Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выезд на встречную полосу: штраф или лишение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Когда грозит штраф, а когда лишение прав
Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):
Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.
Лишение за выезд на встречку
В статье 12.15.4 перечислено, в каких ситуациях водителя могут оставить без прав за выезд на встречную полосу в 2021 году. Это происходит:
- При появлении автомобилиста на односторонней дороге навстречу потоку или на встречных трамвайных рельсах (от четырех до шести месяцев). Если данный момент попадет на видеокамеры, выпишут штраф в 5 000 рублей.
- Повторное нарушение пункта, указанного в предыдущем абзаце, грозит лишением прав на один год (12.15.5).
- 5 000 рублей или лишение прав (4 — 6 месяцев) применимо при пересечении одиночной или двойной сплошной линии. Такое случается при обгоне, повороте или во время разворота, когда не удается вписаться в прерывистую линию.
- Нельзя выезжать на встречную полосу на дороге с 4-мя и более полосами. Повороты и развороты допускаются только в специально отведенных местах.
- Если дорога трехполосная (средняя полоса используется для движения в обоих направлениях), без прав автомобилист останется за появление на крайней левой полосе, а также при обгоне в ситуациях, перечисленных одноименном пункте этой статьи.
Во всех этих случаях лишение на срок от четырех до шести месяцев.
Порядок оплаты штрафа
Как оплачивать штраф за выезд на встречную полосу? Государство дает возможность оплатить квитанцию с 50% скидкой. Для этого нужно зайти на сайт «Госуслуг» и оплатить штраф в течение 20 дней после получения. Эта льгота позволяет сэкономить достаточно большое количество средств, особенно если штраф равняется 5000 рублей. Штраф обычно приходит по почте (если нарушение было зафиксировано на камеру) или его лично выписывает сотрудник ГИБДД. Помимо оплаты на месте последнему, квитанцию также можно оплатить следующими способами:
- С помощью мобильного приложения.
- В банке.
- С помощью банкомата (например, в «Сбербанке»).
- На почте.
- С помощью банковских приложений.
Наказания за проезд под «кирпич»
Как уже упоминалось нами ранее, наказание за нарушение требований знака 3.1 зависит от того, где он установлен.
Если знак установлен, например, перед пунктом отдыха водителей в конце автобусного маршрута, за въезд в зону его действия можно отделаться предупреждением или небольшим по сегодняшним меркам штрафом в размере 500 рублей. В других ситуациях, при выезде в нарушение знака на улицу с односторонним движением во встречном направлении, грозит лишение права управления на несколько месяцев.
Могут ли лишить прав, во многом зависит от трактовки нарушения инспектором ГИБДД, составлявшим протокол и от схемы административного правонарушения, составленной им.
Как ни удивительно, но суды часто снисходительно относятся к тем, кто нарушает ПДД чаще других (например, водители такси или каршеринга) при этом лишая прав водителей, допустивших лишь несколько незначительных нарушений за последний год.
Ввиду того, что штрафы с камер автоматической фотофиксации приходят собственнику транспортного средства, формально водитель арендной машины оказывается лицом, ранее не привлекавшимся к административной ответственности. Этот факт, во многих случаях, позволяет суду ограничиться минимальным штрафом.
Что считается выездом на встречную полосу движения
Для начала разберемся, что понимается под полосой встречного движения. Это часть проезжей части, используемая для перемещения транспортных средств (далее — ТС) в направлении противоположном тому, в котором передним ходом движутся иные ТС.
Следовательно, выездом на встречную полосу движения будет считаться непродолжительное прямое следование авто по полосе, предназначенной для движения в обратном направлении, с целью возврата на свою полосу — например, при обгоне другого автомобиля.
На практике выездом на встречную полосу принято считать не пересечение разметки зеркалом, а пересечение колесами авто — для наказания достаточно, чтобы хотя бы одно колесо находилось на встречной.
Однако, если фиксация такого нарушения совершена камерами, работающими в автоматическом режиме — постановление выносится независимо от того, какой частью ТС пересечена сплошная.
На встречке и с правами
Документом предлагается убрать из Кодекса об административных правонарушениях лишение права управления транспортными средствами за не связанный с объездом препятствия выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, а также за движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением.
Разработчики законопроекта предлагают оставить за такое нарушение безальтернативное наказание в виде денежного штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Согласно действующему законодательству, выезд на встречную полосу влечет наложение административного штрафа либо лишение прав на срок от четырех до шести месяцев. Повторный выезд на встречку карается уже лишением прав на год.
При этом сотрудники ГИБДД, как правило, за встречку предпочитают отправлять материалы в суд. Отделаться денежным штрафом за подобное нарушение получается очень редко. Более того, некоторые бойкие инспекторы устраивают засады в тех местах, где водители часто ошибаются, не увидев малозаметный знак, и выезжают на одностороннюю дорогу против потока.
Нередко сотрудники дорожной полиции устраивают облавы и на перекрестках, где водители при повороте налево или развороте цепляют левыми колесами своих машин сплошную осевую разметку.
А вот если речь идет о фиксации нарушения видеокамерой, то однозначно будет выписан штраф в 5 тысяч рублей. Поскольку согласно КоАП автофиксация не может быть причиной для лишения прав. Причем даже при многократном нарушении.
«Необходимость смягчения санкций обусловлена тем, что на практике подобные деяния не всегда отличаются высокой степенью общественной опасности, — говорится в пояснительной записке. — При этом могут быть наказаны лишением прав как водители, совершившие правонарушение впервые, не создав аварийной ситуации и нарушив требования дорожной разметки в местах, где встречное движение крайне редко либо отсутствует вовсе, так и водители, неоднократно совершавшие подобное деяние на дорогах с интенсивным движением, подвергая опасности жизни и здоровье других участников движения».
Наказание за езду по встречке и серьезное превышение ужесточили
Дмитрий Сергеев
разобрался, кому бояться новых изменений в УК
Профиль автора
Президент подписал закон об изменениях в уголовном кодексе — теперь злостные нарушители ПДД рискуют кроме крупного штрафа получить судимость и даже лишиться свободы на срок до трех лет.
В группе риска водители, которых дважды привлекали к административной ответственности за выезд на полосу встречного движения и значительное превышение скорости. Третье такое нарушение обернется уголовной статьей, а не очередным крупным штрафом.
До новых изменений в УК РФ водителя можно было привлечь к уголовной ответственности за неоднократное вождение в пьяном виде и нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью или смерть потерпевшего. Эти нормы не изменились и сейчас.
Какое наказание при выезде на встречную полосу движения за нарушение первый раз и повторный?
Чтобы уточнить, какое взыскание будет применено к водителю, покинувшему свою полосу движения и совершившему маневр по встречной, обратимся к КоАП ст. 12.15. В ней рассмотрены ситуации, являющиеся нарушением, и меры наказания.
Нарушение | Наказание | Исключение |
---|---|---|
Объезд препятствия с заездом на полосу встречного движения.
Препятствием признается объект, неподвижно стоящий на дороге и мешающий передвижению по своей стороне. Так же препятствием можно считать дефект дорожного полотна, который создает опасность движения. |
1 000 — 1 500 рублей | Объезд места аварии или сломавшегося в дороге автомобиля, стоящего на проезжей части, при организованном одностороннем движении. При этом не должна создаваться угроза аварийной ситуации для других участников. |
Заезд на сплошную дорожную разметку любым способом. Неважно одним колесом или двумя. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | В случае объезда места аварии при организованном одностороннем движении. |
Маневр на нерегулируемом перекрестке (разворот, обгон) по второстепенной дороге. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | Обгон или разворот совершен на перекрестке автомобилем, двигавшемся по главной дороге. При этом не нарушаются требования дорожной разметки и не созданы помехи другим. |
При обгоне по встречной полосе и возврате на свою при сплошной разметке. | 5 000 рублей или лишение управлять транспортным средством от 4 до 6 месяцев. | — |
Могут ли ГИБДД лишить прав по камере?
Для полного понимания ответственности нарушения нужно знать основные понятия, используемые в ПДД. Водители должны хорошо знать их с момента сдачи экзамена по теоретической части. Однако освежить знания не помешает ни новичкам, ни опытным водителям со стажем.
Полоса – это участок дороги, который имеет достаточную ширину для проезда ряда машин. Большинство дорог имеют разметку, которая обозначает полосы. Там, где нет разметки, водитель должен самостоятельно предположить, где проходит полоса.
Дорожная разметка – это линии, нанесенная на поверхность дороги краской, которые имеют специальные обозначения. Они нужны для облегчения ориентации водителей по дороге, соблюдения правил.
Движение по встречной полосе – это выезд транспорта на территорию дороги, которая предназначена для потока машин, направленного в противоположную сторону от его движения. Понять это можно по разметки или визуальному разделению дороги на полосы.
В ПДД запрещен выезд на полосу встречного движения, так как такая ситуация является потенциально опасной как для самого водителя, так и для остальных участников движения. При столкновении лоб в лоб шансов на безболезненный итог очень мало. Смертельных исходов в таких авариях больше половины.
Однако правила предусматривают ситуации, когда можно совершенно законно проехать на встречной полосе, не получив при этом штрафов и иных наказаний. Такие пункты правил нужно знать, чтобы в случае неправомерного наказания было основание оспорить решение сотрудника ГИБДД.
Также нужно знать, когда выезд запрещен, чтобы не нарушать ПДД.
Иногда выезд на полосу встречного движения разрешен правилами. При этом необходимо, чтобы все необходимые условия были соблюдены.
Совершить обгон по «встречке» можно по неширокой дороге, которая не оснащена соответствующей разметкой и дорожным знаком «Обгон запрещен». В данном случае водитель должен сам определить, что полоса для езды в одном направлении только одна. Обязательным условие для выезда – это полная уверенность водителя в безопасности маневра.
Неоправданный риск на небезопасных участках может привести к трагическим последствиям.
Вторая ситуация, когда за движение по встречной полосе не грозит штраф – трехполосная дорога. Важно, чтобы была нанесена разметка на дорожное покрытие и не было запрещающих знаков. Иначе сотрудники ГИБДД могут расценить дорогу как двухполосную или четырехполосную. Тогда водителю грозит штраф.
Нарушения, связанные с выездом на встречную полосу, могут иметь разную степень. От этого зависит размер штрафа и тяжесть наказания.
Штраф или лишение прав
Административным кодексом предусмотрено наказание за выезд на встречную полосу в виде штрафа или лишения прав. Какая именно санкция будет применена, зависит от множества факторов. Во-первых, согласно действующему российскому законодательству, обычно водительского удостоверения лишают за тяжкие правонарушения, а также тех, кого считают злостным нарушителем.
Во-вторых, степень грубости определяется исходя из конкретной ситуации. При этом учитывается:
- сколько времени нарушитель двигался по встречной полосе;
- траектория движения;
- мотивы, по которым водитель совершил выезд на встречную полосу движение;
- общая характеристика гражданина, его имущественное положение;
- наличие (отсутствие) уважительных причин, отягчающих обстоятельств;
- систематичность и повторность водителем нарушений ПДД.
Приведем примеры основных ситуаций неправомерной езды по встречной полосе, которые приводят к вынесению наказания водителям:
- При перемещении по широкой дороге, имеющей 4 полосы и более, запрещается пересекать одну или две сплошные для совершения обгонного маневра. Наличие знаков запрета и разметки не влияет на запрет движения при обгоне, объезде по левой половине, что прописано в п. 9.2 ПДД. В случае выполнения поворота налево либо разворота необходимо выбирать участки дороги с соответствующей разметкой либо перекрестки.
- Если на дорожное полотно нанесена разметка, запрещающая выезд на встречку. В таком случае не имеет значения полосность дороги. Разметка может иметь вид одной, двух непрерывных линий, или двух линий, ближняя из которых к водителю непрерывная. Несоблюдение требований разметки приводит к нарушению движения по полосам.
- Наличие знака «Обгон запрещен» вводит запрет на движение по левой половине дороги. Правило распространяется на дороги любой ширины с разметкой всех типов. Исключение составляет ситуация, когда на двухполосной дороге требуется выполнить разворот либо поворот налево. ПДД его не запрещают.
- Выезд на крайнюю левую полосу трехполосного полотна.
Въезд на дорогу с односторонним движением
Если видите знакодностороннее движение, он обозначает, что на данном участке дороги можно двигаться исключительно в направлении, что задано этим знаком. Но не все так однозначно, поскольку при наличии рассматриваемого знака возможно несколько развитий событий.
Если двигаетесь прямо. Эта ситуация предусматривает, что машина на обычной дороге двигается в том же направлении в котором можно двигаться на дороге с одностороннемдвижением. То есть, можно не прекращать движение, переходя на дорогу, где можно ехать только в одном направлении. Это наиболее простое развитие событий, поскольку не требует от водителей никаких дополнительных манипуляций. Достаточно просто ехать.
Немного сложнее, если знак перехода появляется при повороте на правую сторону. Если нужно сделать такое движение, автомобилю необходимо перейти на самую крайнюю правую полосу. Но эта манипуляция должна быть выполнена при любом повороте вправо. После перехода на участок с движением в одну сторону, автомобиль должен оказаться в крайней полосе справа. Это важно, поскольку, когда авто выезжает с одностороннего участка дороги, оно не должно перейти на дорогу со встречнымдвижением. Это создаст аварийную ситуацию, потому всегда находитесь как можно правее. Хотя если остальные полосы заняты, можно занять и левую сторону.
Если поворачиваете в левую сторону, когда разрешено только одностороннее движение, нужно учитывать определенные правила, что мало чем отличаются от используемых на стандартных перекрестках. То есть, прежде чем поворачивать, нужно заранее найти, где левая полоса, и перейти на неё.
Обратите внимание на наличие трамвайных полос, поскольку при их наличии поворот слева будет считаться нарушением. Нужно поворачивать именно с этих путей. Хотя при наличии знаков вроде 5.15.2 или разметки 1.18 может предусматриваться другой порядок действий. Потому внимательно смотрите на дорогу. Кроме того очень важно, чтобы автомобиль не создавал никаких препятствий трамваям, что ездят по рассматриваемой дороге. Когда уже свернули налево, о выборе полосы можно не переживать – просто занимайте любую.
Если сворачиваете на трассу, где выделена встречная полоса, нужно соблюдать несколько правил. Желательно принимать во внимание, что если сделать что-то не так, можете оказаться на встречке, а там одностороннее движение не действует.
Расстановка указателей осуществляется согласно ГОСТ 52289-2004.
Некоторые выдержки оттуда:
- 5.5 может не монтироваться для обозначения дорог с односторонним движением, ведущим к объектам дорожного сервиса (например, автозаправкам), а также на автодорогах с раздельным трассированием;
- указатели 5.7.1, 5.7.2 могут не устанавливаться около выездов со дворов, прочих прилегающих территорий, когда въезд туда возможен исключительно с автодорог, обозначенных указателем 5.5;
- предупреждающий знак 1.21, сигнализирующий о начале двухстороннего движения, монтируется вне городов на расстоянии 150 – 300 метров, внутри населенных пунктов — 50 – 100 метров;
- 3.1 монтируется непосредственно перед началом запрещения въезда (в том числе, и около автозаправок, где 5.5 специально не устанавливают);
- некоторые указатели могут монтироваться повторно – 5.5 или 5.11.1 – например, после перекрестков, имеющих сложную планировку.
Когда автомобилист увидел знак 5.6, то через 150–300 метров вне города (50–100 метров внутри населенного пункта) односторонняя дорога закончится, поэтому нужно подготовиться к выезду с нее.
Важно! 5.6 может не монтироваться при общей протяженности односторонней дороги менее 100 метров, либо при расположении в конце ее действия Т-образного перекрестка, либо с круговым движением.
Правила выезда простые:
- когда нужно продолжать движение в прямом направлении, следует ехать по той полосе, по которой была езда по односторонней автодороге – главное, не оказаться на встречке;
- при необходимости ехать направо, следует подать соответствующий сигнал поворота, занять крайний правый ряд (аб. 2 п. 8.6. ПДД), пропустить пешеходов, пересекающих проезжую часть, наконец, повернуть так, чтобы тоже оказаться на крайней правой полосе;
- если требуется ехать налево, следует занять крайний левый ряд (с учетом того, что дорога станет двухсторонней только после перекрестка, либо сразу после установки 5.6, либо через 150–300 (50–100 метров) после 1.21), включить левый поворотник, пропустить машины, движущиеся прямо или направо, и, наконец, повернуть так, чтобы не оказаться на встречке (непосредственно после левого поворота можно заехать в любую попутную полосу движения – необязательно на крайнюю правую).
Почему стоит сразу обращаться за помощью профессионалов
Для многих автовладельцев лишение прав является самым суровым и нежелательным наказанием. На время их отсутствия вы не просто потеряете свою мобильность и передвижение по городу станет сложнее, но и можете остаться без источника заработка, если ваша деятельность, так или иначе, требует наличия собственного транспорта.
Еще одним явным недостатком лишения прав является необходимость повторной сдачи экзаменов на знание ПДД. Без этого заветную «корочку» вам никто не вернет. Для многих автолюбителей, особенно если права были получены давно, такое положение дел становится весьма удручающим. Приходится заново разучивать все ПДД, разбираться в их тонкостях и нюансах с учетом новых поправок и изменений, тратить время на экзамен. Бумажная волокита и дополнительные сложности процедуры обратного получения прав могут стать источником серьезного дискомфорта.
Не доводите дело до столь плачевных последствий. Если вы проехали по участку дороги с движением в одну сторону во встречном направлении, обращайтесь за помощью к нашим специалистам. Мы поможем разрешить ситуацию в суде в вашу пользу. Для этого есть все необходимые ресурсы.
Разновидности и назначение сплошных линий
Типы непрерывной черты, ее характеристики приведены в Приложении два ПДД. Здесь указано, что она относится к горизонтальным полосам. Выделяют линии со следующими номерами:
- 1.1. Это одинарная черта. Разграничивает движение встречного транспорта. Используются для дороги с 2 полосами. Разметку применяют и для выделения участка, куда проезд запрещен, для обозначения границ на парковке.
- 1.2. Отделяет проезжую часть от края, обочины, по которой езда запрещена.
- 1.3. Двойная черта. Функции этой линии не отличается от разметки с номером 1.1. Разница заключается в том, что ее применяют для разделения встречного автопотока на проезжей части с 2 линиями движения, 2, 3 полосами, если ширина одного участка превышает 3,75 м.
- 1.4, 1.10 Постоянная линия, выделяющая участки, на которых запрещено останавливаться, парковаться соответственно. Для нанесения черты используют желтую краску.
- 1.11. Разграничивает поток встречного, попутного транспорта на проезжей части, где разрешается перестроение только с одной из сторон. Другая функция – выделение участков, на которых допускается движение исключительно со стороны прерывистой разметки.
- 1.12. Говорит о том, что водитель обязан сделать остановку, если на дороге размещен знак 2.5 или горит красный цвет светофора.
Что такое выезд на полосу встречного движения
В идеале, автомашина должна всегда передвигаться по своей полосе и в одном направлении. На практике, это нереально, так как в процессе вождения приходится выполнять множество маневров – обгоны, перестроения, повороты и развороты. При совершении таких маневров почти всегда задействуются смежные полосы в попутном направлении или встречка.
В зависимости от условий обстановки и вида автодороги, разграничение между участками попутного и встречного движения может происходить следующим образом:
- условно, т.е. без нанесения какой-либо разметки, без установки ограждений (месторасположение машин встречных потоков определяется на усмотрение самих водителей, с учетом размера проезжей части и норм безопасности);
- в виде одинарной или двойной линии, прерывистой разметки (она наносится по согласованию с ГИБДД);
- в виде временных или постоянных ограждений, разграничивающих потоки (островки безопасности, бордюры, иные виды ограждений).