Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на имущество организаций транспортный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Единые сроки уплаты налогов
Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.
Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).
Единый налоговый счет
С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:
-
для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;
-
для выполнения обязательств организации перед бюджетом.
На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:
-
положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);
-
отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;
-
нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
Налоги и взносы, по которым не надо подавать Уведомления
Налоги и взносы, которые входят в ЕНП, но не требуют подачи уведомления.
Налоги и взносы | Срок подачи |
Налог на прибыль, если НЕ налоговый агент и не дивиденды иностранному контрагенту | НЕТ |
НДС | |
ПСН | |
Страховые взносы ИП за себя | |
Торговый сбор | |
НПД (по желанию) | |
АУСН | |
Акцизы | |
НДПИ | |
Водный налог (по желанию) | |
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (по желанию) | |
Налог на игорный бизнес |
Как учитывается неполный месяц владения ТС?
Как было сказано выше, если юридическое лицо имеет ТС в собственности неполный период, нужно применять коэффициент владения. Разберем, как все это учитывается, на примере.
Компания 10 марта 2020 года зарегистрировала свой легковой автомобиль мощностью 150 л.с. (это НБ). Налоговая ставка в регионе составляет 10 рублей. Как же в этом случае рассчитать аванс за первый квартал и транспортный налог по итогам года?
Обратите внимание, что существует правило «15-го числа»:
- автомобиль поставлен за учет в периоде с 1 по 15 число месяца (включительно)
- авто снято с учета в период с 16 по 30 (31) число месяца (для февраля с 16 по 28/29)
В рассматриваемом случае как раз работает это правило. Автомобиль зарегистрирован 15-го марта, значит, этот месяц для исчисления налога учитывается полностью.
Сначала рассчитываем коэффициенты владения:
- первый квартал – 0,3333 (1 месяц владения/3 месяца отчетного периода)
- по итогам года – 0,8333 (10 месяцев/12 месяцев)
Затем переходим к авансовым платежам:
- первый квартал – ¼*150*10*0,3333=125 рублей
- второй – ¼*150*10=375 рублей
- третий – ¼*150*10=375 рублей
Налогоплательщиками земельного налога являются организации обладающие земельными участками на праве собственности (п.1 ст. 388 НК РФ). Право собственности на такой объект как земельный участок возникает на основании государственной регистрации, следовательно и обязанность по уплате налога должна возникнуть только с момента государственной регистрации права. Однако, в рассматриваемом нами вопросе, это правило не работает и вот почему. Дело в том, что при реорганизации все права от реорганизуемого лица переходят к правопреемнику в силу закона, то есть при реорганизации правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права. Эта позиция подтверждена Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009г. N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога», а также Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ в Письме от 23 марта 2012г. N03-05-05-02/66.
Таким образом, обязанность по уплате земельного налога у правопреемника возникает с момента его государственной регистрации.
При представлении реорганизованными организациями налоговых деклараций и налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу необходимо учитывать положения п.7 ст. 396 НК РФ, согласно которому в случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, который определяется как отношение количества полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к количеству календарных месяцев в налогом (отчетном) периоде.
При заполнении декларации на титульном листе и других листах налоговых деклараций по земельному налогу указываются реквизиты реорганизованной организации.
Если день окончания отчетного периода совпадает с днем окончания налогового периода применительно к прекращенной реорганизуемой организации, то уплачивается налог и представляется налоговая декларация вместо налогового расчета по авансовому платежу по земельному налогу за период осуществления деятельности.
В каких городах предприятия могут рассчитывать на льготы
Современным бухгалтерам довольно сложно следить за ходом событий в сфере законодательства. Лучше всего перед подготовкой декларации по налогу на имущество транспортные средства проводить уточнения по тарифам, составу сборов, ставкам. Сделать это можно опять же на официальном сайте налоговой. Там же всегда есть ссылки на конкретные региональные нормативы (при наличии).
В каких районах предусмотрены льготные режимы:
- Города и области Центрального федерального округа. Это Москва, области Курская, Владимирская, Тульская, Рязанская и другие. В этих районах транспортные средства облагаются налогом на имущество не полностью или вовсе освобождаются от фискального учета.
- В Южном федеральном округе из восьми субъектов попали под льготный режим Астраханская и Волгоградская области.
- В Приволжском округе предпринимателям Нижегородской, Саратовской и Пензенской областей выгоднее переводить на коммерческий баланс движимые объекты, так как налог на имущество юридических лиц транспортные средства в таких хозяйствующих субъектах можно будет не начислять. В перечень недавно добавилась Республика Татарстан.
В остальных округах также предусмотрены льготы. Наиболее популярные размеры ставок — нулевая, 0.5 процента, 1.1 процента.
Новый налог на движимое имущество
С 1 января 2020 года власти России ввели налог на движимое имущество. (Закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Платить налог должны организации по ставке 1,1%.
Что изменилось с 1 января 2020 года?
В 2020 году организации были освобождены от налога на движимое имущество, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств. С 1 января 2020 года данная льгота отменена (п. 25 ст. 381 НК РФ).
Теперь данную льготу на своей территории устанавливают региональные власти.
В Ростовской области закон об установлении льготы не принят. В результате, дополнительные расходы предприятий автомобильного и городского электрического транспорта теперь увеличатся ориентировочно на:
— 350 тыс. руб. с одного трамвая;
— 110 тыс. руб. в год с городского автобуса.
Представляется, что данная ситуация слишком несправедлива в отношении предприятий, получающих транспорт в качестве помощи от органов исполнительной власти.
Точно также новый налог будут обязаны платить муниципальные органы исполнительной власти, передающие транспорт пассажирским предприятиям в аренду.
Далее в материале:
- что такое движимое имущество
- кто платит новый налог с 1 января 2020 года
- список всех регионов, где введен налог и где действуют льготы
Облагается ли транспорт налогом на имущество организации
С юридическими лицами все обстоит значительно сложнее. В общем и целом закон предусматривает для них необходимость выплаты государственного сбора. При этом тот факт, должна ли организация платить налог на имущество за автомобиль, будет зависеть от нескольких нюансов.
Несколько лет назад, 1 января 2013 года, государство освободило организации от уплаты налога на движимую собственность, принятую в качестве основных средств, начиная с этой даты. Тот транспорт, который был зарегистрирован ранее этого срока, остался в списке имущества, подлежащего налогообложению.
Решив воспользоваться такой поблажкой, многие коммерческие структуры пытались прибегнуть к различным хитростям, дававшим им возможность регистрировать движимое имущество уже после 01.01.13 и не выплачивать за него пошлину. В частности, заявляли, что имущество не использовалось до указанного срока ввиду необходимости решения определенных технических вопросов. Или придумывали иные варианты, освобождавшие их от обязанности уплаты налогового сбора.
Чтобы предупредить дальнейшие мошеннические схемы, в законодательство 1 января 2015 года была внесена поправка. Согласно ей налог на имущество в виде автомобиля для юридических лиц в 2019 году будет действовать в отношении движимого имущества, которое принято на учет в качестве основного средства после 01.01.13 в результате:
- реорганизации юрлица;
- передачи (любым способом) от взаимозависимого лица (например, учредителя фирмы);
- ликвидации юридической компании.
Налог на имущество на автомобиль для юридических лиц
Налог на имущество на автомобиль для юридических лиц обязателен к уплате, если имущество было оформлено до 1 января 2013 года. В связи с принятием поправок в законодательстве после указанной даты многие организации пытались уклониться от уплаты имущественного налога путем прекращения использования техники, приобретенной ими до января 2013 года. Однако налоговые инспекторы решительно пресекают такие попытки.
С физическими лицами в данной ситуации дело обстоит намного проще. После принятия поправок в законодательство, произошедших в январе 2013 года, с них снята обязанность уплачивать имущественный налог за транспорт.
У юридических лиц по этому поводу возникают много вопросов. Согласно 374 ст. НК РФ, движимое имущество, принятое на баланс основных средств предприятия после 1 января 2013 года пошлиной не облагается.
В 2019 году в налоговом кодексе вновь произошли изменения. Теперь в 374 ст. НК РФ есть указание, что под налогообложения не попадают транспортные средства, относящиеся к 1 и 2 амортизационным группам.
После данных изменений можно смело утверждать, что движимое имущество организаций не попадает под обложение имущественным налогом.
Касательно налогообложения 3-й амортизационной группы действует положение ст. 381 НК РФ. Данный вид транспорта попадает под обложение налогом на льготных условиях. Фактически налог за него обязателен к уплате, но он не выплачивается из-за предоставления льготных условий налогообложения, прописанных в федеральном законодательстве.
Таким образом, всё движимое имущество, которое было приобретено организацией после 1 января 2013 года, налогом не облагается.
Облагается ли транспорт налогом на имущество организаций
С физическими лицами проблем не возникает, все предельно просто транспортные средства налогом на имущество в 2018 году не облагается.
А вот по поводу юридических инстанций возникает много вопросов, кто и за что обязан платить налог на движимое имущество, а кому предоставлены льготы или освобождение от уплаты пошлины. Давайте обо всем по порядку.
Как гласит Налоговый кодекс Российской Федерации ст. 374 после внесения поправок в 2013 году, все движимое имущество, зарегистрированное после 1 января 2013, и поставлено на учет, как основное средство, пошлиной не облагается.
Сюда входят все агрегаты, что в ранге классификации имеют третью амортизационную группу. То есть машины, которые работают с пользой, начиная от 3 до 5 лет.
Вследствие чего бухгалтера, ссылаясь на поправку Налогового кодекса при расчете налога на движимое имущество, не включали данный вид транспорта.
Но в 2018 году, Налоговый кодекс видоизменился, и в 374 ст. говорится следующее: агрегаты, которые относятся к первой и второй амортизационной группе (эксплуатация автомобилей от 1 года до двух, и от двух до 3 лет) не относятся к таким, что попадают под налогообложение.
То есть изменения коснулись даты регистрации и времени оформления агрегатов для организаций.
Соответственно всем учреждениям оплачивать налог на движимое имущество не надо, даже если машина куплена и зарегистрирована до 1 января 2013 года. Но это, что касается первых двух групп, что делать с третьей?
Как говорится в Налоговом кодексе ст. 381 «Налоговые льготы», то данный вид транспорта попадает под льготное налогообложение. То есть налог, как бы требуется, но не выплачивается в результате предоставления льгот прописанных в налоговом законодательстве.
Иными словами, компаниям налог на движимое имущество, купленное после 1 января 2013 года оплачивать нет необходимости.
Спорные вопросы у владельцев организаций возникаю по поводу льгот и нюансов в их получении.
Как бы с одной стороны объекты движимого имущества третьей амортизационной группы под налогообложение попадают. Но с другой стороны – учреждения налогом не облагаются, а получают льготу и лишаются ежегодной пошлины.
Эта информация сбивает с толку множество опытных бухгалтеров, которые сомневаются об включении транспорта принадлежащего организациям в сумму общего налога на имущество. Ведь компании, в отличие от физлиц сами себе рассчитывают налоги.
Все налогоплательщики делятся на две группы – физические и юридические лица. Касательно первых, то они полностью освобождены от уплаты пошлины на движимое имущество за исключением наличия зарегистрированных на себя реактивных ракет и космических кораблей.
Для юридических лиц ситуация несколько посложнее. Это связанно с путаниной около законов и поправок в Налоговом кодексе.
Делаем вывод о том, что организации не платят налог на движимое имущество относящиеся к 1 и 2 классификационной группе, а касательно третьей получают льготы.
Отмена налоговых деклараций
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Налог на движимое имущество 2020 и 2017
Налог на имущество для организаций по отдельным группам движимого имущества не уплачивается, а по ряду других – льготируется. Подробнее об этом читайте в нашей статье, подготовленной экспертами бератора.
В отношении движимого имущества в 2020 году действуют следующие правила обложения налогом на имущество организаций:
- объекты, входящие в первую и вторую амортизационные группы, не признаются объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК РФ без ограничений независимо от даты принятия их к учету в составе основных средств;
- объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств до 1 января 2013 г., облагаются налогом в общем порядке;
- объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств после 1 января 2013 г., освобождаются от налогообложения на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ при условии, что они не получены в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц;
- объекты, входящие в третью и выше амортизационные группы, принятые на учет в составе основных средств после 1 января 2013 г. (в том числе в 2013 и 2014 гг.), поступившие в организацию в результате реорганизации (ликвидации) или от взаимозависимых лиц, облагаются налогом в общем порядке.
Таким образом, организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:
- реорганизации или ликвидации юридических лиц;
- передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми.
Указанные ограничения действуют в случае постановки объектов движимого имущества на баланс в качестве основного средства согласно пункту 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (утв. приказом Минфина РФ от 30.03.2001 г. № 26н).
Нюансы применения действующей льготы
Если же принимаемое на баланс в результате реорганизации движимое имущество учитывается не в качестве основных средств, после перевода его в состав основных средств ограничение в части невозможности применения льготы к сделкам между взаимозависимыми лицами не действует (письмо ФНС России от 18 апреля 2020 г. № БС-4-11/6740).
А в письме ФНС РФ от 13 марта 2020 года № ЗН-4-11/4037 говорится, что объекты основных средств, изготовленные из материалов, приобретенных после 1 января 2013 года у взаимозависимого лица, не облагаются налогом на имущество организаций. Ведь производственные запасы, из которых изготовлено основное средство, не являются объектом налогообложения налогом на имущество на основании статьи 374 Налогового кодекса.
Еще ситуация. В рамках договора строительного подряда подрядчик самостоятельно приобретает оборудование, требующее монтажа, и производит работы по его монтажу. Затем готовый объект движимого имущества передает заказчику, который является взаимозависимым лицом с подрядчиком. Как указала ФНС России в письме от 8 июля 2016 года № БС-4-11/12245, освобождение от обложения налогом на имущество, установленное пунктом 25 статьи 381 НК РФ, на такое движимое имущество не распространяется.