- Уголовное право

Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки по страховым взносам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как приостановить исполнение требования об уплате недоимки по страховым взносам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Недоимка по страховым взносам в ФСС – это тот платеж, который с вас взыщут, даже если на расчетном счете не хватает денег. Закон №212-ФЗ позволяет, при недостаточности средств на рублевом счете, изъять недоплаченные взносы с валютного счета (при наличии). Банк должен списать деньги не позднее 1 операционного дня.

Отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов

В течение трех месяцев со дня выявления недоимки отделение фонда обязано направить организации требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней). Даты выявления недоимки фиксируются в специальных справках. Об этом сказано в части 2 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Формы требований и справок утверждены приказами Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н и от 23 июня 2014 г. № 400н.

Требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требований об уплате недоимки по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 22, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

За последние годы налоговые органы РФ отлично автоматизировались и продолжают работать в этом направлении. По нашей статистике (и тут тоже мы ведем учет)))) заметно увеличилось количество различных запросов, которые получают налогоплательщики, от требований на уплату налогов и взносов, до пояснений расхождений в декларации даже в 1 рубль. Не все и не всегда такие запросы являются правомерными, часть из них налогоплательщики могут игнорировать без каких-либо последствий для себя, а есть запросы, отсутствие реакции на которые может привести к негативным последствиям, например, в виде штрафа или доначисления налога по акту проверки.

Сами налогоплательщики вносят свою «посильную лепту» в увеличение документооборота налогового контроля — не уплачивают налоги вовремя, допускают различные ошибки в учете и/или отчетности, работают с «проблемными» контрагентами и так далее.

Несмотря на то, что формы запросов не столь многочисленны, основания, по которым налоговый орган имеет право направить такой запрос, расширяются из года в год. В связи с этим мы решили выпустить цикл статей, в которых рассмотрим виды запросов, возможные причины их получения, а также дадим практические рекомендации, что со всем этим делать?

А начнем мы, пожалуй, с самого распространенного типа запроса, который, наверняка, получал хотя бы один раз в жизни любой предприниматель (или бухгалтер) – с требования об уплате налога или сбора.

Оценка правомерности запроса.

Кроме установленной формы, требование об уплате должно быть направлено с соблюдением сроков, а именно не позднее 3-х месяцев с даты выявления недоимки. Надо отметить, что с 2019 года требования на уплату получаются с завидной скоростью, уже через пару недель после отправки отчетности. Дает знать о себе все та же автоматизация. Ранее требования могли не присылаться ну очень длительное время.

Основание для направления требования.

В отличие от всех остальных запросов, вариантов немного – либо у вас есть долг перед бюджетом, либо нет. А вот причин, по которым вам прислали требование – может быть достаточно, самые распространенные из них:

  • вы не заплатили налоги/взносы;
  • вы заплатили не всю сумму налогов/взносов;
  • вы заплатили налоги/взносы по неправильным реквизитам;
  • налоговый орган по каким-то причинам не получил ваши платежи;
  • другое.

Решение о взыскании налога

Чтобы взыскать долги по налогам, инспекция выносит решение о взыскании. Сделать это она должна в течение двух месяцев по истечении срока на добровольную оплату требования налогоплательщиком. Если опоздает, взыскать задолженность сможет только через суд. На обращение в суд у ИФНС есть 6 месяцев после истечения срока исполнения требования.

ВАЖНО! Решение о взыскании, вынесенное за пределами указанного двухмесячного срока, недействительно и исполнению не подлежит. Проверяйте соблюдение контролерами сроков. Если срок нарушен, можете обжаловать решение в вышестоящий налоговый орган и в суд.

Вручить или направить решение о взыскании налогоплательщику ИФНС должна в течение 6 рабочих дней со дня его вынесения.
Одновременно с решением о взыскании долга по налогам налоговики могут вынести решение о приостановлении операций по счету, а если денег на счетах нет, то и арестовать имущество налогоплательщика.

Что делает налоговая, если взыскать недоимку за счёт имущества компании невозможно?

Тогда инспекция попытается взыскать средства за счёт личного имущества КДЛ-в (директора и/или учредителей и других контролирующих компанию-должника лиц).

Налоговая уже в ходе проверки понимает — какое у компании есть имущество. И есть ли вообще. Если ничего нет, то после вынесения решения по проверке инспекция подает в суд на банкротство компании. Но ведь в такой ситуации у компании и денег на банкротство может не быть. А налоговая тоже не торопится брать на себя эти траты.

Читайте также:  Какие льготы положены предпенсионерам с 2023 года

И тогда инспекция имеет право привлечь руководителей компании к субсидиарной ответственности. При этом само банкротство компании — не обязательно.

Но для этого должны быть основания. Например, руководители выводили имущество, чтобы спасти его от взыскания («продавали», но не получали деньги, или якобы продали родственнику по смешной цене).

Но если нет имущества ни у компании, ни у её руководителей, — недоимка признается безнадёжной ко взысканию и списывается.

Есть и другие основания для списания недоимки:

  • компания ликвидируется;
  • инспекция потеряла возможность взыскивать недоимку из-за истечения сроков давности, и в восстановления срока давности суд инспекции отказал;
  • компания перечислила деньги в счёт уплаты недоимки, пеней и штрафа через банк, но деньги не дошли до бюджета, потому что банк был ликвидирован.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Однако при принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования необходимо учитывать интересы не только заявителя, но и второй стороны спора, в данном случае публичных интересов государства. Что будет, если спор по существу будет рассмотрен не в пользу заявителя? Ведь в таком случае можно предположить, что бюджет пострадал, так как средства поступят в него значительно позже, чем могли бы поступить в случае непринятия обеспечительных мер. Но такое предположение не совсем верно. Так, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах, налогоплательщик обязан уплатить пени за каждый день просрочки. Принятие обеспечительных мер не приостанавливает начисление пеней (п. п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ). Таким образом, публичные интересы государства будут полностью соблюдены. В бюджет поступят пени в большей сумме, чем она была бы при взыскании недоимки в бесспорном порядке.

Кроме того, сумма излишне взысканного налога и пени подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога, пени начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ). Как видно, не принимая обеспечительных мер и давая налоговому органу возможность взыскать суммы недоимки и пени в случае принятия решения по существу в пользу налогоплательщика, из бюджета придется возвратить средства в большем размере, чем они туда поступили.

Страховые взносы: обязанности плательщика

Согласно действующим законодательным нормам, организации и ИП обязаны оплачивать взносы в счет социального, медицинского и пенсионного страхования работников (ФСС, ОМС, ПФР). Юридические лица и предприниматели, выплачивающие зарплату и иные вознаграждения в пользу работников, обязаны производить расчет сумм страховых взносов, отражать начисления расходов и перечислять суммы на счета внебюджетных фондов и ФНС.

Расчет сумму взносов осуществляется на основании действующих тарифов. Также к обязанностям плательщиков относится подача форм утвержденной отчетности (ежемесячной, ежеквартальной, ежегодной).

Отметим, что в связи с законодательными изменения, с 01.01.17 юрлица и ИП оплачивают пенсионные и страховые взносы (кроме страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), а также взносы на обязательное медстрахование на счета ФНС. Таким образом, контроль за полнотой оплаты взносов и своевременностью предоставления отчетности с 2017 г. осуществляют территориальные органы ФНС.

За ФСС сохраняются полномочия по контролю за уплатой взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, за ПРФ – полномочия по проверке предоставления персонализированных данный (отчет СЗВ-М).

В общем порядке оплата страховых взносов осуществляется в соответствие со следующими сроками:

  • организации и ИП, оплачивающие взносы за наемных работников, обязаны ежемесячно перечислять суммы в срок до 15 числа следующего месяца (за август 2017 – до 15.09.17);
  • предприниматели, оплачивающие взносы «за себя» в фиксированном размере, перечисляют платежи 1 раз в год по сроку до 31 декабря текущего года (за 2017 год – до 31.12.17).

Юридические аспекты спора между ИП и ПФ

Необходимо заметить, что существуют варианты противоборства индивидуального предпринимателя, получившего требование от ПФ по уплате страховых платежей. Сама справка должна быть ему направлена не позднее 3 месяцев с момента фиксирования задолженности. Если ИП отказывается выполнять заявленные требования (перечислить страховые фиксированные платежи), то представительство пенсионного фонда получает возможность подать в суд, но только по истечении 6 месяцев с момента факта передачи заявления на наличие недоимки в страховых взносах. Если ПФ не соблюдает это правило, всего его претензии к индивидуальному предпринимателю аннулируются и считаются незаконными. Это единственная законная возможность избежать уплаты задолженности в пенсионный фонд.

Читайте также:  Срок подачи пу 2 за 2 квартал в 2023 году

Все это указано в ст. 70 Налогового Кодекса Российской Федерации, что и выступает главным аргументом защиты налогоплательщика в суде. Таким образом государство защищает индивидуального предпринимателя от ситуаций, когда с момента выявление недоимки прошло несколько лет и ПФ требует за весь этот период уплатить штраф.

Естественно, если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и оспаривает его в судебном порядке, то он не спешит исполнить и требование об уплате налога, пени, штрафа. В такой ситуации налоговый орган прибегает к процедуре принудительного взыскания путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ). Решение о таком взыскании должно быть принято по истечении срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев по истечении указанного срока (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Таким образом, уже по истечении всего восемнадцати рабочих дней со дня вступления в силу решения налогового органа со счетов налогоплательщика может быть списана оспариваемая им взыскиваемая сумма. Очевидно, что за это время еще не будет рассмотрен спор между налогоплательщиком и налоговым органом в судебном порядке. И даже если впоследствии налогоплательщик его выиграет, то денежные средства уже будут с него взысканы. В такой ситуации уже сам налогоплательщик будет вынужден пройти процедуру возврата сумм излишне взысканных налогов, пени, штрафа (ст. 79 НК РФ), которая также не является скоротечной и может повлечь за собой ряд негативных последствий для налогоплательщика.

Вот для подобных ситуаций, когда налогоплательщик абсолютно уверен в своей правоте и победе в судебном споре (впрочем это не обязательное обстоятельство), а налоговый орган любыми средствами спешит взыскать с налогоплательщика доначисленные ему суммы, и предусмотрен механизм приостановления исполнения обжалуемых актов или действий налоговых органов (п. 3 ст. 138 НК РФ).

Однако при принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого требования необходимо учитывать интересы не только заявителя, но и второй стороны спора, в данном случае публичные интересы государства. Что будет, если спор по существу будет рассмотрен не в пользу заявителя? Ведь в таком случае можно предположить, что бюджет пострадал, так как средства поступят в него значительно позже, чем могли бы поступить в случае непринятия обеспечительных мер. Но такое предположение не совсем верно. Так, в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сборах налогоплательщик обязан уплатить пени за каждый день просрочки. Принятие обеспечительных мер не приостанавливает начисления пеней (п. п. 1 и 3 ст. 75 НК РФ). Таким образом, публичные интересы государства будут полностью соблюдены. В бюджет поступят пени в большей сумме, чем она была бы при взыскании недоимки в бесспорном порядке.

Кроме того, сумма излишне взысканных налога и пеней подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканных налога, пеней начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата (п. 5 ст. 79 НК РФ). Как видно, не принимая обеспечительных мер и давая налоговому органу возможность взыскать суммы недоимки и пеней в случае принятия решения по существу в пользу налогоплательщика, из бюджета придется возвратить средства в большем размере, чем они туда поступили.

Отсрочка (рассрочка) уплаты страховых взносов

В течение трех месяцев со дня выявления недоимки отделение фонда обязано направить организации требование об уплате страховых взносов (штрафов, пеней). Даты выявления недоимки фиксируются в специальных справках. Об этом сказано в части 2 статьи 22 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Формы требований и справок утверждены приказами Минтруда России от 27 ноября 2013 г. № 698н и от 23 июня 2014 г. № 400н.

Требование может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю):

  • по почте заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления требований об уплате недоимки по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 7 статьи 22, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Основание для взыскания

Порядок уплаты страховых взносов установлен статьей 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Если организация не уплатила (не полностью уплатила) страховые взносы в установленный срок (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным), с нее взыскивается недоимка. Это следует из положений части 5 статьи 15 и части 2 статьи 18 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Такой же порядок применяется в отношении взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (ст. 22.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Недоимка может быть выявлена в результате камеральной или выездной проверки плательщика страховых взносов (ч. 1 ст. 33 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Правила проведения проверок установлены статьями 34 и 35 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. На основании этих правил фонды разрабатывают внутренние документы, регламентирующие деятельность проверяющих. Например, порядок организации выездных проверок территориальными отделениями Пенсионного фонда РФ регулируется Методическими рекомендациями, которые утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 3 февраля 2011 г. № 34р.

Если в установленный срок недоимка не погашена, отделение фонда вынесет решение о принудительном взыскании страховых взносов (ч. 1 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Формы решений утверждены приказами Минтруда:

  • от 23 июня 2014 г. № 400н – для взыскания недоимки по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
  • от 27 ноября 2013 г. № 698н – для взыскания недоимки по взносам на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование.
Читайте также:  Каковы сроки рассмотрения дела об административном правонарушении?

По общему правилу подготовить решение о взыскании сотрудники фонда должны не позже чем через два месяца с того момента, когда истек срок исполнения требования о добровольном погашении недоимки (ч. 5 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Это правило не применяется при незначительных суммах недоимки – в таких случаях представители фондов могут выносить решение о взыскании сразу по нескольким требованиям, если суммарная задолженность по ним (включая пени и штрафы) не превышает:

  • 1500 руб. – по платежам в Пенсионный фонд РФ;
  • 500 руб. – по платежам в ФСС России.

Срок для принятия решений в этих ситуациях – 14 месяцев с того момента, когда истек срок добровольного исполнения самого раннего требования.

Решения, принятые позже установленных сроков, считаются недействительными. Исполнять их необязательно.

Это следует из положений частей 5.1–5.3 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Если сроки, установленные для вынесения решений о взыскании, пропущены, представители фондов могут взыскать недоимку в судебном порядке. При этом в первом случае они должны обратиться в суд не позже чем через шесть месяцев с того момента, когда истек срок исполнения требования о добровольном погашении недоимки. Во втором случае – не позже чем через шесть месяцев с того момента, когда истек срок для принятия решения о взыскании недоимки.

Об этом сказано в частях 5.4–5.6 статьи 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Решение о взыскании недоимки должно быть доведено до организации в течение шести рабочих дней после его принятия. Решение о взыскании может быть передано руководителю организации (уполномоченному представителю):

  • лично под расписку;
  • по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты отправления заказного письма;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Форматы, порядок и условия направления решений по телекоммуникационным каналам связи должны быть установлены Пенсионным фондом РФ и ФСС России.

Такой порядок предусмотрен частью 6 статьи 19, частью 6 статьи 4 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Принудительно взыскать недоимку отделение фонда может за счет:

  • денежных средств;
  • имущества;
  • дебиторской задолженности.

Взыскание за счет имущества

Взыскание недоимки за счет прочего имущества производится судебным приставом-исполнителем по решению и на основании постановления, вынесенного отделением фонда (ч. 2 ст. 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). При этом должен соблюдаться порядок, предусмотренный Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Перечень имущества, которое может быть взыскано в счет погашения недоимки, приведен в части 8 статьи 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ. Организация вправе указать на имущество, которое следует взыскать в первую очередь, однако окончательное решение об очередности взыскания принимает судебный пристав (ч. 5 ст. 69 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ).

Ситуация: может ли территориальное отделение внебюджетного фонда взыскать задолженность по обязательным страховым взносам за счет дебиторской задолженности коммерческой организации?

Да, может.

При недостаточности денег на счете в банках отделение фонда вправе взыскать задолженность по страховым взносам за счет имущества организации (ч. 14 ст. 19 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ).

Общий порядок принудительного исполнения решений контролирующих ведомств установлен Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ. Об этом сказано в части 2 статьи 20 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 75 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ взыскание может быть обращено на дебиторскую задолженность должника. При этом дебиторская задолженность учитывается в составе второй очереди имущества должника, подлежащего аресту и реализации (п. 2 ч. 1 ст. 94 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ). Таким образом, отделение внебюджетного фонда вправе взыскать недоимку по страховым взносам за счет дебиторской задолженности организации. Порядок обращения взыскания на дебиторскую задолженность установлен статьей 76 Закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ.

Следует отметить, что взыскание недоимки за счет дебиторской задолженности может быть выгодно организации. Ведь фактически ей предоставлена возможность расплатиться с внебюджетными фондами за счет непогашенных долгов покупателей (заказчиков). В отсутствие денежных средств на банковских счетах такое использование актива весьма эффективно.

Пример взыскания недоимки по страховым взносам за счет дебиторской задолженности организации

На имущество организации, которое занимается производством продукции, обращено взыскание в сумме 3 000 000 руб.

На балансе организации числится:

  • дебиторская задолженность – на сумму 4 500 000 руб.;
  • готовая продукция – на сумму 150 000 руб.;
  • материалы – на сумму 150 000 руб.;
  • оборудование для производства продукции – на сумму 1 700 000 руб.

Оценка имущества судебными приставами совпала с его стоимостью по данным бухучета. В итоге дебиторской задолженности хватило, чтобы рассчитаться с внебюджетными фондами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *