- Уголовное право

Экологический сбор в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.

Как отразить экологический сбор в учёте

Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:

  1. По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
  2. По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».

Выбранный способ закрепляют в учётной политике.

Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:

  • Дт 20 «Основное производство»;
  • Дт 23 «Вспомогательное производство»;
  • Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
  • Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.

Можно ли не платить экосбор

Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:

  • Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
  • Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
  • Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.

С 01.03.2023 вступает в силу постановление Правительства Российской Федерации от 04.08.2022 № 1386 «О порядке рассмотрения заявок на получение комплексных экологических разрешений, выдачи, переоформления, пересмотра, отзыва комплексных экологических разрешений и внесения в них изменений».

Разрешение выдается юрлицу и ИП, осуществляющим хозяйственную и/или иную деятельность на объектах I категории, на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на линейный объект, на основании заявки. Юрлица и ИП, осуществляющие хозяйственную и/или иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить разрешение.

Признается утратившим силу аналогичное Постановление Правительства РФ от 13.02.2019 № 143.

Утвержденные Правила рассмотрения заявок действуют в течение 6 лет со дня вступления в силу настоящего Постановления.

Хотелось бы отметить, что обмен документами и информацией в рамках рассмотрения заявки на получение разрешения, а также заявок на продление, переоформление, пересмотр разрешений и внесения в них изменений осуществляется с использованием государственной информационной системы промышленности, созданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2015 г.№ 757 «О порядке создания, эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности».

Отходы производства и потребления

С 01.03.2023 вступает в силу, за исключением некоторых положений, Федеральный закон от 14.07.2022 № 268-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым, в числе прочего, вводятся новые понятия:
— вторичные ресурсы — отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства;
— вторичное сырье — продукция, полученная из вторичных ресурсов непосредственно (без обработки) или в соответствии с технологическими процессами, методами и способами, предусмотренными документами в области стандартизации РФ, которая может использоваться в производстве другой продукции и (или) иной хозяйственной деятельности.

Вторичные ресурсы подлежат утилизации, и их захоронение не допускается. Физические лица, в процессе потребления, которыми образуются вторичные ресурсы, обеспечивают их раздельное накопление в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов либо сдачу в места сбора вторичных ресурсов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались вторичные ресурсы, должны обеспечивать их утилизацию самостоятельно либо передавать другим лицам в целях утилизации.

Читайте также:  Как заполняется трудоваязапись на последней строчке собралась компания

Также устанавливаются требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции.

Учет побочных продуктов производства осуществляется обособленно от учета основной продукции производства и отходов.

Информация о видах побочных продуктов производства, об объемах их образования, о дате их образования, планируемых сроках использования в собственном производстве или о передаче другим лицам и результатах таких использования либо передачи подлежит отражению в программе производственного экологического контроля и отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля.

Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Расчет суммы утилизационного сбора за 2020 год

Сумму сбора рассчитывают по формуле:

Сумма экологического сбора

=

Ставка экологического сбора

×

Масса готового товара или количество единиц подлежащего утилизации готового товара (в зависимости от вида товаров), выпущенного в обращение на территории России, либо масса упаковки, использованной для производства такого товара (объем)

×

Норматив утилизации, выраженный в относительных единицах

Эксперты ждут корректировок и разъяснений

Сейчас законодательством предусмотрена «мотивация» для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — плата за негативное воздействие на окружающую среду и штрафы. С физлицами сложнее, потому что пункт, закрепляющий, что они должны обеспечивать сортировку отходов, вообще не подкреплен ни «кнутом», ни «пряником» и несет сейчас скорее декларативный характер.

В Указе Президента РФ от 21 июня 2020 г. № 474 определено, что к 2030 г. в России должна быть создана устойчивая система обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающая сортировку отходов в объеме 100%, а объем отходов, направляемых на полигоны, должен сократиться в два раза. «Если мы стремимся к достижению этих целей, то мы должны добиться понимания в обществе: зачем нужна сортировка, как происходит утилизация сданных отходов и так далее. Причем я убеждена, что экопросвещение нужно в равной мере и организациям», — уточнила директор экологического движения «ДОМ».

В новых условиях важно, чтобы каждый сотрудник разделял экологические ценности компании, по возможности участвовал в сортировке отходов, имел представление о том, какие отходы являются вторичными ресурсами и могут быть переработаны. В противном случае, по мнению отраслевых экспертов, наладить процесс подготовки вторичных ресурсов к передаче на утилизацию внутри организации будет очень сложно. Поэтому важно использовать целый комплекс экопросветительских мер для сотрудников: провести серию обучающих мероприятий, внедрить раздельный сбор в офисах, сделать экологичный образ жизни частью корпоративной культуры, выбирать экомероприятия — например, квизы, квесты — для совместного времяпрепровождения.

И для организаций, и для физических лиц экологическое просвещение — многоуровневая, системная и комплексная работа, которую надо начинать уже сегодня, чтобы получить результаты к 2030 г. — когда вступит в силу пункт закона, который запрещает захоронение вторичных ресурсов. Участники рынка предполагают, что к этому времени могут появиться какие-то пенитенциарные методы воздействия и на физических лиц, если при нормальной инфраструктуре и должном экопросвещении население все равно не будет сортировать мусор.

«На первый взгляд, внедрение раздельного сбора раньше, чем есть повсеместная инфраструктура для утилизации, кажется нелогичным, но основываясь на опыте реализации проектов по приему вторсырья на территориях, где нет раздельного сбора на муниципальном уровне, могу сказать, что как раз с точки зрения подготовки общества — это правильное решение», — резюмировала О. Кужель. При этом она добавила, что на привыкание, просвещение и все стадии принятия уходит довольно много времени, обязательно будут совершаться ошибки. Поэтому нужно начинать работать с тем, что есть, а не ждать идеальных условий.

В целом все опрошенные «ЭЖ» эксперты считают, что принятие закона об обращении со вторсырьем — большой шаг в правильном направлении. «Перерабатывая разные виды отходов, в том числе производственные, мы периодически сталкиваемся с предприятиями, которые нам говорят, что им проще выкинуть мусор, чем заниматься раздельным сбором и накапливать их отдельно на транспортную партию. Рассчитываем, что этот закон благоприятно скажется на том, чтобы таких ситуаций не происходило», — сообщил «ЭЖ» Александр Свидовский, генеральный директор компании «Втор-пласт».

Читайте также:  Зеленая карта( green card в альфа страхование в 2023 году

Он отметил, что благодаря поправкам в общество закладываются правильные принципы того, что все вторичные ресурсы должны перерабатываться, а не захораниваться на полигонах. А. Свидовский считает, что в первую очередь влияние этого документа на себе ощутят небольшие предприятия. Нехватка финансирования, понимания, а также технического оснащения усложняют попытку правильной утилизации отходов.

В то же время на крупных предприятиях довольно хорошо работают со своими отходами. Ряд из них даже имеют специальные помещения для их сортировки, где стоят прессы, пресс-компакторы и другое необходимое для этого оборудование.

Отраслевые эксперты считают, что принятие закона о ВМР создало важный и нужный регуляторный базис для функционирования индустрии обращения с промышленными отходами и развития цикличной экономики в стране. «Соответствующие нормы законодательства создают правильные сигналы и экономические стимулы для бизнеса к разумной переориентации на практики вовлечения вторсырья в производство, сокращая при этом долю используемого первичного сырья (традиционных природных ресурсов)», — сообщили в АРВИС.

При этом в ассоциации подчеркнули, что применение вводимых норм на практике может потребовать «донастройки» создаваемой регуляторной системы и совершенствования законодательства в целях повышения прозрачности и эффективности функционирования индустрии обращения с промышленными отходами. О том, что закон еще не принял финальный вид и требует ряда уточнений, говорили и другие опрошенные «ЭЖ» эксперты.

Наименование и групп

Норматив утилизации, в %

Группа N 41

«Упаковка металлическая из стали»

30

Группа N 42

«Упаковка металлическая из алюминия»

20

Группа N 43

«Упаковка из полимерных материалов, не содержащих галогены»

20

Группа N 44

«Упаковка из полимерных материалов, содержащих галогены»

20

Группа N 45

«Упаковка из комбинированных материалов»

20

Группа N 46

«Упаковка из гофрированного картона»

45

Группа N 47

«Упаковка из бумаги и негофрированного картона»

20

Группа N 48

«Упаковка стеклянная»

25

Группа N 49

«Упаковка деревянная и пробковая»

20

Группа N 50

«Упаковка из текстильных материалов»

10

Являетесь ли вы плательщиком экологического сбора. Пошаговый алгоритм.

Шаг 1. Сначала проверьте, нужно ли вам отчитываться.

Если ваша компания подходит к одной из представленных ниже групп, то стоит переходить ко второму шагу. Если нет, поздравляем! Ваша организация освобождена от обязательства по оформлению отчетности по экологическому сбору и вы тот, кто не должен платить экологический сбор.

  • Товары и упаковки, которые вы производите, относятся к установленному законом Перечню;
  • Вы покупаете упаковку и используете для придания товарного вида своей продукции. Например, вы кондитер и у вас своя пекарня. Вы изготавливаете торты и укладываете их в бумажную упаковку, которую приобрели у другого лица;
  • Вы импортируете свой товар в упаковке, которая есть в Перечне. Например, вы производите шоколад и упаковываете его в бумагу, а после вывозите из страны.

Шаг 2. Проверка нормативов утилизации.

Нужно установить, выполняется ли норматив утилизации отходов. Если да, стоит перейти к следующему шагу. Если нет/или не в полной мере, то к 4.

Экологический сбор за утилизацию упаковки и товаров

  • Изделия текстильные готовые (кроме одежды)
  • Ковры и ковровые изделия
  • Спецодежда
  • Одежда верхняя прочая
  • Белье нательное
  • Одежда прочая и аксессуары
  • Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие
  • Изделия деревянные строительные и столярные прочие
  • Тара деревянная
  • Бумага и картон гофрированные и тара бумажная и картонная
  • Изделия хозяйственные и санитарно гигиенические и туалетные принадлежности
  • Принадлежности канцелярские бумажные
  • Изделия из бумаги и картона прочие
  • Нефтепродукты
  • Шины, покрышки и камеры резиновые, восстановление протекторов и резиновых шин
  • Изделия из резины прочие
  • Изделия пластмассовые упаковочные
  • Изделия пластмассовые строительные
  • Изделия пластмассовые прочие
  • Стекло листовое гнутое и обработанное
  • Стекло полое
  • Бочки и аналогичные емкости из черных металлов
  • Тара металлическая легкая
  • Компьютеры и периферийное оборудование
  • Оборудование коммуникационное
  • Техника бытовая электронная
  • Приборы оптические и фотографическое оборудование
  • Аккумуляторы
  • Батареи аккумуляторные
  • Оборудование электрическое осветительное
  • Приборы бытовые электрические
  • Приборы бытовые неэлектрические;
  • Инструменты ручные с механизированным приводом
  • Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное
  • Машины и оборудование общего назначения прочие
  • Услуги по изданию газет.

Экологический сбор также уплачивается за упаковку из картона, бумаги или дерева.

Обращаем Ваше внимание, что за 2017 год не все организации уплатят экосбор, согласно Постановлению от 01.12.2015 N2491-р, так как для 70% товаров из Перечня норматив утилизации равен нулю. Но отчет в Росприроднадзор необходимо предоставить. За 2017 год экологический сбор обязаны оплатить компании, которые производят следующие продукты: аккумуляторы, батарейки, автошины, изделия из резины, стекла, картонную упаковку, пластиковую упаковку, металлическую тару и нефтепродукты.

Зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора производится территориальным органом Росприроднадзора после составления акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, на основании заявления плательщика о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора (далее — Заявление) (п.17 Правил).

Читайте также:  Как оформить дом — пошаговая инструкция

Заявление представляется плательщиком:

  • посредством телекоммуникационных сетей в виде электронного документа, подписанного простой электронной подписью;
  • на бумажном носителе в одном экземпляре в территориальные органы Росприроднадзора (в случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей).

Территориальный орган Росприроднадзора предоставляет природопользователю акт сверки лично или посредством телекоммуникационных сетей.

Зачет суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора в счет предстоящих платежей по экологическому сбору осуществляется на основании заявления плательщика о зачете суммы излишне уплаченного экологического сбора по форме, утверждаемой Росприроднадзором (п.18 Правил).

Росприроднадзор производит зачет суммы излишне уплаченного экологического сбора в счет предстоящих платежей, о чем уведомляет плательщика путем направления ему в течение 15 рабочих дней со дня получения указанного заявления.

Кто обязан платить экологический сбор в 2019 году?

Обязанность по уплате экологического сбора лежит на изготовителях отдельных видов изделий, подлежащих вторичной переработке в установленном порядке. К данной категории плательщиков, относятся юрлица и ИП, занимающиеся производством продукции, указанной в перечне (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2017 г. № 2970-р). Этот перечень установлен на товары, произведенные в 2018 и 2019 году (в 2017 – действовал другой перечень). Среди продукции встречаются картонная и бумажная упаковка, техника, ткани и одежда, резиновые изделия и много других разнообразных товаров. Вне зависимости от организационно-правовой формы субъекта, платеж уплачивается только на основании сведений об изготовлении каких-либо товаров, поименованных в распоряжении.

Экологический сбор платится в том случае, если изделия не утилизированы самим производителем таким образом, как это предписывает постановление Правительства от 08.12.2015 № 1542. То есть товары произведены и реализованы.

Таким образом, прежде чем заняться производством той или иной продукции, следует внимательно не только ознакомиться с расходами, продиктованными налоговиками, но и с платежами иного рода, в том числе по экологическому сбору за упаковку и утилизируемые товары.

Ответственность за неуплату экологического сбора

Если предприниматель не уплатил сбор в срок, он получает требование о добровольном погашении долга. Если в течение месяца с момента получения требования оно не исполнено, сумма взыскивается через суд (Постановление от 08.10.2015 №1073). Для нерадивого плательщика предусмотрена следующая ответственность за непредставление отчетности в срок или искажение информации в ней:

  • Административная. Предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ. Штраф для ИП и должностных лиц составит 3 000-6 000 рублей, для ЮЛ – 20 000-80 000 рублей.
  • На основании 19.7 статьи КоАП РФ. Для должностных лиц и ИП штраф составит 300-500 рублей, для ЮЛ – 3 000-5 000 рублей.

Штраф именно за неуплату сбора на данный момент законодательством не предусмотрен. Все финансовые вопросы решаются через суд. Если судебный орган примет решение обязать предпринимателя выплатить ЭС, но платежей так и не поступит, производится принудительное взыскание. Оно может грозить замедлением финансовых процессов в компании, а потому задолженность следует погашать заранее.

Можно ли не платить экосбор

Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:

  • Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
  • Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
  • Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.

Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:

  • сбрасывают сточные воды;
  • осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
  • получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
  • имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *