Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет налогов и сборов определенных законодательством для уплаты в бюджеты различных уровней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.
Налоги при разных режимах налогообложения
Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:
- ОСНО — общий режим налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).
Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.
При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:
- УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
- УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.
Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Расчеты по налогам и сборам в балансе
Являясь активно-пассивным, счет 68 объединяет всю деятельность фирмы и отражает расчеты с бюджетом по налогам и сборам, как в активной части баланса, так и в пассиве. Связанные с налоговыми платежами, сведения могут отражаться в бухгалтерском балансе в следующих разделах и строках:
- в активе баланса:
- в 1-м разделе:
- стр. 1180 при учете с отложенными налоговыми активами,
- во 2-м разделе:
- стр. 1220 «НДС по приобретенным МЦ»:
- стр. 1230, если у фирмы имеется переплата по налоговым платежам;
- в 1-м разделе:
- в пассиве баланса:
- в 4-м разделе:
- стр. 1420 при наличии отложенных налоговых обязательств;
- стр. 1450, если имеются долгосрочные обязательства по предоставленной компании рассрочки/отсрочки по налогам, инвестиционные кредитные проекты и др.;
- в 5-м разделе:
- стр. 1520 при отражении кредиторской задолженности по краткосрочным недоимкам и начисленным налогам с не наступившим пока еще сроком оплаты.
- в 4-м разделе:
Начислен налог по УСН — делаем проводку
По завершении каждой хозяйственной операции бухгалтер отражает данный факт бухгалтерской проводкой. Используемые счета зависят от принятого фирмой плана счетов.
Для ведения учета по разным налогам в счете 68 выделяют субсчета. Их перечень нужно оговорить в учетной политике, руководствуясь п. 4 ПБУ 1/2008.
Счет 68 может быть разделен на несколько субсчетов, например:
68.1 — расчеты по налогу УСН;
68.2 — расчеты по НДФЛ и т. д.
Возможна ситуация, когда по итогам года суммарный налог на доход оказался либо больше, чем фактическая сумма налога, либо меньше. В первом случае сумму налога надо добавить, во втором — уменьшить. Проводки при этом следующие:
- начислен УСН (проводка по авансовому платежу по налогу) — Дт 99–Кт 68.1;
- перечислен аванс по налогу — Дт 68.1 – Кт 51;
- за год доначислен налог УСН — проводка Дт 99 – Кт 68.1;
- уменьшен налог по УСН за год (сторнирован излишне начисленный аванс) — сторно Дт 99 Кт 68.1.
Общая сумма налога, начисленного за год по декларации, должна быть равна сумме, отраженной по нему в начислениях за этот же период по счетам 99 и 68.1. Если авансов перечислено больше, чем начислено налога за год, то сумму переплаты можно вернуть.
О том, как написать заявление о возврате излишне перечисленного налога, читайте в статье «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».
–>
Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.
Кроме того, проводкой ДТ 99, 73 КТ68 отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом должна строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.
Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:
По дебету | По кредиту |
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 10 Материалы 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 70 Расчеты с персоналом по оплате труда | 08 Вложения в необоротные активы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 44 Расходы на продажу 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 75 Расчеты с учредителями 90 Продажи 91 Прочие доходы и расходы 98 Доходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки |
Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.
Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами
Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.
Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.
При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.
Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.
Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.
Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.
Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.
«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8
Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.
Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения
Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.
Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.
В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.
Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.
В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.
Состав налоговой системы
Налоги и сборы являются основной составляющей доходов бюджетов различных уровней. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж. Он взимается с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Это осуществляется в целях финансового обеспечения деятельности государства и его муниципальных образований.
Сбор также относится к обязательным взносам. Его уплата является одним из условий совершения государственными органами или иными уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) в отношении плательщиков сборов (организаций и физических лиц).
Государственная пошлина
Государственная пошлина — это сбор, взимаемый при обращении лиц в государственные органы, органы местного самоуправления или к должностным лицам при совершении в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями. Выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица. Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Ставки сбора зависят от вида заявления: например, при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска до 10 000 руб. ставка сбора составляет 4% от цены иска, но не менее 200 руб.
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Отдельные особенности начисления страховых взносов
По выплатам в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования в 2020 году установлен максимальный предел начисленного дохода. Так, если работнику за год была начислена зарплата в сумме, превышающей 1 292 000 рублей, то далее в пенсионный фонд перечисляется не 22, а только 10%. То есть, начиная с того месяца, когда достигнут предел, с зарплаты работника будет удерживаться уже 10%.
Что касается Фонда социального страхования, то здесь порог дохода установлен на уровне 912 000 рублей. От суммы его превышения страховые взносы уже не платятся.
Итоги.
Страховые взносы уплачивают все работодатели на вознаграждения, выплачиваемые сотрудникам, а также предприниматели в фиксированном размере. Страховые взносы уплачиваются на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Для каждого вида страхования установлен определенный процент.
2. Тезисы. Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию».
Учет начисленных взносов и зачтенных расходов осуществляется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Этот счет предназначен для обобщения информации об отчислениях на государственное страхование, пенсионное обеспечение, медицинское страхование персонала и в Фонд занятости населения РФ.
Аналитический учет по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» ведется в разрезе каждого вида расчетов.
Счет 69 предназначен для учета расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды.
К счету 69 вам необходимо открыть субсчета:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Фонд социального страхования, и взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» – для учета расчетов по взносам на пенсионное страхование, перечисляемым в Пенсионный фонд;
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» – для учета расчетов по страховым взносам, перечисляемым в Федеральный (до 2012 г.) и территориальный фонды обязательного медицинского страхования
К этим субсчетам откройте субсчета второго порядка.
Для учета расчетов с Фондом социального страхования по страховым взносам и взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний субсчет 69-1 разбейте на субсчета:
69-1-1 «Расчеты с Фондом социального страхования по страховым взносам»;
69-1-2 «Расчеты с Фондом социального страхования по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Вопросы для закрепления:
13. за счет каких средств работник будет получать выплаты при наступлении страхового случая?
14. назовите максимальный предел начисленного дохода, при котором применяется размер тарифа страховых взносов 22%. ?
15. какой счет предусмотрен для учета страховых взносов?
Для подготовки к самостоятельной работе:
14. Выучить лекцию.
2.Подготовиться к тестированию по пройденному материалу.
Различные источники финансирования
Налоговый Кодекс РФ обозначил разные источники финансирования для разных налогов и сборов. Рассмотрим источники начисления налогов и порядок из отображения в бухучете.
- Выручка от реализации. Включает в себя такие налоги, как акцизы, НДС, налог на добычу полезных ископаемых. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 90/3, 91/2, К 68, Д 90/4 К 68, Д 90/5 К 68, Д 90/6 К 68
- Себестоимость. Включает в себя следующие виды налогов: транспортный налог, земельный налог, платежи за загрязнение окружающей среды, единый налог на вмененный доход, регулярные платежи за использование природных недр, сборы за использование объектов животного мира и водный налог. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 20, 26, 44, К 68
- Финансовый результат. Это налог на имущество организации. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 91/2 К 68
- Прибыль. Соответственно, это налог на прибыль предприятия. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д99 К 68
- Доход физических лиц. В данном пункте учитывается исключительно налог на доходы физических лиц. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 70, 75/2, 76/3, К 68
- Стоимость товарно-материальных ценностей. Это государственные пошлины и импортные таможенные пошлины. В бухучете предусмотрены следующие варианты отображения: Д 07, 08, 10, 41, т.д. К 68.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа
В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 Налогового кодекса).
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.
По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.
Федеральные, региональные и местные налоги
Несмотря на то, что операции по начислению фискального платежа существенно отличаются по видам налоговых обязательств, проводка на оплату в большинстве случаев общая:
Дебет 68 Кредит 51 — денежные средства перечислены с расчетного счета в пользу уплаты фискальных платежей.
Приведем типовые бухгалтерские записи по начислению налогов в таблице. Проводки сгруппированы по видам платежей:
Операция |
Дебет |
Кредит |
НДФЛ |
||
Удержан НДФЛ |
70 — с заработной платы 73 — с прочих доходов 75 — с дивидендов |
68 |
Налог на прибыль начислен |
99 — самой компанией 76, 60 — налоговым агентом |
|
НДС Таможенный НДС исчислен НДС восстановлен НДС принят к вычету |
90 — при реализации 91 — при прочих операциях 76, 62 — с авансового расчета 19 — СМР для собственных нужд |
|
19 |
76, 68 |
|
20, 26, 44, 76, 60, 91 и т. д. |
68 |
|
68 |
19, 76, 62 |
|
Госпошлина |
08, 26, 44, 91 |
68 |
Налог на имущество: проводки |
91, 26, 44 |
|
Транспортный |
26, 44 |
|
Земельный |
26, 44 |
|
Торговый сбор |
76 — если сбор уменьшает налог на прибыль 91, 26, 44 — если не уменьшает налогооблагаемую базу по ННП |
Для отражения сумм страхового обеспечения застрахованных лиц используется отдельный бухсчет 69 «Расходы по социальному страхованию и обеспечению». На данном счете необходимо отразить все виды взносов, которые компания начисляет на заработную плату своих работников.
В учете предусмотрите детализацию платежей по отдельным субсчетам в разрезе видов страхового обеспечения: ОПС, ОМС, ВНиМ и взносы на травматизм. Закрепите данную информацию в учетной политике.
Факультативные элементы юридического состава налога
Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным.
К факультативным элементам следует отнести:
- налоговые льготы и основания для их применения;
- порядок возмещения налога;
- отчетный период;
- получателя налога.