Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Понятие налога и налоговой системы РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Основные функции налогов
Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.
-
Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.
Список используемых источников
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. 29.05.2019)
- Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) 5 августа 2000 года N 117-ФЗ (ред. 01.05.2019)
- Агирбова, А.А. Налоговая система как правовая категория и институт финансовой системы государства [Текст] // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 15. С. 565-569.
- Альбеков А.У. Налоговая система: учебник [Текст] / А.У. Альбеков, И.С. Вазарханов, Н.Г. Кузнецов [и др.]; под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.Г. Кузнецова. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2016. — 583 с.
- Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие[Текст] / Аронов А.В., Кашин В.А., — 2-е изд. — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. — 544 с.
- Багардынова Е. А. Недостатки современной налоговой системы [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №14. — С. 316-318.
- Болатаева, А.А. Налоговая система РФ: актуальные проблемы и пути совершенствования современной налоговой системы [Текст] // Научные Известия. — 2017. — № 6. — С. 41-45.
- Бочарова, О.Ф., Волошина, Е.Ю. Налоги как инструмент инновационного развития [Текст] // Современные научные исследования и разработки. — 2017.- № 5 (13). — С. 69-70.
- Брякина, А.В. Система налогов и сборов как неотъемлемая часть налоговой системы [Текст] // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. — 2017.- № 3. — С. 57-61.
- Бурова А.С., Васильева Е.Г., Губенко Е.С. и др. Налоговое право: учебник для бакалавров / под ред. И.А. Цинделиани. – 2-е изд. – М.: Проспект, 2016. – 528 с.
- Воробьева, Е.В. Налоговая система России: основные направления модернизации [Текст] // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 9. — С. 75-76.
- Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Л. И. Гончаренко [и др.] ; ответственный редактор Л. И. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. –М.: Юрайт, 2019. — 524 с.
- Грачева Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры [Текст]/ отв. ред. Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. — М.: Норма : ИНФРА-М, 2017. — 272 с.
- Клейменова, М. О. Налоговое право; Университет — Москва, 2018. — 368 c.
- Крохина, Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров [Текст] / Ю. А. Крохина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 495 с.
- Купцов М.М. Денежное обращение, финансы, кредит и налоговая система: Учебное пособие [Текст] / Купцов М.М., — 2-е изд. — М.:ИЦ РИОР, 2018. — 121 с.
- Майбуров И.А. Налоговые системы. Методология развития: монография для магистрантов, обучающихся по программам «Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» [Текст] / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 463 с.
- Максимкин К.И. Особенности современной налоговой системы Российской Федерации [Текст] // Вопросы российского и международного права. — 2018. — Том 8. — № 1А. — С. 180-185.
- Малис Н.И. Налоговая система Российской Федерации: хрестоматия: учеб. пособие / под ред. Н. И. Малис. — М. : Магистр : ИНФРА-М, 2017. — 152 с.
- Малкина М.Ю. Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики: монография [Текст] / М.Ю. Малкина, Р.В. Балакин. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 127 с.
- Малышева, О. С. Налоговые системы государств с развитой экономикой [Текст] // Матрица научного познания. — 2017. — № 1–2. — С. 31–35.
- Мельникова Н.П. Налоги и налоговая система Российской Федерации. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата [Текст] / Н. П. Мельникова [и др.]; ответственный редактор Н. П. Мельникова. – М.: Юрайт, 2019. — 317 с.
- Пансков В.Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития: монография [Текст] / В.Г. Пансков. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 246 с.
- Полунин С. К. Налоговая система Российской Федерации // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 239-241.
- Шарохина, С.В. Принципы правового государства, определяющие налоговую систему страны [Текст] // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. — 2017. — Т. 6. — № 11 (11). — С. 122-125.
Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог.
Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:
1) забор воды из водных объектов;
2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;
5) обязательные сборы;
6) государственная пошлина.
Под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).
Под государственной пошлиной понимается сбор, который взимается с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных соответствующей главой НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.
В соответствии с положениями ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
В соответствии с положениями ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
В налоговую систему РФ входят следующие понятия:
1) система налогов и сборов;
2) налоговые органы;
3) налоговое законодательство;
4) налоговые представители;
5) формы и методы налогового контроля.
Налоговая система – это более широкий институт, чем понятие система налогов. Система налогов представляет собой конкретный набор способов систематизации различных типов налогов и занимается группировкой налогов.
Основные признаки и элементы налога
Опираясь на определение налога, можно выделить несколько ключевых признаков и элементов налога. К основным признакам налога относятся:
- Императивность или абсолютная обязательность уплаты налога.
- Индивидуальная безвозмездность, т.к. налогоплательщик в отличие от плательщика сборов не рассчитывает на получение конкретной пользы от государства.
- Законность, поскольку налог устанавливается исключительно государством и взимается на законных основаниях.
- Налог взимается регулярно
- Налог представляет собой финансирование государственной деятельности.
Налог устанавливается в законе благодаря следующим элементам:
- Субъекту налогообложения, здесь подразумевается налогоплательщик или плательщик сбора.
- Объекты налогообложения и единицы обложения.
- Налоговой базе.
- Налоговой ставке.
- Налоговому окладу, иными словами той сумме налога, которая получена с единицы обложения.
- Налоговому периоду.
- Налоговым льготам.
Элементы налоговой системы Российской Федерации
Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.
В структуру налоговой системы России включены:
Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.
Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ. Понятие налога и сбора определено в НК РФ.
Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).
К системе налоговых органов РФ относятся:
Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.
Главными функциями ФНС РФ являются:
О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».
ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. Единая централизованная система налоговых органов состоит из:
Что влияет на выбор системы налогообложения
Выбор системы налогообложения зависит от масштаба бизнеса: вида деятельности, суммы дохода, количества сотрудников, контрагентов и специфики бизнеса.
Вид деятельности. Один из основных критериев выбора системы налогообложения. Например, на ОСН может работать бизнес с любым видом деятельности, а на спецрежимах — патенте и ЕСХН — можно вести только определенную деятельность. Об этом расскажем дальше. Если компания активно расширяет бизнес и планирует новые виды деятельности, то лучше сразу зарегистрировать бизнес на ОСН.
Количество сотрудников. Например, работать на УСН может бизнес, у которого в штате 130 человек, а на патенте — ИП, у которых не больше 15 сотрудников.
Контрагенты. Если большинство ваших контрагентов работают на ОСН, вам, скорее всего, будет выгодно тоже применять эту систему. Дело в вычетах по НДС — когда два партнера на ОСН, они могут сокращать налог на сумму НДС, которую заплатили друг другу. Это может быть важно, если вы работаете с оптовыми компаниями: они почти все на ОСН. Но если у вас небольшой бизнес, то можно не ориентироваться на контрагентов и выбирать ту систему, где вы заплатите меньше.
Специфика бизнеса. Если бизнес сезонный, это тоже надо учитывать при выборе системы налогообложения. Например, если ИП работает только летом и осенью, а зимой — нет, есть смысл выбрать патент, оформить его на полгода и не платить налоги за время простоя.
Функции налогов и сборов, которые следуют из определения и разработаны наукой налогового и финансового права, таковы:
- фискальная — именно за счет них формируется бюджет и внебюджетные фонды, аккумулируются и формируются доходы государства, необходимые для реализации социально-значимых и экономических программ;
- распределительная — при помощи этих платежей государство перераспределяет средства и ресурсы из производственной сферы в социальную;
- стимулирующая — за счет установления определенного порядка взимания этих обязательных платежей государство оказывает влияние на процесс воспроизводства. Практическая реализация этой функции осуществляется за счет введения льгот, различных систем налоговых ставок и вычетов, санкций и преференций;
- контрольная — заключается в отслеживании правильности уплаты и расчета, своевременности поступлений, так как законодательно устанавливается единый порядок и он должен соблюдаться всеми налогоплательщиками.
Нетрудно заметить, что основная функция — фискальная, остальные являются дополнительными и коррелируют друг с другом, осуществляются одновременно, то есть их разделение носит достаточно условный характер. В науке нет единого мнения относительно этого вопроса, однако чаще всего приводится именно этот список задач, с которым согласны большинство ученых.
Принципы построения налоговой системы в РФ
Рассказывая про понятия и виды налоговых систем, нельзя не отметить принципы построения таковой структуры конкретно для РФ. Они сформированы в НК нашего государства:
- Обязанность каждого лица уплачивать справедливо установленные налоговые сборы.
- Налогообложение в РФ характеризует всеобщность и равенство.
- Налоги не имеют права быть дискриминационными — по национальному, религиозному, расовому и иному критерию.
- Налоговые ставки не зависят от гражданства лица, формы его собственности, источников капитала.
- Налоги не могут быть произвольными.
- Налоги не должны создавать препятствия для свободной экономической деятельности, осуществляемой в рамках закона.
- Никто не обязан уплачивать налоги в ином размере или порядке, чем то определено НК государства.
- Законодательные акты о налогообложении должны быть написаны понятным и доступным для граждан языком.
- Все неясности, туманные определения налогового законодательства толкуются в пользу плательщика налогов.
Классификация налогов РФ по различным признакам
Налоги в РФ делятся на несколько видов по разным признакам. Например, по способу взимания их принято классифицировать на два вида: прямые и косвенные налоги.
Под косвенными налогами понимают платежи, которые устанавливаются как надбавка к стоимости товаров и услуг, они взимаются при покупке различных благ (то есть входят в цену),не зависят от доходов,могут быть перенесены на других лиц. Это означает, что продавцы товаров являются посредниками между государством и плательщиком этих налогов или налогоносителями. Покупая бензин на заправке или продукты в магазине, каждый человек уплачивает в федеральный бюджет акциз и является плательщиком косвенного налога.Самыми популярными косвенными налогами являются: НДС, таможенные пошлины, акцизы – налоговые платежи, включаемые в цену товара, которые платят в пользу государственного бюджета производители или продавцы различных видов товаров (газ или топливо, бензин, табачная или алкогольная продукция). Экономисты называют их неявными, часто к ним применяется определение «налог на потребление».
К видам косвенных налогов также относят таможенный сбор, который оплачивает зарубежная фирма при ввозе своих товаров в Россию с целью их дальнейшей продажи.
Для определения какие налоги являются прямыми, нужно понять, кто плательщик и какое основание есть для возникновения обязанности по уплате налогового взноса.
Если налоги взимаются с конкретных видов имущества или доходов (при образовании блага), не могут быть перенесены на других лиц, то это прямые налоги. Налогоплательщик (производитель) и налогоноситель – одно и тоже лицо, сумма налога находится в прямой зависимости от суммы выгоды или прибыли. Предприниматель обязан платить налог с прибыли, человек, выигравший в лотерею автомобиль, должен заплатить по декларации 35% от его стоимости.
Видами прямых налогов являются: налог на прибыль, на имущество, НДФЛ, земельный или транспортный налог.
От того, кто собирает налог, классификация налогов бюджета делится на несколько видов:
- Платежи поступают в федеральный бюджет и являются его основой, относятся к федеральным налогам. Они обязательны для применения на всей территории страны. К ним относят: НДС и акцизы, водный и подоходный налоги, налог на прибыль,госпошлину;
- Платежи, которые поступают в регионы субъектов РФ и наполняют бюджеты республик и краев – региональные налоги. Их устанавливают на отдельных территориях РФ, но правила их взимания и элементы, должны соответствовать налоговому законодательству РФ. Примерами являются: налог на имущество организаций, транспортный налог и на игорный бизнес (взимается на определённых территориях: Алтайский край, Крым Краснодарский край, то есть там, где законодательно разрешена деятельность, связанная с игорным бизнесом);
- Местные налоги. К ним относят налоги, поступающие в местные бюджеты. Примеры: земельный налог или на имущество физических лиц. В 2018 году было принято решение (как эксперимент) о введении курортного сбора на некоторых территориях РФ (Кубань, Алтайский край, Крым). Он направляется на развитие инфраструктуры мест отдыха, взимается с туристов. В 2020 году местные власти Кубани приняли решение приостановить взимание этого сбора до 2021 года в связи с коронавирусом.
Деление налоговых платежей по уровням относят к общей характеристике налогов.
Еще одним способом классификации налогов является назначение налогов. По этому признаку они делятся на общие и целевые. Рассмотрим разницу между ними:
- Общие налоги вводятся государственными органами для наполнения всего бюджета страны. Они необходимы для перераспределения полученных доходов по разным направлениям расходов «кассы государства». К общим налогам относится налог на прибыль, НДФЛ, налоги на имущество. То есть в налоговой системе РФ к таким налогам относится большинство, взимаемых на территории страны.
- Целевые налоги необходимы в случае возникновения у государства потребности в финансировании конкретных затрат. Целевой характер налогов означает, что они поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Наиболее ярким примером целевого назначения налогов являются страховые взносы. Их ставка равна 30%, взимаются для обеспечения деятельности ПФ РФ, а также Фондов обязательного медицинского и социального страхования. Потратить целевые взносы на другие цели невозможно. Они используются для начисления пенсий, оплаты больничных листов и на финансирование медицины. Видом целевых налогов можно назвать налог на добычу полезных ископаемых, а также транспортный (идет на финансирование строительства и ремонта дорог).
Понятие налоговой системы
В условиях становления рыночной экономики в Российской Федерации происходят активные преобразования, затрагивающие как экономическую, политическую, правовую, так и иные сферы. В соответствии с изменением характера общественных отношений изменяются и экономические нормы, регулирующие данные отношения. В этой связи в экономической сфере находит новое отражение учет особых интересов различных субъектов, средством управления которыми, в частности, выступают налоги и сборы, установленные определенными правовыми нормами государства. Таким образом, в государственном управлении в переходных рыночных условиях все более важную роль играют не столько административные, сколько экономические методы, основанные, в числе прочего, на сбалансированной и демонстрирующей свою практическую эффективность системе налогов1.
Вышесказанное утверждение требует обращения к терминологическому аппарату исследуемой проблемы.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Понятие налоговой системы
Предыстория
Понятие «налоговая система» было впервые введено Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ» от 27 декабря 1991 г. № 2118-1. Согласно ст. 2 Закона «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее — налоги), взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему».
Определение понятия «налоговая система», существовавшее ранее на легитимной основе, непонятно почему в аналогичной ст. 2 НК было подменено термином «система налогов и сборов».
Заметим, что существование налоговой системы объективно, оно не должно зависеть от юридических коллизий. Попробуем подойти к нему с позиций теории систем.
Система ― множество взаимосвязанных элементов, представляющее собой определенную целостность, причем по крайней мере два элемента являются объектами.
В данном ракурсе налоговую систему следует характеризовать не с позиций условий налогообложения, так называемого процессного подхода, а путем выделения элементов (подсистем), имеющих наиболее значимые функциональные взаимосвязи.
Таким образом, с позиций субъектно-объектного подхода в налоговой системе можно выделить:
- два элемента субъектного характера (налоговые администрации и налогоплательщиков);
- два элемента объектной направленности (законодательство и сами налоги).
Налоговая система — это основанное на определенных принципах целостное единство взаимосвязанных и взаимозависимых ее элементов:
- законодательства о налогах и сборах;
- совокупности налогов и сборов (система налогов и сборов);
- плательщиков налогов и сборов;
- налоговых администраций.
Логическим завершением данного определения является очевидный вывод о том, что налоговую систему ни в коем случае нельзя отождествлять с системой налогов.
В налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).
Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.