Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Функции органов опеки и попечительства по защите прав детей воспитываемых в семьях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Что такое органы опеки и попечительства многие знают не понаслышке. Но чем отличаются два этих понятия? И то, и другое – это предусмотренные законодательством правовые формы защиты имущественных и личных неимущественных прав граждан, которые не способны полностью или частично реализовать их самостоятельно.
Прекращение опеки и попечительства
Опека и попечительство прекращаются при следующих обстоятельствах:
- подопечный был признан полностью дееспособным;
- при самостоятельном решении ответственного лица;
- в случае с истечением срока действия соответствующего договора.
- при смерти опекуна (попечителя) или опекаемого;
- при законном отстранении от выполнения возложенных обязательств;
- в иных ситуациях, указанных в ст. 40 ГК РФ.
Полномочия органов опеки и попечительства достаточно обширны. Так, сотрудники данного ведомства могут воспользоваться возможностью отстранения опекуна. Обычно это актуально при следующих обстоятельствах:
- нарушены права и интересы подопечного;
- выявлены факты оформления опеки для реализации корыстных целей;
- подопечный был на длительный срок оставлен без присмотра;
- обнаружены случаи с несоблюдением положений законодательства или договора, которые касаются охраны и распоряжения имуществом подопечного.
Что собой представляет опека и попечительство
Попечительство устанавливается над лицами, которые имеют ограниченную дееспособность, а вот опека – над теми, кто полностью недееспособен.
Общая характеристика органов опеки и попечительства указывает на то, что к их компетенции относят случаи, когда дети по тем или иным причинам остаются без присмотра родителей, или лицо признается судом недееспособным или ограниченно дееспособным.
Хотя опекуны и попечители в юридическом смысле не приравниваются к родителям, они выполняют те же функции.
Существуют разные модели формирования вышеупомянутых органов, а непосредственный статус органов опеки и попечительства со временем претерпевал изменения.
Субъекты органов опеки и попечительства
Перечень субъектов, которых относят к данной категории, определен в законе. По общему правилу, ими являются органы исполнительной власти. Вместе с тем законодатель предусматривает, что органами опеки и попечительства являются и органы местного самоуправления в случаях, когда они наделены такими полномочиями.
Таким образом, в зависимости от региона проживания структура ООП может меняться. Если брать министерство опеки и попечительства, то в данной роли выступает Министерство социального развития, опеки и попечительства определенной области.
Органы опеки могут иметь свои межрайонные управления. Такое ведомство, например, создано в Иркутской области.
Другие регионы могут создавать и иные организации. Так, в Самаре существует Департамент семьи, опеки и попечительства округа, известный как Департамент опеки и попечительства и социальной поддержки.
Независимо от названия все учреждения решают одинаковые задачи. Как правило, функции выполняются на разных уровнях, но такие подразделения могут быть в каждом муниципальном районе либо во внутригородском образовании. К примеру, часто среди структуры учреждений социального обслуживания и защиты населения выделяют отдел опеки и попечительства.
Важные вопросы, касающиеся опеки и попечительства, иногда решает глава районной или городской администрации по месту жительства человека, над которым хотят установить опеку, или по месту жительства ответственного лица.
Чем занимается отдел опеки
Граждан, которые испытывают потребность в дополнительной поддержке, интересует, какими нормами руководствуются работники отдела, и каких мер стоит ожидать в ответ на обращение.
Есть четкое определение сущности, чем занимаются органы опеки. Согласно ФЗ №48 от 24.04.2008 года (ст. 8) государственная инстанция осуществляет:
- Поиск и ведение учета граждан, которым требуется посторонняя поддержка.
- Взаимодействие с судебной инстанцией при решении вопроса об установлении недееспособности или ограниченной дееспособности, либо прекращении такого статуса.
- Согласование опекунства и передача подопечных достойным претендентам.
- Надзор за работой опекуна и условиями жизни переданных подопечных.
- Прекращение статуса опекуна или попечителя, если будут установлены основания считать, что они не справились с обязательствами.
- Согласование сделок, в которые вовлечены опекуны и их опекаемые. Без письменного разрешения со стороны надзорной структуры любая сделка по отчуждению имущества подопечных будет признана недействительной.
- Передача в доверительное управление собственности опекаемых согласно ст. 38 ГК РФ.
- Выступление перед инстанциями в интересах несовершеннолетних, когда опекун или попечитель, в силу обстоятельств, не вправе исполнять эти функции. Аналогично организовано участие работников ООП при представлении и защите интересов недееспособных граждан.
- Решение вопроса о допустимости отдельного проживания опекаемых от своих представителей (на основании ст. 36 ГК РФ).
- Проверка условия проживания детей, следить за выполнением обязательных мероприятий и устройства жизни в семье согласно установленным нормам.
- Помощь в реализации прав и льгот, положенных по закону.
То или иное решение ООП, при несогласии заинтересованных лиц, подлежит оспариванию в судебном порядке.
Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде
В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.
Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.
Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.
В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.
В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).
Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:
- ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
- ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
- ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.
Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.
Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.
К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.
Независимо от причин, которые побудили родителей к подобным действиям, органы опеки и попечительства обязаны принять меры по защите интересов и прав детей. В случае смерти родителей этот факт подтверждается официальным свидетельством о смерти. Началом утраты попечения родителей признается тот день, когда наступила смерть. Если родителей лишают законных прав, в таком случае точкой отсчета считают день, когда решение суда вступило в законную силу. При заключении под стражу родителей несовершеннолетнего именно с момента задержания появляются полномочия по опеке и попечительству. Осуществляют органы в подобных ситуациях заботу о детях, их здоровье и безопасности.
В неблагополучных семьях работа государственных структур осуществляется в тех ситуациях, когда от соседей поступают тревожные сигналы. После их проверки составляется акт обследования, делаются выводы о присутствии (отсутствии) факта утраты попечения родителей.
В акте о назначении попечителя или опекуна для несовершеннолетнего ребенка указывается срок полномочий.
Задачи органов опеки и попечительства
Сам же закон об органах опеки и попечительства РФ предусматривает следующие задачи, которые должны выполняться данными представителями власти:
- Это обеспечение защиты прав и интересов тех граждан, которые находятся под опекой или на попечительстве;
- Защита интересов тех, кто непосредственно нуждается в опеке или попечительстве;
- Осуществление контроля за действиями тех граждан, кто стал официальными попечителями и опекунами;
- Обязательный контроль за сохранностью того имущества, что по закону принадлежит несовершеннолетним гражданам, утратившим своих родных родителей;
- Контроль за учреждениями и организациями, в которых пребывают дети-инвалиды;
- Иные задачи и цели, достижение которых должно улучшить ситуацию каждого отдельного ребенка.
Цели вполне гуманные. Другое дело, что сама опека и попечительство все же зависит от конкретного работника и от его желания помочь.
Ведь каждый относится к своей работе по-разному, поэтому и эффективность работы может отличаться.
Комментарии к ст. 78 СК РФ
1. Основным принципом деятельности органов опеки и попечительства является обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных (ст. 121 СК РФ, ст. 5 Закона об опеке и попечительстве). Согласно п. 1 ст. 8 СК РФ, одна из форм защиты семейных прав в случаях, предусмотренных СК РФ, осуществляется органами опеки и попечительства (см. комментарий к ст. 8 СК РФ). Развивая данное положение, п. 1 комментируемой статьи устанавливает, что в спорах, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства. Ряд статей СК РФ предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства в делах по спорам, связанным с воспитанием детей. Так, основываясь на анализе статей СК РФ, посвященных правоотношениям родителей и детей, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10 разъясняет, что к таким спорам, в частности, относятся споры:
а) о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ);
б) об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66 СК РФ);
в) об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (п. 3 ст. 67 СК РФ);
г) о возврате родителям ребенка, удерживаемого не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ);
д) о возврате опекунам (попечителям) подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований (п. 2 ст. 150 СК РФ);
е) о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ);
ж) о лишении родительских прав (п. 1 ст. 70 СК РФ);
з) о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ);
и) об ограничении родительских прав (п. 1 ст. 73 СК РФ);
к) об отмене ограничения родительских прав (ст. 76 СК РФ).
Таким образом, в указанных случаях рассмотрение судами дел данной категории без участия органа опеки и попечительства не представляется возможным. Указанное требование соответствует ст. 47 ГПК РФ, которая указывает, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. В случаях, предусмотренных федеральным законом, и в иных необходимых случаях суд по своей инициативе может привлечь к участию в деле государственный орган или орган местного самоуправления для достижения целей, указанных в ч. 1 ст. 47 ГПК РФ (ч. 2 ст. 47 ГПК РФ).
Орган опеки и попечительства привлекается к рассмотрению спора о воспитании ребенка определением суда. Кроме того, орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском для защиты интересов ребенка по собственной инициативе, например, о лишении родительских прав — п. 1 ст. 70 СК РФ; ограничении родительских прав — ст. 73 СК РФ; об отмене усыновления — ст. 142 СК РФ.
Следует учитывать и разъяснение Верховного Суда РФ о том, что суды не должны оставлять без внимания выявленные при рассмотрении дел данной категории факты несвоевременного принятия органами опеки и попечительства мер к защите прав и охраняемых законом интересов детей, неправильного отношения к несовершеннолетним со стороны работников детских воспитательных учреждений, школ и других учебных заведений, а также родителей; суды обязаны реагировать на эти нарушения путем вынесения частных определений в адрес соответствующих органов и организаций (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).
2. Согласно п. 2 комментируемой статьи, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов детей, орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, представить суду соответствующий акт и основанное на нем заключение по существу спора; это заключение подлежит оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами.
Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ, должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10).
Вместе с тем, в силу ст. 86 ГПК РФ, заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое оценивается судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому в случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора, связанного с воспитанием детей, суд мотивирует принятое решение со ссылкой на иные доказательства.
В установленных законом случаях представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет (см. комментарий к ст. 57 СК РФ).
Однако, как показал анализ судебной практики, при рассмотрении дел, связанных с воспитанием детей, суды не всегда выполняют требования п. 2 ст. 31 ГК РФ, ст. 47 ГПК РФ и ст. 78 СК РФ, предусматривающие обязательное участие органа опеки и попечительства при рассмотрении дел этой категории, не учитывают и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 10. В этой связи отсутствие заключения органа опеки и попечительства, отвечающего указанным выше требованиям закона, явилось основанием к отмене судом кассационной инстанции Кемеровского областного суда ряда решений, в частности, Орджоникидзевского районного суда г. Новокузнецка по делу по иску прокурора к Х.О.Б. об ограничении родительских прав; Березовского городского суда по делу по иску С.А.В. о порядке осуществления родительских прав в отношении ребенка, проживающего отдельно; Кировского районного суда г. Кемерово по делу по иску К.А.С. о восстановлении в родительских правах и решений других судов .
———————————
Справка Кемеровского областного суда от 20 февраля 2006 г. N 01-19/123 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в 2005 году по кассационным и надзорным данным // СПС «Гарант».
Права органов опеки и попечительства и их обязанности включают в себя:
- определение и учет людей, которые нуждаются в опеке и попечительстве;
- подачу заявления в суд о признании гражданина недееспособным или о том, что его дееспособность имеет ограничения, а также заявления о возврате дееспособности человеку в случае утраты оснований, в силу которых он был лишен ее;
- установление попечительства и опеки;
- предоставление разрешений на совершение операций, сделок, связанных с имуществом подопечных;
- заключение договоров, касающихся доверительного управления имуществом подопечных;
- предоставление разрешений на раздельное проживание несовершеннолетних и их опекунов/попечителей;
- проверка условий, в которых проживают подопечные, контроль над исполнением опекунами и попечителями принадлежащих им обязанностей;
- защита интересов несовершеннолетних и недееспособных, представление их в отношениях с любыми лицами (органами власти), в случае если опекуны не производят необходимых аналогичных действий или их деятельность противоречит правам и интересам подопечных или законодательству РФ.
В отношении действующих опекунов и попечителей органы попечительства и опеки имеют право и должны:
- контролировать их деятельность, а также деятельность организаций, в которых находятся недееспособные люди или ограниченные в дееспособности граждане;
- освобождать и отстранять их от исполнения возложенных на них обязанностей согласно законодательству РФ;
- оказывать им содействие в воплощении и охране интересов и прав несовершеннолетних подопечных.
А также к полномочиям ООП относятся ведение учета, подбор, подготовка и информирование граждан, изъявивших желание стать опекунами или попечителями. Сведения, которые имеют право предоставлять органы опеки и попечительства, могут касаться возможных видов устройств ребенка в семью и их особенностей, подготовки документов, которые нужны для оформления. Кроме того, ООП могут содействовать в подготовке указанных бумаг.
Права органов опеки и попечительства
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
2. К правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, он применяется в отношении прав и обязанностей, которые возникнут после дня вступления его в силу.
3. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Федеральный закон от 21.12.96 N 159-ФЗ
Сама структура органов опеки и попечительства устанавливается субъектами Российской Федерации. Чаще всего отдел опеки и попечительства входит в департамент, но существуют случаи его независимого функционирования. В поселках, ПГТ и маленьких городах, где нет региональной структуры ООП, функции ООП выполняют органы местного самоуправления. Также такой структурой отличаются такие крупные города как Москва и Санкт-Петербург (часть 1.1 ст. 6 ФЗ N48).
Основные задачи, которые возложены на органы опеки и попечительства, прописаны в Федеральном законе N48 «Об опеке и попечительстве». По закону служба опеки обязана:
- Защищать права и интересы лиц, которые остались в трудном положении и нуждаются в досмотре.
- Контролировать лица, которые взяли опеку или попечение над детьми, либо лицами, которым необходим особенный уход.
- Контролировать деятельность детских домов, домов малютки, домов престарелых.
- Отвечать за сохранность финансов, либо имущества лиц, находящихся под опекой.
Вышеуказанные органы действуют всегда в интересах лиц, которые остались без социальной защиты. Их основными функциями являются:
- Выявление детей, оставшихся без родителей, по каким-либо причинам.
- Выявление беспризорников.
- Проверка социально неблагополучных семей.
- Внесение кандидатов на усыновление, опеку и попечительство в базу данных.
- Устройство детей в дома малютки и детские дома.
- Помощь в устройстве в приемную семью.
- Защита прав несовершеннолетних, оставшихся без родителей.
- Урегулирование семейных конфликтов.
В том случае, если несовершеннолетний или же недееспособный человек вместе с попечителем или опекуном переезжает на иное место жительство, то в таком случае регистрация, а также наблюдение за опекуном и подопечным будет осуществляться на ином месте их проживания. Деятельность ООП в данном случае будет заключаться в том, чтобы оформить факт переезда на новое место, а также в том, чтобы отправить все дела несовершеннолетнего или же недееспособного человека на иное место жительства в течение трех рабочих дней.
При этом 3 дня отсчитываются с того момента, когда органы были проинформированы о том, что опекун и подопечный переезжают в другое место. Соответственно, все необходимые задачи, а также полномочия и обязанности после этого лягут на плечи иного ООП, к которому будет привязано новое место жительства. При этом гражданин или ребенок все еще будет находиться под законодательной защитой и охраной органов опеки, но лишь в ином регионе. И в этом вся разница, ведь законодательная база будет точно такой на территории всей России.
Органы опеки и попечительства
Значительная часть населения Российской Федерации – это несовершеннолетние или недееспособные граждане. Права и интересы таких лиц могут нарушаться другими людьми сознательно или непреднамеренно. Защищать этих людей обязаны опекуны, а вот контролировать их действия должны представители государственных органов опеки и попечительства.
Они имеют конкретный перечень полномочий и прав, выходить за рамки которых они не могут. Зная основные функции данной службы и понимая принцип их работы, гораздо легче отстаивать свои права и интересы подопечных.
Органы опеки и попечительства (ООП) – это орган исполнительной власти, на который возложены функции защиты прав и интересов тех граждан, которые в силу своего возраста или установленной недееспособности не могут самостоятельно это сделать. ООП действует на территории всей Российской Федерации и подчиняется нормам законов, разработанных для регуляции данной сферы правоотношений.
Реорганизация системы
Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления. На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.
Функции органов опеки и попечительства (ООП)
Следует сразу отметить следующее. Полномочия, функции, задачи, права и обязанности органов опеки регламентируются законодательно.
Есть федеральный закон № 48-ФЗ РФ, который так и называется «Об опеке и попечительстве», принятый в 2008 году.
Ссылка на законодательный сайт с публикацией закона.
Что же представляет собой данный орган?
Согласно ФЗ орган опеки – это орган исполнительной власти, представленный в каждом конкретном регионе России.
Главная цель его работы – это обеспечение нормальной жизни несовершеннолетних детей и других лиц, нуждающихся в опеке. Неважно, где пребывают эти лица: в семье или в интернате, за каждым из них должен быть контроль.
А что делают представители этих органов?
Здесь необходимо в обязательном порядке раскрыть функции органов опеки и попечительства.
Среди них главными являются следующие:
- Это выявление случаев, которые подтверждают социальное сиротство детей. То есть выявление фактов того, что даже в имеющихся семьях дети предоставлены сами себе и их права нарушаются самими родителями. К этим случаям можно отнести избиение ребенка, ненадлежащий уход и т. д.;
- В случаях изъятия несовершеннолетних от родителей – поиск и подбор кандидатур, которые могут стать приемными папой и мамой для малыша;
- Постоянная защита прав и свобод всех сирот региона, находящихся как в опекунских семьях, так и в интернатах;
- Предоставление помощи тем детям, которые остались без попечительства родителей и других взрослых людей. Помощь выражается в обеспечении минимального набора благ для жизни: еда, средства первой необходимости, одежда;
- При судебных тяжбах, в которых принимают участие дети, представительство их интересов в суде. То есть представитель опеки в суде всегда должен руководствоваться исключительно интересами ребенка, а не интересами других лиц. Другое дело, что в таких случаях приходится принимать очень тяжелые и судьбоносные решения.
Если внимательно изучить функции органов опеки, то можно сделать следующий вывод.
Для того чтобы достичь поставленных задач и иметь возможность выполнять свои прямые обязанности, необходимо иметь некие полномочия. Если таких полномочий не иметь, то достаточно трудно выполнять свои обязанности.
Полномочия органов опеки и попечительства:
- Выявление случаев, когда будет установлена необходимость оказания помощи несовершеннолетнему;
- Подача заявления в суд по поводу признания гражданина, например, матери или отца недееспособным;
- Право на установление опеки ребенка. Установление попечительства с назначением попечителя ребенка;
- Принятие решений о том, что дети должны быть изъяты из семьи и определены в интернат или другие организации;
- Принятие решения о том, что конкретный опекун или попечитель не может выполнять своих прямых обязанностей. Изъятие малыша из опекунской семьи;
- Предоставление разрешения на сделку в отношении продажи имущества, долей которого владеет ребенок;
- Подписание договора по поводу того, что ООП будет являться управленцем того имущества, которым владеет несовершеннолетний. Договор заключается на основании норм Гражданского Кодекса РФ, в частности ст. 38;
- Представление любых интересов несовершеннолетнего гражданина;
- Проверка всех условий проживания детей в семьях с родными родителями, с опекунами и попечителями;
- Проведение консультационных и разъяснительных работ. С возможными попечителями и опекунами в отношении их обязанностей и прав. Подбор детей, которые нуждаются в опеке;
- Предоставление разнообразной помощи всем субъектам, которые принимают участие в жизни малыша;
- Другие полномочия, которые не противоречат ФЗ.
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |