стоимость, поэтому исполнитель, например, ТСЖ не вправе выставлять счет на оплату коммунальных услуг населению с НДС.
Как указано в письме ФНС России от 15.06.2012 N ЕД-3-3/2088, приобретение жилищно-строительным кооперативом коммунальных услуг производится по тарифам, включающим сумму НДС. При дальнейшей реализации коммунальных услуг населению на основании пп. 29 п. 3 ст.
149 Кодекса исчисление НДС не производится, а реализация осуществляется по стоимости, соответствующей стоимости приобретения у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций коммунальных услуг с учетом налога на добавленную стоимость. При этом на основании п. 2 ст.
170 Кодекса сумма НДС, предъявленная жилищно-строительному кооперативу организациями коммунального комплекса, вычету не подлежит и учитывается в стоимости приобретенных коммунальных услуг.
Арбитражная практика до 03.05.2011
Между тем при разрешении конкретных споров некоторые арбитры вспоминали, что исполнители коммунальных услуг (и УК, и ТСЖ) не только оплачивают такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, но и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением помещений коммунальными услугами (последнее относится к ТСЖ согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57). Следовательно, если регулирующий орган установил тариф без учета НДС, то он и должен применяться в расчетах между исполнителем и РСО (Определение ВАС РФ от 29.04.2009 N 1879/09). Еще один пример — Постановление ФАС ВСО от 01.06.2010 N А33-5602/2009: установив, что в рассматриваемой ситуации ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает посредником при осуществлении расчетов, занимаясь сбором соответствующих денежных сумм с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета ресурсоснабжающих организаций, учитывая статус товарищества, определенный ч. 1 ст. 135 ЖК РФ, а также то, что применение тарифов с НДС противоречит абз. 2 п. 15 прежних Правил предоставления коммунальных услуг, апелляционный суд обоснованно пришел к выводу о неправомерности включения НДС в стоимость ресурса.
Впрочем, большинство споров о взыскании в пользу РСО сумм НДС в составе задолженности за поставленные в МКД коммунальные ресурсы разрешалось в пользу РСО. Если утвержденный для РСО тариф не включал НДС, то РСО была вправе предъявить его дополнительно к уплате ТСЖ и УК (Постановления ФАС ВСО от 25.01.2011 N А74-1408/2010, ФАС ЗСО от 30.04.2010 N А27-18642/2009, ФАС МО от 08.12.2010 N КГ-А41/14405-10, ФАС ПО от 01.11.2010 N А72-2439/2009, ФАС УО от 14.12.2010 N Ф09-9959/10-С5). Ссылки ТСЖ на Постановление Пленума ВАС РФ N 57 суды не принимали, поскольку последнее распространяется на порядок исполнения налоговых обязательств ТСЖ, а не на отношения ТСЖ и РСО. Известны случаи, когда ТСЖ возражало против перечисления НДС в составе цены даже в том случае, если тариф был установлен с учетом налога, но вполне ожидаемо терпело поражение в суде (Постановление ФАС СЗО от 21.02.2011 N А05-8402/2010).
Официальный ресурс Aviator Games
Авиатор представляет собой интересный проект, позволяющий делать ставки в ходе процесса игры. Каждый игрок может приумножить поставленную сумму в сотни раз. К примеру, сделав ставку в 100 рублей, можно без проблем выиграть 10000 руб. Согласитесь, такая возможность предлагается не всеми подобными проектами и этим нужно воспользоваться при любых обстоятельствах.
Основа Aviator — использование генератора случайных значений, который обеспечивает честность в отношении к каждому игроку. Это одна из особенностей предложенного проекта.
В процессе игры нужно помнить одно — важно оценивать свои возможности. Рассудительность, внимательность и немного удачи станут главными критериями для получения хорошего выигрыша. От пользователя требуется вовремя забрать сумму, которая увеличивается с каждым достижением определенного коэффициента. Если самолет взлетит раньше, то игрок не сможет выиграть и это нужно помнить.
Организация коммунального комплекса
Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.
Само понятие коммунального комплекса прописано в Законе №210-ФЗ, который был принят 30 декабря 2021 года, и представляет собой юридическое лицо, которое занимается обустройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всевозможных объектов, предназначенных для утилизации ТБО.
Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.
В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.