- Гражданское право

Обязанности работодателя в отношении повышения оплаты труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности работодателя в отношении повышения оплаты труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В текущем году никаких изменений в трудовое законодательство по вопросам материального стимулирования работников не вносилось. Норма достаточно «старая», тем более что работодатель должен фактически самостоятельно продумать, разработать, прописать, закрепить и обеспечить выполнение той системы оплаты труда, которая кажется ему наиболее эффективной.

Виды стимулирующих выплат

Ни в Трудовом кодексе РФ, ни в иных законах мы не найдем перечня видов стимулирующих бонусов. Подразделение на виды идет исключительно из смысла нормы права – ст. 129 ТК РФ. Так, к видам относятся:

надбавки к окладу;

иные бонусы на усмотрение работодателя.

Как видим из перечня, наиболее привычно слуху работника понятие премии. Этот вид стимулирующих денежных оплат используется работодателем наиболее часто.

Никто не запрещает установить в компании (и даже придумать наименование) иные бонусы, но в таком случае необходимо четко прописать все понятия, виды, порядок назначения и критерии для такого рода стимулирования.

При этом важно для работодателя помнить, что они являются частью заработной платы, с них необходимо удержать НДФЛ и начислить предусмотренные законодательством взносы. Если премии включены в систему оплаты труда, то они должны быть учтены при расчете среднего заработка.

Комментарий к ст. 147 TК РФ

1. Единого нормативного правового акта, который бы содержал перечни тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда, дающего право работникам на повышенную оплату труда, пока нет.

2. В отношении лишь некоторых категорий работников (медицинских, занятых на работах с химическим оружием, водолазов и др.) приняты специальные акты, устанавливающие повышенный размер оплаты труда при выполнении работ в неблагоприятных для них условиях.

3. В части, не противоречащей ТК и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права, продолжают действовать утвержденные в свое время Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС типовые перечни профессий и работ, оплачиваемых по повышенным тарифным ставкам и окладам в зависимости от условий труда, а также типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, при работе в которых работник вправе получать доплаты.

4. Конкретные размеры повышения оплаты труда работников, занятых в указанных выше неблагоприятных условиях, устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников (см. комментарий к ст. 372 ТК).

Апелляционное определение Мурманского областного суда от 07.05.2014 N 33-1287-2014

Организация просила признать незаконным выданное областной инспекцией труда предписание о необходимости установления в локальном нормативном акте порядка индексации заработной платы. Суд отказал в удовлетворении этого требования, отметив, что:

  • установление порядка индексации заработной платы в коллективном договоре или соглашении либо ином локальном нормативном акте является требованием закона, подлежащим исполнению;
  • ссылка предприятия на фактическое ежегодное повышение заработной платы в ООО не является доказательством исполнения требований ст. 134 ТК РФ, поскольку не свидетельствует о наличии в организации соответствующего документа, устанавливающего порядок индексации.

Индексация и повышение заработной платы — это одно и то же?

Нет, не одно и то же. Это два разных понятия. Перечислим главные отличия:

  • Индексация заработной платы своих работников — обязанность работодателя, ее повышение — право работодателя.
  • Компания имеет право повысить заработную плату через повышение оклада (или другой ее составной части) отдельно взятой категории работников или даже конкретному лицу. Индексация же проводится в отношении абсолютно всех сотрудников на равный коэффициент.
  • На индексацию влияет покупательская способность зарплаты персонала, на повышение зарплаты — финансовое состояние предприятие, решение руководства.
  • Расчет уровня индексации зарплаты основывается на официальных статистических данных об уровне цен на товары и услуги, инфляции. Повышение зарплаты — на любых показателях, установленных в компании.

Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года

Ряд компаний и ИП обязаны провести индексацию заработной платы с 1 февраля 2023 года. Расскажем, кто обязан повысить зарплату, каков размер индексации и как правильно оформить изменение размера оплаты труда.

Кто обязан индексировать зарплату с 1 февраля 2023 года

Поддерживать доходы сотрудников в соответствии с уровнем инфляции — обязанность каждого работодателя. Эта трудовая гарантия установлена трудовым законодательством (ст. 130, ст. 134 ТК РФ).

Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года касается работодателей, которые сами установили такой срок для повышения оплаты труда. Остальные не обязаны индексировать зарплату с 1 февраля 2023 года. У каждой коммерческой организации и индивидуального предпринимателя должен быть локальный нормативный акт, в котором установлены сроки и порядок проведения индексации (ст. 134 ТК).

Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года: кому положено

Работодатели обязаны индексировать зарплаты всем сотрудникам, с которыми заключили трудовые договоры. Не имеет значения, где фактически и на каких условиях работают сотрудники.

Если сотрудник находится на испытательном сроке или принят совсем недавно, его зарплату необходимо проиндексировать точно так же, как и зарплату остального персонала.

Проведение индексации зарплаты не всем, а лишь отдельным работникам, является дискриминацией и за это грозят штрафы. Чтобы избежать штрафных санкций, узнайте все про индексацию зарплаты в материалах Системы Главбух.

Конкретный размер индексации каждый работодатель определяет самостоятельно. Главное, чтобы он был не ниже величины фактического роста потребительских цен. Использование других коэффициентов при индексации имеет риски, инспекция оценивает исполнение обязательных требований в ходе проверки.

На сколько прибавят бюджетникам

Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2023 году зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 8%. При этом он пояснил, что этот показатель заложен в федеральном бюджете на 2023−2025 годы.

Но специалисты обращают внимание на то, что этот показатель рассчитан исходя из предположения о замедлении инфляции следующего года в России более чем в два раза — до 5%. А вот если инфляционные индексы будут выше, то для исполнения президентского поручения индексировать зарплаты придётся на больший процент.

— Обычно ежегодный рост зарплат в бюджетной сфере составлял 5−6%, но сейчас повышение предполагается на 8−11%.

Однако при существующих темпах годовой инфляции даже эта прибавка будет выглядеть номинальной, — пояснил эксперт в области трудовых отношений.

— Однако некоторые группы бюджетников могут получить реально ощутимую прибавку вне зависимости от инфляционных ожиданий.

Это касается тех специалистов-бюджетников, которых работодателям нужно удерживать на местах. Данный подход актуален в первую очередь для силовых ведомств, вооружённых сил и предприятий оборонного комплекса. По остальным специальностям прибавка выше инфляционных потерь тоже может быть, но скорее за счёт региональных надбавок.

Когда следует применять сдельную или повременную оплату труда

Повременная система оплаты труда применяется, как правило, в отношении специалистов, должностные обязанности которых отличаются разнообразием и тяжело поддаются количественному учету (например, когда речь идет о специалистах бухгалтерского учета, сотрудниках юридической службы, кадровых работниках и т. д.).

Читайте также:  Как переселиться из аварийного дома

Если показатель качества выполненной работы или оказанной услуги важнее количественного показателя, то следует применять повременную схему оплаты труда.

Что же касается сдельной системы оплаты труда, то приоритетной сферой ее применения является производство продукции. То есть, если нужно повысить эффективность производства при наличии возможности измерения количественного результата сделанной работы, то следует внедрять сдельную систему оплаты труда. При этом применяемый порядок расчета и выплаты заработной платы персонала следует прописать в коллективном и трудовом договоре, а также в локально нормативных актах организации.

Установление заработной платы

В силу ст. 135 ТК РФ зарплата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами согласно трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.
Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, ежегодно разрабатывает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Указанные рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования медицинских, образовательных, научных организаций, организаций культуры и других организаций бюджетной сферы.
К локальным нормативным актам, устанавливающим систему оплаты труда, можно отнести Положение об оплате труда, Положение о премировании, штатное расписание и т.д. Работодатель принимает такие акты с учетом мнения представительного органа работников или, если нет представительного органа, профсоюзом.

Обратите внимание! Согласно ч. 4 ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, и локальные нормативные правовые акты, принятые без соблюдения определенного ст. 372 ТК РФ порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Так, в связи с признанием организации банкротом было принято новое штатное расписание, согласно которому работникам были снижены оклады. Суд новое расписание признал не подлежащим применению, потому что оно ухудшало положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и было принято с нарушением ст. 372 ТК РФ — не было учтено мнение первичной профсоюзной организации. Кроме того, уведомление об изменении должностного оклада было подписано лицом, не имеющим на это полномочий (Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 13.08.2013 по делу N 33-4249/13).
Установление заработной платы трудовым договором предусмотрено не только ст. 135 ТК РФ, но и ст. 57 кодекса, согласно которой в трудовом договоре должны быть указаны условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Исходя из этой формулировки, если в трудовом договоре будет не указан сам оклад, а дана ссылка на локальный акт организации, например на штатное расписание, такое условие не будет соответствовать законодательству.
Следует отметить, что изменение условий оплаты труда, указанных в трудовом договоре, может допускаться по соглашению сторон — путем заключения письменного соглашения к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ), либо по ст. 74 ТК РФ в одностороннем порядке. Такое изменение возможно только в случае наличия изменений организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), когда определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены. При этом о предстоящих изменениях условий оплаты труда, а также о причинах, их вызвавших, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. И если работодатель нарушит данную процедуру, он может быть привлечен к ответственности.
Отметим также, что при введении и изменении условий оплаты труда запрещается какая бы то ни было дискриминация (ч. 2 ст. 132 ТК РФ), например необоснованное уменьшение заработной платы, снижение или лишении премии.

Удержание из заработной платы

Вызывают споры и случаи удержания из заработной платы. В статье 137 ТК РФ перечислены случаи удержания из зарплаты, к которым относятся:
— возмещение неотработанного аванса, выданного работнику в счет зарплаты;
— погашение неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;
— возврат сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
— удержания при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.
При этом удержать полученные работником излишние суммы, кроме неотработанного аванса, выданного в счет заработной платы, работодатель может не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.
Обращаем внимание, что если работник не согласен с основанием и размером удержания, взыскать в судебном порядке данную сумму работодатель не сможет, за исключением случаев:
— счетной ошибки;
— если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);
— если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Таким образом, если работодатель не смог удержать, например, в день увольнения сумму за неотработанные дни отпуска, взыскать ее в судебном порядке он уже не сможет. Подтверждение — Апелляционное определение Иркутского областного суда от 05.12.2013 по делу N 33-9880/2013.
Отметим, что перечень случаев удержания, установленный ст. 137 ТК РФ, закрытый и удержать деньги по другим основаниям работодатель не может. Например, некоторые работодатели пытаются удержать средний заработок, полученный работником за период учебного отпуска. Такое удержание будет неправомерным. Вот если работник обучался по направлению работодателя на основании заключенного с ним ученического договора, то в силу ст. 207 ТК РФ, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем в связи с ученичеством расходы. В этом случае работодатель сможет взыскать с работника материальный ущерб, но в порядке, установленном гл. 39 ТК РФ. Если работник отказывается возместить ущерб добровольно, в последний день работы работодатель сможет удержать нужную сумму в размере среднего месячного заработка работника, а оставшуюся сумму взыскать в судебном порядке.

* * *

Итак, мы рассмотрели наиболее распространенные случаи нарушений работодателя в области оплаты труда. Поскольку эти нарушения достаточно серьезные и довольно часто заканчиваются для работодателя проверками контролирующих органов или судебными разбирательствами, их, как болезнь, лучше предупредить. Особого внимания при этом заслуживает такое нарушение, как невыдача заработной платы. Несмотря на то что для привлечения к уголовной ответственности в силу ст. 145.1 УК РФ за невыплату свыше двух месяцев заработка необходимо доказать наличие корыстной или иной личной заинтересованности руководителя организации, прецеденты уже имеются — некоторые руководители были наказаны довольно большим штрафом, который в силу ч. 2 ст. 145.1 УК РФ составляет от 100 000 до 500 000 руб. (Постановление Московского городского суда от 19.11.2013 N 4у/5-7652/13).

Читайте также:  Изменения с 1 января 2023 в налоговом кодексе для физических лиц при продаже автомобиля

Оплата труда в особых условиях и в условиях, отклоняющихся от нормальных

Трудовое законодательство оперируют двумя схожими, но не тождественными терминами «особые условия труда» и «условия, отклоняющиеся от нормальных». Работник считается трудящимся в особых условиях, если обычные, повседневные условия его трудовой деятельности отличаются какими-либо неблагоприятными факторами, производственными или климатическими. Условия, отклоняющиеся от нормальных, напротив, характеризуются разовым или эпизодическим характером, то есть не являются обычными для данного работника.

К особым условиям труда ст. 146 ТК РФ относит вредные и опасные производства и неблагоприятные климатические зоны. К работам, которые выполняются в условиях, отклоняющихся от нормальных, согласно ст. 149 ТК РФ, следует отнести выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий, работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.

Оплата труда за работу в особых условиях производится в повышенном размере. С социальной и экономической точек зрения установление доплат призвано заинтересовать работников трудиться в особых условиях.

Согласно ст. 147 ТК РФ, минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников, при этом должны учитываться результаты специальной оценки условий труда.

При наличии отраслевого соглашения работодатель должен учитывать размер надбавки за «вредность», указанный в подобном соглашении. К примеру, в Федеральном отраслевом соглашении по угольной промышленности на 2019 – 2021 годы, заключенном Российским независимым профсоюзом работников угольной промышленности и Общероссийским отраслевым объединением работодателей угольной промышленности в 2019 г., установлено, что для работников, занятых на работах с особо тяжелыми, опасными и особо вредными условиями труда согласно перечням, приведенным в приложении к соглашению, тарифные ставки повышаются на 10 – 20%.

ТК РФ также предусматривает повышенную оплату труда в особых (тяжелых) климатических условиях путем введения районных коэффициентов, повышающих оплату труда (ст. 148 ТК РФ). К местностям с тяжелым климатом отнесены районы Крайнего Севера и местности, приравненные к нему (Дальний Восток, Сибирь, Урал, северные районы европейской части России).

Роль районного коэффициента состоит в том, чтобы компенсировать повышенные затраты лица, связанные с проживанием в районах с неблагоприятными климатическими условиями.

Федеральный закон от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» регулирует вопросы оплаты труда, районных коэффициентов, дополнительного отпуска и других гарантий работникам. Ст. 10 указанного закона определяет, что размер районного коэффициента для расчета заработной платы устанавливается Правительством РФ.

Комментарий к статье 22 ТК РФ

1. Трудовой договор — соглашение, заключенное между двумя сторонами: работником и работодателем. Отражая двусторонний характер трудового договора, Кодекс предусматривает не только основные права и обязанности работника, но и основные права и обязанности работодателя. В КЗоТ были сформулированы только основные трудовые права и обязанности работника.

Комментируемая статья перечисление основных прав работодателя начинает с его права заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками. Это право реализуется в порядке и по основаниям, указанным в Кодексе и других федеральных законах. Общий порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора по инициативе работодателя предусмотрен в Кодексе, особенности этого порядка, а также дополнительные основания расторжения трудового договора указаны в федеральных законах. Так, особенности заключения трудового договора с гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу, предусмотрены в Законе о государственной гражданской службе. Следует учитывать, что этот Закон вместо понятия «трудовой договор» использует термин «служебный контракт». В Законе об образовании указаны особенности заключения и расторжения трудового договора с работниками образовательной организации.

2. Юридическое равенство сторон при заключении трудового договора распространяется и на проведение коллективных переговоров и заключение коллективного договора. Работодатель, так же как и работники, имеет право выступить с предложением о начале коллективных переговоров, и другая сторона — представители работников — обязана в течение семи дней вступить в переговоры. На практике в большинстве случаев с инициативой о проведении коллективных переговоров выступают представители работников.

Заключенный коллективный договор подписывается его сторонами, т.е. представителями работодателей и работников. Эти положения обобщены комментируемой статьей путем включения в число основных прав работодателя права вступить в коллективные переговоры и заключать коллективный договор.

Федеральным законом от 07.05.2013 N 95-ФЗ были расширены правомочия работодателей. Им предоставлено право (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) создавать производственные советы. Основная цель производственных советов — привлечь работников, имеющих достижения в труде, к более активному участию в подготовке предложений по повышению эффективности производственной деятельности. Ориентируя работодателей на создание производственных советов, законодатель одновременно установил пределы их полномочий: они не вправе осуществлять представительство и защиту интересов работников, которое возложено на профессиональные союзы и иных представителей работников, а также решать вопросы, составляющие исключительную компетенцию органов управления организации, например вопросы найма, структурной реорганизации производства.

Целесообразно расширить полномочия производственных советов и придать их предложениям большую юридическую силу.

3. Статья 22 тесно связана со ст. 21 ТК. С правами работника, предусмотренным в ст. 21 ТК, корреспондируют соответствующие обязанности работодателя, закрепленные ст. 22, и наоборот, обязанностям работника соответствуют права работодателя требовать их выполнения. Так, ст. 21 ТК закрепляет обязанность работника соблюдать трудовую дисциплину, а ст. 22 — право работодателя требовать от работника выполнения трудовых обязанностей. При добросовестном выполнении этих обязанностей работодатель вправе поощрять работников, а при нарушении трудовой дисциплины — привлекать их к дисциплинарной ответственности.

4. Основные права и обязанности работодателя, сформулированные в ст. 22, конкретизированы в иных нормативных правовых актах, а также в трудовых договорах. Они отражают расширение полномочий работодателя и повышение его ответственности в условиях рыночной экономики.

Законодатель, сокращая сферу централизованного регулирования вопросов труда, одновременно расширяет договорный характер установления условий труда. Одно из основных прав работодателя — принимать в пределах своих полномочий локальные нормативные правовые акты о труде, обязательные для работников, заключивших с ним трудовые договоры. Такое право не принадлежит лишь работодателям — физическим лицам, которые заключают трудовые договоры для личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства.

5. Важное значение для социального партнерства, заключения соглашений с полномочными представителями работников на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях имеет право работодателя создавать и вступать в объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов.

Согласно Закону об объединениях работодателей объединение работодателей имеет право:

— формировать согласованную позицию членов объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— согласовывать с другими объединениями работодателей позицию объединения работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

— отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во взаимоотношениях с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти, органами местного самоуправления;

Читайте также:  Пособие декретного отпуска в 2023 году

— выступать с инициативой проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений;

— наделять своих представителей полномочиями на ведение коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашений, участвовать в формировании и деятельности соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, примирительных комиссиях, трудовом арбитраже по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров;

— вносить в установленном порядке предложения о принятии законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участвовать в их разработке;

— принимать в установленном порядке участие в реализации мер по обеспечению занятости населения;

— проводить консультации (переговоры) с профессиональными союзами и их объединениями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления по основным направлениям социально-экономической политики;

— получать от профессиональных союзов и их объединений, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся у них информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров в целях подготовки, заключения и изменения соглашений, контроля за их выполнением;

— участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в т.ч. в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством РФ.

Этот перечень прав не является исчерпывающим. Уставом объединения могут быть предусмотрены и иные права.

В число прав работодателя Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» включено положение о реализации прав, предоставленных ему законодательством о специальной оценке условий труда. Согласно ст. 4 этого Закона работодатель вправе: требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения; проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном этим Законом; требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным Федеральным законом «О специальной оценке условий труда»; обжаловать действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Тарифная система оплаты труда

Во многих компаниях применяются тарифные системы оплаты труда работников. Как следует из положений ст.143 ТК РФ, тарифные системы оплаты труда это системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий. При этом, необходимо учитывать, что только тарифные системы оплаты труда напрямую предусмотрены Трудовым кодексом.

Остальные виды систем Трудовым кодексом не установлены, однако в соответствии с положениями ст.135 ТК РФ, работодатель имеет право устанавливать у себя на предприятии любые системы оплаты труда, которые должны отвечать одному единственному условию:

  • они не должны противоречить требованиям ТК РФ и других документов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с положениями ТК РФ, тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя:

  • тарифные ставки,
  • оклады (должностные оклады),
  • тарифную сетку,
  • тарифные коэффициенты.

Под тарифной сеткой понимается совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов. Довольно часто тарифная сетка оформляется в виде таблицы, в которой сведены разряды и коэффициенты – чем выше разряд, тем выше тарифный коэффициент. Для того, чтобы определить тарифный коэффициент каждого разряда нужно разделить тарифную ставку разряда на тарифную ставку первого разряда.

Работодатели обязаны регулярно индексировать зарплату на основании требований ст. 2, 130 и 134 ТК. По определению КС индексация – это обязанность, а не право руководителей фирм. Это относится только к предпринимателям, которые выплачивают сотрудникам официальную зарплату.

Индексация проводится на основании положений ст. 134 ТК. В государственных предприятиях процедура осуществляется с учетом не только федерального, но и регионального законодательства. Частные предприниматели могут разрабатывать свои правила и условия, на основании которых проводится индексация. Эти условия фиксируются в локальных актах, но они не могут противоречить федеральным требованиям.

Обычно сведения об индексации приводятся в коллективном трудовом соглашении.

Основная причина проведения процесса заключается в уменьшении покупательской способности населения. Это обусловлено ростом уровня инфляции, поэтому зарплата должна регулярно увеличиваться, а иначе специалисты не смогут покупать прежнее количество товаров. Это ведет к снижению уровня жизни любого гражданина.

Коммерческие организации самостоятельно выбирают, как часто проводить индексацию, но с учетом нюансов:

  • минимально требуется индексация раз в год, причем процедура может выполняться в любой месяц;
  • для повышения мотивации сотрудников индексация реализуется раз в полгода;
  • разрешается пользоваться ею ежеквартально или ежемесячно.

Хотя частая индексация не нарушает требования законодательства, но она повышает нагрузку на специалистов кадровой службы и бухгалтерии.

Первоначально работодатель издает приказ, в котором содержатся сведения о размере надбавки и дате проведения индексации. С каждым специалистом заключается дополнительное соглашение, в которое включается новый размер заработка. Нужные изменения вносятся и в штатное расписание.

Индексация заработной платы через премии и надбавки

Некоторые работодатели для сохранения реального уровня доходов работников производят не индексацию окладов, а выплату премий. Отметим, что такой метод не столь плох. Данный факт подтверждается судебной практикой. Приведем некоторые из решений.

В Красноярском суде прозвучало (апелляционное определение Красноярского краевого суда от 24.04.2013 № 33-3792), что индексация лишь включается в механизм повышения заработной платы и не является единственным способом его обеспечения. Такое повышение может производиться и иными мерами, в том числе выплатой премий. Арбитры Санкт-Петербургского суда также решили, что премия является одним из способов поддержания покупательной способности заработной платы (апелляционные определения Санкт-Петербургского городского суда от 09.02.2016 № 33-2199/2016, от 06.03.2014 № 33-3301/2014).

В Хабаровском краевом суде рассматривалось дело, когда в обществе индексация зарплаты работникам не была прописана ни в трудовом договоре, ни в коллективном договоре. В то же время в локально-нормативных актах были указаны различные стимулирующие выплаты для работников (к примеру, персональная надбавка к должностному окладу). Арбитры решили, что данные надбавки являются одним из способов поддержания покупательной способности заработной платы (апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 20.12.2013 № 33-8098/2013).

Положение об оплате труда и премировании работников: обязательно ли объединять

Поскольку законодательных требований по данному вопросу не существует, в разных компаниях можно встретить разнообразные варианты оформления внутренних документов, связанных с исчислением и выплатой зарплаты работникам.

Например, положение об оплате труда оформляют как отдельный документ, а условия премирования прописывают в другом локальном акте — положении о премировании и материальном стимулировании работников. Можно предусмотреть и иные зарплатные положения: об индексировании заработной платы, суммированном учете рабочего времени и т. д.

Отдельные работодатели ограничиваются утверждением только одного документа — коллективного договора, в котором оговаривают все необходимые аспекты зарплатной политики.

О назначении и особенностях коллективного договора читайте в материале «Коллективный договор как форма социального партнерства».

Решение вопроса о том, прописывать ли все необходимые зарплатные нюансы в одном документе или оформлять отдельными положениями каждый существенный вопрос, остается за руководством фирмы или работодателем-ИП. Если принято решение объединить вопросы системы оплаты и особенности премирования в едином положении, необходимо максимально скрупулезно прописать в этом документе все нюансы.

О том, какими могут быть премии и вознаграждения для работников, читайте в статье «Какие бывают виды премий и вознаграждений работникам?».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *