Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дорогостоящие автомобили транспортный налог 2023 коэффициент». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Что будет, если не заплатить налог на роскошь
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Повышенный коэффициент для транспортного налогообложения
Для хозяев некоторых видов ТС уплататранспортного налога способна стать более дорогим удовольствием. В особенности это касается дорогих автомобилей, на которые более высокие налоги. Повышенный коэффициент калькуляторрассчитывает по следующей формуле:
Окончательный размер налогообложения =» Сумма налога, согласно стандарту правил × коэффициент для повышения ставки
Он работает только для легковых авто, стоимостью 3 млн. руб. В данном случае налог по повышенному коэффициенту физ.лицу подсчитывать не нужно. Это за него сделают в налоговой. Человеку просто придет уведомление с суммой, которую нужно заплатить.
А вот организации вынуждены самостоятельно высчитывать налог. Кроме того, они обязаны рассчитать авансовый платеж. А поскольку к разным транспортным средствам устанавливается свой налог, его нужно рассчитывать с учетом оригинальной ставки.
Повышенный коэффициент могут убрать, даже если автомобиль стоит дороже трех миллионов. Для этого он должен быть достаточно старым – через три года уплата повышенного коэффициента уже не требуется. Отсчет начнут после выпуска авто. Заканчивается – когда внесли последний платеж.
Для примера рассмотрим таблицу использования высоких ставок на транспортный налог:
Среднестатистическая цена | Сколько лет после выпуска | Используемые коэффициенты |
3—5 млн рублей | До трех лет | 1,1 |
5—10 млн рублей | До пяти лет | 2 |
10—15 млн рублей | До десяти лет | 3 |
15 млн рублей и больше | До двадцати лет | 3 |
Льготы для физических лиц
Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:
- Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
- ветеранам;
- инвалидам I, II групп инвалидности;
- бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
- опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
- граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
Что такое налог на роскошь и зачем он нужен
Вплоть до 2014 года транспортный налог (ТН) зависел только от двух показателей – места, где проходила регистрация автомобиля, а также характеристик его мотора (мощности, измеряемой в лошадиных силах). После корректировки для расчета этой величины стал использоваться еще один показатель – стоимость автомобиля.
А поскольку под эту статью подпадали ТС, стоимость которых стартовала от 3 миллионов рублей, то неудивительно, что в народе этот вид налогообложения граждан прозвали налогом на роскошь.
Что касается обоснований для введения повышенного коэффициента для владельцев дорогих авто, то он обусловлен не только желанием пополнить государственную казну за счет состоятельных граждан, но и большим объемом двигателей, устанавливаемых на таких авто.
А как известно, чем более внушительным является этот показатель, тем большим становится объем вредных выбросов в атмосферу со всеми вытекающими отсюда последствиями. Естественно, это всего лишь официальная версия, имеющая очень мало общего с реальной картиной, поскольку старые автомобили коптят небо еще сильнее.
Другое дело, что такое решение позволяет действительно неплохо пополнять казну, поскольку в стране немало автомобилей, стоимость которых переваливает за 3 миллиона, да и негласная поддержка отечественного автопрома также имеет место.
Таблица повышающих коэффициентов
Сумма транспортного налога на дорогостоящие легковые автомобили исчисляется с учётом повышающего коэффициента (п.2 ст.362 НК РФ):
Размер повышающего коэффициента | Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля |
1,1 | 3 000 000 – 5 000 000 рублей | 2-3 года |
1,3 | 3 000 000 – 5 000 000 рублей | 1 — 2 года |
1,5 | 3 000 000 – 5 000 000 рублей | до 1 года |
2 | 5 000 000 – 10 000 000 рублей | до 5 лет |
3 | 10 000 000 – 15 000 000 рублей | до 10 лет |
3 | от 15 000 000 рублей | до 20 лет |
Повышающий коэффициент в разных регионах
Повышающий коэффициент для всех регионов Российской Федерации одинаков, но транспортный налог может отличаться от региона к региону. Связано это с тем, что транспортный налог является региональным налогом, регулируемый органами власти местного самоуправления. Учитывая различие между регионами в части транспортного налога, итоговый размер транспортного налога с учётом повышающего коэффициента так же будет несколько отличаться.
В связи с этим, прежде, чем начать производить расчёт транспортного налога на дорогостоящий легковой автомобиль – необходимо обратиться к местным налоговым органам с целью уточнения налоговой ставки, региональных льгот. Если физическим лицам ФНС произведёт расчёт и уведомит об уплате, то юридическим лицами необходимо производить самостоятельное исчисление транспортного налога с целью уплаты авансовых платежей и налога по окончании налогового периода.
Рубрика «Вопросы и ответы»
Вопрос №1. Я приобрёл автомобиль Audi Q7 quatro 2015 г.в., дизель, объём двигателя 2967 куб.см., мощностью 233 л.с. в феврале 2016 года за 1 500 000 рублей. Будет ли применяться повышающий коэффициент к моему автомобилю, если стоимость не превышает 3 000 000 рублей? В договоре купли-продажи стоимость автомобиля указана.
На момент исчисления налога возраст Вашего автомобиля составит 2 года. Автомобиль данной марки и модели указан в Перечне Минпромторга. Среднюю стоимость автомобиля возможно рассчитать, получив необходимую информацию у дилера Audi, находящегося на территории Российской Федерации. По имеющейся информации от дилера стоимость Вашего автомобиля будет превышать 3 000 000 рублей, в связи с чем повышающий коэффициент к транспортному налогу будет применяться. Данные, указанные в договоре купли-продажи, при исчислении транспортного налога не учитываются. Регулирует данный вопрос ст.362 НК РФ.
Вопрос №2. В п.2 ст.262 НК РФ говорится о налогоплательщиках-организациях. Распространяется ли повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили, находящиеся в собственности физических лиц?
Все владельцы дорогостоящих легковых автомобилей обязаны производить уплату транспортного налога с применением повышающего коэффициента. Разница лишь в том, что физические лица производят уплату транспортного налога, рассчитанный налоговыми органами, а юридические лица производят самостоятельный расчет. Уплата физическими лицами производится один раз в год после получения уведомления, а юридические лица производят авансовые платежи и уплату налога после подачи декларации.
Вопрос №3. Я приобрёл легковой автомобиль Audi Q7 quatro 2015 г.в., дизель, объём двигателя 2967 куб.см. в 2017 году. Означает ли это, что я буду оплачивать повышающий коэффициент за 2017 год как за автомобиль до 1 года?
Срок исчисления количества лет автомобиля, начинается не с момента продажи, а с года выпуска автомобиля. Таким образом, транспортный налог за 2017 год необходимо исчислять, учитывая возраст автомобиля, а именно 3 года. Начиная с 2023 года, повышающий коэффициент на транспортный налог по отношению к Вашему автомобилю применяться не будет.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
---|---|---|
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Порядок и сроки уплаты транспортного налога
Обычно уведомление налоговая служба присылает в бумажном виде на почту собственника ТС. В этом уведомлении указана ставка и сумма налога по каждому транспортному средству. Также прилагается квитанция для оплаты через банк.
Более продвинутые граждане могут получить информацию о начисленных налогах в личном кабинете налогоплательщика на официальном сайте ФНС и тут же оплатить его, например, с помощью банковской карты. Рекомендуем не ждать бумажную квитанцию, а получить доступ в личный кабинет налогоплательщика (как это сделать, описывается на сайте ФНС) и произвести уплату налога, не нарушая сроки. Бумажная квитанция может и не прийти вовсе по каким-то причинам.
Транспортный налог необходимо уплатить до 1 декабря года, следующего за расчетным. Так, налог за 2018 необходимо уплатить до 1 декабря 2019 года.
Для юридических лиц
В некоторых регионах могут иметь место отчетные периоды, равные кварталам, по истечение которых необходимо оплатить авансовые платежи по транспортному налогу.
Срок уплаты по итогам года также зависит от региональной политики, но этот срок не может быть ранее чем 1 февраля года, следующего за расчётным.
Что делать, если налог начислили на авто, которого нет в списке Минпромторга
К сожалению, иногда случается так, что определенная марка или модель отсутствует в перечне авто, подлежащих повышенному налогообложению. Однако по ошибке на нее начисляется дополнительная плата. Так чаще всего происходит после обновления списков с автомобилями, которые раньше в нем находились, но потом были удалены.
Лучшим способом решения данной проблемы будет обращение в Госавтоинспекцию МВД. Для этого требуется написать письмо на имя начальника ГИБДД с полным подробным пояснением ситуации, копиями документов, которые подтверждают факт ошибки. Важное уточнение: обращаться нужно обязательно по месту регистрации автомобиля. Если написать в другое отделение, то обращение могут принять и переслать по месту регистрации. Но это займет больше времени.
Возможность отмены налога на дорогие автомобили
Несколько лет назад правительство РФ всерьез рассматривало возможность полного освобождения от транспортного налога. Планировалось, что повышение акцизов на бензин сможет полноценно закрыть ту дыру в бюджете, которая образуется после отказа взымать налог на ТС. Основной мотивацией для этого было освобождение от больших сумм тех категорий граждан, которые нечасто пользуются своим автомобилем. И наоборот, владельцы, проводящие значительную долю жизни на колесах, должны были бы раскошеливаться, что компенсирует малые поступления от «редких» водителей. Но положительное решение так и не было принято.
А в начале 2019 году в Государственной Думе по инициативе депутата Василия Власова, члена партии ЛДПР, вновь предложили отменить транспортный налог для автомобилей старше 10 лет. Но успеха законопроект не возымел.
Как отражать транспортный налог в бухучёте
Начисление транспортного налога отражают по кредиту счёта 68 «Расчёты по налогам и сборам». Для этого к сч. 68 открывают отдельный субсчёт «Расчёты по транспортному налогу».
Счёт по дебету зависит от того, где и как используют автомобиль:
- в основном производстве — Дт 20;
- во вспомогательном производстве — Дт 23;
- в текущей деятельности — Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы»;
- в торговой деятельности — Дт 44 «Расходы на продажу»;
- не участвует в основной деятельности организации — Дт 91.2 «Прочие расходы».
Поговорим об определении возраста дорогих авто Общий порядок исчисления показателя
Повторим: значение повышающего коэффициента зависит от количества лет, прошедших с года изготовления транспортного средства. Порядок определения этого показателя содержится в предпоследнем абзаце п. 2 ст. 362 НК РФ. Дословно он звучит так: «исчисление сроков, указанных в настоящем пункте, начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля».
То есть вроде бы все предельно ясно: год, в котором иномарка сошла с конвейера, следует считать первым. Но чиновники ФНС, разъясняя положения упомянутой нормы, как это иногда бывает, несколько «запутали» налогоплательщиков. Это следует из Письма от 24.03.2014 N БС-4-11/5316.
Почему-то ведомство решило, что возраст автомобиля для выбора соответствующего значения повышающего коэффициента нужно определять в том же порядке, что прописан в п. 3 ст. 361 НК РФ . В этой норме сказано: «количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства».
В соответствии с данной нормой региональные органы власти могут устанавливать дифференцированные ставки транспортного налога с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Согласитесь, положения об определении количества лет, прошедших с года выпуска ТС, содержащиеся в п. 3 ст. 361 и п. 2 ст. 362 НК РФ, далеко не идентичны. Тем не менее ФНС отослала налогоплательщиков к первой из указанных норм.
Конкретного примера упомянутое Письмо не содержит, поэтому обратимся к п. 5.10 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу (далее — Порядок), в котором разъяснено, как определить возраст транспортного средства 2004 г. выпуска для исчисления налога за 2012 г. Так вот, количество лет, прошедших с года выпуска этого ТС, равно восьми (период с 2005 г. по 2012 г. включительно). Для демонстрации алгоритма расчета возраста автомобиля, применяемого налоговиками, приведем свой пример.
Приложение 3 к Приказу ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@.
Пример 1. Организация является собственником легкового автомобиля 2008 г. выпуска. Чему равно количество лет, прошедших с даты изготовления этого автомобиля, если организация рассчитывает транспортный налог за 2015 г.?
Какой из Перечней дорогостоящих авто следовало применять для расчета налога за 2014 год?
Итак, на сегодняшний день мы располагаем двумя Перечнями легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. На момент истечения срока декларирования за 2014 г. (он установлен п. 3 ст. 363.1 НК РФ) — 02.04.2015 — список престижных иномарок 2014 г. выпуска еще не был опубликован (срок еще не наступил). Поэтому все налогоплательщики — владельцы дорогих авто при расчете налога, разумеется, руководствовались Перечнем от 28.02.2014 (к тому же другого тогда просто не было).
Но 27 февраля 2015 г. появился новый Перечень. Дисциплинированные организации к этому времени перед налоговой инспекцией отчитались, транспортный налог за 2014 г. в бюджет уплатили. То есть все свои обязательства перед государством исполнили. По крайней мере, они так думали до выхода в свет Письма Минфина России от 02.04.2015 N 03-05-05-04/18439. Что же интересного в этом Письме?
Финансисты обратили внимание на то, из-за специфики формирования перечней дорогостоящих авто в Перечень от 28.02.2014 легковые автомобили 2014 г. выпуска не включены. Значит, иномарки 2014 г. средней стоимостью от 3 млн руб. подлежат обложению транспортным налогом за 2014 г. с учетом повышающих коэффициентов на основании Перечня от 27.02.2015.
В связи с этим, полагает Минфин, в отношении указанных легковых автомобилей налогоплательщикам необходимо представить уточненную декларацию за 2014 г. с учетом исчисления транспортного налога с применением повышающих коэффициентов. При этом ведомство заверило, что предусмотренные НК РФ налоговые санкции (в том числе пени) с налогоплательщиков взыскиваться не будут.
Подведем итоги. Если с алгоритмом определения возраста дорогих иномарок с целью применения повышающих коэффициентов для расчета транспортного налога вроде бы все понятно, то при выборе Перечня указанных авто, полагаем, возникает масса вопросов. Например, не приводит ли публикация нового списка престижных автомобилей к тому, что предыдущий утрачивает свою актуальность? Или же все сформированные Минпромторгом Перечни всегда являются действующими? Если это так, то получается, что при исчислении транспортного налога организациям нужно руководствоваться Перечнем, содержащим модели автомобилей с таким же годом выпуска, за который уплачивается налог.
А как быть, если налогоплательщик приобретает иномарку, которая по цене попадает в категорию престижных легковых автомобилей и сошла с конвейера до 2014 г.? Если исходить из логики Минфина, при расчете налога за любой налоговый период после 2013 г. всегда (может быть на протяжении не одного года) нужно руководствоваться только Перечнем от 28.02.2014. Так ли это?
Да и необходимость представления уточненных деклараций тоже вызывает сомнения. Почему срок публикации Перечня соответствует 1 марта, если срок подачи декларации истекает 1 февраля? Можно, правда, предположить, что законодатели при внесении поправок в гл. 28 НК РФ прежде всего ориентировались на физических лиц. Ведь массовый расчет транспортного налога налоговики производят в мае — июне каждого года, а к этому моменту названный Перечень уже готов. Если законодатели размышляли так же, как и Минфин, то, может быть, следует сдвинуть сроки представления организациями деклараций по транспортному налогу?
В общем, действительно, вопросов больше, чем ответов. Остается одно — ждать: либо изменений в законодательстве, либо разъяснений компетентных органов.
Определение повышающего коэффициента
Определение повышающего коэффициента для расчета транспортного налога производится в соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ:
- 1,1 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. до 5 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет;
- 2 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 5 млн. руб. до 10 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 5 лет;
- 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 10 млн. руб. до 15 млн. руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 10 лет;
- 3 — в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 15 млн. руб., с года выпуска которых прошло не более 20 лет.