Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок дисквалификации руководителя». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Решение суда о дисквалификации является для всех обязательным. Такой гражданин не вправе занимать должность директора на протяжении всего срока дисквалификации. Чтобы избежать нарушения закона, работодатель обязан проводить проверку претендента на основании Реестра дисквалифицированных лиц. Информацию можно запросить в ИФНС. За предоставление услуги установлена государственная пошлина в размере 100 рублей (п. 1 Постановления Правительства РФ № 615 от 03 июля 2014 года).
Комментарии к ст. 3.11 КОАП РФ
1. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес существенные изменения в ранее действовавшее определение понятия «дисквалификация». Если ранее дисквалификация рассматривалась как вид наказания, применяемого к лицам, занимающим должности в исполнительных органах управления юридических лиц в сфере предпринимательской деятельности, то ныне она в равной мере относится к должностным лицам органов публичной власти.
Речь идет о лишении лица, являющегося государственным гражданским служащим или муниципальным служащим, права замещать должность соответственно федеральной гражданской службы либо гражданской службы субъекта РФ, либо муниципальной службы.
2. На наш взгляд, в данном случае имеются в виду лица, занимающие должности, связанные с осуществлением функций представителя власти либо организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (подробнее см. примечание ст. 2.4 КоАП РФ).
3. Вместе с тем, как и ранее, дисквалификация как вид административного наказания может быть применена к физическим лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе управления юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) и к другим должностным лицам, в том числе осуществляющим предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
К иным случаям относится осуществление перечисленных выше функций индивидуальным предпринимателем (например, выполняющим одновременно функции директора предприятия) и лицом, занимающимся частной практикой, например, арбитражным управляющим.
В связи с этим следует обратить внимание на санкции некоторых статей гл. 7, 13, 14, 15, 19 КоАП РФ в виде дисквалификации, которые согласно примечанию ст. 2.4 КоАП РФ могут быть применены к таким должностным лицам, как члены совета директоров (наблюдательного совета), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий и другим перечисленным в указанном примечании лицам.
4. Дисквалификация во многом схожа с санкцией, предусмотренной УК РФ (ст. 47), в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Однако, в отличие от упомянутого уголовного наказания, которое применяется в качестве дополнительного и распространяется на любую сферу деятельности лица, дисквалификация является основным административным наказанием и может быть применена лишь к тем лицам, которые упомянуты в ст. 2.4 Кодекса, и только в тех случаях, когда она предусмотрена в качестве санкции в конкретной статье КоАП РФ.
5. Ведение перечня дисквалифицированных лиц и выдача соответствующей информации возложены на МВД России (см. Постановление Правительства РФ от 2 августа 2005 г. N 483, а также утвержденное Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957 Наставление по формированию и ведению Реестра дисквалифицированных лиц и Инструкцию о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (РГ. 2007. 12 янв.)).
6. КоАП РФ (ч. 3 ст. 4.5) установлен годичный срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, со дня совершения или обнаружения правонарушения, что обусловлено повышенной вредностью таких административных правонарушений и трудностью их выявления.
За что могут дисквалифицировать руководителя
Существуют десятки видов правонарушений, за которые можно дисквалифицировать руководителя.
Наиболее частыми правонарушениями являются следующие:
- Нарушения налогового законодательства: повторное непредставление или представление в налоговый орган недостоверных сведений о юридическом лице или ИП, для регистрации (к примеру, смена адреса при переезде); представление документов с заведомо ложными сведениями.
- Нарушения закона о банкротстве: уничтожение бухгалтерской документации; сокрытие имущества, предполагаемого для продажи на торгах; погашение долгов отдельных кредиторов в ущерб интересам других кредиторов; отказ в передаче документов арбитражному управляющему.
- Нарушения трудового законодательства (невыплата зарплаты, нарушение законодательства об охране труда).
- Иные нарушения: невыполнение предписаний госорганов, нарушения при управлении многоквартирными домами, за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, нарушения при госзакупках.
Ответственность за нарушение дисквалификации
При отсутствии действий по выполнению решения суда о дисквалификации директора наступает ответственность, как для самого директора, так и для организации.
Протокол на дисквалифицированного руководителя о продолжении исполнения им обязанностей составляют сотрудники полиции в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Такое нарушение может быть выявлено ими самостоятельно или по сообщению иного заинтересованного лица. К примеру, это может быть сообщение налогового органа – инициатора дисквалификации директора в ситуации, когда директор не уволился.
Первоначально суд назначает дисквалифицированному директору штраф в размере 5 000 рублей (п. 1 ст. 14.23 КоАП РФ). При продолжении работы в должности, дисквалифицированного руководителя можно привлечь уже к уголовной ответственности. За нарушение предусмотрен штраф в размере до 50 000 рублей, а также лишение свободы на срок до 1 года.(ч. 1 ст. 315 УК РФ).
Контрагенты и арбитражные управляющие вправе оспаривать договоры, подписанные дисквалифицированным директором.
Если дисквалифицированный директор не переведен на иную должность или не уволен, к работодателю может быть применен штраф на сумму до 100 000 рублей (п. 2 ст. 14.23 КоАП).
Комментарий к ст. 3.11 КоАП РФ
Комментируемая ст. 3.11 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде дисквалификации.
Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права:
а) замещать должности федеральной государственной гражданской службы;
б) замещать должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;
в) замещать должности муниципальной службы;
г) занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица;
д) входить в совет директоров (наблюдательный совет);
е) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом;
ж) осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
з) осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий либо осуществлять деятельность в области проведения экспертизы промышленной безопасности;
и) осуществлять деятельность в области независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности);
к) осуществлять деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
л) осуществлять медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность.
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.
Исходя из ч. 1 ст. 3.11 КоАП РФ следует, что дисквалификация заключается в лишении на будущее физического лица права замещать определенную должность. Следовательно, значение имеет наличие статуса должностного лица у гражданина на момент совершения им административного правонарушения, а последующее прекращение указанного статуса не влияет на возможность его привлечения к административной ответственности (Обзор судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)).
Так, например, прекращение трудовых отношений с руководителем организации, допустившим в период исполнения им своих служебных обязанностей нарушение требований законодательства, не исключает возможности возбуждения в отношении этого лица производства по делу об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности в качестве должностного лица. При этом административное наказание в виде дисквалификации отвечает названной в ст. 3.1 КоАП РФ цели предупреждения совершения новых правонарушений.
Утрата статуса должностного лица, в том числе в связи с изменением места работы, не препятствует привлечению лица к административной ответственности за правонарушение, совершенное им при наличии указанного статуса.
Данный подход изложен в п. 10 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, и поддерживается судами (см., например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.02.2018 N Ф04-3338/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.2018 N Ф07-2577/2018).
Статьей 32.11 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом.
Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, регулируется ст. 83 Трудового кодекса РФ.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон: дисквалификация или иное административное наказание, исключающее возможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 8, 9 или п. 10 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Таким образом, из системного толкования ст. 32.11 КоАП РФ и ст. 83 Трудового кодекса РФ следует, что назначение административного наказания в виде дисквалификации не влечет автоматической утраты дисквалификационным лицом полномочий, возложенных на него трудовым договором (контрактом). Данные полномочия прекращаются с момента прекращения трудового договора (контракта) в порядке, предусмотренным трудовым законодательством (Постановление ФАС Поволжского округа от 06.03.2012 по делу N А55-5876/2011).
Основания для дисквалификации директора ООО
Законодательством предусмотрена возможность дисквалификации директора за различные виды нарушений законодательства. К таким нарушениям могут относиться:
- нарушения требований ТК РФ, включая нарушения в области охраны труда;
- умышленное или подложное банкротство;
- неправомерные действия при банкротстве;
- умышленное направление в государственные органы недостоверных сведений;
- противоправные действия по сдаче или предоставлению кредитного отчета;
- заключения соглашения, ведущего к ограничению конкуренции и противоречащего Антимонопольному законодательству Российской Федерации;
- недобросовестная конкуренция в незаконном использовании интеллектуальной собственности.
Если рассмотреть подробнее некоторые виды правонарушений, то к нарушениям трудового законодательства могут относиться действия, связанные с нарушением оформления трудовых отношений, нарушением порядка ведения и хранения трудовых книжек, несвоевременной выплатой расчетов при увольнении, нарушением установленных сроков выплаты заработной платы и другое.
Дисквалификация это административное наказание или способ защиты гражданских прав
1. Общие положения о дисквалификации должностных лиц организаций
Статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) закреплен принцип свободы граждан (физических лиц) и юридических лиц в приобретении и осуществлении гражданских прав, предусмотренных законодательством. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона в указанных в нем случаях.
В соответствии со статьями 8, 17 ГК РФ гражданская правоспособность — это прежде всего общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом. Именно правоспособность гражданина является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов — действий и событий.
Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности.
Согласно положениям статьи 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.
Существующие ограничения права на осуществление предпринимательской деятельности можно классифицировать так:
а) ограничения, связанные с профессиональной деятельностью;
б) ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением;
в) ограничения, связанные с признанием индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
г) возрастные ограничения, а также ограничения, связанные с признанием лица в установленном порядке недееспособным;
д) ограничения, применяемые к юридическим лицам как субъектам предпринимательской деятельности.
Одним из случаев «поражения в правах» физического лица, то есть ограничения его правоспособности в части реализации права на осуществление предпринимательской деятельности, является дисквалификация. Установление в качестве одного из видов административного наказания дисквалификации, в соответствии со статьей 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), является принципиальной новеллой административного законодательства.
Надо отметить, что в Великобритании дисквалификация в качестве санкции применяется с 1986 года с момента принятия Закона «О дисквалификации директоров».
В соответствии со статьей 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дисквалификация представляет собой ограничение права на труд и права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. Судебным решением устанавливается запрет на осуществление: 1) организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в органе юридического лица; 2) полномочий члена совета директоров; 3) предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом.
Запрещение занимать определенные руководящие должности ограничивает осуществление предпринимательской деятельности.
Это означает, что дисквалифицированное лицо не полностью лишается права заниматься предпринимательской деятельностью, а определенным ее видом. Устанавливаемый запрет распространяется на специальные виды деятельности, для занятия которыми необходимы профессиональные навыки, требующие квалификации и позволяющие принимать решения или совершать конкретные действия, специфика которых устанавливается законодательством.
Это обусловлено тем, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
В настоящее время область применения дисквалификации ограничена шестью статьями КоАП РФ, которые включают девять составов административных правонарушений:
— нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение (часть 2 статьи 5.27 КоАП РФ);
— фиктивное банкротство (часть 1 статьи 14.12 КоАП РФ);
— преднамеренное банкротство (часть 2 статьи 14.12 КоАП РФ);
— сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, а равно сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, если эти действия совершены при банкротстве или в предвидении банкротства (часть 1 статьи 14.13 КоАП РФ);
— неисполнение обязанности по подаче заявления о признании юридического лица банкротом в арбитражный суд в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 2 статьи 14.13 КоАП РФ);
— невыполнение правил, применяемых в период наблюдения, внешнего управления, конкурсного производства, заключения и исполнения мирового соглашения и иных процедур банкротства, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве) (часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ);
— ненадлежащее управление юридическим лицом (статья 14.21 КоАП РФ);
— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22 КоАП РФ);
— представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ).
Дисквалификация относится к числу длящихся административных наказаний и устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет (часть 2 статьи 3.11 КоАП РФ).
ФЗ от 26.07.2019 N 220-ФЗ ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ изложена в новой редакции.
В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административное правонарушение, влекущее применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — одного года со дня его обнаружения.
Правом назначать данный вид административного наказания обладают исключительно судьи.
Причины и основания для дисквалификации
Соблюдение работодателями норм трудового законодательства, прочих правовых актов, регламентирующих вопросы, связанные с трудовыми отношениями контролируется со стороны государства федеральной инспекцией труда, в лице территориальных инспекций, расположенных во всех субъектах страны, объединенных в единую систему центральным органом власти.
В случае выявленных нарушений в ходе надзорных мероприятий, проверяющий инспектор труда фиксирует эти сведения в акте проверки, составленном в двух экземплярах, один из которых остается в инспекции, второй под роспись передается работодателю (или уполномоченному представителю – директору, руководителю деятельностью предприятия).
Выдается предписание об устранении нарушений в установленные сроки.
В предусмотренных законом случаях составляются административные протоколы, дела по которым рассматриваются в самой инспекции в рамках ее компетенции, либо передаются в суд для привлечения виновных должностных лиц к ответственности.
Примечание: В полномочиях трудовых инспекций проводить плановые и внеплановые проверки юридических лиц, вне зависимости от формы собственности предприятий, организаций, в том числе индивидуальных предпринимателей, использующих в своей деятельности труд наемных рабочих с целью реализации одной из основных функций – защиты гарантированных трудовых прав граждан.
По обращению работников с жалобой о нарушении работодателем их законных интересов, свобод в прокуратуру, может быть проведена прокурорская проверка.
Внимание: В полномочия прокурора входит не только право опротестовывать противоречащие закону правовые акты, вносить представления об устранении выявленных нарушений, но и возбуждать производство по делам об административном правонарушении.
В соответствии с административным законодательством, если нарушение норм трудового законодательства, прочих федеральных законов, регулирующих трудовые правоотношения, в том числе требований охраны труда выявлено надзорными органами впервые, как правило, сам работодатель, виновные должностные лица могут получить предупреждение или с них взыщут штраф.
Дисквалификация директора ждет на срок от одного года до трех лет, если ранее он подвергался административному наказанию за аналогичные правонарушения, касающиеся:
- нарушений норм трудового права;
- допущения к выполнению трудовых обязанностей лицами, не имеющими соответствующих полномочий;
- уклонения от официального оформления трудовых договоров, либо прикрытие фактически трудовых отношений соглашениями, имеющими гражданско-правовой характер;
- несвоевременной или в неполном объеме выплате заработной платы и прочих причитающихся денежных средств работникам;
- нарушений нормативных требований охраны труда;
- не проведения в установленном порядке специальной оценки условий труда рабочих мест;
- допуска к работе лиц, не прошедших должным образом инструктажей и проверку знаний по охране труда, в предусмотренных законом случаях для отдельных категорий работ — стажировку, медицинских осмотров и психиатрических освидетельствований;
- не обеспечения подчиненных средствами защиты для выполнения работы в условиях труда, признанных опасными, вредными для здоровья и жизни людей.
Аудиторская проверка как способ минимизации рисков привлечения к ответственности
Таким образом, чтобы максимально исключить ответственность должностных лиц организации (вплоть до дисквалификации руководителя) за грубые нарушения требований к бухгалтерскому учету и составлению бухгалтерской отчетности, руководителям организаций целесообразно рассмотреть вопрос о заключении договора на оказание аудиторских услуг с аудиторскими компаниями, имеющими безупречную репутацию и высококвалифицированных специалистов. Конечно, привлечение аудиторской компании – это не полная гарантия исключения административной ответственности руководителей. Но в любом случае это средство для своевременного выявления и устранения ошибок в бухгалтерском учете и при составлении бухгалтерской отчетности, а также осуществления в дальнейшем превентивных мероприятий для минимизации (оптимизации) рисков правонарушений в области бухгалтерского и налогового учета.
В Административном кодексе предусмотрены несколько видов наказаний, дисквалификация представляет собой один из них. Основные вопросы, связанные с ней регулируются статьей 3.11 КоАП РФ.
Это наказание состоит в том, что виновному запрещается занимать определенные должности в течение назначенного судом срока. Это относится не ко всем видам трудовой деятельности, а только к следующим:
- государственная служба в РФ (на федеральном, региональном или муниципальном уровне);
- должности в руководящих исполнительных органах юридических лиц;
- предоставление государственных или муниципальных услуг;
- работа, связанная с подготовкой спортсменов;
- деятельность, которая связана с экспертизой по вопросам промышленной безопасности;
- проведение оценки риска, относящегося к вопросам противопожарной безопасности;
- осуществление экспертизы, относящейся к сфере государственных закупок;
- при работе в фармацевтической или медицинской сфере;
- работа в сфере управления многоквартирными домами.
Дисквалификацию не следует путать с другими ситуациями, когда законодательство запрещает физическим лицам заниматься той или иной деятельностью. Существует административное лишение человека специального права работать на определённых должностях, а также аналогичного рода уголовное наказание (статья 47 УК РФ) но эти меры не считаются административной дисквалификацией.
Согласно второй части статьи 3.11 срок действия этого наказания может составлять от 6 месяцев до трех лет.
Важно отметить, что такая мера не предусматривается для тех, кто является учредителем юридического лица или тех, кто является владельцем какой-либо собственности.
Дисквалификация является основным наказанием за совершение определенных правонарушений. Их насчитывается несколько десятков. Для примера можно упомянуть следующие:
- Банкротство, которое является фиктивным или сделанным преднамеренно.
- Незаконное предоставление кредитного отчета или его получение.
- Манипулирование ценами, которое имело место на оптовом рынке электрической энергии.
- Нарушение правил. Которые регламентируют проведение работ в сфере сертификации.
- Серьезное нарушение, относящиеся к исполнению обязательств, предусмотренных при подписании оборонного контракта.
- Правонарушение, относящееся к сфере нецелевого использования бюджетных средств.
- Нарушение законодательства о труде лицом, подвергнутым ранее административному взысканию по аналогичной причине.
Существуют также и другие виды правонарушений, за которые назначается дисквалификация.
Получение сведений из реестра дисквалифицированных лиц
Плата за доступ к сведениям, содержащимся в реестре дисквалифицированных лиц, размещаемом уполномоченным Федеральной налоговой службой на своем официальном сайте в сети «Интернет», не взимается.
Однако получение сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц, в виде выписки о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии запрашиваемой информации, производится с взиманием платы, которая в настоящее время составляет 100 рублей.
Органам государственной власти и органам местного самоуправления указанная информация предоставляется бесплатно.
Для получения данной информации заинтересованному лицу необходимо предоставить запрос в любой территориальный налоговый орган.
Лицо считается исключенным из реестра дисквалифицированных лиц по истечении срока дисквалификации или при наличии в Федеральной налоговой службе вступившего в силу судебного акта об отмене постановления о дисквалификации.
Внесение сведений в реестр дисквалифицированных лиц осуществляется ФНС, не позднее трех рабочих дней со дня получения им копии вступившего в силу постановления о дисквалификации либо судебного акта о пересмотре постановления о дисквалификации.
Дисквалификация Арбитражных управляющих через призму Конституции РФ
В свете появления на просторах Российского правоприменения первого прецедента о дисквалификации арбитражного управляющего, в профессиональном сообществе вновь встал вопрос о законности данной нормы. Поскольку Экспертное сообщество уже начало , по выражению Максима Доценко, «спецоперацию», думаю, стоит отметить, несколько моментов посвященных дисквалификации, как виду административного наказания и ее истории в Российской судебной практике.
Во-первых применение дисквалификации к арбитражным управляющим – с точки зрения КоАП РФ и законодательства в целом — случай достаточно уникальный.
Согласно ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Более широко определение раскрывается в ч. 1 ст. 20 настоящего ФЗ — Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
В законодательстве РФ понятие субъектов профессиональной деятельности не отражено, количество законов содержащих понятие «профессиональная деятельность» можно перечислять бесконечно (например ФЗ «Об оценочной деятельности», ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Фактически его нет, поэтому правильнее бы было рассматривать арбитражных управляющих, как субъектов частной практики, а не профессиональной деятельности. В случае с частной практикой можно определить круг лиц, которые осуществляют профессиональную деятельность, но основе налогового законодательства (ч. 2 ст. 227 НК РФ). Для целей настоящей статьи стоит понимать под субъектами частной практики граждан РФ осуществляющие деятельность требующую специальных познаний и навыков и не требующую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или образования регистрации юридического лица.
Данные о количестве должностных лиц, подвергнутых административному наказанию в виде дисквалификации арбитражными судами Российской Федерации в 2008 — I полугодии 2011 г.
2008 |
2009 |
2010 |
I полугодие |
|
Всего удовлетворено |
29948 |
29552 |
27109 |
16135 |
Должностные лица, |
29 |
36 |
22 |
15 |
За десять лет существования этого вида административного наказания в российском административно-деликтном праве и процессе постепенно создавался специальный механизм его применения, включающий в себя материальные и процессуальные элементы.
Кто из участников ООО может быть дисквалифицирован
Дисквалификация по определению, данному в ч. 1 ст. 3.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП), является основным административным наказанием, а более подробно понятие раскрыто в ст. 3.11 КоАП. Из анализа данной нормы и вытекает ответ на вопрос, кого именно из участников ООО законодатель отнес к числу тех, кто может быть подвергнут данной санкции:
- дисквалифицировано может быть только физическое лицо (ч. 1 ст. 3.11 КоАП);
- подвергнутый дисквалификации участник должен относиться к руководящему (управляющему) составу.
Если говорить более конкретно, такому административному наказанию чаще всего подвергаются:
- директор;
- генеральный директор;
- член совета директоров.
Что делать директору, которого дисквалифицировали?
Несколько иная ситуация, если дисквалифицированный директор является учредителем организации, ее собственником.
До вступления решения суда в законную силу есть 10 дней, когда он имеет право обжаловать данную меру наказания.
Поскольку не известен конечный итог судебных разбирательств (в случае подачи жалобы), либо нет оснований для обжалования принятого решения, у директора остается время принимать управленческие решения.
Он имеет право заключить договор с вновь принятым работником на место директора или возложить исполнение обязанностей на время невозможности заниматься руководящей деятельностью на одного из своих подчиненных.
Если директор является одним из учредителей организации, должно быть проведено общее внеочередное собрание, на котором принимается решение о передаче функций управления вновь избранному руководителю.
Порядок ведения Реестра
Полномочия по ведению Реестра возложены на Федеральную налоговую службу (ФНС). Сведения в список дисквалифицированных руководителей включаются в трехдневный срок с момента вступления судебного решения в законную силу.
В Реестре содержатся сведения:
-
Персональные данные дисквалифицированного: Ф.И.О., дата и место рождения;
-
Данные об организации и занимаемой должности на момент вынесения решения о дисквалификации;
-
Данные о правонарушении: наименование органа, вынесшего постановление, номер статьи в КоАП;
-
Реквизиты судебного решения: наименование суда, дата и номер решения;
-
Сроки дисквалификации: даты её начала и окончания;
-
Информация о пересмотре решения.
Исключение из Реестра осуществляется по истечении срока дисквалификации, либо при вынесении решения отменяющего ранее вынесенное решение о наказании. В последнем случае изменения в «Реестр дисквалифицированных руководителей» вносятся также — в трехдневный срок после вступления судебного акта в силу.
Орган, уполномоченный назначать наказание в виде дисквалификации
Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 ч.2 КоАП РФ). При этом важно понимать, что отдельные виды административных наказаний (например, административный штраф или предупреждение) назначаются (могут назначаться) не судом, а должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (в сфере здравоохранения в качестве таковых может выступать, например, Роспотребнадзор, Росздравнадзор).