Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О трансфертном ценообразовании в РК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Республике Беларусь контроль в сфере ценообразования регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 N 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь» и ст. 138-1 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК РБ) , которая определяет сферу распространения контроля за трансфертными ценами, а также признаки рыночной цены, рынка товаров, связанности сторон, идентичности и однородности товаров (работ, услуг).
Очередность применения методов определения цен
1) Приоритетные методы применяются в первую очередь вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа:
— метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным во всех случаях, за исключением сделок по покупке товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;
— метод цены последующей реализации является приоритетным по сделкам покупки товаров для целей их перепродажи без переработки в адрес невзаимозависимых лиц;
2) Если нельзя применить приоритетный метод, то применяется метод цены последующей продажи или затратный метод в зависимости от того, какой из этих методов с учетом фактических обстоятельств и условий контролируемой сделки позволяет наиболее обоснованно сделать вывод о соответствии или несоответствии цены, примененной в сделке, рыночным ценам;
3) Если нельзя применить метод цены последующей продажи или затратный метод, то используется метод сопоставимой рентабельности;
4) Если нельзя применить метод цены последующей продажи, затратный метод или метод сопоставимой рентабельности, то используется метод распределения прибыли;
5) Если по разовой сделке нельзя применить вышеназванные методы, то используется метод цены независимой оценки.
Изменения в налоговом кодексе в 2021–2022 гг., касающиеся трансфертного ценообразования
На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.
Основные изменения касаются:
- возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
- отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
- уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
- обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
- расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
- оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.
В Республике Беларусь и в Российской Федерации понятие «взаимозависимые лица» раскрывается соответственно в ст. 20 НК РБ и ст. 20 НК РФ. Идентичны не только номера статей, но и предусмотренные в них правовые определения этой категории.
Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности либо деятельности представляемых ими лиц, а именно:
- лица являются учредителями (участниками) одной организации;
- одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля такого участия составляет не менее 20%;
- одно лицо подчиняется другому лицу по должностному положению;
- физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного.
Аналогичное определение взаимозависимых лиц содержит налоговое законодательство Республики Таджикистан (ст. 29 НК РТ).
Применяемое в законодательстве Республики Казахстан понятие несколько отличается. Процентное ограничение долевого участия в отношениях, оказывающих влияние на экономические результаты сделок (операций), составляет 10%, т.е. снижено вдвое.
Межстрановая отчетность
Обязанность по представлению межстрановой отчетности возлагается на одного из следующих участников МГ:
- материнскую компанию, которая является резидентом Казахстана;
- уполномоченного участника (если материнская компания предоставила такому участнику полномочия по представлению межстрановой отчетности);
- резидента Казахстана или нерезидента, осуществляющего предпринимательскую деятельность в Казахстане через структурное подразделение, постоянное учреждение, по требованию уполномоченного органа при соблюдении определенных условий (например, материнская компания не имеет или не исполнила обязательство по представлению межстрановой отчетности согласно законодательству зарубежной юрисдикции ее резидентства или такая юрисдикция не имеет действующего международного договора с Казахстаном, предусматривающего обмен информацией по вопросам налогообложения, либо такой договор не выполняется).
- при условии, что размер выручки по консолидированной финансовой отчетности МГ за финансовый год, непосредственно предшествующему отчетному финансовому году, составляет не менее суммы:
- эквивалентной 750 миллионам евро – в случае, если материнская компания МГ является резидентом Казахстана;
- установленной законодательством иностранного государства, резидентом которого является материнская компания или уполномоченный участник – в случае, если материнская компания или уполномоченный участник не является резидентом Казахстана.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Новые правила трансфертного ценообразования
295 грн. у місяць
Онлайн бухгалтерія
для ФОП і малого бізнесу
перші 30 днів безкоштовно!
более 30 онлайн-сервисов!
Ставка — от 0.01%
Срок — до 180 дней
Сумма — до 20 000 грн.
-
Проверки и штрафы Пенсионного фонда
-
Еще раз о базах персональных данных
-
Санитарно-эпидемиологическая служба. Кто выполняет функции СЭС после ее ликвидации?
-
РРО. Кто должен, а кто может не применять регистраторы расчетных операций при продаже товара
-
Налоговые проверки
-
Раскрытие информации о конечних бенефициарах: отчетность, сроки подачи, штрафы
-
Как получить сертификат Торгово-промышленной палаты о действии форс-мажорных обстоятельств?
-
Проверки Гоструда: виды, основания, права и обязанности инспекторов, обжалование результатов
-
Отправляем работника в командировку: пошаговое руководство
-
Продажа алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним, аспекты внеплановых проверок
-
Проведение проверок сотрудниками органов пожарной безопасности
-
Ограничения деятельности предприятия
-
Проверки Госпродпотребслужбы по-новому: ежегодные планы проверок с учетом риска, составление акта контроля, повышенные штрафы
-
Финансовый мониторинг по-новому: субъекты, порядок, ответственность
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) цена из источников информации — цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;
2) диапазон цен — ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;
2-1) контроль – контроль, определяемый в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам.
1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее — контроль) осуществляется по следующим сделкам:
1) международным деловым операциям.
При этом для целей настоящего подпункта:
экспорт товаров – вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза;
импорт товаров – ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза;
2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями:
по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;
одна из сторон которых имеет льготы по налогам;
одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.
2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:
1) мониторинга сделок;
2) проверок;
3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.
3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.
4. Контроль не осуществляется по сделкам, совершенным на товарной бирже с биржевыми товарами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.
1. Уполномоченные органы для целей осуществления контроля имеют право:
1) запрашивать от участников сделки, государственных органов и третьих лиц в порядке, установленном законами Республики Казахстан, информацию, необходимую для определения рыночной цены и дифференциала, а также другие данные для проведения мониторинга сделок;
2) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
3) осуществлять мониторинг сделок;
4) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
5) исключен Законом РК от 13.01.2014 № 159-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования);
6) заключать соглашение по применению трансфертного ценообразования в порядке, утвержденном Правительством Республики Казахстан;
7) направить требование участнику международной группы о представлении в уполномоченный орган основной и (или) межстрановой отчетности за отчетный финансовый год в случаях, установленных статьями 7-2 и 7-3 настоящего Закона.
2. Исключен Законом РК от 05.07.2011 № 452-IV (вводится в действие с 13.10.2011).
3. Уполномоченные органы обязаны:
1) соблюдать права участников сделки и участников международной группы, на которых распространяются положения настоящего Закона;
2) защищать интересы государства;
3) рассматривать экономическое обоснование применяемой цены, в том числе документы, подтверждающие цену сделки и дифференциал, информацию о применении одного из методов определения рыночной цены и другую информацию, подтверждающую обоснованность применяемой цены;
3-1) рассматривать заявление участника сделки на заключение соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение девяноста рабочих дней со дня получения от участника сделки заявления;
3-2) направлять участнику сделки письменный ответ с причинами отказа в заключении соглашения по применению трансфертного ценообразования в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения по результатам рассмотрения заявления участника сделки;
4) разъяснять порядок заполнения форм установленной отчетности по мониторингу сделок;
5) соблюдать тайну сведений, полученных в ходе осуществления контроля;
6) проводить рассмотрение жалоб участников сделки по результатам проверки в соответствии с законами Республики Казахстан.
4. Уполномоченные органы выполняют иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
1. Мониторинг сделок осуществляется путем наблюдения уполномоченными органами за ценами, применяемыми участниками сделок.
2. Мониторингу сделок подлежат международные деловые операции по товарам (работам, услугам), перечень которых утверждается уполномоченным органом.
1. Отчетность по трансфертному ценообразованию, представляемая участником международной группы, состоит из заявления об участии в международной группе и следующих видов отчетности:
1) местная;
2) основная;
3) межстрановая.
Формы отчетности по трансфертному ценообразованию и порядок их заполнения утверждаются уполномоченным органом.
2. Отчетность, предусмотренная настоящей статьей, содержащая сведения, составляющие государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, представляется в части, не содержащей сведений, составляющих государственные секреты.
3. В случае обнаружения участником международной группы неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленной отчетности такой участник международной группы обязан представить скорректированную отчетность с учетом обновленной информации.
При этом сроки по представлению отчетности, установленные настоящим Законом, не распространяются на представление скорректированной отчетности.
4. Непредставление участником международной группы отчетности, предусмотренной настоящей статьей, или представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
1. Местная отчетность за отчетный финансовый год представляется участником международной группы в уполномоченный орган не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом.
2. Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, обязанность по представлению местной отчетности возлагается на следующих участников международной группы:
1) материнскую компанию международной группы, которая является резидентом Республики Казахстан;
2) уполномоченного участника международной группы (в случае, если местная отчетность подлежит представлению уполномоченным участником международной группы);
3) резидента, являющегося участником международной группы и не являющегося материнской компанией международной группы или уполномоченным участником международной группы;
4) нерезидента, являющегося участником международной группы и осуществляющего предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через структурное подразделение, постоянное учреждение.
Несмотря на положения подпункта 3) или 4) настоящего пункта, в случае, если местная отчетность будет представлена уполномоченным участником международной группы от имени лица, указанного в подпункте 3) или 4) настоящего пункта, обязанность по представлению местной отчетности считается исполненной таким лицом.
3. Положения настоящей статьи распространяются на участника международной группы (за исключением указанного в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи), которым за отчетный финансовый год совершены сделки, указанные в статье 3 настоящего Закона, и у которого размер выручки в соответствии с его финансовой отчетностью за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Трансферные цены, устанавливающиеся при сделках между взаимосвязанными (аффилированными) компаниями, формируются под влиянием нерыночных факторов и могут решать не только прямые коммерческие задачи, но и уменьшить затраты на налоги. Это объясняется возможностью перераспределять прибыль между разными подразделениями компании, уводя ее в сторону более мягких налоговых режимов.
Российское налоговое законодательство направлено на противодействие схемам налоговой оптимизации в части ТЦО, что характерно для развитых стран.
Контроль за данным механизмом ценообразования осуществляется налоговой службой согласно положениям статей Налогового Кодекса, в частности, ст. 40. В данной статье, в частности, устанавливается предельное расхождение трансфертной цены с рыночной — не более чем на 20%. Но зачастую такое ограничение необходимо обойти в целях достижения запланированных показателей прибыльности сделки. В таком случае налоговые риски организации можно значительно минимизировать, следуя ряду правил.
Если трансфертные цены отклоняются от среднерыночных более чем на 20%, целесообразно применять в деятельности организации следующие правила:
- Юридически стороны, участвующие в таких сделках, не должны быть связаны (аффилированы) друг с другом.
- Организация, предоставляющая товары (услуги) по трансфертным ценам, не должна одновременно осуществлять их реализацию по рыночным ценам. То же правило применимо и для покупателя товаров (услуг).
- Низкую трансфертную цену для продавца необходимо обосновать объемами, авансом, обязательствами покупателя по будущим закупкам, либо иными существенными условиями, если не выполняются вышеописанные правила. Правила предоставления таких скидок должны быть описаны и закреплены в локальных нормативных актах продавца.
- Высокую трансфертную цену для покупателя обосновывают условиями отсрочки платежа, дополнительными обязательствами продавца по доставке, сервисному обслуживанию, ремонту купленного товара. Все существенные условия, влияющие не цену, должны быть отражены в локальных нормативных актах покупателя.
Выполнение данных правил на всех уровнях (маркетинг, продажи, бухгалтерская и финансовая отчетность) позволяет существенно снизить налоговые риски организации.
На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.
Какими методами осуществляется ТЦО
При проведении налогового контроля сделок с использованием трансфертных цен, налоговики применяют следующие методы:
1. Первоочередным (приоритетным) признается метод рыночных сопоставимых расценок. Его суть заключается в том, что во всех открытых источниках находится информация о сопоставимых сделках на однотипную, аналогичную продукцию (работу или услугу). И на основании такой информации, налоговики и устанавливают стоимость по сделке с использованием трансфертных цен.
Важно! Этот метод можно использовать практически во всех случаях, когда данных достаточно для определения цен по сделке. Вот наиболее очевидные ситуации при применении данного метода:
- выдача / получение займа;
- реализации продукции, по которой есть статистические данные (например, котировки бирж);
- сделки с контрагентом, не входящим в группу компаний на идентичных условиях и т.д.
Основным преимуществом метода является надежность результата при определении трансфертной цены.
Невозможно использовать первый метод либо его применение не дает соответствующе надежный вывод о трансфертной цене по сделке? Применяйте один из следующих методов:
2. Метод цены последующей реализации – заключается в использовании данных о валовой рентабельности компании. Как работает метод – за базу берутся данные о валовой рентабельности компании и соотносятся с аналогичными данными независимых торговых компаний, и в случае отклонения цен, они корректируются с учетом минимального значения. Данный метод трудно использовать, если независимые торговые организации применяют различны методы учета доходов и расходов (что, соответственно, влияет на определение показателя валовой рентабельности).
3. При применении затратного метода принято сравнивать данные по валовой рентабельности затрат. Здесь принцип действия схож с вышеописанным методом цены последующей реализации. Однако здесь сравниваются данные стоимости товаров при реализации. Данный метод также малоприменим, ввиду сложностей при поиске сопоставимых данных о валовой рентабельности независимых компаний.
4. Наиболее популярным методом считается метод сопоставимой рентабельности.Его применяют, когда три предыдущих метода не могут дать надежного результата либо их применение невозможно. Его суть заключается в сопоставлении рентабельности, при этом предпочтительнее учитывать некоторые нюансы:
- если реализуется по сделке услуга или работа – сравнивайте рентабельность затрат;
- предметом сделки является продажа товаров – сопоставьте рентабельность продаж;
- при материалоемком производстве целесообразно сравнивать рентабельность активов. То есть действует следующий принцип – сравнивается тот показатель рентабельности, который наиболее точно показывает взаимосвязь получаемой выгоды и экономически понесенных затрат.
Документальное обеспечение
Сразу поясним – бланков документов по регулированию трансфертного ценообразования налоговики не предоставили. Однако упростили работу холдинговых групп тем, что указали, какие реквизиты должны содержаться в этих документах. Отсюда – обязанность каждой компании в разработке необходимого пакета документов по регулированию трансфертного ценообразования. Например:
- Составляем реестр участников сделки с описанием специфики их деятельности.
- Описываем подробные сведения о совершаемой сделке / совокупности сделок (что и по какой цене продается, условия и сроки оплаты, переход права собственности и т.д.).
- Указываем права и обязанности каждой стороны сделки (риски каждой стороны, штрафные санкции при несоблюдении условий договора).
- Описываем доходные/расходные составляющие, методы определения цены, иные важные моменты сделки.
Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»
На данный момент все изменения налогового законодательства в части ТЦО находятся в стадии законопроектов, некоторые из них уже приняты в 1 чтении.
Основные изменения касаются:
- возможности применения методов ценообразования другого государства в сделках с иностранными резидентами;
- отсутствия проверок от ФНС в случае, если участник сделки обратился с заявлением для заключения договора о ценообразовании и никакого решения ФНС не было принято;
- уменьшения перечня документов, прилагаемых к заявлению в ФНС (из него исключены копия свидетельства о государственной регистрации налогоплательщика и копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе);
- обязанности налогоплательщика сообщать в срок до 6 месяцев о подаче в иностранный налоговый орган заявления о заключении договора о ценообразовании иностранным контрагентом;
- расширения перечня оснований для отказа в заключении соглашения о ценообразовании (в него войдут недостижение соглашения с иностранным налоговым органом, непредоставление полного перечня необходимых документов, несогласие налогоплательщика необходимостью доработки соглашения о ценообразовании);
- оснований для досрочного расторжения договора о ценообразовании.
В целом изменения механизмов государственного контроля за трансфертными ценами направлены в сторону ужесточения контроля и предотвращения ухода корпораций от налогов.
Трансфертные цены позволяют перераспределять общую прибыль группы лиц в пользу лиц, находящихся в государствах (территориях) с более низкими налогами.
Это наиболее простая и распространенная схема минимизации уплачиваемых налогов, что неизбежно требует повышенного внимания со стороны любого государства.
Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:
- Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
- Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
- Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
- Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
- У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
- Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.
Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори рыночной.
ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.
Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:
- Стоимость сделок.
- Размеры дохода и прибыли.
- Иные экономические параметры.
Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:
- Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
- Родственная связь между ФЛ.
- Наличие должностной подчиненности.
Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.
На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:
- Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
- По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.
Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.
Предложения о внесении изменений
Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:
- Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
- Выдача займа.
- Разработка товарного знака.
- Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.
Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.
Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.
К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.
Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.
Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.
Номер документа: | 67-IV ЗРК |
Дата принятия: | 05/07/2008 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 01/01/2009 |
Органы эмитенты: | Парламент |
Продажа машин и оборудования
Головные компании часто предоставляют машины и оборудование аффилированным с ними лицам, которые занимаются производством. Например, это может быть сделано для поддержки существующего дочернего предприятия или в виде продажи целых производственных линий новой компании в случае строительства нового объекта с нуля. Оборудование может быть приобретено у несвязанной компании, произведено головной компанией или это может быть старое оборудование, которое больше не требуется головной компании (или другому аффилированному лицу, занятому в производстве). Обычно, согласно правилам налогообложения, юридическое лицо, передающее это оборудование (независимо от того, является ли оно новым или бывшим в употреблении, изготовлено ли оно или приобретено), должно получить за него возмещение на коммерческой основе. В большинстве случаев таким возмещением считается справедливая рыночная стоимость оборудования на момент передачи.
Хотя применение норм налогообложения к передаче техники и оборудования в основном соответствует описанному выше, в некоторых обстоятельствах может быть применен альтернативный подход. Такие обстоятельства обычно возникают в связи с общей реструктуризацией деятельности или, возможно, при переводе лица (или зарубежного филиала компании), ранее не зарегистрированного как юридическое лицо, в новую организационно-правовую форму.
В законодательстве ряда стран или в системе их договоров предусмотрены механизмы переноса на будущие периоды начисленных налоговых платежей, которые в противном случае могут возникнуть в результате прямой продажи активов по справедливой рыночной стоимости. Еще один фактор, который следует рассмотреть, — это налоговые последствия, которые могут возникнуть при передаче предприятия в целом, т. е. набора активов, связанных обязательств и гудвилла или нематериальных активов, в отличие от передачи таких активов, как техника и оборудование, на поэтапной основе.
Производственные нематериальные активы
Основными видами производственных нематериальных активов являются патенты и незапатентованные технические ноу-хау. Патент — это выданный государственным органом документ, удостоверяющий право и гарантирующий изобретателю защиту его изобретения от использования другими лицами в течение определенного периода времени. Этот период времени варьируется в зависимости от страны и, в меньшей степени, от продукта. Патенты могут быть как очень эффективными, так и весьма неэффективными барьерами для доступа на рынок. Очень эффективные барьеры создают абсолютную монополию для владельца в течение срока действия патента (например, патент на продукт). Неэффективные барьеры создаются патентами, в «обход» которых можно легко создать конструкцию или которые распространяются только на второстепенные аспекты продукта (например, патент на технологический процесс).
При передаче патентов аффилированным лицам важно понимать степень монопольного права, передаваемого патентом. Это имеет решающее значение при определении компенсации на коммерческой основе, которая причитается передающему лицу, поскольку патенты, обеспечивающие более высокий уровень правовой охраны владельца, имеют большую ценность по сравнению с патентами, предоставляющими правовую охрану в меньшей степени.
Техническое ноу-хау — это накопленные специальные знания, которые дают производителю возможность изготавливать определенный продукт. В некоторых отраслях техническое ноу-хау практически ничего не стоит, поэтому при его передаче между несвязанными сторонами ставка роялти крайне низка. В других отраслях техническое ноу-хау имеет большую ценность.
В соответствии с Налоговым кодексом Казахстана, контролируемой иностранной компанией (КИК) признается организация, удовлетворяющая одновременно двум следующим условиям:
- 25% или более акций компании-нерезидента принадлежат прямо, косвенно или структурно казахстанскому юридическому лицу или же такая компания-нерезидент связана с резидентом Казахстана посредством контроля (т. е. резидент осуществляет контроль над иностранной организацией); и
- эффективная ставка налога на прибыль компании-нерезидента составляет менее 10% или компания-нерезидент зарегистрирована в юрисдикции из «черного списка».
Однако иностранные компании не будут признаваться КИК для целей казахстанского налогообложения, если:
- иностранное лицо зарегистрировано в стране с действующим Соглашением об избежании двойного налогообложения (СоИДН) с Казахстаном, и при этом номинальная ставка корпоративного налога на прибыль в такой стране превышает 15%;
- иностранное лицо не зарегистрировано в государстве с льготным налогообложением, и совокупная сумма доходов такого лица, согласно отдельной неконсолидированной финансовой отчетности, составляет менее 150,495-кратного размера МРП (т. е. примерно 1 000 000 USD);
- по итогам периода в отдельной неконсолидированной финансовой отчетности у такого лица имеется финансовый убыток.
Или сумма цен сделок с одним контрагентом в календарном году. Контролю подлежит ценообразование по сделкам, сумма которых превышает 2 млн белорусских рублей без учета НДС и акцизов (около $ 1 млн) для крупных плательщиков и 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.) — для всех остальных. При сделке с резидентом оффшорной зоны сумма сделки уменьшена до 400 тысяч белорусских рублей (около $ 200 тыс.) для всех плательщиков.
Отдельно выделены сделки с жилищными облигациями в процессе их обращения, совершенные после государственной регистрации, создания объекта строительства, и сделки с недвижимым имуществом. Цена по таким сделкам, совершенным со взаимозависимым лицом или лицом, применяющим особые режимы налогообложения, подлежит контролю, размер не имеет значения.
Существенным изменением стала отмена в Беларуси допустимого ранее 20%-ного коридора отклонений от диапазона рыночных цен.
То есть цены по всем контролируемым сделкам должны быть в рамках этого указанного диапазона и «экономически обоснованы» документами.
При этом законодательство позволяет корректировать налоговую базу только в сторону увеличения налога на прибыль. Но симметричная корректировка налоговой базы двумя контрагентами сделки не допускается. И в случае, если хотя бы у одного контрагента цены будут расходиться с рыночными, дополнительные расходы могут быть в целом у двух взаимозависимых лиц (всем участникам придется корректировать налоговую базу).
Ориентация трансфертного ценообразования на транснациональные корпорации предопределила рекордные суммы требований при возникновении споров со стороны государства:
- Например, требования к группе компаний Medtronic в США составили $ 1,4 млрд
- Власти Канады требовали от компании Cameco 483 млн канадских долларов
- Суммами требований впечатляют и иски в России: например, заявленная сумма требований по последнему нашумевшему делу «Уралкалий» составила 980 млн российских рублей.
О трансфертном ценообразовании
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
1) цена из источников информации — цена, полученная из официально признанных источников информации, данных о биржевых котировках, от уполномоченных органов, а также из других источников информации;
2) диапазон цен — ряд значений рыночных цен, ограниченный минимальным и максимальным значениями рыночных цен, определенных в результате применения одного из методов определения рыночных цен или источников информации в порядке, установленном настоящим Законом;
2-1) контроль – контроль, определяемый в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности либо иными международно признанными стандартами составления финансовой отчетности, принимаемыми фондовыми биржами для допуска ценных бумаг к торгам.
1. Контроль при трансфертном ценообразовании (далее — контроль) осуществляется по следующим сделкам:
1) международным деловым операциям.
При этом для целей настоящего подпункта:
экспорт товаров – вывоз товаров с территории Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан, а также вывоз товаров с территории Республики Казахстан на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза;
импорт товаров – ввоз товаров на территорию Республики Казахстан, осуществляемый в соответствии с таможенным законодательством Евразийского экономического союза и (или) таможенным законодательством Республики Казахстан, а также ввоз товаров на территорию Республики Казахстан с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза;
2) совершаемым на территории Республики Казахстан, непосредственно взаимосвязанным с международными деловыми операциями:
по реализуемым полезным ископаемым, добытым недропользователем, являющимся одной из сторон;
одна из сторон которых имеет льготы по налогам;
одна из сторон которых имеет убыток по данным налоговых деклараций за два последних налоговых периода, предшествующих году совершения сделки.
2. Контроль осуществляется посредством проведения уполномоченными органами:
1) мониторинга сделок;
2) проверок;
3) иных процедур, установленных законами Республики Казахстан.
3. Порядок взаимодействия уполномоченных органов при проведении контроля, осуществляемого в соответствии с настоящим Законом, определяется уполномоченными органами.
4. Контроль не осуществляется по сделкам, совершенным на товарной бирже с биржевыми товарами в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах.
1. Отчетность по трансфертному ценообразованию, представляемая участником международной группы, состоит из заявления об участии в международной группе и следующих видов отчетности:
1) местная;
2) основная;
3) межстрановая.
Формы отчетности по трансфертному ценообразованию и порядок их заполнения утверждаются уполномоченным органом.
2. Отчетность, предусмотренная настоящей статьей, содержащая сведения, составляющие государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, представляется в части, не содержащей сведений, составляющих государственные секреты.
3. В случае обнаружения участником международной группы неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленной отчетности такой участник международной группы обязан представить скорректированную отчетность с учетом обновленной информации.
При этом сроки по представлению отчетности, установленные настоящим Законом, не распространяются на представление скорректированной отчетности.
4. Непредставление участником международной группы отчетности, предусмотренной настоящей статьей, или представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет ответственность в соответствии с законами Республики Казахстан.
1. Местная отчетность за отчетный финансовый год представляется участником международной группы в уполномоченный орган не позднее 12 месяцев, следующих за отчетным финансовым годом.
2. Если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи, обязанность по представлению местной отчетности возлагается на следующих участников международной группы:
1) материнскую компанию международной группы, которая является резидентом Республики Казахстан;
2) уполномоченного участника международной группы (в случае, если местная отчетность подлежит представлению уполномоченным участником международной группы);
3) резидента, являющегося участником международной группы и не являющегося материнской компанией международной группы или уполномоченным участником международной группы;
4) нерезидента, являющегося участником международной группы и осуществляющего предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через структурное подразделение, постоянное учреждение.
Несмотря на положения подпункта 3) или 4) настоящего пункта, в случае, если местная отчетность будет представлена уполномоченным участником международной группы от имени лица, указанного в подпункте 3) или 4) настоящего пункта, обязанность по представлению местной отчетности считается исполненной таким лицом.
3. Положения настоящей статьи распространяются на участника международной группы (за исключением указанного в подпункте 2) пункта 2 настоящей статьи), которым за отчетный финансовый год совершены сделки, указанные в статье 3 настоящего Закона, и у которого размер выручки в соответствии с его финансовой отчетностью за финансовый год, предшествующий отчетному финансовому году, составляет не менее пятимиллионнократного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
Трансфертное ценообразование — это способ установления цен в сделках между участниками группы компаний или иными взаимозависимыми субъектами, применяемый для снижения налоговой нагрузки. Трансфертная цена — это цена, установленная в сделках между этими компаниями в результате такого ценообразования.
Цена является основой при определении налоговой базы на доход. Независимые участники рынка (контрагенты) находятся на определенном расстоянии друг от друга (на расстоянии вытянутой руки) и заключают между собой сделки по ценам, сформированным под влиянием рынка. В этом состоит суть принципа «вытянутой руки».
Налоговая база по доходам таких участников формируется исходя из рыночных цен. В отличие от независимых контрагентов аффилированные участники рынка (взаимозависимые компании) «идут рука об руку», т.е. имеют возможность определять условия заключения сделок, в том числе устанавливать цены выгодные группе компаний с точки зрения минимизации налоговой базы по доходам (трансфертные цены).
Взаимозависимые компании при заключении сделок друг с другом устанавливают специфические (необычные) цены и иные условия сделок, на которые никогда не пошли бы независимые участники рынка. Трансфертное ценообразование (ТЦО) это установление цен в сделках между взаимозависимыми компаниями с целью перераспределения дохода (или убытков) внутри группы и минимизации налоговой базы, в том числе с участием подконтрольных участников группы в низконалоговых юрисдикциях.
Для налоговых органов важно установить соответствует ли трансфертная цена объективно сформированной рыночной (свободной) цене. Если будет доказано, что трансфертные сделки заключены не на рыночных условиях, последует доначисление налогов исходя из рыночных цен.
Для целей налогообложения взаимозависимыми признаются лица, если особенности отношений между этими лицами могут оказывать влияние на результаты сделок между ними и соответственно влияют на экономические результаты их деятельности, в том числе и на размер налоговых обязательств.
В статье 105.1 НК РФ перечислены случаи взаимозависимости лиц (как юридических, так и физических лиц). Формальных признаков взаимозависимости 11. Они основаны на степени прямого или косвенного участия в капитале, полномочий по назначению управляющих органов (директоров, правления и т.п.), служебной подчиненности (руководитель — работник), родственных отношений. Полный перечень признаков взаимозависимости лиц с примерами приведен в таблице «Критерии взаимозависимости для целей ТЦО».
Контролируемые сделки — это сделки между взаимозависимыми лицами с учетом параметров этих сделок (в том числе суммовых лимитов), прописанных в ст. 105.14 НК РФ, а также сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми, но приравненные к контролируемым сделкам (п. 1 ст. 105.14 НК РФ). Кроме того, контролируемой сделка может быть признана в судебном порядке (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).
Сделки, приравненные к контролируемым сделкам:
Сделки с участием посредников (третьих лиц, не признаваемых взаимозависимыми), которые не выполняют в сделках никаких дополнительных функций в цепочке сделок, кроме организации перепродажи товаров (работ, услуг) между двумя взаимозависимыми лицами. При этом в цепочке сделок посредники не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов, т.е. служат для организации формального документооборота. Лимит по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми составляет 60 млн. рублей (п. 3 ст. 105.14 НК РФ).
Внешнеторговые сделки товарами, входящими в следующие товарные группы:
- нефть и товары, выработанные из нефти;
- черные металлы;
- цветные металлы;
- минеральные удобрения;
- драгоценные металлы и драгоценные камни.
Перечень кодов товаров утвержден Приказом Минпромторга России от 28.04.2018 N 1714 «Об утверждении Перечня кодов товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сделки в отношении которых признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 части первой НК РФ». Лимит по величине доходов за календарный год для признания таких сделок контролируемыми — 60 млн. руб.
Сделки с лицами, зарегистрированными в офшорной зоне. Список государств и территорий, являющихся офшорными зонами, утвержден приказом Минфина России от 13.11.2007 N 108н. Для таких сделок лимит доходов также составляет 60 млн. руб. за календарный год.
Сделки между взаимозависимыми лицами — резидентами РФ признаются контролируемыми, если сумма доходов за календарный год больше 1 млрд. рублей и выполняется хотя бы одно из условий:
- стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль (кроме ставок по пунктам 2 — 4 ст. 284 НК РФ) к прибыли от деятельности в рамках заключенных сделок (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- одна из сторон сделки плательщик НДПИ, предмет сделки добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения НДПИ по налоговой ставке, установленной в процентах (пп. 2 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки плательщик ЕСХН или ЕНВД, при этом в числе других сторон сделки, есть лицо, не применяющее эти спецрежимы (пп.3 п.2 ст. 105.14НК РФ);
- одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций (пп.4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- одна из сторон сделки — плательщик налога, по деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья (п. 1 ст. 275.2 НК РФ), а другая сторона нет (или учитывает доходы (расходы) по такой сделке в целях налога на прибыль) (пп. 6 п. 2 ст. 105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки исследовательский корпоративный центр (Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково»), либо участник проекта (Федеральный закон от 29.07.2017 N 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), применяющие освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ (пп.8 п.2 ст.105.14 НК РФ);
- хотя бы одна из сторон сделки применяет в налоговом периоде инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций (ст. 286.1 НК РФ, пп.9 п.2 ст.105.14 НК РФ).
- хотя бы одна из сторон сделки плательщик налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по этому налогу (пп.10 п.2 ст. 105.14 НК РФ).
Памятка по использованию сервиса «Улучшим законы вместе»
ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.
Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:
- Стоимость сделок.
- Размеры дохода и прибыли.
- Иные экономические параметры.
Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:
- Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
- Родственная связь между ФЛ.
- Наличие должностной подчиненности.
Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.