Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Зачем ребенку ходить в детский сад?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда родители сомневаются, зачем отдавать ребенка в детский сад. Особенно часто такой вопрос задают, если мама – домохозяйка, в семье живут бабушки, готовые «сидеть» с внуками, или есть возможность нанять няню. «Какая важность в том, что сын или дочь растет без сверстников» – считают они.
Детсад правильного режима
Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину. Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.
«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.
ДЕТСАД ПРАВИЛЬНОГО РЕЖИМА
Строго ли соблюдают дома правильный режим дня ребенка? Часто ли чадо засиживается допоздна у телевизора? Слушается ли взрослых «с первого слова»? Родители знают о важности четкого расписания в жизни малыша, но не всегда находят силы соблюдать его. В саду воспитатели придерживаются установленного распорядка, постоянно поддерживают дисциплину. Ребенку, привыкшему все делать «по часам», впоследствии будет легче адаптироваться к строгим школьным правилам.
«Домашние» дети часто лишены достаточной активности. Они проводят много времени в четырех стенах за просмотром мультфильмов и играми на планшете. Такие занятия не приносят пользу, детский организм нуждается в движении. В дошкольном учреждении с малышами проводят зарядку, дают им возможность побегать и порезвиться на прогулке, устраивают эстафеты и спортивные состязания.
КАК ЗАБОТЯТСЯ О ДЕТСКОМ РАЗВИТИИ «У НАС» И «У НИХ»
Во всем мире признают важность детских садов. В разных культурах понимают, что дает коллектив ребенку. Первый садик был организован в Шотландии в начале XIX века. В Россию нововведение пришло в 60-х годах позапрошлого века. Сегодня в РФ насчитывается около 60 000 детских дошкольных учреждений. Воспитание ребенка проводится в соответствии с программами, разработанными педагогами, врачами, психологами.
В США в ясли принимают малышей с 1,5 месяцев, в Южной Корее, Японии, Нидерландах, Израиле – с 3-х. В Германии и Швеции в сад идут с 1 года. Во Франции законодательно закреплено обязательное посещение дошкольных учреждений ребятами с трехлетнего возраста.
В России ребеночка примут в ДОУ младшей группы с 2 месяцев, а в обычное – с двух лет. В нашей стране в среднем 65% мальчишек и девчонок охвачено коллективным дошкольным воспитанием. Из оставшихся 35% малышей большинство остается дома не по желанию родителей, а по причине отсутствия мест в садах и яслях.
Что говорят учёные о пользе или вреде детских садов
Мнения расходятся. Результаты исследования, проведенного в 2012 году доктором психологии Элиоттом Такер‑Дроб из Университета Техаса, говорят о положительном влиянии садов на умственное развитие малышей. Психолог исследовал 600 пар близнецов. Ученый тестировал детей в два года и в пять лет, изучал социально‑экономический статус их семей и выяснял, как отразилось на умственном развитии малышей посещение детского сада.
Отчёт гласит, что плохая домашняя обстановка влияет на умственные способности детей, не посещавших сады, гораздо больше, чем на малышей, которые ходили в эти учреждения. Другими словами, неблагоприятная обстановка дома становится для ребёнка гораздо меньшей проблемой, если он ходит в сад. Если семья очень бедна, то даже посещение плохого садика лучше, чем постоянное пребывание дома.
Другие ученые заявляют о том, что уже к третьему классу школы все преимущества в академических знаниях у детей, которые ходили в детский сад, исчезают. Благоприятного социального эффекта тоже не установлено.
Среди экспертов нет единого мнения даже относительного того, сколько стоит оставаться в детском саду, если ребёнок туда уже пошёл. Одни исследования говорят, что, если малыш останется в учреждении до семи лет, это хорошо скажется на его школьной успеваемости. Другие, наоборот, ратуют за раннее окончание садика.
Стресс адаптации к детскому саду
Для малыша начало хождения в детский сад — своего рода долговременный стресс: в этот период все системы детского организма работают с повышенной нагрузкой. Но стресс в данном случае надо понимать не как нездоровое состояние, а как напряжение всех сил, способствующее переходу на качественно новый уровень.
В первую очередь развивается иммунитет, что проявляется в череде легких вирусных, простудных и кишечных заболеваний. Перегружена и нервная система. Поэтому поступление в детский сад не должно совпадать с другими стрессовыми факторами, как то: выход мамы на работу, рождение следующего ребенка, переезд, смена или уход няни, к которой малыш привык, развод родителей или ссоры между ними.
Любое из вышеперечисленных событий может существенно затруднить или удлинить период привыкания, а в худшем случае сделать его и вовсе невозможным. Во-первых, потому, что процесс привыкания к саду не быстрый и часто не простой для малыша. Удваивать нагрузку не стоит, чтобы не истощить его ресурсы.
Во-вторых, мышление ребенка-дошкольника ассоциативно, то есть события, совпадающие по времени, вытекают одно из другого. К примеру, вывод может быть таким: «Родился братик, и меня отдали в детский сад, потому что я стал не нужен». Даже если это действительно так, постарайтесь завуалировать данный факт.
Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей
Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:
- Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
- В детском учреждении дисциплина – превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
- Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
- Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить – среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.
Посещение детского сада: за и против
Основной аргумент в пользу посещения детского сада — это социализация ребёнка, общение со сверстниками. Часто родители замечают, что к двум с половиной годам их ребёнок все больше тянется к другим малышам, стремится общаться и играть с ними на площадке.
В этом возрасте дети начинают разговаривать, лучше взаимодействуют с окружающими. И, несмотря на печаль от расставания с мамами, многие из них быстро адаптируются в детском саду. У них возникает привязанность к воспитателям, появляются первые симпатии и друзья. После выходных они радостно шагают в садик. Многие мамы отмечают, что у детей нормализуется режим дня, из-за раннего вставания и активного времяпрепровождения они лучше спят.
У малышей развит инстинкт подражания и коллективных действий, поэтому, начиная ходить в детский сад, они быстро приучаются к горшку и тому, чтобы есть ложкой. Среди минусов посещения детского сада — изобилие вирусов и бактерий.
Адаптация к садику характеризуется не только психологическим стрессом, но и учащающимися заболеваниями. Нередко дети посещают сад пару дней, а затем две недели болеют. Первый год проходит в подобном режиме у большинства семей, за редким исключением.
Другой аргумент против посещения детского сада — психологическая неготовность ребёнка расставаться с мамой, слишком ранний возраст, несовпадение режимов дня, когда для малыша мучительны ранние подъемы или если он не спит днем. Другие индивидуальные особенности, замкнутый характер, неспособность общаться с чужими людьми также требуют особого внимания и взвешивания всех за и против.
С чего начинается человек
Все начинается с момента рождения любого из нас. Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, природа наделяет каждого новорожденного конкретным набором векторов, свойственным именно ему. От этого зависят склонности, качества, свойства психики каждого ребенка. Его таланты, мечты и представления о счастье.
Важно ли для родителей знать набор векторов своего ребенка? Безусловно! Основным достоинством этих знаний является способность родителей понять склонности и возможности своего ребенка, а не ждать от него то, чего в нем просто нет.
Необходимо знать каждому родителю, что изменить, переделать, «перерасти со временем» заданную природой психику невозможно. Врожденные свойства, стремления и возможности можно лишь развить. Или затормозить психосексуальное развитие. От этого зависит, сможет ли в дальнейшем ребенок реализовать себя в жизни, будет ли получать удовольствие от жизни или погрязнет в негативных состояниях.
Именно для правильного развития своих врожденных свойств ребенок и должен оказаться в детском саду.
Что еще является несомненным преимуществом?
Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель «садиковского» ребенка:
- Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
- Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
- Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.
Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей
Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:
- Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
- В детском учреждении дисциплина — превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
- Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
- Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить — среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенок в 3 года дерется: что делать?
Раннее развитие до садика
Важно заострить внимание на следующем моменте: до достижения возраста трёх лет ребёнок должен находиться с матерью. Именно в этот период закладывается базовое доверие к себе и окружающему миру. Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома
Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям
Лучше всего, при возможности, дать малышу развиваться дома. Ведь дети, попавшие в детский сад в более раннем возрасте, менее открыты и дружны с родителями. А также у них менее развита зависимость и ярко выражена автономность. Правильное развитие этих чувств зависит от реакции родителей на попытки малыша к самостоятельности. В течение первого года жизни формируется чувство привязанности к родителям.
К чему нужно быть готовым
Даже если все складывается более-менее удачно, нужно быть готовым к некоторым вполне нормальным, но не совсем приятным вещам.
- Скорее всего, ребенок будет плакать: при расставании, в садике без вас, во время утренних сборов, по дороге в детский сад. На самом деле ему есть что оплакивать (хороший признак, если плач имеет тенденцию к постепенному сокращению). Слезы, грусть — это нормально. Не надо за это стыдить, ругать, раздражаться, проявлять агрессию. Почему ребенок плачет? Ему страшно, он чувствует угрозу своей потребности в безопасности, он остается один, без мамы. Он может чувствовать одиночество (пока не познакомился с воспитателем и не завел друзей), напряжение при расставании с мамой. Как помочь ему почувствовать себя лучше? Тактильный контакт. Уверять, что вернетесь обязательно. Оставлять «себя» ребенку. Сочувствовать. Не жалеть времени на эмоциональное общение вечером.
Воспитатель и его ребёнок в одной группе: чем чревато
В некоторых детских садах воспитателям официально запрещено работать в одной группе со своими детьми. Москвичка Екатерина, чья дочь сейчас ходит в один из таких садов, рассказывает, почему считает это ограничение обоснованным:
«Была ситуация, когда моя дочь еще ходила в ясли: одна воспитательница работала в группе со своей дочкой. Остальные родители постоянно жаловались: эта девочка была главной в группе, иногда командовала детьми даже побольше своей мамы. Ей многое прощалось, а другие дети девочку очень не любили».
Самое примечательное в этой истории то, что ситуация, в которой девочка (дочка воспитательницы) не виновата, обернулась против нее: другие дети ее невзлюбили. Это первый шаг к буллингу, который в будущем может оказать сильное влияние на самооценку ребенка и отношения со сверстниками.
Психолог Елена Борисова, которая работает в детском саду № 101 в Тюмени, объясняет, почему так происходит:
«Если ребенок увидит маму или другого родителя в детском саду, он будет думать, что находится дома — значит, и вести себя можно, как дома. Но в детском саду другие правила. Также есть риск, что другие дети начнут завидовать ребенку, чьи родители всегда рядом, в то время как они совсем одни. Причем это может вылиться как в буллинг в адрес ребенка воспитателя, так и в обиду на своих родителей, которые не могут быть рядом с детьми в течение дня».
Таким образом постоянное нахождение малыша рядом с родителем в детском саду вредит не только взрослому (снижает качество его работы), но и ребенку (портит его отношения с другими детьми). Впрочем, иногда проблемы могут возникнуть, даже если ребенок воспитателя ходит в другую группу. Вот несколько советов, которые помогут подготовить малыша к новому виду взаимодействия с родителем-воспитателем.
Самым проблемным специалисты называют момент расставания ребенка с родителем — когда нужно попрощаться в раздевалке и пойти в разные стороны. Потом группе легче отвлечься и переключиться. Помочь здесь может ритуал прощания. Один из известных приемов называется «поцелуй в кармашке» или «поцелуй в ладошке»: мама целует ребенка в ладошку, этот поцелуй он может «положить» себе в карман или шкафчик, где тот будет храниться, пока малыш в детском саду. Еще можно дать ему с собой игрушку или платок, которые пахнут домом, — у каждого будет что-то свое. А потом мама скажет, когда придет, а ребенок помашет рукой в дверях или из окна.
Весь позитивный настрой может исчезнуть в раздевалке, где хором плачут дети. В такой ситуации воспитатели советуют подобрать другое время для прихода в группу — чуть раньше или чуть позже сильно плачущих одногруппников. По дороге стоит обсудить это с ребенком: рассказать, что другие дети, возможно, еще не поняли, как в группе весело. А по словам Даниила Семичева, ребят, которые легче адаптируются, можно взять в помощники воспитателю, чтобы они привлекали плачущих детей к игре.