- Штрафы

Что значит демократический режим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что значит демократический режим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для полноценного раскрытия особенностей демократического режима необходимо выделить различия трех наиболее распространенных в мире политических режимов – демократического, тоталитарного и авторитарного. Для этого в сравнительной политологии используют шуточный пример, в котором сравниваются политические системы тоталитарного СССР, авторитарной Испании и демократической Англии.

Разновидности демократического режима

Все демократические государства основываются на том, что народ есть основной носитель государственного суверенитета и действительный субъект политического процесса. Тем не менее, существует несколько разновидностей в демократическом режиме управления. Основными из них являются следующие:

  • Прямая демократия, в рамках которой население непосредственно воздействует на властные структуры и определяет порядок законодательного процесса.
  • Представительная демократия, в рамках которой народ избирает представителей в органы государственной власти, разрабатывающие и принимающие законодательные акты, а также формирующие органы оперативного управления страной.
  • Плюралистическая демократия, в рамках которой существуют многообразные политические ассоциации, обеспечивающие вступающим в них лицам возможность оказывать влияние на принимаемые законодательные решения.

В демократических государствах наиболее распространена республиканская форма правления, однако в современном мире есть примеры демократических государств, в которых по-прежнему сохраняется монархия. Примерами выступают Англия, Япония и Испания. Тем не менее, монархия в этих странах существует как дань традиции и ограничивается конституцией или парламентом.

Предпосылки возникновения

Первопричинами становления этого режима стало бурное развитие торговли и товарооборота между разными государствами, а также отток производства и научно-технической мысли в города. Кроме того, свою роль привнесла и колониальная экономика, которая предполагала полное переориентирование производства. В то же время произошло немало важнейших научных открытий, которые повысили роль транспорта и позволили в значительной степени механизировать производство.

Все это привело к тому, что между наследственной аристократией и «новыми европейцами», которые разбогатели благодаря торговле, начало быстро нарастать напряжение. Все эти факторы потребовали полностью пересмотреть права третьих сословий, да и с государственной властью требовалось что-то делать. В общем-то примерно так и возник демократический режим в более-менее современном его понимании.

Деятели европейских стран в конце концов смогли победить абсолютизм, всеми силами препятствовавший возникновению среднего класса, который в будущем стал социальной основной большинства государственных режимов во всем мире.

Основные концепции, которых обязан придерживаться и которым должен следовать демократический политический режим, закреплены во многих документах ООН. Одним из важнейших является Декларация прав человека. Она была ратифицирована в далеком 1948 году. В свое время наша страна ее не приняла, но документ был подписан во время правления первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева.

В этой декларации перечислены основные гражданские права и свободы, их негативные и позитивные разновидности (о которых мы говорили выше). Особенно важно, что в данном документе четко обозначено: каждый человек может достойно и в достатке жить, не испытывая никаких ограничений в жизненно необходимых благах. Даная Декларация является только частью международного Акта о правах человека. Помимо нее в ООН было принято и ратифицировано немало документов, которые защищают жизнь, личное достоинство и здоровье каждого человека.

Формы и типы демократии

Заметим, что демократический режим страны теоретически может существовать в одной из двух форм: прямой и представительской. Если говорить об истории государственных формаций, то раньше всего появилась именно первая разновидность. Суть ее состояла в том, что народ сам, не доверяя это дело посредникам, осуществлял выборные и управленческие функции. Это те самые Афины и Новгород, о которых мы говорили в самом начале статьи.

Впрочем, такая демократия является устаревшей, так как она существовала в самом начале зарождения данной общественно-политической формации. В управлении тем же городом могло участвовать максимум пять-шесть тысяч человек. Все они могли собраться на подходящем по размеру поле и решить насущные вопросы методом прямого, открытого голосования.

Конечно же, современный демократический режим (черты которого мы уже описали) в такой форме существовать никак не может. Начать хотя бы с того, что даже в маленькой стране вполне может проживать несколько миллионов человек. Таким образом, вся современная демократия является представительской, когда между народом и властью стоят посредники в виде надзирающих, контролирующих органов.

Прямая форма «власти» может существовать только в пределах какого-то предприятия, фирмы или общественной формации, когда ее члены решают насущные вопросы путем открытого голосования.

Понятие и признаки демократического режима

Демократический политический режим — это режим, основанный на власти народа, признании его права на участие в управлении делами государства и общества в качестве источника власти, наделении граждан широкими правами и свободами. Демократический режим базируется на принципах равноправия, свободы граждан, народовластия.

Характерные черты и признаки демократического режима:

  • источник власти — народ, который избирает представителей, наделяет их правом решать вопросы, опираясь на собственное мнение;
  • политическая власть обладает легитимным характером, осуществляется в соответствии с принятыми законами;
  • разделение и контроль власти;
  • режим основывается на принципе «разрешено все, что не запрещено законом»;
  • право народа оказывать влияние на выработку политических решений, участие в формировании и осуществлении государственной власти посредством свободных выборов и референдума;
  • высокий уровень реализации прав человека (нормы, принципы и правила взаимоотношений граждан и государства);
  • неприкосновенность частной собственности;
  • плюрализм, представляющий возможность образования двух- и многопартийной системы, разнообразие идейных течений, общенациональные мировоззренческие традиции, отсутствие единой официальной идеологии.

К важным признакам демократического режима также относятся: доминирование частного сектора в смешанной экономике; свобода средств массовой информации; контроль деятельности «силовых» структур (полиция, вооруженные силы, органы безопасности и др.) обществом; существование развитой структуры общества; использование методов согласования, убеждения, компромисса, сужение методов пресечения, принуждения, насилия. Свобода вероисповедания и др.

  • выборность основных органов власти;
  • разделение власти;
  • единство ответственности и свободы;
  • политический плюрализм;
  • верховенство закона;
  • гласность;
  • учет общественного мнения;
  • признание народа источником власти.

К основным процедурам демократии относятся: выборы, акты, отзыв выбранных; всенародные обсуждения проектов; конференции, референдумы, опросы; собрания, митинги, симпозиумы; пленумы, конференции, съезды; запросы, шествия, демонстрации; заседания, сессии, зарубежные визиты.

Плюрализм, множественность демократического общества

Чем еще характеризуется демократический режим? Признаки его множественны, но одним из основных является плюрализм. Проще говоря, в общественно-политической жизни страны обязательно должны присутствовать несколько партий, общественных и политических движений, организаций, фондов и т. д. Важно! Существует одно исключение, то есть авторитарно-демократический режим, который свойственен некоторым восточным странам.

Там могут применяться практически все нормы и принципы демократии, но при этом запрещено создание конкурирующих партий. Но все же это – всего лишь исключение. Несколько партий в современном обществе действительно необходимы.

Читайте также:  Как продать земельный участок через МФЦ

Все они в любой момент времени находятся в состоянии противостояния и естественной конкуренции, защищая и отстаивая право человека на самоопределение и свободу волеизъявления. Плюрализм – антипод авторитарных и тоталитарных режимов. К признакам, которые указывают на его существование, следует отнести следующие моменты:

  • Субъекты политики множественны, но при том самостоятельны; в государстве существует четко выраженное разделение власти.
  • В стране нет политической монополии, выраженной в засилье одной-единственной партии.
  • Это вытекает из предыдущего пункта: в государстве обязательно должно существовать несколько разнообразных партий во власти, каждая из которых может отстаивать взгляды и интересы тех избирателей, благодаря которым она пришла к власти.
  • Человек не только может выразить свое мнение и изъявить свою волю: государство обязано предоставить для этого несколько способов, которые охватывают всех дееспособных граждан.
  • Элиты должны быть самостоятельны, независимы как от действующей власти, так и от третьих сил.
  • В рамках закона дозволяется широкое разнообразие политических взглядов.

В странах СНГ (которого фактически уже нет) в настоящее время прослеживается тенденция к развитию реального плюрализма. Увы, но в тех же бывших среднеазиатских республиках бывшего СССР все это зачастую является пустой формальностью, за которой прячется жесткая тоталитарная система.

Что такое политический режим

Возможность народа воздействовать на власть, удовлетворение материальных, духовных, политических и социальных потребностей граждан государства, защита прав и свобод населения, зависят от господствующеготипа политического режима.

Политический режим – это совокупность методов и средств,которымигосударство воздействует на население, реализует власть в стране. Если эти методы учитывают интересы народонаселения, режим называется демократическим. Если власть не учитывает интересы большинства – режим недемократический. Среди недемократических режимов принято выделятьвоенную диктатуру, тиранию, тоталитаризм, авторитаризм. Сегодня, существуют государства, как с демократическими, так и с недемократическими режимами.

Политические режимы отличаются между собой:

  • источниками власти (в недемократических режимах власть принадлежит единоличному правителю, в демократических режимах — народу);
  • партийной системой (либо государственнаявласть принадлежит одной партии, либо существует многопартийность);
  • объемом гражданских прав и свобод, возможностями для практической их реализации, защиты со стороны государства;
  • типом экономики(централизованная, смешанная или рыночная экономическая система);
  • степенью полномочий карательных государственных органов (они могут обладать неограниченной властью, вмешиваться во все сферы жизни социума, либо находится в строгом подчинении закону);
  • характером взаимоотношений между народонаселением и властью, наличием возможностей или их отсутствием у народа воздействовать на государство.

Характеристики тоталитарных государств

Тоталитаризм обычно предполагает наличие фигуры вождя, диктатуру и террор, регулярную мобилизацию населения в массовые организации, изоляцию или убийство фактически (или потенциально) несогласных.

Тоталитарный политический режим является противоположностью демократической правового государства.

Характерными чертами тоталитарных государств являются:

  • диктатура оной монополистической массовой партии во главе с диктатором (фактически, существует только одна выбираемая политическая партия, которая правит диктаторским путём), либо сращивание партий и государства, господство партийной и государственной элиты (государственный аппарат осуществляет тотальную власть во всех сферах жизни общества);
  • личная диктатура (диктатура, связанная с постоянным несменяемым лидером, поддерживаемая харизматическим правлением и культом личности, при котором вся система адаптирована к правителю), неумеренное безграничное восхваление (культ) личности вождя;
  • официальная руководящая доминирующая идеология, которая обязательна для всех граждан (утопические цели, наличие «диалектического врага», психология ненависти: создание и разжигание ненависти в обществе к инакомыслящим, моральный нигилизм (стремление к цели без этических принципов), презрение к либеральной демократии), а также широкая пропаганда этой идеологии (в том числе фальсификация образа реальности);
  • полицейская система или военная диктатура, основанная на полном контроле над вооружёнными силами, насилии, геноциде, принуждении, страхе и секретных службах (конституционное правительство отсутствует и вместо этого правительство переходит под контроль военных либо назначенных диктатором лиц), а полиция и правосудие используются как элементы системы террора, репрессий против общества и преследования несогласных и инакомыслящих;
  • государственная монополия на распоряжение средствами массовой информации, превентивная цензура, вмешательство в убеждения, взгляды и поведение граждан;
  • коллективизм (в общественной жизни);
  • милитаризм и прививание любви к войне и оружию;
  • лженаука: утверждение, что идеология основана на «фундаментальных законах науки»;
  • обширная бюрократия;
  • монополия в области искусства, эстетизация власти;
  • контролируемая массовая социальная мобилизация для борьбы с «врагами народа», поощрения доносительства;
  • обязательное членство в подконтрольных правящей партии массовых организациях;
  • главной основой создания тоталитарного государства является отсутствие рационально обоснованной цели создания и существования, цель создания тоталитарной структуры государства всегда лежит за пределами целесообразности, логической обоснованности, природной или социальной необходимости;
  • тоталитарное государство, в отличие от других социальных образований, стремится регламентировать и подчинить не только внешние проявления человеческого поведения, но и внутренний мир человека.

Понятие режима в сравнительной политологии

В сравнительной политологии, режимы понимаются как форма политического правления. Тип режима предоставляет информацию об основном характере формы правления и обычно относится к образу жизни, порядку и правительству, то есть к институционализированному набору принципов, норм и правил, которые в основном касаются действующих лиц в данном контексте действия.

Этот термин (режим) используется нейтрально для всех форм правления, включая демократические. Поэтому режим может быть определён как формальная и неформальная организация политического центра власти, с одной стороны, и его отношения к обществу в целом, с другой.

Режим определяет доступ к политическому правлению, а также отношения власти между правящими элитами, между теми, кто находится у власти, и теми, кто подчиняется власти. Властные отношения должны быть в определённой степени институционализированы. Это означает, что их нужно принимать, практиковать и, в частности, стандартизировать поведение тех, кто находится у власти.

Государственная система и форма правления отличаются от «режима» как общего термина. Система управления в сравнительной политической науке является лишь особой частью всего режима. Например, государственная система может быть организована «парламентским» или «президентским» образом, но оба они относятся к типу демократического режима. Концепция режима охватывает политические структуры, но не определённых членов правительства или глав государств, как подразумевают повседневные выражения типа «режим Асада» или «режим Сталина».

Выбери ответ

Понятие политического режима было введено в лексикон политологов во II-ой половине XX века, хотя попытки описать их и классифицировать были предприняты еще Платоном и Аристотелем.

Современная политология, основываясь на исследованиях М. Дюверже, Ж.-Л.Кермонна, Г. О’Доннелла и Ф. Шмиттера, трактует политические режимы как формы политического управления, различающиеся между собой по:

мере участия граждан государства в его управлении. В Украине народ имеет право выбирать депутатов всех уровней, в том числе, в главный законодательный орган — Верховную Раду. А вот население Брунея такой привилегией похвастать не может: страной правит монарх — султан, который передает власть по наследству;

методам и способам организации политической власти. Например, правление Пиночета в Чили основывалось на военной диктатуре и репрессиях, полной противоположностью ему является Швеция, которой управляет парламент, избираемый всеобщим голосованием;

степени политической свободы. Сравните: в России зарегистрированы 78 политических партий, а на Кубе только одна — коммунистическая — и существование другой партии даже не допускается;

Читайте также:  Доверенность на право получения документов в ГИБДД

правовому статусу личности. Есть государства, где конституционно за всеми гражданами закреплены равные права. К ним относятся Германия, Великобритания, Франция, Швеция и т. д. Однако, есть и страны, в которых ущемляются права определенных рас и этносов. Вспомним режим апартеида в ЮАР, при котором притеснялись темнокожие, или Третий Рейх, преследовавший евреев и цыган.

Итак, можем сделать вывод: политические режимы — это совокупность приемов, форм и методов организации власти. В узком значении под политическим режимом понимают государственный политический режим, т. е. политическое устройство отдельно взятого государства.

Слово «демократия» в переводе с греческого означает «народовластие». В отличие от бесконтрольной власти в условиях тоталитаризма и авторитаризма в демократическом государстве власть подконтрольна обществу. Это обеспечивается свободой средств массовой информации (кто, как не вездесущие журналисты, способен обнаруживать и показывать злоупотребления чиновников, руководителей разного ранга), наличием политической

оппозиции (партии, стремящиеся к власти, зорко следят за тем, что делает правящая партия, и не упускают случая отметить ее промахи и просчеты), активной работой общественных организаций (экологических, правозащитных и др.).

Другим способом ограничения власти является ее разделение. «Чтобы не было возможности злоупотребить властью, — писал французский мыслитель Ш. Монтескье, — необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга». Он имел в виду три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Более обстоятельно принцип разделения властей будет рассмотрен в следующих параграфах.

Однако в условиях демократии народ не просто «контролер» власти, он, как записано в конституциях многих стран, ее источник.

Документ. Статья 3 Конституции Российской Федерации:

  1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
  2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
  4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону».

В приведенном тексте Конституции указано, что народовластие может осуществляться как непосредственно (прямая демократия), так и через выборные органы власти (представительная демократия). На уроках истории вы узнали, что непосредственной формой народовластия была в Древнем мире афинская демократия: все свободные граждане участвовали в принятии политических решений в соответствии с правилами правления большинства. Но одно дело — небольшой полис (его население, по подсчетам историков, редко превышало 10 тыс. человек), другое дело — современные страны с многомиллионным населением.

Согласно Конституции РФ, народ на выборах непосредственно определяет, кому доверить власть в государстве, и может принимать важнейшие решения в форме референдума (от лат. referendum — то, что следует сообщить) — всенародного голосования по наиболее значимым вопросам государственной и общественной жизни. Так, именно всенародным голосованием была принята в 1993 г. ныне действующая Конституция нашего государства.

Большую роль в современном мире играет представительная демократия, при которой граждане осуществляют свое право на управление государством не лично, а через избранных ими своих представителей. Отсюда понятно, какое значение в условиях демократии придается организации и проведению выборов при их непременно соревновательном (не менее двух кандидатов на место) характере на основе многопартийности, которая позволяет полнее учитывать и выражать интересы различных групп населения.

В годы Великой французской революции идея народного представительства стала очень популярной. Парламентарий выглядел в глазах общественного мнения более значимой фигурой, чем маркиз или граф.

Демократическому режиму присущи политическая свобода граждан (право голоса, свобода слова, свобода получения информации, право пребывания на государственной должности, право создания политических организаций, включая партии, и др.) и равенство всех перед законом.

В последней трети минувшего века число стран, перешедших к демократическим формам правления, возросло. В 70-е гг. XX в. демократический режим утвердился в Греции, Испании, Португалии. В конце 80-х — начале 90-х гг. на путь демократического развития встало большинство бывших коммунистических стран, включая и наше государство. Укрепились демократические позиции в ряде стран Азии и Африки. Вместе с тем наблюдаются и процессы отхода от утвердившихся было демократических норм. Это происходит, в частности, в некоторых странах Латинской Америки.

Мнения.

Существуют разные взгляды на формы демократии в современном мире. Согласно одной точке зрения, эталоном демократии является ее западноевропейский вариант с упором на защиту прав и свобод отдельного человека. Основу другой позиции составляет убеждение в том, что демократические ценности должны сочетаться с культурными и историческими традициями каждой страны, в частности с коллективистскими ценностями, идеалами самоограничения личности. Иными словами, «лицо» демократии в каждой стране должно быть своим.

Если идти от наших представлений о справедливом, устойчивом, отвечающем интересам большинства политическом устройстве, то в демократическом режиме можно обнаружить немало недостатков (чрезмерная зависимость от общественного мнения, огромные затраты на избирательные кампании и др.). Тем не менее демократия — это единственный режим, который обеспечивает не только влияние государства на общество, но и воздействие народа на власть.

Проверьте себя

  1. Что означает понятие «политический режим»?
  2. Каковы основные виды политических режимов?
  3. Чем характеризуется тоталитарный режим?
  4. Что позволяет правящей верхушке удерживать власть в тоталитарном обществе?
  5. Сравните тоталитарный и авторитарный режимы, укажите общие черты и различия.
  6. Как обеспечивается подконтрольность власти в условиях демократии?
  7. Каковы формы непосредственной и представительной демократии?
  8. Чем характеризуется развитие демократии в современном мире?

  1. В 30-е гг. прошлого века одна газета писала: «Не в голосованиях, а в живых, определяемых чувством связях между вождями и последователями, укрепляемых такими встречами с народом, находится политический центр нового государства».
    Приверженцем какого политического режима является автор данных строк? Почему вы так решили?
  2. Сопоставьте авторитарный и тоталитарный режимы по следующим показателям: наличие прав и свобод в обществе; роль лидеров-вождей; отношение к традициям, церкви; степень влияния государства на экономику; отношение власти к политической оппозиции.
  3. В конце 30-х гг. прошлого века лидер официальной оппозиции в Великобритании приобрел государственный статус. Ему было назначено жалованье. Какая черта демократического режима нашла отражение в этом факте?
  4. Принцип демократии «один человек — один голос» означает равенство политических прав. Вместе с тем рыночная экономика порождает имущественное неравенство. По оценкам некоторых ученых, такая внутренняя противоречивость подрывает устои демократического общества.

Выскажите свое отношение к этому выводу.

Говорят мудрые

  • «Лучшие должны править во всех государствах и при всех режимах. Всякий режим плох, если в нем правят худшие».
    И. А. Ильин (1883—1954), русский философ
  • «Если мужик может стать королем, не думай, что в королевстве уже демократия».
    Т. В. Вильсон (1856—1924), государственный деятель, президент США в 1913—1921 гг.

Что значит «демократия»?

Демократия, демократизация (от греч. democracy — народная власть) — это форма общественного устройства, при которой народ является источником и носителем государственной власти. Ее называют политической системой.

Давайте посмотрим, как можно отличить демократию от других режимов. Для этого необходимо запомнить его основные функции. Рассмотрим их в таблице ниже.

Читайте также:  Куда надо обратиться если потерял паспорт

Народ — источник демократической власти

Народ является органом государственной и местной власти и может выражать свое мнение через референдумы.

Системе нужна оппозиционная партия, которая может находить недостатки в работе правительства и критиковать его

Выборы позволяют людям принимать собственные решения. Запрещается принуждение к определенному выбору.

Идеологическое разнообразие и плюрализм взглядов

Не может быть обязательных или национальных идеологий — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право придерживаться различных взглядов на спорные вопросы.

Гарантия прав и свобод человека

Все граждане имеют права и свободы и социально защищены.

СМИ имеют право информировать граждан о политических альтернативах

Этика является важным средством контроля социального поведения

Государство становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются моральным нормам

Решения о том, как управлять обществом, принимаются большинством, но при этом уважаются права меньшинства

Решения принимаются на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством.

Для чего нужна демократия?

Цель демократии в универсальном смысле — дать обществу дар изобильной жизни и право распоряжаться ею. В частности:.

Избавить общество от тирании.

гарантировать права и свободы граждан; и

дать обществу возможность развиваться и жить в мире; и

помогать всем членам общества развиваться как личности.

Демократия достигает всего этого через механизмы, которые вовлекают граждан в политическую жизнь и защищают их интересы. В частности, давайте рассмотрим, как она служит обществу и отдельным гражданам.

Самооценка (на благо общества в целом)

Личные ценности (на благо членов общества)

Истинные права и свободы человека соответствуют формальностям и применяются на практике в обществе.

Частные лица могут участвовать в формировании государственных и местных органов власти.

Общество может управлять своим развитием вместе с государством.

Члены общества становятся более организованными и создают партии и профсоюзы.

Государство и общество могут учитывать интересы других и находить компромиссы.

Создаются специальные механизмы и структуры для защиты прав и свобод человека

Каждый может принять участие в наблюдении за функционированием демократической политической системы.

История Люксембурга тесно связана с историей его соседей, поскольку это одно из самых маленьких независимых государств в Европе. Ближайшие соседи Люксембурга — Франция и Германия, поэтому в стране смешаны обе культуры, а три официальных языка — французский, немецкий и люксембургский (немецкий диалект).

Ситуация в странах СНГ

В 2022 году в ЦА официально войдут девять стран.

  • Азербайджанская Республика. В Азербайджане сейчас автократия. В рейтинге 2021 года государство заняло 146 место.
  • Армения. Одна из немногочисленных стран СНГ с гибридным режимом демократии. В рейтинге 2021 года Армения заняла 86 место.
  • Белорусская Республика. В Беларуси преобладает авторитарный режим. В рейтинге 2021 года страна заняла 150 место.
  • Казахстан. В Казахстане «царствует» автократия. В 2021 году в рейтинге республика заняла 139 место.
  • Кыргызстан. В Киргизии преобладает гибридный режим. В 2021 году страна заняла 101 место.
  • Молдова. В стране распространён гибридный режим. Молдова в рейтинге стоит на 83 месте.
  • Российская Федерация. В России преобладает авторитарный режим. Россия на 135 месте в рейтинге.
  • Таджикистан. В данном государстве преобладает автократия. В 2021 году страна в рейтинге заняла 160 место.
  • Узбекистан. Для Узбекистана характерна автократия. В 2021 году республика заняла 157 место из 167 мест.

Таблица: классификация стран КНА по уровню годовой демократии.

Страна Место в рейтинге в 2018 году Место в рейтинге в 2017 году Место в рейтинге в 2012 году
Узбекистан 156 158 161
Таджикистан 159 159 151
Российская Федерация 144 135 122
Молдова 79 78 67
Киргизия 98 95 106
Казахстан 143 141 143
Белорусская Республика 137 138 141
Армения 103 111 114
Азербайджанская Республика 149 148 139

Украина и Туркменистан официально не входят в состав ЦА.

Украина — это гибридная демократия. В 2019 году индекс составил 5,90, и страна заняла 78-е место в рейтинге. В 2018 году Украина заняла 84-е место с индексом 5,69, а в 2017 году — 83-е место с индексом 5,69.

Для Туркменистана характерен авторитаризм. В рейтинге 2019 года он занял 162-е место с индексом 1,72. В 2018 и 2017 годах страна занимала 162-е место с аналогичным индексом.

Факторы формирования политического режима

Политический режим формируется на основе следующих элементов:

  • степень вовлеченности населения в формирование власти;
  • способы формирования государственной власти;
  • равенство/неравенство прав и свобод человека и прав самого государства;
  • гарантия прав и свобод человека;
  • работа власти в обществе, их реальные действия;
  • уровень вовлеченности населения во взаимодействие с властями;
  • свобода слова или цензура в средствах массовой информации, открытость общества и прозрачность государственной системы;
  • роль негосударственных структур в стране;
  • соотношение действий законодательной и исполнительное власти;
  • методы правового регулирования применительно к чиновникам и частным лицам;
  • тип политического поведения;
  • направленность политического лидерства;
  • учет интересов меньшинства власти при принятии решений;
  • преобладание отдельных способов (например, принуждение) в действиях государственной власти;
  • уровень доминирования закона в различных сферах деятельности общества;
  • принципы взаимодействия государственных структур и населения;
  • место «силовых» структур в общественной жизни;
  • количество партий разной направленности в государственной структуре и учет их интересов;
  • наличие мер привлечения к ответственности чиновников, в том числе и самых высокопоставленных.

Что значит «демократия»?

Демократия, демократизм (от греч. democratia — народовластие) — это такая форма организации общества, при которой народ — источник и держатель государственной власти. Ее относят к политическим режимам.

Давайте разберемся, как отличить демократию от других режимов. Чтобы это сделать, нужно помнить о ее главных признаках. Рассмотрим их в таблице ниже.

Народ — это источник демократической власти

Народ формирует органы государственной власти и местного самоуправления, может высказывать свое мнение на референдумах

В системе должны быть оппозиционные партии, которые могут находить ошибки и критиковать работу власти

Народ сам может принимать решение на выборах, принуждать его к конкретному выбору запрещено

Многообразие идеологий и плюрализм мнений

В стране не может быть обязательной или государственной идеологии — все они должны быть равны. Плюрализм мнений — это право на различные точки зрения по спорным вопросам.

Гарантия прав и свобод человека

Все граждане имеют права и свободы, а также социально защищены

СМИ имеют право рассказывать людям о политических альтернативах

Мораль — значимое средство для контроля поведения в обществе

Народ становится более гуманным, а отношения между его членами подчиняются правилам морали

Решения о том, как управлять обществом, принимает большинство, но с учетом прав меньшинства

Решения принимают на основе общего согласия или компромисса между большинством и меньшинством


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *