Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 178. Правовое положение регионального оператора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Зона ответственности регионального оператора в рамках принятых договорных обязательств лежит в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, или ТКО. Такого требование Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 1.
Кто и как выбирает регионального оператора ТКО
Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления»от 24.06.1998 (изменения вступили в силу с 14.06.2020),статье 24.6, пункту 4,компания – юридическое лицо – может приступать к работе в качестве регионального оператора по результатам конкурса, который проходит под руководством органов исполнительной власти субъекта РФ. За победившей фирмой закрепляют зону ответственности. К конкурсантам выдвигают жесткие, но справедливые требования. Кроме пребывания в статусе юрлица и ведения деятельности в соответствующей сфере, компании желательно обладать следующими качествами:
- Иметь банковскую гарантию;
- Быть надежным провайдером услуг на рынке обращения с отходами;
- Предоставлять оперативную обратную связь жителям региона;
- Иметь высокий инвестиционный показатель;
- Иногда проверяется наличие совершенной технической базы.
НОВЕЛЛЫ ЖИЛИЩНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (или кто такой Региональный оператор и для чего он нужен)
В конце 2012 года был принят Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», предусматривающий ряд существенных поправок в Жилищный кодекс РФ, и устанавливающий механизм финансирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных жилых домов.
Закон № 271-ФЗ дополнил Жилищный кодекс РФ разделом IX «Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах», в рамках которого предусмотрена глава 17 «Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. Деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
В первую очередь необходимо обратить внимание на следующее: по общему правилу после утверждения региональной программы все собственники ежемесячно будут оплачивать взносы на капитальный ремонт. Также после утверждения региональной программы все собственники в каждом многоквартирном доме должны определиться с тем, каким образом они будут аккумулировать средства на капитальный ремонт. Жилищный кодекс РФ допускает два способа, а именно: аккумулирование взносов на специальном счете и аккумулирование взносовна счете регионального оператора.
Проанализировав раздел IX ЖК РФ, в частности главу 17 Жилищного кодекса можно прийти к следующим выводам.
Региональный оператор осуществляет функции технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора. Необходимо отметить, что ЖК РФ предусматривает и иные функции, перечень которых на сегодняшний день остается открытым.
Региональный оператор выносит на обсуждение и принятие собственниками предложение о сроке начала проведения работ, о перечне, объеме и стоимости работ. Оператор осуществляет подготовку жилого дома к работам, подготавливает проектную документацию, привлекает подрядные организации и заключает от своего имени договоры на выполнение работ капитального характера, контролирует качество и сроки выполнения работ подрядными организациями, принимает выполненную работу, а также несет иные обязанности, например, проверяет соответствие работ требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов.
Таким образом, капитальный ремонт осуществляет непосредственно региональный оператор в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, а также производит оплату проведенных работ за счет средств, поступивших от собственников многоквартирного дома, и отвечает перед собственниками за неисполнение/ненадлежащие исполнение своих обязательств.
Кроме того, 14 июня 2013 г. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации № 253 утверждены методические рекомендации по созданию региональных операторов для проведения капремонта многоквартирных домов и обеспечению их деятельности. Данный документ разработан в целях обеспечения единого методического подхода при создании региональных операторов.
Методические рекомендации затрагивают вопросы устава регионального оператора, организации его финансовой деятельности, функции Попечительского совета. В Методических рекомендациях определены дополнительные функции регионального оператора, а именно: реализация региональных программ (планов) реформирования ЖКХ, предоставление гарантий при предоставлении банками кредитов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, консультирование по вопросам организации и проведения капитального ремонта, контроль за целевым использованием средств регионального оператора получателями государственной или муниципальной финансовой поддержки.
Что касается вопроса об утверждении региональной адресной программы по проведению капитального ремонта, то на сегодняшний день такая программа утверждена постановлением правительства Свердловской области от 10.06.2013 № 726-ПП «Об утверждении региональной адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на территории Свердловской области в 2013».
Основной целью указанной программы является финансовая поддержка муниципальных образований, обеспечивших реформирование жилищно-коммунального хозяйства для проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, собственники помещений в которых самостоятельно выбрали способ управления многоквартирным домом (ТСЖ, ЖК или управляющая организация, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме) и приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества.
В региональной программе приведен перечень многоквартирных домов, которые подлежат капитальному ремонту в 2013 г.
А теперь о том, что на практике работают все перечисленные нормы для собственников помещений в МКД.
Итак, субъект РФ предпринял все шаги, сформировал и утвердил все предусмотренные законом документы, о которых мы писали выше.
После этого в течение 6 месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) собственники помещений МКД, включенного в программу (изначально или после актуализации) должны на общем собрании выбрать один из способов формирования фонда капитального ремонта своего дома – специальный счёт или счёт регионального оператора.
При этом владельцем специального счёта могут быть:
Для принятия решения о выборе в пользу специального счета необходимо 50 % + 1 голос всех голосов собственников помещений в МКД.
Контроль за этим процессом осуществляет территориальный орган государственного жилищного надзора (госжилинспекция). Он информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о тех МКД, в которых не выбран способ формирования фондов капитального ремонта.
Если собственники в установленный срок не выбрали способ, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
То же самое делается, если выбранный жильцами способ не был реализован.
Практическая реализация выбранной организацией предусмотренного в ГК порядка заключения такого договора может быть осуществлена разными способами.
Например, проект договора может быть направлен для подписания каждому собственнику; его текст может быть размещен на платежном документе с указанием данного обстоятельства и порядка его подписания договора; договора может быть подписан от имени собственников одним лицом или несколькими лицами на основании доверенностей собственников и пр.
Также в соглашении могут быть прописаны дополнительные функциональные обязанности регионального оператора.
Не менее, чем за 6 месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в МКД, собственникам помещений предоставляются предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта (п.3, Статьи 189. ЖК РФ).
Собственники помещений в течение трех месяцев с момента получения указанных предложений, обязаны рассмотреть их и принять на общем собрании решение.
В случае, если фонд капитального ремонта формировался на счете регионального оператора, собственники на общем собрании должны определить и утвердить следующее:
В данном материале мы рассказали Вам подробно, что такое региональная программа и региональный оператор капитального ремонта. Мы желаем Вам, чтобы в Вашем доме все ремонтные работы проводились своевременно и качественно!
Порядок выполнения функций региональным оператором
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, включая процедуру финансирования капремонта, которое им осуществляется, устанавливают законодательные нормы субъектов России.
Операторы выполняют возложенные на них функции технического заказчика услуг или работ по капремонту совместного имущества через заключение контрактов про разработку проектной документации и контрактов про капитальный ремонт, разработку задания для корректного выполнения подобных услуг или работ, обеспечение особ, которые занимаются подготовкой проектной документации и непосредственно капитальным ремонтом, необходимыми для этого документами и материалами, а также осуществление прочего функционала, который предусмотрен Градостроительным кодексом РФ.
Подрядные организации, которые будут оказывать услуги или выполнять работы по капитальному ремонту, привлекаются РО на основании результатов конкурсных процедур. Требования, которые выдвигаются к подрядным организациям касаются:
- наличия у них опыта предоставления подобных услуг и/или выполнения работ;
- возможности представления организацией обеспечения выполнения контракта про предоставление услуг/работ;
- отсутствие у подобной организации задолженностей по бюджетным платежам;
- такая организация не должна находиться в процедуре банкротства или ликвидации;
- у структуры не должно быть неисполненных обязательств по ранее подписанным договорам или фактов расторжения подобных контрактов в результате серьезных нарушений, которые были допущены в ходе предоставления услуг по капитальному ремонту и т.д.
Кто и как выбирает регионального оператора ТКО
Согласно Федеральному закону N 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления»от 24.06.1998 (изменения вступили в силу с 14.06.2020),статье 24.6, пункту 4,компания – юридическое лицо – может приступать к работе в качестве регионального оператора по результатам конкурса, который проходит под руководством органов исполнительной власти субъекта РФ. За победившей фирмой закрепляют зону ответственности. К конкурсантам выдвигают жесткие, но справедливые требования. Кроме пребывания в статусе юрлица и ведения деятельности в соответствующей сфере, компании желательно обладать следующими качествами:
- Иметь банковскую гарантию;
- Быть надежным провайдером услуг на рынке обращения с отходами;
- Предоставлять оперативную обратную связь жителям региона;
- Иметь высокий инвестиционный показатель;
- Иногда проверяется наличие совершенной технической базы.
Функции и услуги регионального оператора
Основные обязанности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами следующие:
- Заключить договор с жильцами многоквартирных или частных домов, с управляющими компаниями или ТСЖ.
- Заключить договоры с компаниями, которые будут собирать и перевозить отходы (эти организации выбирают на аукционе).
- Заключить договоры с компаниями, которые обрабатывают, обезвреживают и проводят захоронение отходов.
- Принимать претензии, касающиеся качества предоставляемых услуг, от жильцов.
- Регулировать и контролировать весь «мусорный процесс» в своём регионе.
- Обеспечить раздельный сбор мусора
- Участвовать в создании предприятий и комплексов, которые утилизируют ТКО.
- Собирать, перевозить и сдавать опасные виды мусора.
- Предотвращать и ликвидировать техногенные катастрофы, которые могут случиться по вине оператора.
- Ликвидировать несанкционированные свалки, которые образовались в период работы оператора.
Чем регулируется деятельность регионального оператора?
Региональный оператор осуществляет свою деятельность на основании лицензии выданной Управлением федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по региону, Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами региона, кроме того документы, регламентирующие работу регионального оператора:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
- Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1156 «Об обращении с ТКО и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
Функции и задачи регионального оператора (РО) перечислены в статье 180 ЖК России и касаются исключительно многоквартирных жилых домов, в которых владельцы предпочитают формировать фонд капитального ремонта на счетах оператора. Среди функций выделяют:
- аккумуляция взносов, которые выплачиваются владельцами жилищ, расположенных в многоквартирных жилых домах на случай капитального ремонта.
- Выполнение обязанностей технического заказчика строительных работ по капремонту совместной собственности многоквартирных жилых домов, владельцы жилья в которых создают фонды капремонта на счетах РО.
- Открытие персональных спецсчетов на оператора и проведение операций по ним, если владельцы жилья.
- Для обеспечения своевременного осуществления капитального ремонта совместной собственности многоквартирного жилого дома, РО вступает во взаимодействие со структурами государственной власти соответствующих субъектов России и структурами местного самоуправления.
- Осуществление покрытия расходов для осуществления капитального ремонта совместной собственности в рамках финансов, которые накоплены в фонде капитального ремонта с использованием (в случае возникновения такой потребности средств) привлеченных из других источников, среди которых может быть и государственный/местный бюджеты.
- Жилищным кодексом, законодательными нормами субъекта РФ или учредительной документацией могут предусматриваться прочий функционал регионального оператора.
Закупки товаров, работ или услуг региональным оператором
Осуществление оператором закупок работ, товаров или услуг для возможности реализации собственных функций, проводится в порядке и по процедурам, которые определены Правительством РФ. Данный порядок предполагает использование конкурентных методов определения поставщиков/исполнителей. Это позволяет повысить результативность и эффективность реализации закупочных процессов, предотвратить проявления коррупции и прочие злоупотребления. Таким образом достигается гласность, открытость и прозрачность процессов при закупках.
Оператор помещает информацию о проведении закупок работ, товаров или услуг в единой информсистеме, в которой размещается информация о закупках, призванных обеспечить потребности государственного и муниципального значения.
В виде аванса РО может выплачивать не больше 30% от общей стоимости заказываемого объема работ, включая работы по разработке проектных документов или отдельных видов работ по капремонту совместной собственности многоквартирного жилого дома.
Величина граничной стоимости работ/услуг по капремонту определяется нормативными актами субъектов РФ. В случае если такая стоимость превышена или есть потребность произвести оплату услуг или работ, которые не предусмотрены пунктом 1 статьи 166 ЖК и другими нормативными актами, выплата разницы производится за счет финансов владельцев помещений, которая уплачивается в качестве взноса на осуществление капитального ремонта сверх минимального взноса, предусмотренного на такие ремонтные работы.
Права регионального оператора капремонта
Перейдём к правам регионального оператора капремонта и ответим на вопросы нашего читателя: должен ли региональный оператор капремонта работать с должниками и начислять пени за неоплату взносов на капитальный ремонт?
Это не входит в его обязанности, но работа с должниками и начисление пеней – право регионального оператора.
Согласно ст. 173 ЖК РФ, владелец спецсчёта должен перечислить деньги со специального счёта на счёт регионального оператора в течение одного месяца после получения решения ОМС.
Если этого не происходит, региональный оператор, любой собственник помещения в МКД или ОМС имеют право через суд взыскать средства со спецсчёта и перечислить их на счёт регионального оператора.
Это не распространяется на случаи, когда деньгами со спецсчёта погашается займ или кредит за проведённый капитальный ремонт, которые не смогли оплатить в сроки по договору.
Ещё одно право региональных операторов описано в ч. 4.2 ст. 178 ЖК РФ: в целях защиты своих общих интересов, объединения усилий для повышения эффективности деятельности они могут создавать ассоциации и союзы и быть их членами. Региональный оператор может быть членом СРО.
Региональные операторы обязаны расходовать поступившие деньги только на работы и услуги по проведению капитального ремонта. Однако временно свободные средства они могут размещать в российских банках. Полученный же доход всё равно будет идти на оплату работ и услуг по ремонту (ч. 3 ст. 179 ЖК РФ).
Право начислять пени собственникам, которые несвоевременно или не в полном размере уплатили взносы на капитальный ремонт, установлено п. 4 ст. 181 ЖК РФ.
Обратите внимание, если фонд капремонта сформирован на счёте регионального оператора, взысканием задолженности занимается региональный оператор. Если же владелец спецсчёта (ч. 2 ст. 175 ЖК РФ) – ТСЖ, ЖК или ЖСК, долги будет взыскивать соответствующая организация.
В заключение приведём пример из свежей судебной практики, доказывающий, что региональные операторы капремонта могут работать с должниками, и весьма успешно. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2016 N 10АП-10149/2016 по делу N А41-15613/16: региональный оператор подал иск в суд о взыскании задолженности по уплате взносов за капитальный ремонт.
Иск был удовлетворен частично, так как суд обосновал вывод о том, что расчёт капитальных взносов за 2014 г. должен быть произведен с 01.09.2014 по 31.12.2014, а не с 30.05.2014, как это сделал региональный оператор.
Однако задолженность по уплате взносов в сумме 211 253 рубля 24 копейки и расходы на государственную пошлину в размере 5 863 рубля вернуть удалось.
Не стесняйтесь, присылайте нам вопросы и предложения, по самым интересным мы обязательно напишем статью.
Объединения и ассоциации региональных операторов . Обеспечение их деятельности
Субъект Российской Федерации несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах. Руководитель регионального оператора назначается на должность на конкурсной основе. Открытый конкурс на замещение должности руководителя регионального оператора проводится в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.
Расчетным периодом по договору на оказание услуг по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов является один календарный месяц.
В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора.
В случае если региональный оператор не направил подписанный акт или возражения на акт в течение 3 рабочих дней со дня получения акта, такой акт считается согласованным и подписанным региональным оператором.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами – специально назначенная компания, несущая ответственность за организацию полного цикла обращения с ТКО. Согласно федеральному закону № 458-ФЗ от 29 декабря 2014 года, только региональный оператор уполномочен вести деятельность в этой сфере.
Проанализировав раздел IX ЖК РФ, в частности главу 17 Жилищного кодекса можно прийти к следующим выводам.
Сегодняшний этап мусорной реформы – не единственная попытка навести порядок в секторе обращения с отходами.
Региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса. Порядок проведения и условия такого конкурса определяются Правительством Российской Федерации.
Поскольку позиция регионального оператора была неизменна, и они продолжали выставлять счета в завышенном размере, мы решили обратиться за защитой своих прав в Коми УФАС, поскольку полагали, что в действиях регионального оператора имеются признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора.
Фарида Фагимовна, Это удар, по Россиянам! Я родился в 1964 году, и прошел самые трудные годы, перестройки!
Проблемы начались в феврале 2020 г. Мы получаем счет от регионального оператора, в котором сумма платы выросла в шесть раз, а объем ТКО вместо согласованных 9 куб.м в месяц был указан в размере более 55 куб.м. Естественно, данную сумму мы оплачивать не стали, а направили в адрес регионального оператора претензию с требованием произвести перерасчет в соответствии с условиями договора.
Как заключить договор с оператором
О том, что в доме появился региональный оператор, жильцы узнаю, получив уведомление. Компания должна разослать оповещения жителям в течение месяца после того, как получила статус оператора. В документе сказано о необходимости заключения договора.
Далее, жилец должен направить компании заявление и документацию. В пакет документов входят свидетельство права собственности и бумаги, в которых указана площадь жилья и количество прописанных человек. Если понадобятся дополнительные документы — жильца оповестят.
Мнение эксперта
Анна
Юрист по призванию!
В течение двух недель компания-оператор должна рассмотреть документы, после чего заключить договор.
Правила заключения договора между жильцами и оператором закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 г. N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641».
ВАЖНО! Если у потребителя ранее был заключен договор на сбор и вывоз мусора с другой компанией (не оператором), ему нужно заключить новый договор с компанией оператором. Старый договор, согласно п. 6. ст. 23 Федерального закона от 02.12.2014 № 458-ФЗ считается недействительным.
Если жилец отказывается заключать соглашение с компанией, он все равно будет платить, поскольку договор и без него всё равно заключат в типовой форме и установят цену за «мусорные услуги» на своё усмотрение.
Если многоквартирный дом обслуживает управляющая компания или ТСЖ, договор с региональным оператором заключают они.
Полномочия регионального оператора
С целью эффективного выполнения своих должностных обязанностей, проведения капремонта имущества коллективного пользования, региональный оператор, который контролирует поступления в специальный фонд капремонта домов обязан:
- в установленный законом срок составлять и предоставлять в адрес собственников квартир предложения, необходимый перечень работ, смету, порядок финансирования капремонта и иные документы, связанные с капремонтом домов;
- подготавливать задание, проектные документы, являться ответственным за их качество и соответствие нормативной базе;
- привлекать сторонних субподрядчиков, заключать соглашения;
- контролировать работу субподрядчиков, соответствие проведенных работ проектным документам многоквартирного дома;
- принимать работы, подписывать акты и иные документы;
- учитывать взносы и иные средства, поступающие в фонд капстроительства отдельно по дому и отдельно по владельцам жилых квартир;
- на основании письменного заявления собственников, предоставлять документы об операциях по спецсчету.