- Штрафы

Административная ответственность за регистрацию иностранных граждан без проживания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административная ответственность за регистрацию иностранных граждан без проживания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Иностранному гражданину в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган МВД России не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание (ст. 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Комментарии к ст. 18.9 КОАП РФ

1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.); от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.

2. Комментируемая статья определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.

Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами такие организации.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.

Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.

6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.

Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

8. При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности (см. примечание к данной статье).

9. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Сколько платят нарушители

Размер штрафа колеблется в рамках от 2000 до 7000 рублей. Чаще всего наказывают за просрочку по месту пребывания или проживания. Всегда учитываются обстоятельства.

Читайте также:  Если скорая отказывается госпитализировать что делать помощь больного

Если у иностранных граждан просрочена регистрация, их могут не привлечь к ответственности, если нарушение было допущено по уважительной причине, к примеру, болезни, смерти близкого родственника и т. п.

Случаи злостного нарушения миграционного законодательства (повторяются неоднократно, длительная просрочка и т. п.) наказываются не только штрафами в предусмотренных размерах, но и депортацией.

Кодекс административных правонарушений не рассматривает такие обстоятельства, как просрочки.

Наказание предусмотрено за те факты, когда гость не обратился за регистрацией по месту пребывания или месту жительства в отделения управления по вопросам миграции.

По своей сути просроченный документ из ГУВМ МВД РФ больше не может считаться временной регистрацией, так как теряет силу. К его владельцу применяется статья 18.9 КоАП РФ, предусматривающая определенный размер штрафа как для иностранца, лишившегося временной прописки, так и для владельца жилой площади, на которой продолжает свое пребывание нарушитель.

Штраф за просроченную регистрацию не избежать и в тех случаях, когда иностранец уже был зарегистрирован, но несвоевременно обратился за продлением временной регистрации. ГУВМ МВД РФ официально установила сроки рассмотрения заявлений: 7 рабочих дней — обращаться по поводу продления регистрации следует заблаговременно.

Как проверят подлинность прописки

Выяснить, живет ли указанный человек по названному адресу, удается только путем фактической проверки. Мигрантов часто останавливают на улице полицейские, которые и проясняют этот вопрос:

  1. Просят назвать полный адрес и дополнительно уточняют, как туда добраться, на каком этаже расположена квартира. Если иностранец без заминок отвечает на вопросы, это убеждает в истинности сведений.
  2. Предлагают проехать по указанному адресу. Если мигрант отказывается, вероятно, там его не ждут.
  3. Посещают квартиру или дом. Когда полицейский подозревает обман, он проверяет жилище на наличие личных вещей опрашиваемого.

Проверку осуществляет МВД, по её результатам всегда составляется акт. В этом документе инспекция обязана зафиксировать все подробности и нюансы, а сам документ носит название «Акт проверки». Он разделён на две основные части:

  • в первой обычно указывают технические моменты и данные о работодателе — реквизиты, юридический адрес, дату и время проверки;
  • во второй находится вся подробная информация по поводу предмета проверки, найденных нарушений, также описаны факты, доказательства — всё, что выявила инспекция в ходе проверки.

Важно: в акте прописываются все санкции, которые были наложены на нарушителя или нарушителей.

Акт — документ, который сразу же пишется в двух экземплярах. Один из них получает на руки нарушитель (работодатель), а второй остаётся в МВД и подшивается к делу. Как правило, представитель компании обязан расписаться в получении акта.

Этот документ станет основным, если нарушитель захочет оспорить наложенные на него штрафные санкции в суде.

Порядок регистрации иностранцев

Если человек, являющийся гражданином иностранного государства, пересекает границу с Россией, то он обязан в установленный период времени встать на учет. Процедура регулируется положениями ФЗ №109.

Если для временного проживания в стране используется гостиница или другое аналогичное учреждение, то регистрация иностранного гражданина осуществляется администрацией этой организации. Если же приглашается человек на работу в российскую компанию, то именно руководитель фирмы должен заниматься данным вопросом.

Если для проживания используется арендованная квартира, то сам иностранец должен позаботиться о своей регистрации в установленные сроки. Она является временной, поэтому до окончания данного срока важно вновь выполнить определенные процедуры, позволяющие далее находиться на территории РФ, а иначе придется уплачивать крупный штраф за просроченную регистрацию.

Последствия просрочки

Если иностранец не был зарегистрирован в установленные сроки или не продлил имеющуюся регистрацию, то ему придется столкнуться с некоторыми неприятными последствиями. К ним относится:

  • назначается крупный штраф за просроченную временную регистрацию;
  • если просрочка составляет всего несколько дней, то можно избежать какого-либо наказания, если человек оперативно покинет страну;
  • если просрочка является значительной, то даже при пересечении границы будет выявлено нарушение;
  • если отсутствие регистрации обнаруживается сотрудниками ФМС или полиции, то иностранец принудительно депортируется в родную страну;
  • при повторном нарушении или длительном пребывании в России без регистрации может вовсе накладываться запрет на въезд на территорию страны.

Если к иностранцу применяются меры в виде запрета, то если в будущем он захочет вновь посетить Россию, то он просто не сможет пересечь границу. Поэтому штраф за просроченную регистрацию считается не слишком жестким и суровым наказанием. Перед поездкой каждому иностранцу следует убедиться в отсутствии запрета, причем получить информацию можно на сайте ГУВМ МВД.

Последствия фиктивной регистрации

Многие иностранцы приезжают в Россию с разными целями. Обычно это связано с работой или уходом от ответственности в родной стране. Они не могут найти место для регистрации, поэтому пользуются услугами нарушителей закона, предлагающих фиктивную регистрацию за определенную сумму средств.

Фиктивная регистрация представлена процессом, при котором иностранец регистрируется в жилье, которое не планировалось использоваться им для проживания. Дополнительно сюда включаются ситуации с использованием поддельных документов. Доказать фиктивную прописку достаточно сложно, поэтому работники правоохранительных органов проверяют следующую информацию:

  • где зарегистрирован иностранец;
  • где он фактически проживает;
  • кто еще прописан в квартире, где зарегистрирован человек, так как если там числится множество мигрантов, то это является основанием для привлечения владельца помещения к ответственности;
  • какова доля в квартире у гражданина, прописавшего в своей недвижимости иностранца;
  • пригодно ли выбранное помещение для постоянного проживания, так как если оно находится в аварийном состоянии, то оно не может применяться для прописки иностранцев.

Если действительно устанавливается факт наличия фиктивной прописки, то это является серьезным преступлением. Иностранные граждане и владельцы недвижимости могут привлекаться к уголовной ответственности на основании ст. 322.2 УК, поэтому им грозит лишение свободы на срок до трех лет.

Читайте также:  Аэрофлот переоформление билета на другого человека

Как происходит регистрационный учет по месту жительства

Разделами III и IV правил установлен такой порядок регистрации граждан по месту их постоянного жительства:

  1. В течение недели после заселения по новому адресу гражданин должен явиться в районный отдел МВД, предъявить свой паспорт, заполненное заявление, документ, на основании которого он въезжает в эту комнату/квартиру/дом.
  2. Заявление может быть подано в электронной форме через портал госуслуг, а договор аренды, соцнайма и т. п. можно не предъявлять, если он был зарегистрирован в соответствующих органах госвласти.
  3. Регучет производится в течение 3 дней со дня поступления документов (особые сроки предусмотрены для случая подачи документов через МФЦ).

Можно ли проживать в квартире без регистрации

С одной стороны, Конституция РФ устанавливает свободу передвижения. Так, статья 27 устанавливает, что каждый имеет право выбирать место жительство на территории России и свободно передвигаться. Однако, право выбора места жительства не противоречит обязанности уведомления органов о выборе.

Постановление Правительства №713 накладывает на граждан ряд обязательств:

  • если лицо проживает на территории, которая не является его место регистрации, оно обязано обратиться в регистрирующий орган, но только в том случае, когда срок пребывания составляет от 90 дней (пункт 9);
  • срок пребывания определяется по соглашению с лицом, которое предоставляет помещение (пункт 10);
  • регистрация по месту пребывания в медицинских и санаторных учреждениях, гостиницах, а также в местах лишения свободы, реализуется представителями организаций (пункт 14);
  • при регистрации по месту пребывания не нужно сниматься с учёта по месту жительства (пункт 15);
  • при изменении места жительства, лицо должно обратиться в регистрирующий орган в течение семи дней (пункт 16).

Когда граждане освобождаются от административной ответственности

Граждане освобождаются от административной ответственности, если они зарегистрированы:

  • в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;
  • в Москве или Московской области, а жилое помещение находится в городе Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;
  • в Санкт-Петербурге или Ленинградской области, а жилое помещение находится в городе Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;
  • в Севастополе или Республике Крым, а жилое помещение находится в городе Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

Административная ответственность за проживание граждан по месту пребывания без регистрации не наступает, если:

  • они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками нанимателя (собственника) жилого помещения, имеющего регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении;
  • проживающие совместно с нанимателем или собственником жилого помещения лица являются по отношению к нему супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками или внуками.

Комментарий к статье 18.9 КоАП РФ

1. Порядок оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства регулируется Федеральными законами от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп.), от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп.); от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.), а также принимаемыми во исполнение этих Законов постановлениями Правительства РФ. Законом предусмотрены соответствующие обязанности лиц, принимающих иностранных граждан или лиц без гражданства. Указано, что должностные лица, обеспечивающие обслуживание или выполняющие обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в стране иностранных граждан или лиц без гражданства, а также порядка их регистрации, оформления соответствующих документов, их передвижения в пределах РФ, изменения места их жительства, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, в которых определены, в частности, сроки подачи заявлений о регистрации указанных лиц, сроки уведомления об их прибытии в место пребывания, направляемые в территориальный орган Федеральной миграционной службы, а также порядок направления уведомлений об убытии иностранных граждан и лиц без гражданства из места их временного проживания.

2. Комментируемая статья определяет ответственность указанных выше должностных лиц, юридических лиц, а также граждан за нарушение установленных правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в России.

3. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 данной статьи выражается в нарушении должностными лицами организаций и юридическими лицами, принимающими иностранных граждан или лиц без гражданства, обеспечивающими их обслуживание, соблюдение условий их пребывания и транзитного проезда, установленного порядка их регистрации, оформления для них документов на право пребывания, проживания, передвижения и изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации, а также выезда за ее пределы.

Субъектом правонарушения могут быть должностные лица организаций, которые принимают в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечивают их обслуживание или выполняют перечисленные в ч. 1 данной статьи обязанности, а также сами такие организации.

4. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи выражается в необеспечении российскими гражданами и постоянно проживающими в РФ иностранными гражданами установленного порядка выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших к ним по частным делам, которым они предоставили жилое помещение.

Читайте также:  Налог на землю ставка в 2023 году

Субъектом правонарушения по ч. 2 данной статьи могут быть граждане РФ и иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ.

5. Объективная сторона правонарушения по ч. 3 данной статьи выражается в предоставлении жилого помещения или транспортных средств либо оказании иных услуг иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию.

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, может быть гражданин РФ, должностное лицо или юридическое лицо.

6. Объективная сторона правонарушения по ч. 4 данной статьи состоит в неисполнении принимающей стороной обязанностей по миграционному учету, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9.

Субъектами правонарушения по указанной части являются граждане, должностные лица, юридические лица.

7. Субъективная сторона правонарушения выражается в форме как умысла, так и неосторожности.

8. При совершении правонарушений, предусмотренных данной статьей, в отношении нескольких иностранных граждан и лиц без гражданства виновное лицо несет административную ответственность в отношении каждого из них в отдельности (см. примечание к данной статье).

9. Дела о правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных органов и органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Правила регистрации для иностранца

На регистрацию иностранцев отводится ограниченное время. Для приехавших из других стран и планирующих проживание в РФ в течение некоторого времени или на постоянной основе, с целью постановки на регистрационный учет предусмотрен период в 7 календарных дней. Она осуществляется по месту фактического проживания либо временного пребывания. За нарушение действующих правил регистрации в законодательстве РФ предусмотрена административная ответственность. Штраф за отсутствие регистрации у иностранного гражданина является наиболее распространенным наказанием.

Для постановки на регистрационный учет требуется обращение в соответствующий отдел территориального УВМ МВД населенного пункта, в котором предполагается проживание иностранца. Регистрационную процедуру производит принимающая сторона. В этом качестве имеет право выступать:

  • гражданин РФ, регистрирующий иностранца в принадлежащем ему жилом помещении;
  • юридическое лицо, принимающее иностранца на работу;
  • юрлицо, принявшее иностранца на период временного пребывания. Таковыми являются владельцы (или представители собственников) гостиничных комплексов, медучреждений и т. д.;
  • иностранец, являющийся собственником жилья в РФ и проживающий постоянно в России.

Для постановки на учет заполняется анкета на регистрацию иностранного гражданина. Вместе с анкетой подаются документы – миграционная карта и паспорт иностранца. В зависимости от того, кто именно выступает в качестве принимающей стороны, к уже перечисленным может потребоваться договор аренды на жилье или другие необходимые документы.

Штраф за просроченную регистрацию иностранных граждан

Российская Федерация, как и любое другое государство мира, стремится контролировать въезд и выезд иностранцев на свою территорию, а также перемещение гостей из других стран. Одним из инструментов этого управления является штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина.

Нарушение миграционного законодательства наказуемо, санкциям могут подвергнуть как приезжего из другого государства, так и гражданина РФ, на жилплощади которого проживает нарушитель.

Размер штрафа зависит от обстоятельств и региона, в котором было зафиксировано правонарушение.

Важно понимать, когда иностранные граждане из разряда гостей переходят в разряд нарушителей.

Это происходит в следующих случаях:

  • Человек дал знать о своем приезде, как и положено по закону, но его регистрация в силу неких обстоятельств (мошенничества, неправильных действий) оказалась недостоверной.
  • Не была осуществлена регистрация в положенный период. Для большинства приезжих установлен семидневный срок, в течение которого они обязаны дать миграционным службам знать о своем въезде на территорию Российской Федерации. Для некоторых стран предусмотрены иные сроки.
  • Гость РФ зарегистрирован в одном месте, а проживает в другом.
  • истекла по сроку, а гражданин или гражданка не покидает страну.

В некоторых случаях доказать вину несложно.

Просрочка регистрации иностранных граждан

08.12.2018 Иностранные граждане должны становиться на миграционный учет — уведомлять сотрудников УФМС об адреса, по которому планируется проживание на территории России. Зарегистрироваться можно по месту жительства или пребывания.

В зависимости от разновидности регистрации зависит и период, в течение которого можно на законных основаниях находиться в стране. Согласно правилам миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, срок их пребывания после въезда в Россию зависит от срока действия разрешения. В случае приезда из страны, с которой установлено безвизовый режим, к примеру, из Украины, срок пребывания в стране составляет 90 дней.

Спустя указанный срок, иностранные граждане вынуждены выехать за пределы РФ. Чтобы продлить регистрацию нужно повторно обратиться в миграционную службу и предоставит заранее подготовленный пакет необходимых бумаг (он стандартный, как и при первичном обращении).

Согласно правилам миграционного законодательства, временная прописка должна быть оформлена в регионе получения разрешения на проживание.

Если человек затрудняется в органе, в который нужно подать документы, можно инспектору ФМС, у которого находится персональное дело обратившегося. Важно: временная и постоянная прописка — различается между собой, из-за чего рекомендуется заранее выбрать для себя оптимальный вариант. К примеру, постоянная оформляется только в случае намерений остаться на территории России окончательно (пи оформлении ВНЖ, покупки собственной недвижимости и пр.).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *