Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие изменения необходимо внести в учетную политику на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
Изменения в бухгалтерии в 2023 году: таблица
Что изменилось | Как применять | С какой даты действует, основание |
---|---|---|
Единый налоговый платеж | ||
Организации и ИП будут перечислять налоги и взносы единым налоговым платежом на единый налоговый счёт |
Определение ЕНП и ЕНС появится новой статье 11.3 НК. В ней говорится, на какие даты будут отражать обязательства перед бюджетом, на основании каких документов. Задолженность будут учитывать в совокупности и с этой суммы насчитают пени. Налог на профдоход, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов можно, но необязательно платить посредством ЕНП. |
С 1 января 2023 года. П. 2 и 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Меняются правила, по которым налоги и взносы можно считать уплаченными | Налог считается уплаченным на дату перечисления ЕНП, если на соответствующую дату на ЕНС отражены обязательства (начисления). Также налог считают уплаченным на дату отражения обязательства на ЕНС, если до этого на ЕНС было положительное сальдо. |
С 1 января 2023 года. П. 9 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводится новая отчётность о начислениях для ЕНП | Если срок уплаты налога или взноса наступает до срока декларации или по какому-то виду платежа налоговой отчётности нет, нужно сдавать налоговое уведомление об исчисленных суммах. Срок — 25 число месяца, в котором установлен срок уплаты. |
С 1 января 2023 года. Подп. «и» п. 17 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Взыскивать неуплаченные налоги и взносы будут по новым правилам |
Решения о взыскании отрицательного сальдо ЕНС инспекции будут размещать специальном реестре. Если сальдо изменится, сведения о корректировках направят в этот же реестр. Сумму блокировки банк будет ежедневно сверять с реестром решений о взыскании, где должна отражаться актуальная информация о сальдо по ЕНС. Сокращены сроки представления информации ИФНС в банк и банком в ИФНС. При заблокированном счёте можно будет открыть новый, но и по новым счетам ИФНС вынесет решение о блокировке. |
С 1 января 2023 года. П. 11 и 12 ст. 1 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Защита капиталовложений | ||
Установили особенности налогообложения при реализации соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) |
Организации со статусом участника СЗПК, где стороной соглашения является РФ, в ряде случаев получили право уменьшать платежи в бюджет на налоговые вычеты в отношении:
В целях налогового вычета уполномоченный федеральный орган власти, с которым участник СЗПК подписал соглашение, направляет в налоговую службу уведомление о налоговом вычете. ФНС в течение десяти дней со дня получения уведомления направляет его в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика — участника СЗПК (по месту учёта в качестве крупнейшего налогоплательщика). Форму уведомления и порядок её заполнения должно утвердить Правительство (письмо ФНС от 29.06.2022 № БС-4-21/8092). В расходах по налогу на прибыль не учитывают, например, затраты на покупку, создание, достройку, дооборудование основных средств и НМА, по которым использовали или используют право на налоговый вычет для СЗПК. При этом основные средства, по которым применили или применят налоговый вычет для СЗПК, не амортизируют. Кроме того, в отношении налога на прибыль налоговую базу по деятельности, которая связана с проектом, определяют отдельно от базы по другим видам деятельности. Убыток от реализации проекта можно перенести на будущее по правилам НК, но только по налоговой базе этого проекта. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 225-ФЗ |
Налог на прибыль | ||
Перенесли срок сдачи отчётности и зафиксировали в НК срок уплаты налога |
Декларацию по налогу на прибыль необходимо сдавать на три дня раньше: не 28-го, а 25-го числа. Таким образом, с 2023 года нужно отчитываться:
Уплата авансовых платежей и налога теперь не привязаны к сроку сдачи декларации. Перечислить авансовый платеж нужно по-прежнему не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчётным, а налог — не позднее 28 марта 2024 года |
С 1 января 2023 года. п. 1, 2 и 4 ст. 287, п. 3 и 4 ст. 289 НК, п. 22 и 23 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
В 2023–2024 годах отрицательные курсовые разницы признаются в расходах только на дату погашения обязательства |
Применяется также к обязательствам по договору банковского вклада (депозита). Аналогичные правила действуют с 2022 года в отношении положительных курсовых разниц. |
С 1 января 2023 года. Подп. 6, 6.1 п. 7 ст. 272, подп. «а», «б» п. 13 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Начинает действовать после приостановления нулевая ставка по доходам от акций российских высокотехнологичных (инновационных) компаний |
Можно применить ставку 0 процентов к доходам по операциям или выбытию акций российских компаний независимо от состава их активов, если на дату выбытия или погашения одновременно выполняются два условия:
|
С 1 января 2023 года. Абз. 2 п. 2 ст. 284.2 НК, ст. 2 Закона от 29.12.2015 № 396-ФЗ |
Расширили перечень имущества, по которому можно применять повышающий коэффициент к основной норме амортизации |
Повышающий коэффициент не выше 3 к основной норме амортизации можно применять к:
|
С 1 января 2023 года. п. 2 ст. 259.3 НК, п. 2 ст. 1 Закона 321-ФЗ. |
Разрешили первоначальную стоимость основных средств и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта, увеличивать на коэффициент 1,5 |
При формировании первоначальной стоимости затраты можно увеличить на коэффициент 1,5 по:
Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. п. 1 и 3 ст. 257 НК, подп. 26 п. 1 ст. 264 НК, п. 28 и 29 ст. 1 Закона от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
Расширили перечень расходов, к которым можно применять инвестиционный вычет |
Инвестиционный вычет в размере до 100 процентов можно получить по основным средствам и НМА, которые относятся к сфере искусственного интеллекта. Такие объекты должны быть включены в реестры Минпромторга и Минцифры радиоэлектронной продукции и программ для ЭВМ, баз данных. |
С 1 января 2023 года. подп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК, п. 39 ст. 1 Закона 323-ФЗ от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДС | ||
Изменили срок уплаты НДС в бюджет |
Налогоплательщики и налоговые агенты перечисляют НДС в бюджет равными долями не позднее 28-го числа каждого из трёх месяцев, следующего за истёкшим кварталом. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Уточнили порядок возмещения НДС на основании статей 176 и 176.1 НК |
Отменили пункты 5–8, 10–12 статьи 176 НК, которые регулировали правила возмещения НДС при наличии либо отсутствии недоимки. Теперь вместо возврата денежных средств суммы, подлежащие возмещению, будут идти в счёт увеличения сальдо единого налогового счёта (ЕНС).Возместить НДС будет можно только при наличии положительного сальдо по всем налогам на ЕНС. Также уточнили порядок начисления процентов в связи с несвоевременным возвратом НДС, который был ранее возмещен. Проценты будут начисляться по истечении 10-дневного срока, исчисляемого с даты принятия решения о возмещении НДС. До 2023 года проценты начисляются по истечении 12 дней после завершения камеральной налоговой проверки. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС реализации и ввоза племенных животных |
В период с 01.01.2016 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС реализация и ввоз:
Освобождение предоставляется при наличии племенного свидетельства государственной племенной службы. Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при реализации и ввозе вышеуказанных товаров будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ |
Истёк срок освобождения от НДС ввоза воздушных судов, указанных в подпункте 21 статьи 150 НК |
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 включительно освобождается от НДС ввоз гражданских воздушных судов, зарегистрированных в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства. Освобождение предоставляется при условии представления в таможенный орган копии соответствующего свидетельства (сертификата). Если освобождение не продлят, с 1 января 2023 года при ввозе вышеуказанных судов будет применяться ставка НДС 20 процентов. |
С 1 января 2023 года. Ч. 2-3 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 324-ФЗ |
Истёк срок применения ставки НДС 10% по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа |
В период 01.07.2015 по 31.12.2022 включительно по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа применяют ставку НДС 10%. Если срок действия ставки НДС 10% не продлят, такие авиаперевозки будут облагаться НДС по ставке 20 процентов. Исключением будут авиаперевозки:
Такие перевозки облагают НДС по нулевой ставке. |
С 1 января 2023 года. Ст. 4 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ |
Акцизы | ||
Установили ставки акцизов на 2025 год |
Например, ставки на сигареты и папиросы составят 2760 рублей за 1000 шт. плюс 16 процентов расчётной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 3750 рублей за 1000 шт. При совершении подакцизных операций с автомобилями легковыми с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно нужно исчислять акциз по ставке 59 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.). |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 323-ФЗ |
НДДДУС | ||
Уточнили параметры применения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДДДУС) |
Предоставили возможность применять налог для участков недр с высокой степенью выработанности запасов углеводородного сырья и вновь вводимых участков недр, соответствующих установленным условиям. Кроме того:
Отдельные изменения распространяются на правоотношения, возникшие начиная с 2019, 2021 и 2022 года. |
С 1 января 2023 года. Закон от 28.06.2022 № 234-ФЗ |
Налог на имущество | ||
Не будут повышать кадастровую стоимость недвижимости в целях налога на имущество организаций и земельного налога на 2023 год |
Налоговую базу на 2023 год по налогу на имущество и земельному налогу в отношении «кадастровой» недвижимости определяют как кадастровую стоимость в ЕГРН по состоянию на 1 января 2022 года. Исключение: кадастровая стоимость выросла из-за изменения характеристик объекта, например, назначения или площади. В таких случаях налоговую базу определяют с учётом новых характеристик. Если по состоянию на 1 января 2023 года кадастровая стоимость в ЕГРН снизится по сравнения с показателем на 1 января 2022 года, при исчислении налога на имущество и земельного налогов, а также авансовых платежей за 2023 год, используйте сниженный показатель (информация ФНС от 24.03.2022). |
С 1 января 2023 года. П. 17–18 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона от 26.03.2022 № 67-ФЗ |
Освободили от обязанности российские организации подавать декларацию по налогу на имущество по «кадастровой» недвижимости |
Начиная с отчётности за 2022 год декларации по налогу на имущество в отношении «кадастровой» недвижимости российские организации подавать не должны. Вместо этого они ежегодно будут получать из ИФНС сообщение об исчисленной сумме налога. Если организация не подавала заявление на льготу и не получила такое сообщение, она обязана направить инспекторам сообщение о наличии «кадастровой» недвижимости, которую признают объектом налогообложения. Его форму налоговики пока не утвердили. Рассчитывать и перечислять в бюджет сумму авансовых платежей и налога по «кадастровой» недвижимости российские организации должны самостоятельно в общем порядке. Иностранные организации по-прежнему обязаны включать в декларацию «кадастровую» недвижимость. |
С 1 января 2023 года. Подп. «б» п. 83 ст. 2 и п. 5 ст. 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ Приказ ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/667 |
Изменили правила, по которым власти регионов устанавливают дифференцированные ставки по налогу на имущество |
Власти регионов вправе устанавливать дифференцированные ставки налога только в зависимости от вида недвижимости, облагаемой налогом на имущество и (или) его кадастровой стоимости. Дифференциация налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) категорий имущества, в том числе в зависимости от площади имущества, не допускается (письмо ФНС от 01.03.2022 № БС-4-21/2451). |
С 1 января 2023 года. Подп. «а» п. 50 ст. 1 Закона от 29.11.2021 № 382-ФЗ |
Обновили форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на имущество |
Подают декларацию по новой форме начиная с отчётности за 2022 год. Помимо новых штрихкодов и технических поправок в отдельных строках, налоговики:
Например, из раздела 1 декларации исключили строку 005 «Признак налогоплательщика». С её помощью ФНС определяла организации, которым продлены сроки уплаты налога и авансовых платежей в 2020 году из-за коронавируса (письмо ФНС от 07.10.2021 № БС-4-21/1421). Строки с кодами 007–040 заполняют в прежнем порядке. |
С 1 января 2023 года. Приказы ФНС от 28.01.2022 № ЕД-7-21/53, от 09.08.2021 № ЕД-7-21/739 |
Утвердили форму, формат и порядок заполнения пояснения к сообщению об исчисленной сумме налога |
Начиная с отчётности за 2022 год в отношении объектов, облагаемых по кадастровой стоимости, организация может получить сообщение об исчисленной сумме налога с неверной суммой налога. Например, когда ИФНС при расчёте налога не учла льготу. В этом случае в течение 20 дней можно подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность расчёта налога (п. 6 ст. 386 НК). |
С 1 января 2023 года. Приказ ФНС от 30.03.2022 № ЕД-7-21/247 |
УСН | ||
Перенесли сроки уплаты авансовых платежей и налога при УСН по итогам года, а также сроки представления декларации |
Срок уплаты авансовых платежей по УСН перенесли с 25-го на 28-е число месяца, следующего за истёкшим отчётным периодом. Срок уплаты налога за год перенесли с 31 на 28 марта. Декларацию по УСН организации будут сдавать 25 марта вместо 31 марта, а ИП — 25 апреля вместо 30 апреля |
С 1 января 2023 года. П. 41 и 42 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Вводят новые виды деятельности, которые нельзя вести на УСН |
Упрощёнку не смогут применять организации и предприниматели, если производят ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов либо торгуют такими изделиями оптом или в розницу. |
С 1 января 2023 года. П. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
ЕСХН | ||
Изменились сроки декларации по ЕСХН и срок уплаты налога по итогам года |
Срок декларации по ЕСХН перенесли с 31 на 25 марта. Срок уплаты ЕСХН за год перенести с 31 марта на 28 марта. Крайний срок уплаты авансового платежа за полугодие пока остался прежним — 25 июля. |
С 1 января 2023 года. П. 38 и 39 ст. 2 и п. 1 ст. 5 Закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ |
Патент ИП | ||
Меняют перечень видов деятельности для ИП на патенте |
ПСН не будет применяться в отношении деятельности по производству ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, оптовой и розничной торговли такими изделиями. |
С 1 января 2023 года. П. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 09.03.2022 № 47-ФЗ |
Путевой лист | ||
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила об электронных путевых листах |
Путевые листы можно будет формировать в электронном виде. Электронный формат для путевого листа утвердит ФНС. Оформлять в электронной форме путевой лист необязательно, его по-прежнему можно будет оформлять на бумаге. В случае использования электронного путевого листа перевозчик или водитель транспортного средства должен предоставить грузоотправителю подтверждение формирования электронного путевого листа и его реквизиты. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Прописали в уставе автомобильного транспорта правила оформления путевого листа |
Путевой лист должен содержать следующие сведения:
Конкретный состав сведений и порядок оформления утверждает Минтранс. В настоящее время аналогичные реквизиты прописаны в Правилах, утвержденных приказом Минтранса от 11.09.2020 № 368. Прописали, кто должен оформлять путевой лист при предоставлении транспортного средства в аренду с экипажем. В этом случае путевой лист оформляет арендодатель. |
С 1 января 2023 года. Закон от 06.03.2022 № 39-ФЗ |
Кадры | ||
Ввели обязательный контроль работодателя для пассажирских перевозок лиц с судимостью |
При приёме на работу в транспортное предприятие в сфере пассажирских перевозок работодатель должен проверять наличие судимости или факт уголовного преследования. Ранее судимые граждане за ряд преступлений работать в такси и общественном транспорте, не смогут. Для такси это – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабёж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, преступления средней тяжести и более против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. Для общественного транспорта –за тяжкие и особо тяжкие преступления против общественной безопасности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человека. От действующих на 1 марта 2023 года сотрудников нужно получить не позднее 1 сентября 2023 года справку об отсутствии судимости или преследования. Если работник не представит документ, его необходимо уволить по причине ограничения на занятие определёнными видами труда. |
С 1 января 2023 года. Закон от 11.06.2022 № 155-ФЗ |
Изменили требования к полису ДМС для временно пребывающих иностранных работников |
Работодателям больше не нужно обеспечивать временно пребывающих иностранных работников полисами ДМС или договорами о предоставлении платных медицинских услуг. Эти гарантии сохраняются только в отношении высококвалифицированных специалистов, временно пребывающих в РФ. |
С 1 января 2023 года. Закон от 14.07.2022 № 240-ФЗ |
Распространенные ошибки при формировании, изменении, применении УП с 2023 г.
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2023 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2023 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Какова структура учетной политики?
Структура учетной политики государственного (муниципального) учреждения раскрыта в п. 6 Инструкции N 157н. В соответствии с нормами данного пункта внутренними актами субъекта учета (в данном случае — автономного учреждения), устанавливающими в целях организации и ведения бухгалтерского учета учетную политику, утверждаются:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, содержащий применяемые счета бухгалтерского учета для ведения синтетического и аналитического учета;
- методы оценки отдельных видов имущества и обязательств;
- порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов в соответствии с утвержденным графиком документооборота для отражения в бухгалтерском учете;
- формы первичных (сводных) учетных документов, применяемые для оформления хозяйственных операций, по которым законодательством РФ не установлены унифицированные формы. При этом они должны содержать обязательные реквизиты первичного учетного документа, предусмотренные п. 7 Инструкции N 157н;
- порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля;
- иные решения, необходимые для организации и ведения бухгалтерского учета.
Если структура учетной политики регулируется на законодательном уровне, то вопрос о форме данного документа каждая организация решает самостоятельно. Учетная политика может быть отдельным документом, утвержденным руководителем автономного учреждения, а рабочий план счетов, формы первичных документов, порядок инвентаризации будут приложениями к нему. Возможен и другой вариант — издание приказа, утверждающего все вышеперечисленные документы, тексты которых приведены в приложениях к этому приказу. В данном вопросе учреждению предоставлена полная свобода. Главное, чтобы все решения, необходимые для организации бухгалтерского учета, были разработаны и утверждены надлежащим образом.
Перечень изменений, подлежащих внесению
Изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами. Отметим, что та скорость и настойчивость, с которой финансовое ведомство пытается усовершенствовать порядок ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, выводит указанное основание в разряд наиболее часто применяемых. Вспомним, что за последние 10 лет государственные (муниципальные) учреждения осуществляли учет по Инструкциям N N 70н , 25н , 148н и, наконец, 157н. По данной причине приходилось вносить изменения в существующие учетные политики организаций.
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
В продолжение данной темы хотим отметить: Минфином в очередной раз подготовлен проект приказа о внесении изменений в Инструкцию N 183н. Так, в частности, финансовое ведомство корректирует отражение финансово-хозяйственных операций, связанных с получением имущества от учредителя, отражаемых в учете с использованием счета 210 06 «Расчеты с учредителем». Ранее финансовое ведомство, понимая, что прописанные нормы относительно использования данного счета — недоработка Инструкции N 183н, выпустило Письмо от 18.09.2012 N 02-06-07/3798, в котором привело корреспонденцию по отражению операций по счету 0 210 06. Те поправки, которые изложены в проекте приказа и вышеприведенном Письме, идентичны, поэтому мы не будем рассматривать их более подробно. Только отметим, что соответствующие изменения следует внести в учетную политику автономного учреждения после вступления приказа в законную силу.
Далее отметим, что наряду с изменением порядка ведения бухгалтерского учета на практике встречаются случаи изменения требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, которые распространяются на все организации, в том числе на автономные учреждения. Одним из таких изменений является обязанность осуществления с 01.01.2013 внутреннего контроля всеми без исключения организациями (ст. 19 Закона о бухгалтерском учете). Для выполнения указанных требований всем государственным (муниципальным) учреждениям необходимо разработать положение о порядке осуществления такого контроля и дополнить существующую учетную политику.
Для справки. Внутренний контроль — это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю отделов (структурных подразделений) и различных направлений деятельности учреждения в рамках помощи органам управления организации.
Отметим, что в настоящее время указание на осуществление внутреннего контроля в учреждении содержится:
- в п. 6 Инструкции N 157н, на основании которого одним из элементов учетной политики учреждения является порядок организации контроля за хозяйственными операциями (порядок организации и обеспечения субъектом учета внутреннего финансового контроля);
- в п. 56 Инструкции N 33н , согласно которому бюджетные и автономные учреждения при формировании пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности заполняют таблицу 5 Сведений о результатах мероприятий внутреннего контроля. В данной таблице отражается информация о результатах проведенных в отчетном периоде мероприятий по внутреннему контролю за соблюдением требований законодательства, финансовой дисциплины и эффективным использованием материальных и финансовых ресурсов, а также правильным ведением бухгалтерского учета и составлением отчетности.
Приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений».
В Положение о внутреннем контроле следует внести следующие основные разделы:
- порядок контроля отдельных операций;
- обязанности исполнителей;
- обязанности контролеров;
- обработка и контроль документов;
- отчетность по контролю;
- рассмотрение жалоб и предложений.
Санкции за отсутствие учётной политики
Требование о необходимости УП утверждено законом о бухучёте. Следовательно, можно применить ст. 126 НК РФ — штраф в 200 рублей, а также 300-500 рублей на руководителя по статье 15.6 КоАП РФ.
Штрафы — не единственное неприятное следствие отсутствия УП. К примеру, если УП нет, а способ учёта предполагает разные варианты, инспекторы при проверке расчёта налогов могут выбрать из предложенных вариантов тот, который выгоднее с точки зрения увеличения налога. А вот если у организации есть УП, исходить будут из её положений. Именно поэтому УП должна быть разработана со всей тщательностью.
Собираем новости законодательства, и рассказываем, как именно они повлияют на ваш бизнес. Без сложных бухгалтерских терминов и воды. Подписывайтесь!
Об изменении учетной политики в середине года
Разработанная при создании компании учетная политика применяется последовательно из года в год. В течение года в учетную политику для целей налогообложения можно вносить изменения и дополнения только в двух случаях:
- если появились новые операции или вы освоили новый вид деятельности;
- если в течение года внесены поправки в законодательство.
Других возможностей изменить в середине года ранее закрепленные методы учета нормами налогового права не предусмотрено.
Пересмотренные по собственному желанию правила можно применять только с нового года. И утвердить их до его начала — до 31 декабря.
Для целей бухгалтерского учета причины внесения изменений в учетную политику в течение года аналогичны. Их три:
- при изменении законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных или отраслевых стандартов бухучета;
- при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации;
- при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта (например, реорганизации, изменении видов деятельности и тому подобного).
Как часто корректировать учетную политику?
Если компания хочет что-то поменять в своем учете, она должна позаботиться об этом заранее и прежде внести описание изменений в документ Учетная политика. Изменения, внесенные в УП, должны действовать с начала следующего календарного года. Вносить поправки посередине календарного года возможно только при условии серьезных изменений в учете или деятельности фирмы, а также при корректировке государством законодательной базы, касающейся вопросов учета.
3 причины внеплановой корректировки УП:
- изменение законодательства РФ в вопросе учета,
- изменение способа ведения учета организацией,
- существенное изменение условий работы организации.
Что нужно указать в учетной политике
УП можно составить как приложение к приказу, а можно — как отдельный документ. Главное, чтобы в нее входили основные положения:
Положение УП | Пример заполнения |
---|---|
Применяемая система налогообложения | ОСНО. Если ИП совмещает несколько режимов, следует расписать отдельно систему налогообложения по каждому виду деятельности.
Например: Учет хозяйственных операций ведется раздельно: торговля и услуги общественного питания считаются по ОСНО, а услуги по аренде нежилого помещения находятся на патентной системе налогообложения. Основание: пп. 19 п 2 ст 346.43 НК РФ |
Учет основных средств | • порядок определения первоначальной стоимости; • какие объекты учитываются как материально-производственные запасы, а какие — как основные средства; • порядок списания. |
Ведение учета доходов и расходов | Учет доходов ведется по методу начисления или кассовым способом. Записи делаются на основании регистров, журналов и специальной бухгалтерской программы. |
Учет затрат | К прямым расходам относятся: стоимость приобретения товаров. |
Распределение расходов для НДФЛ | Профессиональный налоговый вычет применяется только к фактически произведенным и документально подтвержденным расходам, относящимся к предпринимательской деятельности. Состав расходов, принимаемых к вычету, определять на основании гл. 25 НК РФ. |
Расчет амортизации | Амортизацию по основным средствам и нематериальным активам рассчитывать линейным способом. |
Специфика расчета НДС (если ИП платит налог) | Вести раздельный учет затрат операций — облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения.
При совмещении ОСНО и другой системы налогообложения следует объяснить, как считать НДС. Например так: • Суммы НДС, предъявленные поставщиками по товарам, которые используются в торговле, принимать к вычету без ограничений. Основание: п. 4 ст. 170 и 172 НК РФ. |
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Изменение учетной политики организации
Надо ли составлять учетную политику каждый год или один раз составить, а потом при необходимости вносить изменения? Изменения вносятся дополнительными пунктами с повторением «старой» или только дополнительные пункты?
В соответствии со ст. 6 Федерального закона РФ от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.
Изменение учетной политики
может производиться в случаях изменения законодательства РФ или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.
В целях обеспечения сопоставимости данных бухгалтерского учета изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года
.
Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета.
Чем отличаются дополнение и изменение
При внесении изменений вы меняете порядок учета тех фактов жизни, которые уже были раньше. Это влечет за собой изменение финансовых результатов, доходов, расходов и, следовательно, необходимость пересчета в ретроспективе.
Дополнения возникают только в отношении тех операций, которые вы раньше не совершали. Например, появление нового вида деятельности вдобавок к старому. В таком случае просто прописывайте новые положения. Пересчитывать статьи баланса и определять влияние корректировок на прошлые даты не нужно.
При ведении бухгалтерского и налогового учета придерживайтесь разработанной учетной политики. Это поможет отстоять свою позицию при споре с ФНС. Чтобы не отходить от своей политики, воспользуйтесь облачным сервисом Контур.Бухгалтерия. Программа умеет работать с разными способами ведения бухгалтерского и налогового учета. Всем новичкам дарим бесплатный пробный период на 14 дней.
Как следует подходить к составлению учетной политики?
В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.
Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.
Обновлены правила раскрытия сведений о прекращаемой деятельности
Поправки нужно отразить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Подвергшееся изменению ПБУ 16/02 теперь будут обязаны использовать в работе не только коммерческие, но и некоммерческие компании, за исключением гос- и муниципальных учреждений.
Требование о раскрытии распространилось и на использование долгосрочных активов, которые организация планирует продать. К такой категории активов документ относит:
- не используемые в деятельности ОС и внеоборотные активы, за исключением финансовых вложений. Факт неиспользования нужно подтвердить решением руководства, заключением соглашения о продаже;
- ценности, которые остались после выбытия внеоборотных активов или образовались в результате эксплуатации, ремонта или модернизации (кроме запасов).
Минфин раскрывает и нюансы учета и оценки долгосрочных активов для продажи:
- учет ведется в составе оборотных активов компании отдельно от других их видов;
- оценка — вместо себестоимости, будет приниматься балансовая стоимость ОС на дату их перехода в категорию долгосрочных активов для продажи. Впоследствии процедуру оценки нужно осуществлять по правилам, аналогичным оценке запасов.
Временное неиспользование внеоборотного актива права его признания долгосрочным не дает.
Какие сведения отразить в бухотчетности:
- описание долгосрочных активов и предполагаемые обстоятельства их реализации (способ и период);
- образовавшуюся в результате продажи прибыль (убыток) и статью о финрезультатах, содержащую эту информацию.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Обязательные требования к формированию учетной политики. Принципы и правила создания, порядок разработки и утверждения учетной политики.
В каких случаях применяются положения МСФО
Кто имеет право на применение упрощенной системы учета. Варианты применения упрощенной системы учета в части:
- основных средств
- нематериальных активов
- запасов
- иных активов.
Положение о внутреннем контроле в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете»
Структура учетной политики. Рабочий план счетов.
Организация документооборота предприятия.
- ФСБУ 27/2021 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»
- Утверждение форм первичных учетных документов и учетных регистров.
- Документооборот. План (график) документооборота.
- Порядок хранения документов и регламентация доступа к ним.
Критерий существенности – понятие, порядок оценки.
Порядок проведения инвентаризации
Обязательное и добровольное изменение учетной политики (порядок и отражение результатов в бухгалтерском учете и отчетности); дополнение учетной политики (порядок и оформление).
Основные средства
- лимит списания (ОС стоимостью, не превышающей лимит, списываются на расходы периода);
- порядок формирования стоимости инвентарного объекта при упрощенном учете;
- порядок формирования оценочного значения, связанного с будущей утилизацией;
- способ оценки – по первоначальной или по перецененной стоимости;
- методика переоценки ОС (выбирается порядок определения справедливой стоимости и методика отражения переоценки);
- способ списания добавочного капитала при переоценке (на момент ликвидации или ежемесячный);
- сроки полезного использования – порядок формирования и ежегодного пересмотра;
- порядок формирования ликвидационной стоимости;
- способы начисления амортизации;
- порядок проведения обесценения.
Нематериальные активы
- порядок формирования стоимости объекта (при упрощенном учете затраты списываются на расходы периода);
- способ оценки – по первоначальной или по перецененной стоимости;
- сроки полезного использования – порядок формирования и пересмотра;
- способы начисления амортизации;
- порядок проведения обесценения в случае проверки на обесценение
Переход к применению ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»
Запасы
- микропредприятие может отказаться от применения ФСБУ 5/2019
- организация может не применять ФСБУ 5/2019 в отношении запасов, предназначенных для управленческих нужд;
- формирование первоначальной стоимости запасов
- порядок формирования прямых и косвенных затрат, база распределения косвенных затрат;
- порядок формирования незавершенного производства и готовой продукции, методы калькулирования;
- порядок формирования оценки после признания (в частности, методика определения чистой стоимости продажи) и отражение обесценения;
- для организаций розничной торговли – учет торговой наценки;
- способ списания запасов (по средней, ФИФО, по стоимости единицы);
- метод учета затрат на транспортировку товаров,
- оценка неотфактурованных поставок,
- учет технологических потерь.
Финансовые вложения
- способ списания финансовых вложений;
- способ отнесения затрат на приобретение в случае несущественности величины таких затрат;
- формирование методики расчета резерва под обесценение финансовых вложений
Учет в организациях, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.
Учет расходов по займам и кредитам
- порядок отнесения актива к инвестиционному
- порядок списания дополнительных расходов, связанных с привлечением заемных средств
Признание оценочного обязательства и оценочные резервы
- оценочные обязательства в бухгалтерском учете (отпуска, премия по итогам года, гарантийный ремонт)
- резервы под вмененные обязательства в бухгалтерском учете – право или обязанность предприятия?
Резервы по сомнительным долгам – порядок создания и списания (основания, периодичность, критерии сомнительного долга).
ПБУ 18/02
Выбор одного из двух способов:
- путем уменьшения прибыли до налогообложения на величину расхода по налогу на прибыль (балансовый способ)
- путем уменьшения прибыли до налогообложения на величину условного расхода, скорректированную на суммы ПНР, увеличения ОНА и ОНО отчетного периода (способ отсрочки).
Учетная политика для целей налогового учета
Учетная политика для целей налогообложения НДС.
- принцип нумерации счетов-фактур (для филиалов, для авансов)
- право подписания счетов-фактур;
- возможность подписания разных экземпляров счетов-фактур разными лицами
- порядок ведения раздельного учета (в том числе при принятии к учету ОС и НМА, используемых для облагаемых и необлагаемых операций)
Учетная политика для целей налогообложения налогом на прибыль
Амортизируемое имущество
- способы начисления амортизации
- повышающие коэффициенты
- амортизационная премия
Материальные расходы
- способ списания материалов
- списание имущества в течение нескольких периодов
- порядок расчета стоимости товаров и издержек обращения
Учет затрат на производство
- учет прямых и косвенных расходов.
- оценка незавершенного производства
Списание ценных бумаг
- Выбор метода списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг
Резервы в налоговом учете
- резерв по сомнительным долгам
- резерв на ремонт амортизируемого имущества
- резерв на гарантийный ремонт
- резерв на отпуска и резерв для выплат вознаграждений на выслугу лет
Метод признания доходов и расходов
- Доходы от некоторых видов деятельности могут быть признаны как доходы от реализации, так и внереализационными доходами
- Распределение доходов и расходов, признаваемых в течение нескольких периодов
Обособленные подразделения
- Расчет авансовых платежей исходя из среднесписочной численности работников или расходов на оплату труда
Порядок исчисления авансовых платежей
- Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли
Скачать бесплатно: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Новые стандарты бухучета
Минфин уже несколько лет тщательно разрабатывает новые стандарты бухучета, однако сроки их введения год от года отодвигаются. И 2018 год не стал исключением, поэтому с 2019 года будет обязательным для применения только один новый ФСБУ — о запасах. Ранее вместе с ним планировали ввести также и стандарт по нематериальным активам, однако его вступление отложили на 2020 год (Приказ Минфина РФ № 83н от 18.04.2018 г.).
Также в 2020 году могут вступить в силу еще 4 новых стандарта: «Основные средства», «Незавершенные капитальные вложения», «Дебиторская и кредиторская задолженности», «Документы и документооборот в бухгалтерском учете». Кроме того, с 2020 года начнут действовать изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Соответствующие поправки в учетную политику потребуются с 2020 года.