Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 214. Право государственной собственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.
Комментарий к ст. 214 ГК РФ
1. В законодательстве советского периода признавалась лишь единая государственная собственность как основная форма социалистической собственности (ст. 94 ГК РСФСР). В Законе РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» было закреплено двухуровневое деление государственной собственности и выделена в качестве самостоятельной формы собственности муниципальная собственность, что вызвало необходимость разграничения единой государственной собственности «по уровням» — собственность Российской Федерации, собственность субъектов РФ и муниципальная собственность. Такое разграничение было закреплено Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». При этом, если не предусмотрено иное, в отношениях публичной собственности действует презумпция принадлежности государственного имущества Российской Федерации в целом. Данное правило позволяет исключить появление бесхозяйного публичного имущества и позволяет определять принадлежность конкретных объектов публичной собственности, не распределенных между субъектами публичной собственности.
2. Пункт 2 закрепляет принцип принадлежности земли и других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, государству. Данное положение фактически должно исключать существование бесхозяйных природных ресурсов.
3. Пункт 3 комментируемой статьи отсылает к ст. 125 ГК РФ, устанавливающей, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Компетенция государственных органов определяется специальными законами и положениями о соответствующих государственных органах.
4. В п. 4 выделены два типа имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления; 2) иное имущество (имущество, составляющее казну Российской Федерации и казну субъектов РФ, в том числе бюджетные средства). Российская Федерация и ее субъекты свободно распоряжаются и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, которое составляет соответствующую государственную казну. Имущество, закрепленное за унитарными предприятиями и учреждениями, не может быть произвольно изъято у указанных субъектов и на него не может быть обращено взыскание по долгам Российской Федерации и субъектов РФ.
5. В соответствии с п. 5 порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъектов РФ должен определить специальный закон. До его принятия сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Руководителем Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, начиная с 28 мая 2008 года является Петров, Юрий Александрович.
Заместителями руководителя Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в скобках указаны курируемые подразделения):
Никитин Глеб Сергеевич (Управление имущества организаций коммерческого сектора).
Медведев Юрий Митрофанович (Управление имущества организаций науки и социальной сферы; Управление имущества финансово-кредитных, внешнеэкономических организаций и зарубежной собственности).
Приданова Людмила Ивановна (Управление методического и правового обеспечения; Управление приватизации федерального имущества, Управление учета имущества, анализа и контроля его использования).
Сысоев Сергей Викторович (Управление имущества организаций силовых ведомств и судебных органов; Управление движимого и недвижимого имущества; Управление организации работы территориальных органов).
Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.
К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.
Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:
- После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
- При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
- Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.
Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.
Право собственности на имущество бюджетного учреждения.
Следует помнить о двух основополагающих условиях: в соответствии с федеральным законодательством собственником любого имущества бюджетного учреждения является его учредитель (РФ, субъект РФ или муниципальное образование) и любое имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним собственником этого имущества на праве оперативного управления.
А потому необходимо отдавать себе отчет в том, что никакого разделения имущества бюджетного учреждения на государственное (муниципальное) и некое «собственное, негосударственное (немуниципальное)» не может быть в принципе, как не может быть у бюджетного учреждения какого-то имущества, которое не закреплено за ним на праве оперативного управления. Это обстоятельство определяет ответы на многие вопросы, которые возникают у учреждений по поводу того, как они могут распоряжаться своим имуществом.
Что такое Росимущество?
Росимущество это агентство в составе Министерства Финансов. Оно относится к Правительству РФ, ветви исполнительной власти. Полное название сегодня звучит так: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Но так оно называлось не всегда.
Предок агентства – Госкомимущество РСФСР – был создан еще в июле 1990 года. В первый год комитет занимался разграничением федерального и регионального имущества. Затем в ходе перехода от плановой экономики к рыночной на него возложили обязанности по осуществлению политики приватизации.
В ходе политических и экономических преобразований 1990-ых и 2000-ых годов данный комитет еще не раз переименовывался: Мингосимущество, Министерство имущественных отношений, Росимущество. Однако основной целью этого органа власти все время было владение, распоряжение и управление государственными активами.
Право собственности граждан и юридических лиц
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В ст. 212 ГК РФ указано, что частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, т.е. субъектами права частной собственности являются граждане (физические лица), а также юридические лица.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также оборудование, транспортные средства и другие средства производства. Ограничения в отношении имущества, которое может находиться в собственности физических и юридических лиц, могут устанавливаться только законом. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.
Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), прямо указываются в законе. Таким имуществом являются, например, богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды сооружений, памятников истории и культуры и т.п. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ) также изъяты из оборота и не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.
Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ.
Объекты, ограниченно оборотоспособные, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом.
Имущество коммерческих и некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений), созданных за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное ими по другим основаниям, принадлежит им на праве собственности.
Производственный кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. Имущество производственного кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, но передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.
Особое положение занимает имущество крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК РФ), принадлежащее на праве совместной собственности его членам. Это могут быть земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними.
Следует отметить общую природу частной собственности юридических лиц. Они являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям, предусмотренным законом. Поэтому, вступая в коммерческие отношения, они будут нести ответственность своим имуществом. Ошибочным будет полагать, что это имущество находится в долевой собственности участников акционерного общества, товарищества или кооператива.
Правообладатель — это собственник или арендатор?
Теперь сопоставим понятия «собственник», «правообладатель» и «арендатор». Казалось бы, кто же как не собственник обладает всеми правами на принадлежащее ему имущество. Но нет, не всегда, поэтому данные определения нельзя отождествлять. И собственник не всегда будет правообладателем, и правообладатель может не быть собственником.
Правообладатель – понятие более широкое. Им охватываются собственники, владельцы, арендаторы, владельцы земли на праве пожизненного наследуемого владения и бессрочного пользования, обладатели права сервитута и т.д.
Разница у правообладателей состоит в объёмах их правомочий. Так, например, собственник вправе владеть, пользоваться и распоряжаться землей, арендатор — только владеть и пользоваться, но не полностью распоряжаться (может сдать в субаренду, но не вправе продать); владелец также ограничен в правомочии распоряжаться имуществом.
Сам же собственник, передавая право владения другому лицу, к примеру, на основании договора аренды, на срок договора также теряет право пользования свои имуществом.
Таким образом, все рассматриваемые нами понятия очень перекликаются, иногда взаимозаменяемы, но сами по себе представляют собой разные понятия, издавна закрепившиеся в юридической практике.
Право собственности граждан и юридических лиц
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В ст. 212 ГК РФ указано, что частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, т.е. субъектами права частной собственности являются граждане (физические лица), а также юридические лица.
В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, в том числе различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также оборудование, транспортные средства и другие средства производства. Ограничения в отношении имущества, которое может находиться в собственности физических и юридических лиц, могут устанавливаться только законом. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, могут быть ограничены только на основании закона.
Объектом права собственности граждан и юридических лиц не может быть только имущество, изъятое из оборота. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), прямо указываются в законе. Таким имуществом являются, например, богатства континентального шельфа и морской экономической зоны, некоторые виды сооружений, памятников истории и культуры и т.п. Результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (ст. 1225 ГК РФ) также изъяты из оборота и не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому.
Однако права на такие результаты и средства, а также материальные носители, в которых выражены соответствующие результаты или средства, могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому в случаях и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ.
Объекты, ограниченно оборотоспособные, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению, определяются в порядке, установленном законом.
Имущество коммерческих и некоммерческих организаций (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений), созданных за счет вкладов учредителей (участников), а также приобретенное ими по другим основаниям, принадлежит им на праве собственности.
Производственный кооператив вправе иметь в собственности любое имущество, за исключением имущества, отнесенного законодательством Российской Федерации к федеральной, иной государственной или муниципальной собственности. Имущество производственного кооператива образуется за счет паевых взносов членов кооператива, прибыли от собственной деятельности, кредитов, имущества, переданного в дар физическими и юридическими лицами. Член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, но передача пая гражданину, не являющемуся членом кооператива, допускается лишь с согласия кооператива.
Особое положение занимает имущество крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 257 ГК РФ), принадлежащее на праве совместной собственности его членам. Это могут быть земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом его членов и используются по соглашению между ними.
Следует отметить общую природу частной собственности юридических лиц. Они являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями, а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям, предусмотренным законом. Поэтому, вступая в коммерческие отношения, они будут нести ответственность своим имуществом. Ошибочным будет полагать, что это имущество находится в долевой собственности участников акционерного общества, товарищества или кооператива.
Кто управляет федеральной собственностью?
На федеральном уровне в Российской Федерации действует множество самых разных органов власти. Все они тесно взаимосвязаны между собой. Свою работу осуществляет глава государства, парламент, правительство и суды. Все эти инстанции в той или иной степени имеют отношение к управлению федеральной собственностью.
Основная роль — у главы государства. Именно президент осуществляет управление федеральной собственностью. Заключается это в согласовании действий всех властных институтов. Глава страны издает приказы и распоряжения, на основании которых и реализуется управление общегосударственной собственностью.
Особой ролью обладает и правительство — центральный орган исполнительной ветви власти. По Конституции именно эта инстанция наделена рядом полномочий, связанных с управлением государственным имуществом. Правительство состоит из множества министерств. Особую роль здесь играет Федеральное агентство по управлению федеральной собственностью. Именно это министерство занимается координацией различных учреждений, обществ и предприятий. Про агентство будет рассказано далее.
Центр управления федеральной собственностью: функции и задачи
Каких целей должно добиться правительство, осуществляющее управление федеральной собственностью? Во-первых, должен быть достигнут и обеспечен важнейший конституционный принцип, в соответствии с которым устанавливается единство экономического и социального пространства. Во-вторых, должна быть четко распланирована деятельность инвестиционного характера с последующим принятием мер реализации этой деятельности. Также необходимо сформировать исчерпывающий план по обеспечению работы и экономического благосостояния оборонных отраслей.
Росимущество как основное правительственное ведомство, в обязанности которого входит работа с общегосударственной собственностью, должно принимать все законные меры по защите производителей-соотечественников. Должна быть выстроена грамотная государственная политика в сферах международного и финансового взаимодействия.
Федеральная собственность РФ: право, объекты
Понятие о разграничении земли возникло в 2001 году, в 2021 году оно осуществляется в соответствии с нормами Земельного Кодекса страны. Ст. 17 Земельного Кодекса определяет основания, по которым земля может быть в федеральной собственности. Земля может либо приобретаться государственными органами, либо становиться федеральной собственностью по результатам разграничения.
Порядок разграничения выглядит следующим образом:
Федеральные земли также могут передаваться в собственность местным властям или муниципалитетам. Такая передача возможна в ряде случаев:
- при наличии на участке строений муниципальной собственности;
- в рамках реализации местных или региональных программ;
- при реализации плана застройки или развития территории.
Для получения участка в собственность муниципальные органы передают заявление в федеральные органы и ждут их решения. Направленное в федеральные органы заявление о передачи земли в муниципальную собственность рассматривается в течение 30 дней.
Если принимается положительное решение, сначала проводятся кадастровые работы по определению границ участка. Муниципальное право собственности на землю регистрируется в органах Росимущества.
Возникнуть федеральная собственность может через национализацию или изъятие земельных участков, принадлежащих частникам.
Управление федеральной собственностью
Управление федеральной собственностью относится к юрисдикции государственных структур. На федеральном уровне действуют органы власти, между которыми установлены взаимосвязи. На данном уровне осуществляет работу президент, правительство, ФС, субъекты РФ и т.д. В этой системе главная роль отводится президенту. Он согласовывает действия институтов власти путем издания распоряжений и приказов. На основании этих актов происходит управление федеральной собственностью. Все указы и распоряжения могут иметь многократное или постоянное действие.
Главная роль относительно решения вопросов касающихся государственного имущества принадлежит институтам власти. Правительственный аппарат осуществляет управление федеральной собственностью и координирует действия госпредприятий, учреждений и акционерных обществ.
В органах власти созданы министерства, в полномочия которых входит решение вопросов относительно государственного имущества. Управление федеральной собственностью осуществляет правительство РФ, поэтому на данный институт возлагаются первоочередные задачи и большой объем работы. Эта структура в своей деятельности учитывает важность стабилизации и расширения производства на государственных предприятиях и применения антимонопольных мер.
1. Минэкономразвития. В задачи Минэкономразвития входит осуществление управления федеральной собственностью. Среди главных его функции можно отметить следующие задачи:
- Разработка предложений по развитию и внедрение в действие госсектора экономики с дальнейшим прогнозированием развития совместно с другими подразделениями.
- Составление планов реформирования и методического руководства для госпредприятий и взаимодействие с другими институтами власти в этой сфере.
- Активное участие формирование приватизационной политики и управление госимуществом.
- Прогнозирование объемов производства и формирование приватизационной политики.В процессе работы Министерство экономического развития тесно сотрудничает с другими министерствами.
2. Счетная палата. Обеспечивает постоянный финансовый контроль. Формируется по распоряжению Федерального собрания. Главная задача структуры – определение эффективности трат из бюджетных средств и использования госимущества.
3. Росимущество. Находится в распоряжении Минэкономразвития и работает в сфере земляных отношений и выполняет реализацию функций по предоставлению государственных услуг. Функции Росимущества:
- Управление государственной собственностью и анализ деятельности, связанной с приватизацией и распоряжением им.
- Анализ показателей активности работы госпредприятий по секторам народного хозяйства для повышения их количества и повышения конкурентоспособности.
- Разработка и проведение земельных работ при участии заинтересованных исполнительных структур.
- Проектирование законов и нормативных актов относительно владения, распоряжения, учета и контроля использования госимущества.
- Подготовка предложений по разграничению госсобственности. Работа осуществляется при поддержке региональных и местных властей.
4. Территориальные подразделения. Входят в единую систему институтов управления государственной собственности. Территориальные подразделения наделяются правами и обязанностями для управления федеральной собственностью. Каждое территориальное подразделение контролирует:
- Ведение учета материальных ценностей в конкретном регионе.
- Учет акционерных обществ, появившихся при приватизации госпредприятий, находящихся на территории субъекта.
- Составление отчетов о выполненной задаче относительно формирования бюджета и использования государственной собственности.
- Учет арендных договоров федеральной собственности.
- Согласование сдачи в пользование объектов в хозяйственном ведении.
- Обеспечение сохранности и контроля целевого применения госимущества. Структура предпринимает соответствующие действия по выявлению нарушений правил эксплуатации объектов.
- Осуществление оценочной экспертизы стоимости федеральной собственности.
Объекты федеральной собственности
Гражданским законодательством закреплено, что Российская Федерация может иметь на нраве собственности любое имущество, в том числе ограниченное и изъятое из оборота, а ее субъекты — любое имущество, за исключением имущества, отнесенного к исключительной собственности РФ. К объектам, которые могут находиться в собственности только государства, относятся:
- недра,
- лесной фонд,
- водные ресурсы,
- ресурсы континентального шельфа,
- территориальных вод и морской экономической зоны,
- движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения,
- предприятия по изготовлению государственных знаков,
- железные дороги, атомные станции и предприятия по производству ядерных и радиоактивных материалов,
- ядерного оружия и другое имущество.
Право государственной собственности
Исходя из основополагающих норм отечественного права, все имущество распределено между разными субъектами, которые им управляют. Государственная собственность не имеет приоритетных значений, однако именно к ней относят наиболее ценные материальные ресурсы страны, такие как земля и природные ископаемые.
Управление государственной собственностью осуществляется при помощи уполномоченных органов власти. Среди них можно выделить Правительство и Президента, федеральные структуры и структуры муниципального характера.
Государственная собственность на землю является приоритетной, и потому контролируется особенно тщательно.
Объекты имущественного права могут быть самыми разнообразными. Это и народ, разные группы населения, юрлица и частные организации. Они не имеют право государственной собственности, однако, в соответствии с основополагающими принципами, могут осуществлять контроль за управлением материальными ресурсами, которые находятся под контролем страны.
Государственная и муниципальная собственность возникает на различных основаниях, среди которых можно выделить общегражданские и специальные. В первом случае право государственной собственности не будет приоритетным, и имущество может быть передано в управление частных структур. Во втором случае только государственные структуры могут принять на себя управление государственной собственностью.
Стоит отметить, что в случае необходимости государство может приобрести права собственности при помощи вспомогательных инструментов, таких как принудительное изъятие имущества, конфискация, реквизиция и сборы по налоговым платежам и т.д. Однако вместе с тем, стоит обратить внимание, что государственная собственность только формально находится под контролем властных структур.
Народ имеет приоритетное право на все имущественные ценности, и может сменить все структуры власти, начиная от муниципальных, и заканчивая федеральными.
Право государственной собственности принадлежит тем властным структурам, которые управляют страной. Кроме того, они осуществляют также такой процесс, как управление государственной собственностью. В данной ситуации государство будет представлено как субъект правоотношений, и потому может самостоятельно распоряжаться теми ресурсами, которые находятся в его подчинении. Таким образом, государственная собственность может быть передана в аренду, подарена или же продана.
Все имущество, которое находится в собственности государства, разделяется на два основных вида:
- федеральное имущество, то есть ресурсы и прочие ценности, которые находятся под контролем первичных властных структур. Право государственной собственности тут будет осуществлено на важнейшие ресурсы, среди которых можно выделить земли, лесные ресурсы, природные ископаемые, водные ресурсы и т.д.;
- имущество, принадлежащее субъектам федерации. Здесь управление государственной собственностью регионального значения будет внедрено для земельных и водных ресурсов, которые не имеют особого государственного значения, предприятий и муниципальных ведомств, жилых помещений и внебюджетных фондов.
Исходя из некоторых ключевых принципов отечественной законодательной базы, природные и земельные ресурсы являются основным богатством страны и потому нуждаются в тщательной защите. Как указано в ГК РФ, земля может принадлежать разным формам собственности, как государственной, так и частной.
Однако, если будет определено, что определенные земельные или природные ресурсы имеют определяющее значение для жизнедеятельности целых регионов, то они будут находиться под государственным контролем.
Природные ресурсы имеют множество специфических черт, которые отражаются на формировании права собственности на них. Они должны быть зарегистрированы в системе госконтроля и иметь оценочную стоимость.
Согласно действующему законодательству публичная собственность имеет две формы:
- государственная — имущество принадлежит отдельным субъектам РФ или всей стране сразу;
- муниципальная — имущество городов, регионов, сельских поселений.
Отдельным видом владения является частная собственность, когда имущественный объект принадлежит физическим или юридическим лицам.
Государство выступает в качестве отдельного субъекта, который может владеть имуществом и распоряжаться им в интересах своих граждан. Недвижимость может включать в себя земельные участки, дома и квартиры.
Важнейшими объектами государственного имущества являются природные ресурсы: водные объекты, земля, лесной фонд. Если говорить о земельных участках как о собственности публично-правовых государственных образований, то на распоряжение ими распространяются следующие условия.
- Государство или муниципалитет не могут использовать их от своего имени, зато могут передать это право другому лицу.
- Распоряжаться участком можно исключительно в рамках договора аренды, продавать, занимать, передавать другим владельцам запрещено.
- Территорию необязательно эксплуатировать по целевому назначению.
В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами. Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории. Кадастровая карта Росреестра позволяет определить, что интересующий участок зарегистрирован именно в таких границах и подлежит эксплуатации именно для определённого вида деятельности.
Если же земельные участки не были разграничены, то право распоряжаться ими принадлежит муниципальным органам власти. Передача права распоряжаться этими наделами не всегда означает передачу права собственности на них.
Передача прав собственности от ППО к гражданам осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно Жилищного и Земельного кодексов. На безвозмездной основе земли и недвижимость предоставляется:
- многодетным семьям;
- гражданам, которые пользуются землёй на правах аренды;
- граждане, которые получили надел для ведения фермерского хозяйства;
- земли дачных и садовых кооперативов;
- граждане, которые получили земельный надел под строительство.
Для оформления земли в частную собственность гражданин должен предоставить и собрать следующий пакет документов:
- заявление о предоставлении земельного надела;
- копия паспорта и его оригинал;
- акт о территориальном местоположении надела;
- межевой план;
- свидетельство о том, что земля используется на законных основаниях;
- документы, которые подтвердят, что гражданин имеет право претендовать на получение участка в частную собственность;
- чек об уплате государственной пошлины;
- заявление в участиях на аукционе и протокол с его проведения;
- другое.
В законодательстве отражается, что в отношении указанных категорий наделов, устанавливается отдельный правовой режим. Управление реализуется публичными органами. Кроме участков, в отношении которых установлено непосредственное право собственности исполнительного органа, в ведение конкретных муниципалитетов передаются местности, где не произведено формирование на самостоятельные участки. Процесс перевода допустимо проводить в частные владения. Использовать отдельную процедуру не требуется.
В ситуации, когда надел относится к собственности муниципалитета, допускается его передача на законных основаниях в пользование частному лицу. При этом, основание будет использования временное или бессрочное. В качестве основы может выступать арендное соглашение, условия которого устанавливают предельные периоды использования выбранного участка.
Кроме того, в данном акте может предусматриваться величина платежей, которые лицо обязано каждый месяц вносить собственнику территории. Также основание может заключаться в использовании бессрочного использования. Еще один вариант – как пожизненное наследуемое владение.