- Уголовное право

Видов разрешенного использования земельных участков 2023 году Омск

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Видов разрешенного использования земельных участков 2023 году Омск». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Такой способ изменения ВРИ подходит для больших участков земли, предназначенных, например, под пригородный коттеджный поселок или под новый жилой микрорайон, когда нужно перевести землю из категории сельхозземель в землю населенного пункта.

Как изменить категорию земли

Учтите! Чтобы перевести ЗУ из текущей категории в выбранную, необходимо собрать пакет документов, состоящий из:

  • документов, которыми удостоверяется личность заинтересованного лица (собственника). Когда земельным участком владеет несколько граждан, то необходимо предоставить паспорт каждого;
  • заверенной доверенности, если в интересах владельца действует его представитель;
  • согласия на смену целевого назначения ЗУ (его следует нотариально заверить);
  • кадастровых документов по земле (плана, а также паспорта участка);
  • выписки, оформленной из реестра;
  • документации, являющейся подтверждением законности использования гражданином земли (арендного договора, дарственной и прочего);
  • составленного заявления.

Изменение ВРИ с заменой категории участка на другую

Изменение вида разрешенного использования по этому способу позволяет установить для участка любой применяемый в практике ВРИ.

Порядок замены категории четко прописан в ЗК РФ, а также в ФЗ № 172 от 21.12. 04 г.

Сначала готовится следующий пакет документов:

  • ходатайство с указанием причины замены категории, имеющейся и требуемой категории, кадастрового номера участка;
  • личные документы заявителя;
  • выписку из госкадастра;
  • выписку из ЕГРП;
  • нотариально заверенное согласие собственника, если заявление от землепользователя.

Документы подаются в уполномоченный орган госвласти (Правительство РФ, Правительство субъекта РФ, местные власти) в зависимости от собственности на землю, который в срок до 30 дней его рассматривает.

При положительном решении органом госвласти выдается акт о переводе участка в другую категорию. Затем орган госвласти в 10-дневный срок направляет копию своего решения в Росреестр для внесения им изменений в госкадастр и ЕГРП в срок до 7 дней.

Особенности Классификатора ВРИ

В Классификаторе для каждого ВРИ указано не только полное наименование, но и подробное описание, а также присвоенный код, который и используется во всех документах, идентифицирующих конкретный участок.

Всего в документ включено 12 обобщенных разновидностей, каждая из которых дополнена уточненными видами (максимум 18). Обобщенные виды применяются тогда, когда не известно или не установлено направление будущего развития данной территории. Присвоение участку обобщенного вида использования позволяет в дальнейшем применять все уточненные виды хозяйственного использования земель, ему соответствующие.

В каждом ВРИ обязательно указано, какие линейные объекты допускается строить (линии электропередач, инженерные коммуникации и т.д.). Это освобождает землепользователя от необходимости получать дополнительные коды для их постройки.

Что изменилось в малоэтажном жилищном строительстве с введением Классификатора ВРИ?

Первое изменение связано с поправкой официальной формулировки малоэтажной жилой застройки. Раньше под ней понимались частные дома высотой до 5 этажей, а теперь только до 4 включая мансарду. Это очень серьезное уточнение, которое положило конец большому количеству судебных исков. Ведь до сих пор собственники, уличенные в нарушении разрешенного использования земель, мотивировали свои действия тем, что мансарда в качестве 5 этажа не может считаться полноценным жилым этажом. Теперь же таким владельцам не удастся зарегистрировать право собственности на строение, поскольку оно противоречит ВРИ.

Ранее не существовало ВРИ, который позволял бы строить таун-хаусы. Теперь есть отдельная формулировка – «блокированная жилая застройка», под которой понимают жилые дома высотой до 3 этажей, которые не делятся на квартиры. Каждый дом предназначен только для 1 семьи, но может иметь общие (смежные) стены с другими домами. Общее же количество таких объединенных домов не может превышать 10. Если код ВРИ данного участка не позволяет строительство таун-хаусов, то зарегистрировать на такую постройку право собственности также не получится.

Как изменение вида разрешенного использования влияет на налоговую базу?

В п. 1 ст. 391 НК РФ сказано: налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода (календарного года), налоговая база в этом периоде рассчитывается как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. Организации устанавливают налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (п. 3 ст. 391 НК РФ).

По мнению Минфина, налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (на 1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода. Поэтому, если в течение налогового периода правообладатель земельного участка не меняется, но изменяются вид разрешенного использования земельного участка и его кадастровая стоимость, для целей налогообложения должны применяться кадастровая стоимость и ставка земельного налога исходя из данных государственного земельного кадастра и документов на земельный участок, действующих на 1 января указанного периода (Письма от 09.10.2012 N 03-05-05-02/101, от 05.10.2012 N 03-05-05-02/101, от 18.08.2010 N 03-05-05-02/66). Изменение кадастровой стоимости земельного участка, произошедшее в течение налогового периода, должно учитываться при определении налоговой базы, которая будет использоваться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде (с применением налоговой ставки, соответствующей измененному виду разрешенного использования земельного участка) (Письма от 12.08.2011 N 03-05-05-02/42, от 19.11.2010 N 03-05-06-02/116, от 05.05.2009 N 03-05-05-02/25). Соглашается с таким подходом и Минэкономразвития России (см. Письмо от 23.03.2011 N Д06-1682).

Читайте также:  Кто может быть крестными родителями у мальчика

Однако у Президиума ВАС РФ по изложенной ситуации другое мнение (представлено в Постановлении от 06.11.2012 N 7701/12). Общество при исчислении земельного налога за 2010 г. в отношении двух земельных участков с января по июль 2010 г. применило одну кадастровую стоимость, а с августа по декабрь — другую. Изменение кадастровой стоимости земельных участков с 01.08.2010 вызвано изменением вида разрешенного использования. Девятый вид разрешенного использования (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок) был изменен на пятый (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания).

Налоговая инспекция посчитала, что кадастровая стоимость земельных участков за август — декабрь 2010 г. занижена, и доначислила земельный налог. Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций встали на сторону контролирующего органа.

Высший арбитр решил, что прав суд первой инстанции. Обоснование такое. Согласно п. 1 ст. 52, п. 1 ст. 53 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка исчисляется путем умножения его площади на средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования. Правительство Омской области Постановлением от 19.12.2007 N 174-П утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов г. Омска в границах кадастрового района N 55:36 в виде таблицы конкретных значений средних удельных показателей кадастровой стоимости земель в кадастровых кварталах по 15 видам разрешенного использования, исчисленных в рублях за 1 кв. м. При определении кадастровой стоимости земельных участков после изменения вида разрешенного использования общество применяло соответствующий данному измененному виду использования средний удельный показатель кадастровой стоимости, утвержденный указанным Постановлением. Таким образом, для определения налоговой базы по спорным земельным участкам за период с 01.08.2010 общество использовало утвержденные указанным актом органа исполнительной власти субъекта РФ показатели кадастровой стоимости, то есть показатели, установленные на начало налогового периода (на 01.01.2010). Поэтому доводы налоговой инспекции о нарушении положений п. 1 ст. 391 НК РФ подлежат отклонению. Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что отсутствие в гл. 31 НК РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.

Величина земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом обложения указанным налогом. В Налоговом кодексе сказано, что налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом специальная норма, регулирующая определение налоговой базы при изменении вида разрешенного использования земельных участков (что влечет изменение кадастровой стоимости), в НК РФ отсутствует. Данное обстоятельство не является фактором, не позволяющим налогоплательщику исчислить земельный налог с учетом измененного вида разрешенного использования. Именно такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ, что идет вразрез с точкой зрения чиновников.

Расширение состава сведений ЕГРН

С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.

Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.

Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».

Регламент использования земель поселений

Чаще всего такие земли предназначены под застройку. Долгое время не существовало частной собственности на землю. Границы территории в крупных населенных пунктах отображались на графических планах. Это считалось индивидуальной жилищной застройкой. Формировались условные границы.

Использование земель поселений производится в соответствии с нормативно-правовыми актами, обозначенными в Земельном кодексе РФ.

У каждой территории предусмотрены собственные условия эксплуатации, установленные с учетом ее локации и вида разрешенного использования. Для каждой из зон вводится единый регламент и устанавливается правовой порядок. На эти факторы и ориентируются при строительстве и эксплуатации зданий.

Читайте также:  Срочный трудовой договор на выполнение временных работ

Условия регламента нарушаются в следующих ситуациях:

  • если площадь земельного участка не отвечает общепризнанным нормам;
  • территория эксплуатируется не по назначению и не по согласованию с территориальной областью.

Время, которое отводится на ликвидацию несоответствий, не ограничивается нормативами. В процессе исправления ситуации участок можно использовать, но только в том случае, если эта эксплуатация не навредит жизни, здоровью других людей, не причинит урон историческим постройкам и окружающей среде.

Проблема изъятия земли

Земля сельхозназначения – особая. Её могут отобрать по решению суда. Мы задали два вопроса Анне Соловьевой на эту тему.

— В каких случаях земельный участок с домом может быть отобран у фермера?

— Согласно ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.

В соответствии со ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с нарушением требований законодательства Российской Федерации. В частности, если происходит один из случаев:

  • участок используется не по целевому назначению;
  • его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  • на участке возведена или создана самовольная постройка и лицами, указанными в п. 2 ст. 222 ГК РФ, не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

В этом случае земельный участок в соответствии со ст. 286 ГК РФ подлежит продаже с публичных торгов.

— Как именно отберут ту землю, на которой построен дом? И что будет с домом?

— Как будет происходить изъятие у аграриев земельного участка с расположенным на нем жилым домом, нам только предстоит узнать. На законодательном уровне эта процедура не закреплена, а это значит, что впереди период ошибок, неоднозначных решений, многочисленных обжалований и становления судебной практики.

Полагаю, будущее может развиваться по одному из двух вариантов.

  1. Первый: межеванием из основного земельного участка будет выделен земельный участок (площадью не более 0,25 % от основного) с находящемся на нем жилым домом. Большая часть земельного участка будет изъята, оставшуюся часть вероятнее всего передадут в аренду фермеру с условием уплаты арендных платежей.
  2. Второй: полное изъятие земельного участка с расположенным на нем жилым домом. По логике фермеру должны выплатить компенсацию за объект строительства. Здесь вероятнее обложение агрария штрафами за ненадлежащее использование или за использование земельного участка с нарушениями. Верно понимаете, что размер штрафа будет равен размеру компенсации за изъятый дом.

Одно могу сказать точно. Изъятие земельного участка происходит только в судебном порядке, и только на основании решения суда, что предусмотрено действующим законодательством. Не исключаю, что впереди нас ждут новые поправки в Земельный Кодекс РФ, которые закрепят процедуру изъятия у фермеров участка с находящимся на нем жилым домом.

Подробней о разрешённом использовании сельхозземель

Обычно такие участки расположены за чертой города. Здесь могут находиться земли для сенокоса, пастбища, вспомогательные постройки, сады и т.д. В зависимости от целевого назначения надела выделяют:

  1. Личное хозяйство. Владелец может просто разводить здесь скот или выращивать продукцию на продажу, а может дополнительно получить разрешение на строительство;
  2. Дачную застройку. По закону собственник вправе начать возводить здесь загородный дом, согласование проекта с администрацией перед стартом работ получать не требуется.

Все описанные выше категории земель (ИЖС, сельскохозяйственные и для бизнеса) согласно классификатору, получили свои, уникальные коды. Относительно личного хозяйства и индивидуальной застройки это коды, начинающиеся с 2,0 и вплоть до 2,7 (находятся во втором разделе Классификатора).
Эти цифры значат, что участок может использоваться для таких целей:

  • Возведения малоэтажных жилых домов, высотой не больше 3 этажей и которые не будут делиться на отдельные квартиры;
  • Всех садово-огородных работ (выращивания овощных, плодово-ягодных и других культур);
  • Возведения подсобных построек типа гаражей или сараев для хранения инвентаря;
  • Постройка разных кемпингов или вагончиков (своего рода передвижных сооружений, которые можно подключить к общим инженерным сетям).

Если человек планирует предпринимательскую деятельность, ему стоит подробней узнать о кодах классификатора 4,0-4,9. В рамках разрешённого использования на таких участках можно размещать объекты строительства для торговли, отдыха, развлечений и пр.

Категории земельных участков

Основной документ, регулирующий распределение, передачу земельных участков, их применение – это Земельный кодекс РФ. Им выделяется 7 основных категорий:

  • Это земли поселений.
  • Земельные территории, используемые для нужд сельского хозяйства.
  • Территории земли лесного фонда.
  • Водного фонда.
  • Земельные площади специального назначения. В данную категорию относятся земли, которые предназначены для нужд обороны, транспорта, промышленности.
  • Площади земли, на которых находятся особо охраняемые объекты.
  • Еще одна категория – земля запаса. Это важный ресурс государства.

Земли некоторых категорий могут иметь еще одну дополнительную характеристику – наличие особых условий. Такие условия предусмотрены для участков, на которых располагаются заповедники, национальные парки.

Читайте также:  Перевод в колонию-поселение основания

Разделение на категории земельных площадей государства – не единственная мера, направленная на контроль использования земельных участков. Законодательство в земельной сфере использует еще такое понятие, как виды разрешенного использования. Каждый земельный участок, помимо категории, имеет еще и определенный вид допустимого использования (или несколько видов).

Особенности Классификатора ВРИ

В Классификаторе для каждого ВРИ указано не только полное наименование, но и подробное описание, а также присвоенный код, который и используется во всех документах, идентифицирующих конкретный участок.

Всего в документ включено 12 обобщенных разновидностей, каждая из которых дополнена уточненными видами (максимум 18). Обобщенные виды применяются тогда, когда не известно или не установлено направление будущего развития данной территории. Присвоение участку обобщенного вида использования позволяет в дальнейшем применять все уточненные виды хозяйственного использования земель, ему соответствующие.

В каждом ВРИ обязательно указано, какие линейные объекты допускается строить (линии электропередач, инженерные коммуникации и т.д.). Это освобождает землепользователя от необходимости получать дополнительные коды для их постройки.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка наиболее часто требуется в следующих случаях:

строительство или реконструкция на земельном участке объекта недвижимого имущества с другим функциональным назначением, нежели предусмотрено в виде разрешенного использования;

изменение функционального назначения уже существующего объекта недвижимости;

уточнение вида разрешенного использования неправильно внесенного или в связи с приведением в соответствие с новым Классификатором ВРИ.

Общий порядок изменения ВРИ земельного участка выглядит следующим образом (рис. 1).

Разница между использованием надела по разрешённому виду и целевому назначению

Под целевым назначением земельной территории подразумевается её использование в общем контексте земельного массива. В перечне же насчитывается 13 пунктов с указанием вида разрешённых работ, которые в свою очередь разделены на подпункты, насчитывающие до 18 наименований видов.

Пользование территорией по её целевому назначению – это общее, глобальное определение проводимой на ней деятельности. А в классификации видов акцент делается на детальное уточнение всех сторон её использования, реконструкции, извлечения выгоды и преимущества. Это даёт больше достоверности при учёте и контроле земляных ресурсов.

Важно! Числовым кодом обозначается только вид разрешённых действий на территории.

Такая необходимость обусловлена многочисленностью видов и возможностью создания эффективной структуры землепользования в соответствии с градостроительными регламентами и местными нормативными актами. Кодовые обозначения позволяют безошибочно составлять и применять документацию на землепользование.

Никакие другие критерии категории земли не предусматривают использование числовых обозначений. Это обусловлено:

  • отсутствием правовой основы;
  • отсутствием в них необходимости;
  • отсутствием требований расположения категорий земли в определённой последовательности;
  • целесообразностью их использования в виде наименований.

Чем грозит использование территории не по ее целевому назначению

Пользуется землей ее законный владелец или же арендатор, или нет, она всегда находится под государственной охраной. Если при проверке контролирующий орган обнаружил факт нарушения и подтвердил нецелевую эксплуатацию территории, виновника ожидает админ. наказание.

Знайте! О нецелевом использовании следует говорить, когда ЗУ используется:

  • не в соответствии с его установленным назначением,
  • не согласно своей категории.

Штраф устанавливается для нарушителя по следующему принципу:

  • если нарушение допущено владельцем земли (арендатором), то суммы будут в пределах 2-5 тыс. рублей,
  • если нарушителями выступают юр. лица (организации, предприятия и т. д.), то суммы здесь куда более значимые: от 80 до 100 тыс. рублей.

В отдельных случаях для нарушителя избирают и иные методы воздействия – повышение ставки налога до 1,3 % (по сравнению с положенными 0,3 %). Судебным решением некоторых нарушителей также лишают прав на землю. Определение меры наказания зависит от того, насколько тяжким является нарушение.

К примеру, на с/х земле владелец организовал полноценное дачное поселение, что противоречит установленному ВРИ.

Что такое категория земель (целевое назначение)

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *