- Жилишные споры

Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Ответственность за неуплату налогов

Существует три вида ответственности за нарушение налогового законодательства, к которой могут привлечь компанию или ее сотрудника: административная, налоговая и уголовная.

  • Административная ответственность предполагает обязательство для налогоплательщика погасить образовавшуюся недоимку. Никаких дополнительных санкций (в виде наказания рублем или лишения свободы) этот вид ответственности не предусматривает.
  • Налоговая ответственность предполагает финансовые расходы, то есть наказание рублем в виде штрафа. Инспектор вправе потребовать у налогоплательщика погасить недоимку, начислить пеню, штрафы. Эти суммы налоговики взыщут с без судебного разбирательства.
  • Уголовная ответственность предусмотрена за преступления тяжелые и финансово емкие. Виновного определяет суд, который может его заключить под арест и лишить свободы на довольно длительный срок, в зависимости от тяжести и масштаба преступления.

В разработке статья о «налоговом мошенничестве»

С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.

Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы. На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество. Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.

В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.

Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков . С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.

Виды налоговых правонарушений

В Налоговом кодексе РФ впервые дается систематизированный перечень налоговых правонарушений, за совершение которых предусмотрена налоговая ответственность.

Нарушение срока постановки научет вналоговом органе (ст. 116 НК РФ)

Если налогоплательщик не встал на учет в налоговом органе в установленные законом сроки, с него взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб. Если налогоплательщик просрочил срок подачи заявления о постановке на учет более чем на 90 дней, с него взыскивается штраф в размере 10 тыс. руб.

Уклонение от постановки научет в налоговом органе (ст. 117 НК РФ)

Под уклонением от постановки на учет понимается деятельность организации или предпринимателя без постановки на учет в налоговом органе, что ведет к взысканию штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение названного времени, но не менее 20 тыс. руб. То же деяние, совершаемое более трех месяцев, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в данный период.

Нарушение срока представления сведений оботкрытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ)

В случае нарушения налогоплательщиком сроков представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке он наказывается штрафом в размере пяти тыс. руб.

Непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)

Представление налоговой декларации в налоговый орган является важнейшей обязанностью налогоплательщика. Невыполнение данной обязанности в период до 180 дней со дня наступления даты представления налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц, но не более тридцати процентов от указанной суммы и не менее ста руб.

Непредставление декларации в течение более чем 180 дней по истечении срока представления названной декларации влечет взыскание штрафа в размере тридцати процентов суммы налога, подлежащего уплате, и 10 процентов суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.

Грубое нарушение правил учета доходов ирасходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК РФ)

Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения законодатель понимает отсутствие первичных документов, регистров бухгалтерского учета, систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика. Если данное грубое нарушение было совершено в течение одного налогового периода, это влечет взыскание штрафа в размере пяти тыс. руб.

Если эти грубые нарушения были совершены в течение более чем одного налогового периода, они наказываются штрафом в размере 15 тыс. руб.

Если те же деяния повлекли занижение дохода, взимается штраф в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.

Данным составом правонарушения охватываются и нарушения правил составления налоговой декларации, выразившиеся в несвоевременном или неправильном отражении в декларации доходов и расходов налогоплательщика, источников доходов, исчисленной суммы налога и (или) других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Эти действия наказываются штрафом в размере трех тыс. руб.

Неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК РФ)

Если выездная налоговая проверка налогового органа выявила, что в результате занижения налогооблагаемой базы или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода налог не был уплачен или уплачен не полностью, с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Если те же действия были совершены умышленно, это влечет взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченных сумм налога.

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК РФ)

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или)распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК РФ)

Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб.

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ)

Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Если непредставление сведений выразилось в отказе предоставить требуемые документы или организация иным образом уклонилась от представления документов, либо документы были представлены с заведомо недостоверными сведениями, взыскивается штраф в размере пяти тыс. руб.

Читайте также:  Какие льготы есть у матерей одиночек в Екатеринбурге 2023 год

К налоговым правонарушениям относятся противоправные деяния, совершенные не только налогоплательщиками, но и иными лицами. К такого рода правонарушениям отнесены следующие.

Ответственность свидетеля (ст. 128 НК РФ)

Ответственность свидетеля наступает в следующих случаях: а) неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, — влечет взыскание штрафа в размере тысячи руб.; б) неправо — мерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний — влекуг штраф в размере трех тыс. руб. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК РФ)

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, а также дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. и одной тыс. руб. соответственно.

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу. (ст. 129.1 НК РФ)

Неправомерное несообщение сведений налоговому органу, если это деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК, влечет взыскание штрафа в размере одной тыс. руб. За повторные деяния налагается штраф в размере пяти тыс. руб.

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НКРФ)

Нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику заключается в открытии банком счета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также в открытии счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК РФ)

Нарушение банком срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере одной стопятиде- сятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 процента за каждый день просрочки.

Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Понятие налоговой ответственности звучит следующим образом: это использование компетентными органами в отношении налогоплательщиков и иных содействующих уплате обязательных платежей лиц, которые совершили фискальное правонарушение соответствующих санкций. НК использует термин «налоговая ответственность» и термин «ответственность за совершение налоговых правонарушений» в качестве равнозначных.

В данном случае выделяют две функции:

  • юридическую, с двумя аспектами — карательным и правовосстанавливающим;
  • социальную, которая выражается в общем и частном предупреждении фискальных нарушений, т. е. в побуждении лиц, участвующих в соответствующих отношениях придерживаться правил, предусмотренных надлежащими нормами.

Ее признаками являются следующие моменты:

  • государственное принуждение, как основа и конкретная форма реализации в виде санкций, определенных в финансово-правовых нормах;
  • наступление после совершения деяния, с признаками фискального правонарушения (противоправностью — нарушением актуальных норм налогового законодательства; реальностью — грозит только за фактические деяния, т. е. действия по несоблюдению запретов или бездействие по неисполнению обязанностей; вредностью — государство теряет доходы; виновностью — совершение умышленно или по неосторожности, наказуемостью — за их совершение назначают штраф);
  • применяется к организациям, физическим лицам и ИП;
  • правонарушителя ждут определенные материальные потери;
  • воплощается процессуально (в установленном порядке).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль — это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения — не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.
  • Получение объяснений – может осуществляется по любым вопросам касательно налоговой отчетности, документов и т.п. Формами налогового контроля являются как получение устных, так и письменных объяснений налогоплательщика.
  • Проверка данных учета и отчетности – проводится в отношении документов налогового и бухгалтерского учета, которые в течение 10 дней должен предоставить налогоплательщик по требованию ИФНС. Проверяется, насколько правильно налогоплательщиком ведется учет, и верно ли составлена при этом отчетность.
  • Инвентаризация – одна из форм налогового контроля, применяемая во время выездных проверок. Проводится в отношении обязательств и имущества налогоплательщика. Порядок проведения утвержден приказом Минфина РФ № 20н и МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.1999.
  • Осмотр территории, помещений, документов и предметов, имеющих отношение к получению налогоплательщиком дохода – проводится во время проверки, в присутствии понятых и оформляется протоколом (ст. 92 НК РФ).
  • Мониторинг — относительно новое понятие и форма налогового контроля, с 2015 года применяемая только к крупным налогоплательщикам. Возможна исключительно на добровольной основе, по заявлению налогоплательщика и решению ИФНС (ст. 105.26 НК РФ). При введении мониторинга, налоговики получают доступ к информационным базам плательщика, либо вся необходимая информация и документы поступают от него в электронной форме, таким образом, налоговый контроль ведется постоянно и непрерывно.
Читайте также:  Сколько платить за садик в 2023 в Москве если у меня 2 детей

Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

  1. Основные методы контроля.
  • Документальные:
    • истребование и выемка документов и учетных регистров,
    • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
    • проверка на соответствие нормам права,
    • арифметическая проверка,
    • проверка обоснованности проведенных операций;
  • Фактические:
    • инвентаризация имущества,
    • экспертиза,
    • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
    • анализ качества сырья и материалов,
    • контрольная закупка и т.д.

Зная, как трактует понятие «налоговая ответственность» НК (он же Налоговый кодекс), понимая, что же считается правонарушением, можно переходить и к мерам наказания за налоговые преступления.

Перед этим стоит обратить внимание на некоторые конкретные цифры, касающиеся уплаты обязательных платежей в пользу государства. Физическое лицо обязано отдавать 13% своей прибыли в налоговые фонды, обычно эта сумма автоматически вычитается из заработной платы. Нерезиденту придётся выплатить стране 30% своей прибыли. Облагаются налогом и те, кто выиграл приз, стоимость которого превысила четыре тысячи российских рублей, — им необходимо заплатить 35% стоимости вознаграждения. Те, кому посчастливилось получать доход от акций, отдают только 9% от заработанного.

Снижение налоговой нагрузки для организаций

Некоторые схемы, позволяющие избежать уплаты налога в полном объёме, могут характеризоваться как налоговые правонарушения, и ответственность за их совершение, вполне вероятно, должна быть не меньше, чем за мошенничество. Но существуют и легальные оптимизации налоговой нагрузки.

Для организаций, например, подойдёт создание дополнительного предприятия, которое будет выступать в роли налогового агента, — этот процесс называется распределением налоговой ответственности. Также можно заменить материальную помощь на премию – несмотря на то, что оба этих вида финансовой поддержки облагаются налогами, во втором случае их сумма будет существенно меньше. Никто не отменял и льготы, предоставляемые либо в некоторых сферах хозяйствования (компании, занимающиеся развитием телекоммуникаций, пользуются поддержкой государства), либо в отдельных регионах (льготные кредиты жителям Севера) – подобные бонусы от государства могут существенно снизить налоговую нагрузку. Иностранным компаниям, создающим в стране новые предприятия и, следовательно, рабочие места, и вовсе предоставляются налоговые каникулы – определённый период времени, в течение которого можгут не выплачиваться никакие обязательные отчисления и при этом налоговая ответственность наступать не будет.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Раздел VI «Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение» части первой НК РФ посвящен правовому описанию сущности понятия «налоговое правонарушение» и регламентации системы санкций за совершение налоговых правонарушений.

Элементы налогового правонарушения

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное, противоправное (совершенное в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.

Элемены налогового правонарушения
Элемент налогового правонарушения Определение, структура
1. Объект налогового правонарушения

Урегулированные и защищенные законом общественные ценности и блага, которым наносится вред соответствующим противоправным действием (бездействием). Его составные части:

установленный законом порядок исчисления и уплаты налогов и сборов;

порядок осуществления налоговой отчетности;

порядок учета налогоплательщиков;

порядок осуществления налогового контроля

2. Объективная сторона Противоправное действие (бездействие) субъекта правонарушения, за которое нормами НК установлена ответственность, его юридически нежелательные результаты для публичного правопорядка в сфере налогообложения и юридически значимая причинная связь между ними
3. Субъективная сторона Юридическая вина правонарушителя в форме умысла или неосторожности
4. Субъект Лицо, совершившее правонарушение: налогоплательщик, плательщик сборов, налоговый агент, лица, способствующие осуществлению налогового контроля (эксперт, переводчик, специалист и пр.)

Рассмотрим подробно основные принципы ответственности за совершение налоговых правонарушений, которые представлены на рисунке.

Срок давности привлечения к налоговой ответственности

Пожалуй, самыми распространенными являются вопросы налогоплательщиков о том, как долго следует опасаться возможности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и существуют ли сроки, ограничивающие налоговые органы?

Действительно, Налоговым кодексом РФ (далее – НК РФ), установлен срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, который в соответствии со статьей 113 НК РФ составляет три года.

Однако, необходимо пояснить, что данное ограничение распространяется исключительно на налоговые санкции (штрафы), но не на суммы самих налогов и пени за их несвоевременную уплату.

Согласно действующему налоговому законодательству, обязанность налогоплательщика уплатить недоимку по налогам не имеет срока давности и ограничена лишь установленными в НК РФ сроками для взыскания налогов в судебном порядке.

С какого же момента отсчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности? Ответ на этот вопрос, зависит от вида совершенного правонарушения.

Если совершено правонарушение, предусмотренное статьями 120 НК РФ (грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения) или 122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога), то срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение.

При этом, применительно к ст.122 НК РФ (неуплата или неполная уплата суммы налога) следует иметь ввиду, что поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется налогоплательщиком после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог, срок давности, определенный статьей 113 НК РФ, исчисляется в таком случае со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение в виде неуплаты или неполной уплаты налога (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 от 30. 07.

По всем иным налоговым правонарушения срок давности привлечения к ответственности отсчитывается со дня совершения правонарушения.

Такое различие объясняется тем, что составы налоговых правонарушений, указанные в ст. 120 и 122 НК РФ, предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны правонарушения наличие недоимки.

В свою очередь, налоговая недоимка может быть выявлена только по окончании налогового периода. Следовательно, до истечения этого периода налоговым органам невозможно сделать вывод о наличии налогового правонарушения.

Проиллюстрируем сказанное на примере. Например, гражданин А. не представил налоговую декларацию за 2009 год и не уплатил НДФЛ за 2009 год. Данный факт был доказан налоговой инспекцией в феврале 2013 года. Срок давности привлечения к ответственности гражданина А. в данном примере будет определяться так: — по факту непредставления декларации — срок давности отсчитывается со дня, следующим за сроком, установленным для ее представления ( т. 01. 05. 2010, поскольку крайний срок подачи декларации 30.

04. 2010); — по факту неуплаты НДФЛ – срок давности начнет течь с 01. 05. 2010, т. В данном случае: гражданин А.должен был уплатить НДФЛ за 2009 год в срок до 30. 04. 2010 года.

Следовательно, в феврале 2013 года налоговики еще смогут оштрафовать гражданина А. за неуплату НДФЛ и непредставление декларации, поскольку сроки давности привлечения по данным правонарушениям еще не истекли. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании самого неуплаченного НДФЛ и пени.

Противоправность деяния

Налоговое правонарушение пред­ставляет собой деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах. Противоправность является юридической фор­мой (выражением) материальной характеристики общественного свойства налогового правонарушения. Налоговым правонаруше­нием считается только деяние, предусмотренное законодатель­ством о налогах и сборах. Следовательно, деяния, содержащие признаки составов правонарушений, перечисленные в главах 16 и 18 НК РФ, но не нарушающие законодательство о налогах и сборах, не могут относиться к налоговым правонарушениям.

Читайте также:  Документы при открытии ИП 2023 в налоговую

Противоправное деяние может совершаться в форме действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налого­вых органов на территорию налогоплательщика; отказ предос­тавить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности; неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога; неперечисление банком в бюджет соответст­вующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов; неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы фи­зических лиц и т.д.).

Классификация составов налоговых правонарушений

  • по степени общественной опасности:
  • основ­ной (простой) — содержит минимально необходимую совокупность объективных и субъективных признаков;
  • квалифицированный – содержит при­знаки, повышающие уровень общест­венной опасности содеянного;
  • привилегированный – содержит при­знаки, понижающие уровень общест­венной опасности содеянного.
  • по особенности конструкции объективной стороны:
  • материальные;
  • формальные.
  • по форме совершения противоправного деяния:
  • совершенные в результате действия;
  • совершенные в результате бездействия;
  • совершенные в результате совокупности действий и бездействия (со смешанной объективной стороной).

По непосредственному объекту состава правонарушений:

  • на материальные фискальные права государства, т.е. нарушающие урегулированные налоговым законодательством общест­венные отношения, обеспечивающие уплату или изъятие налога;
  • на процессуальные фискальные права государства, т.е. нару­шающие урегулированные налоговым законодательством общественные отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков, производство налогового контроля, осуществление производства по делам о налоговых правонарушениях.

Умышленные и непреднамеренные нарушения налогового законодательства

При выявлении налогового нарушения контролирующие органы в первую очередь должны определить было ли оно совершено умышленно или непреднамеренно. От этого, в том числе, зависит степень ответственности.

Сама по себе организация не может быть виновна в нарушении. Все действия совершаются людьми – либо ответственными лицами, либо представителями компании. Например, когда директор и бухгалтер компании осознанно занижают сумму налога к уплате – это умысел. Должностные лица заранее знают, что нарушают закон, но в целях призрачной экономии средств, скрывают доходы или неправомерно завышают долю вычетов.

В том случае, когда правонарушение совершилось вследствие неосознанных действий, то это нарушение, совершенное по неосторожности. Например, был сбой в программе, бухгалтер невнимательно перепроверила документы за период, а после сдачи отчетности оказалось, что некоторые суммы «потерялись» и налоговая база оказалась заниженной.

Мера ответственность избирается, в том числе, и в зависимости от наличия умысла при совершении налогового нарушения.

Под денежным обращением понимается движение денежной массы (денежные знаки в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах, другие безусловные денежные обязательства банков) в наличной и безналичной форме внутри страны. Вместе с тем наличный и безналичный денежные обороты органически взаимосвязаны.

При налично-денежной форме расчетов средством платежа между участниками расчетов в процессе оказания услуг, выполнения работ, продажи товаров выступают реальные денежные знаки – банковские билеты (банкноты) и металлические монеты. Такая форма расчетов на предприятиях реализуется путем проведения кассовых операций.

Безналичная форма расчетов предусматривает списание конкретной суммы денег со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении их на счет другого субъекта в этой или другой кредитной организации. Наличные денежные знаки при такой форме платежа отсутствуют.

Правовой основой денежного обращения в Российской Федерации выступают: Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента и постановления Правительства РФ, нормативные акты Центрального Банка РФ.

В соответствии со ст. 75 Конституции РФ денежная эмиссия находится в ведении Российской Федерации. На Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации возлагается обязанность по проведению единой кредитно-денежной политики. Главная роль в реализации этой политики отведена Центральному банку России.

Базовые положения, характеризующие систему денежного обращения в РФ, отражены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В частности, этот нормативный акт содержит следующие нормы:

• официальной денежной единицей Российской Федерации признается рубль. Введение на территории России других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются;

• официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается, как в большинстве стран мира;

• официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается по результатам торгов на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и публикуется Банком России.

Валюта Российской Федерации включает в себя банкноты и монеты Банка России, являющиеся единственным законным средством платежа на территории страны.

Наличные деньги являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами.

Законом также установлены задачи и полномочия, возлагаемые на Банк России.

Совет директоров Банка России принимает решение о выпуске в обращение новых денежных знаков и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых банкнот и монет. Информация об этом должна быть предварительно направлена Правительству РФ. Все сведения о новых денежных знаках публикуются в средствах массовой информации.

В процессе обмена денежных знаков старого образца на новые не допускаются ограничения по суммам или субъектам обмена. Монеты и банкноты старого образца могут находиться в обращении не менее 1 года, но не более 5 лет.

Только Центральный банк РФ имеет право проводить эмиссию наличных денежных средств (дополнительно выпускать деньги). На практике эмиссия – это передача денежных средств из резервного фонда банка, где хранятся деньги, в оборотную кассу, через которую происходит ежедневное движение наличных денег.

Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных систем в Российской Федерации.

Согласно закону Банк России в сфере денежного обращения должен выполнять следующие функции:

• прогнозирование и организация производства, перевозки и хранения банкнот и монеты, создание их резервных фондов;

• установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

• установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения;

• определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

Важной составляющей кредитно-денежной политики Российской Федерации является правильное соотношение наличного и безналичного денежного обращения.

Так, в соответствии с Законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» определен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. Расчеты, превышающие установленную сумму, должны производиться безналичным путем. В другом законодательном акте – Указе Президента РФ «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения» от 14.06.1992 г. № 622 – отражены следующие нормы. Юридические лица независимо от их организационно-правовой формы:

• должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

• могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

• обязаны сдавать в банк денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные с учреждениями банка;

• имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только на определенные цели и срок.

Из сказанного выше следует сделать вывод, что государству выгоднее усиливать безналичную систему расчетов и ограничивать налично-денежное обращение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *