Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о такси: что не так и в чем суть». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из наиболее ожидаемых рынком норм является возможность работать в такси самозанятым водителям. Сейчас 67% выручки на рынке приходится на легальных водителей, 8,2% из них выбирают налоговый режим самозанятости. Но есть нюанс.
Требования к водителям и автомобилям
Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.
С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.
Изменения, которые вступят позже
Следующие пункты вступят в силу с 1 сентября 2025 года.
- Службы заказа такси должны открывать свои филиалы в тех регионах, где в течение пяти дней подряд они обслужили более 4 тысяч заказов. Этот филиал должен быть создан в срок не более 30 дней со дня установления факта превышения этого количества таких легковых такси в течение 5 рабочих дней подряд.
- В случае, если прошло уже более года со дня установления последнего факта превышения, то это требование не нужно выполнять.
- Право на осуществление деятельности службы заказа легкового такси действует бессрочно. Исключение, в случае если установлен срок, на который предоставляется такое право. В этом случае деятельность не может составлять менее 5 лет.
- Служба заказа такси обязана предоставить федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности или его территориальному органу доступ к информационным системам и базам данных, используемым для получения, хранения, обработки и передачи заказов легкового такси.
Как изменятся цены на поездки в такси в 2023 году
Согласно новому закону, пассажиры могут заранее ознакомиться с тарифами на перевозку. Их опубликуют на сайтах перевозчика, службы заказа. В Москве, СПб и Севастополе городские власти могут сами установить минимальные тарифы на поездки в такси. Новые тарифы начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
— Как только новые тарифы вступят в силу, скорее всего, ценовая политика на рынке услуг такси, по крайней мере в больших городах, перестанет носить скачкообразный характер, — считает финансовый эксперт группы «Аналитика онлайн» Глеб Задоя. — Агрегаторы не смогут самостоятельно менять тариф просто потому, что в данную минуту формируется некий повышенный спрос. А злоупотребления сразу будут в фокусе антимонопольной службы.
Штраф за неразмещение обязательной информации
Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом говорят о том, что в автомобиле такси должна быть размещена следующая информация:
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Статья 11.141 КоАП:
1. Отсутствие в салоне легкового такси информации, предусмотренной Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, —
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере одной тысячи рублей; на должностных лиц — десяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
За отсутствие обязательной информации на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Размер штрафа за отсутствие разрешения на такси в 2023
Размер штрафа за отсутствие разрешения такси указан в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ.
Нарушение |
Наказание |
||
Гражданин |
Должностное лицо |
Юрлицо |
|
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно |
Штраф 2 000 – 2 500 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 4 000 – 5 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Штраф 40 000 – 50 000 руб. с возможной конфискацией автотранспорта |
Как работает лицензия на такси для водителей?
Лицензия или разрешение – документ, позволяющий водителю такси легально заниматься перевозками пассажиров в 2023 году.
Оформив разрешение, шофер получает такие преимущества:
- доверие со стороны клиентов;
- возможность работать напрямую со службами такси и получать постоянные заказы на перевозки пассажиров, а не «бомбить» по городским дорогам в надежде подвезти попутчика;
- защита от контролирующих органов.
В свою очередь, клиент, который едет на легальном автомобиле с разрешением, получает:
- знание водителем русского языка;
- гарантию того, что шофер прошел мед. освидетельствование перед работой, сел за руль трезвым, в нормальном физическом и психическом состоянии;
- безопасность, которая обеспечивается соблюдением водителем правил дорожного движения;
- прозрачность тарифов расчета стоимости услуги;
- возврат вещей, забытых в машине после поездки.
Учитывая небольшую стоимость лицензии, преимущества от ее оформления кратно покрывают затраты времени и средств на подачу заявки.
А что говорят и думают люди?
-Закон тем хорош что исчезнут подработчики. Они немало хлеба отнимают у профессиональных таксистов,плюс все жалобы пассажиров чаще к ним. У нас на юге зимой невозможно работать,все у кого работа заглохла моментально прекращаются в таксистов Вообще это чисто экономическая тема . Если вход в профессию лёгкий не жди высокой зарплаты и тарифов. В последние годы именно это опустило работу таксиста ниже плинтуса,да ещё эмигранты постарались. Некоторые пассы просто отказываются разговаривать с тобой считая тебя вроде собаки.
-Вот вроде бы все хотят наведения порядка в этой сфере, но если его действительно начать наводить, то по факту очень многие останутся недовольными. Как таксисты, так и пассажиры. Потому что одни не хотят выполнять никакие требования, а другие хотят уехать как можно дешевле. Мне кажется, что особенно в нынешних условиях власти не захотят злить такое количество народа, поэтому закон в очередной раз отложат в долгий ящик. Либо закон примут для галочки, но, как обычно, суровость закона у нас будет смягчаться необязательностью его исполнения, поэтому на деле мало чего изменится.
-Для пассажиров однозначно лучше будет. Для ответственных самозанятых таксистов лучше. Любой порядок всегда лучше бардака и неопределенности в законах и отношениях
По поводу стоимости:
Любая информационная система стоит дорого. Сейчас цена одного сервера supermicro на новой платформе около 1 млн рублей, одна дисковая полка 300 тысяч, коммутатор, маршрутизатор по 100-150 и выше, система хранения данных тоже около 500 тысяч, сама стойка сейчас стоит 300 тыс, блоки питания по 250 тыс… Место для размещения, монтаж, обслуживание… Затем стоимость программного обеспечения (база данных, ее наполнение, администрирование) тоже стоят денег.
-Не дать людям честно работать и зарабатывать — главная задача государства с его раздутым аппаратом разного рода проверяющих и контролирующих бездельников….
Требования к водителю такси
По новому Закону о такси 2023 г. водителем такси может быть лицо, которое:
- имеет водительское удостоверение категории «В» со стажем вождения 3 и более лет;
- не имеет медицинских противопоказаний или медицинских ограничений для управления ТС по категории «В»;
- является работником перевозчика-юридического лица, имеет статус ИП или «самозанятого» с разрешением на перевозки легковым такси.
Водителем легкового такси не может быть лицо, которое:
- повторно лишено водительского удостоверения или повторно подвергнуто административному аресту за нарушения ПДД до истечения 1 года со дня окончания предыдущего срока такого же административного наказания;
- не прошло необходимую аттестацию (на знание различных объектов на территории региона, действий в ситуации ЧС, правил перевозки, если порядок и требования к такой аттестации установлены на территории субъекта РФ его законом);
- имеет неснятую или непогашенную судимость по определенным преступлениям (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, грабеж, разбой, преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, и др.) или в отношении которых ведется следствие или судебное рассмотрение по этим преступлениям (это основание появится в Трудовом кодексе с 01 марта 2023 г.)
- имеет более 3-х неоплаченных штрафов за нарушения ПДД (за исключением истечения срока уплаты таких штрафов).
Требования к автомобилю такси
В Законе о такси 2023 закреплены обязательные требования к автомобилю, используемому для перевозок (такси). С 01 сентября 2023 г. оно должно:
- иметь на боковых поверхностях кузова специальную цветовую схему, состоящую из квадратов контрастного цвета (цвета в законе не закреплены, они могут устанавливаться законом субъекта РФ) и расположенных в шахматном порядке;
- на крыше такси должен быть закреплен опознавательный фонарь оранжевого цвета;
- запрещено размещать информацию о маршруте перевозки, начальном или конечном пункте перевозки и о стоимости такой перевозки.
Этот перечень являются исчерпывающим и иные требования к оформлению такси (кроме выбора цвета) не могут быть установлены законом субъекта РФ.
Также, эти требования необязательно применять, если разрешение на перевозку было выдано до 01 сентября 2023 г. — на весь срок действия такого разрешения, но не более 5 лет.
Законом о такси 2023 г. установлены и требования к информации, которая обязательно должна иметься в салоне такси:
- государственный регистрационный номер такси;
- наименование перевозчика;
- ФИО водителя;
- номер записи в региональном реестре перевозчиков легковым такси;
- сведения о разрешении на перевозки и сроке его действия;
- телефонный номер перевозчика, по которому может быть направлена жалоба или предложения;
- телефонный номер уполномоченного государственного органа;
- информация о действующих тарифах (в том числе на единицу пробега ТС (км) или единицу времени пользования ТС) и правила их применения для определения стоимости поездки.
Какие требования будут предъявлять к машинам такси?
Закон устанавливает правила как для внешнего вида такси, так и для внутреннего оснащения.
Так, машина должна иметь на кузове характерные «шашечки», а на крыше — оранжевый фонарь. Расцветка авто тоже должна быть характерной для службы такси, а конкретные параметры определят в каждом регионе отдельно.
В салоне на видном месте должен быть указан госномер автомобиля, наименование перевозчика, порядковый номер в реестре перевозчиков, а также данные о разрешении на осуществление перевозок.
Кроме того, пассажир должен иметь доступ к информации о водителе (ФИО) и номеру телефона перевозчика на случай возникших жалоб.
Также в машине у таксиста должна быть информация о действующих тарифах. Эти данные он обязан предоставлять пассажирам, если те этого требуют.
Требования к водителям и автомобилям
Новый законопроект предлагает несколько запретов, направленных на ужесточение требований к водителям: например, в такси не смогут работать те, у кого более трех неуплаченных штрафов за административные правонарушения (например, проезд на красный свет или обгон в неположенном месте), есть повторный административный арест или лишение прав менее чем через год после окончания аналогичного наказания. Также смежным законом в отрасли вводится требование по отсутствию непогашенной судимости по ряду статей УК РФ.
С принятием законопроекта могут ужесточиться требования и к автомобилям. В частности, документ предусматривает оснащение таксомоторов устройствами контроля за вниманием и сонливостью. Минтранс выходил с подобным предложением еще в прошлом году.
Сколько человек можно перевозить в такси
Подробнее о деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси см. Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
IV. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси
102. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого фрахтователем непосредственно с водителем легкового такси или путем принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя.
103. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя.
104. Фрахтовщик обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ фрахтователя в журнале регистрации путем внесения в него следующей информации:
б) дата принятия заказа;
в) дата выполнения заказа;
г) место подачи легкового такси;
д) марка легкового такси, если договором фрахтования предусматривается выбор фрахтователем марки легкового такси;
е) планируемое время подачи легкового такси.
105. В журнал регистрации помимо информации, указанной в пункте 104 настоящих Правил, может вноситься другая информация, связанная с осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
106. Номер принятого к исполнению заказа сообщается фрахтователю.
107. По прибытии легкового такси к месту его подачи фрахтовщик сообщает фрахтователю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи легкового такси.
108. Легковое такси при следовании к месту постоянной стоянки после завершения рабочего дня может быть предоставлено для выполнения перевозки только в пункт назначения, расположенный вблизи места постоянной стоянки.
109. Маршрут перевозки пассажиров и багажа легковым такси определяется фрахтователем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.
110. Плата за пользование легковым такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега легкового такси и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется легковое такси.
111. Фрахтовщик выдает фрахтователю кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5. В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
112. В легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять легковым такси и пользоваться зеркалами заднего вида.
113. Багаж перевозится в багажном отделении легкового такси. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.
115. Легковое такси оборудуется опознавательным фонарем оранжевого цвета, который устанавливается на крыше транспортного средства и включается при готовности легкового такси к перевозке пассажиров и багажа.
116. На кузов легкового такси наносится цветографическая схема, представляющая собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке.
117. На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:
а) полное или краткое наименование фрахтовщика;
б) условия оплаты за пользование легковым такси;
в) визитная карточка водителя с фотографией;
г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
118. В легковом такси должны находиться правила пользования соответствующим транспортным средством, которые предоставляются фрахтователю по его требованию.
119. Легковое такси, следующее к месту постоянной стоянки, оборудуется табличкой с надписью «В парк», которая размещается в верхней части лобового стекла. Высота указанной таблички не должна превышать 140 мм.
Правила перевозки пассажиров в такси и требования к таксистам
Понятие легкового такси закреплено в постановлении Правительства РФ № 112 от 14.02.2009 г. Это автомобиль категории М1, используемый для перевозки людей и их багажа по публичному договору.
Правила перевозки закреплены в разделе 4 документа. Пассажир не имеет права вносить свои правки в договор фрахтования, так как отдельное соглашение не заключается. При заказе он соглашается с действующими условиями.
Клиента информируют о подаче машины. В салоне должна быть информация о:
- наименовании перевозчика
- правилах пользования транспортом;
- тарифах;
- водителе (Ф.И.О., фото и т.д.);
- сведения о госоргане, контролирующем перевозки такси.