Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является разновидностью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В налоговую можно написать заявление, чтобы сведения, составляющие налоговую тайну, стали общедоступными. Например, так делают, если просит партнёр (для процедуры комплаенса), для участия в тендерах — или чтобы эти данные появились на сервисах проверки контрагентов и делали компанию привлекательнее в глазах потенциальных партнёров.
Что понимают под разглашением сведений, составляющих налоговую тайну
Под получением и разглашением сведений, составляющих налоговую тайну понимают кражу сведения о налогоплательщика, получение доступа к ним через ответственных работников путем подкупа и угроз, а также разглашение и использование информации без согласия ее владельца.
Обычно деяние совершается виновным лицом с корыстным умыслом на получение материального вознаграждения. Нарушитель подвергается наказанию, если:
- налогоплательщику причинен значительный ущерб;
- служащий ФНС или других уполномоченных органов умышленно допустил разглашение конфиденциальной информации;
- преступление привело к тяжким последствиям.
Расследованием преступления занимаются правоохранительные органы. Дело возбуждается на основании заявления лица, пострадавшего от разглашения налоговой тайны. При проверке сотрудники полиции выясняют, имел ли провинившийся сотрудник доступ к конфиденциальной информации и обязан ли был хранить тайну. Запрашивается документация, устанавливающая режим конфиденциальности, должностные инструкции, трудовые договоры, прочие документы.
Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации
Термин «экономическая информация» достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.
В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- об идентификационном номере налогоплательщика;
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
- предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.
Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.
Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.
Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.
За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия «налоговая тайна» в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:
- от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»;
- от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:
- осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
- представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
- осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.
Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.
Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:
- по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
- реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
- размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.
На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну
В соответствии с НК РФ, доступ к налоговой тайне означает наличие законного права у того или иного лица владеть определенной информацией, касающейся данных налогоплательщика, особенностей налогообложения определенного предприятия, организации и т.д.
Законный доступ к сведениям, которые были признаны налоговой тайной, имеется у определенных должностных лиц. Точный список данных лиц может быть установлен федеральным органом исполнительной власти, обладающим соответствующими полномочиями, федеральным органом, относящимся к уголовному судопроизводству, федеральным таможенным учреждением и т.д.
Доступ к данной информации, как правило, оформляется в письменном виде.
В документе указывается список полномочий и точные сведения об информации, к которой должностное лицо получает доступ.
Помимо этого, должностное лицо должно подписать согласие о том, что в случае, если налоговая тайна будет разглашена иным лицам, либо им будет обеспечен неправомерный доступ, данное нарушение обязательно повлечет за собой применение определенных мер ответственности, установленных НК РФ и иными нормативно-правовыми актами.
Для применения определенных мер ответственности, доступ и факт нарушения интересов налогоплательщика обязательно должны быть доказаны, иначе установление наказания станет невозможным.
Это не налоговая тайна
Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.
Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:
Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.
Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной
Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.
Сведения, составляющие налоговую тайну
Впервые данный термин вступил в силу как часть законодательного акта первого января 1999 года, в составе первой части Налогового Кодекса. Так, согласно статье №102 данного документа, вся информация, касающаяся того или иного налогоплательщика обязана быть защищена путем ограничения к ней доступа ввиду соответствующих требований относительно конфиденциальности. Разумеется, действует данное требование об ограничениях при поступлении данных как в Федеральную налоговую службу, так и в органы систем:
- таможенной;
- правоохранительной;
- внебюджетной;
- следственной и т.д.
Обратите внимание: на обязанность по сохранению интересующей нас тайны и уровень доступа к оной никоим образом не оказывает влияние то, какой юридический статус имеет лицо, являющееся плательщиком сбора в государственную казну, а именно:
- статус гражданина РФ (физическое лицо);
- организации (юридическое);
- индивидуального предпринимателя.
Какие сведения относятся к налоговой тайне
Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:
- эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
- данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
- уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.
Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.
Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.
Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.
Формальная независимость спасет налоговую тайну
Утечка конфиденциальной информации возможна, например, через государственные органы.
Риск в этом случае может уменьшить сетевая, «горизонтальная» организация бизнеса по принципу «одна организация – один бизнес-процесс».
При этом внешние закупки группы должна осуществлять одна компания, продажи – другая, а управление, неформально, будет сосредоточено в третьей.
Налоговым, правоохранительным органам и конкурентам будет труднее собрать информацию об операциях группы (особенно при несовпадении учредителей и должностных лиц).
А по отдельности каждая компания не будет представлять из себя ничего интересного.
Кроме того, правоохранительные органы уделяют недостаточно внимания вопросу сохранения налоговой тайны персоналом соответствующих ведомств. До сих пор неизвестны судебные разбирательства, в результате которых госслужащие были бы наказаны за «недосмотр».
А ведь неоднократно поступали в продажу базы данных с доходами физических лиц и сведениями о налогоплательщиках, известные только налоговым и правоохранительным органам».
16 ноября 2005 года появились изменения в Законе «О противодействии легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
С момента их вступления в силу, многих стал волновать вопрос: что же теперь будет с адвокатской, аудиторской и прочими тайнами?
Неужели каждый аудитор, который проводил проверку на вашем предприятии, повинуясь своему гражданскому долгу, отправит копию аудиторского отчета в налоговую?
А адвокат, после того как вы ему «как на духу» расскажете о своих проблемах, поднимет трубку, наберет номер ФНС и скажет: «Только что у меня был очень подозрительный тип. Записывайте координаты…»?
Минфин разъяснил порядок представления налоговым органом сведений о налогоплательщике адвокату
13 сентября 2020 г. 17:52
Адвокаты могут получить информацию о плательщиках только с согласия последних
Департамент налоговой и таможенной политики Министерства финансов РФ подготовил
Письмоот 13 июля 2020 г. № 03-02-08/48955, в котором даны разъяснения по вопросу о представлении налоговым органом сведений о физическом лице, составляющих налоговую тайну, его адвокату.
Исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков отметил, что таким разъяснением нарушается принцип состязательности сторон, так как сторону защиты лишают возможности получать необходимые сведения.
Также он сообщил, что Федеральная палата адвокатов РФ совместно с Минюстом России разрабатывает соответствующий законопроект об усилении гарантий адвокатов, направленных, в том числе, на усиление института адвокатского запроса.
По мнению Минфина, любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов составляют налоговую тайну (п. 1 ст. 102 НК РФ), но к ней не относятся общедоступные сведения, в том числе ставшие таковыми с согласия их обладателя, сведения об ИНН, налоговых нарушениях и мерах ответственности за них.
Режим секретности нарушен
Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:
- сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
- документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.
Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:
- Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
- Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
- Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.
Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной
Налоговой тайне отведена отдельная статья НК РФ с одноименным названием под номером 102. Налоговая тайна — законодательно установленный особый порядок доступа и применения информации о налогоплательщиках, полученной налоговыми органами в ходе взаимодействия с налогоплательщиками. В процессе работы компаний с налоговыми органами последние получают много информации, которая касается предпринимательской деятельности компаний. Что, безусловно, приводит к опасениям за сохранность такой информации. Согласно ст. 102 НК РФ информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является секретной и не должна быть раскрыта налоговыми органами и прочими государственными структурами, их служащими и прочими лицами, которым в силу служебных обязанностей эта информация стала известна.
Сведения, доступ к которым должен быть беспрепятственным
Юридически (в ФЗ-149) закреплено не только понятие информации ограниченного доступа и перечень видов тайн, но и сведения, которые должны распространяться и предоставляться в обязательном порядке. Не допускаются ограничения в отношении:
- статистики загрязнения воздуха, температурных показателей и других сведений, связанных с состоянием окружающей среды;
- отчетности и муниципальных и федеральных органов власти, включая сведения об использовании бюджетных денег, кроме тех данных, которые определяются как служебная либо государственная тайна;
- нормативно-правовой базы, устанавливающей права, обязанности и свободы граждан, положение компаний, полномочия госструктур, а также регулирующей их взаимоотношения;
- библиотечных, музейных и архивных фондов, изначально созданных для предоставления гражданам той или иной информации;
- прочих сведений, касающихся, в частности, специфических областей, таких как работа некоммерческих организаций или АО.
Понятие «угроза информационной безопасности»
Рассмотрим, какие угрозы существуют, и на какие свойства информации они направлены. Свойства и краткие пояснения указаны в скобках.
- Противоправные сбор и использование информации (нарушение конфиденциальности).
- Нарушение технологии обработки информации (нарушение целостности, аутентичности).
- Внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов функций не предусмотренные документацией (нарушение достоверности).
- Разработка и распространение программ нарушающих нормальное функционирование информационных систем и систем защиты информации (нарушение целостности).
- Уничтожение, повреждение или разрушение средств и систем обработки информации (нарушение целостности).
- Воздействие на парольно-ключевые системы защиты систем обработки информации (нарушение доступности – ввести несколько раз неправильно пароль, блокировка информации через систему защиты; отключение парольной защиты – нарушение целостности).
- Компрометация ключей и средств криптографической защиты информации (угроза конфиденциальности, применительно к системе защиты информации).
- Утечка информации по техническим каналам, например, акустическим (нарушение конфиденциальности информации).
- Внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки информации «жучки» (нарушение целостностипомещения, системы).
- Уничтожение, повреждение, разрушение носителей информации, хищение (угроза целостности).
- Несанкционированный доступ к информации в БД (нарушение конфиденциальности).
- Перехват информации в сетях, дешифрирование и передача ложной информации (нарушение конфиденциальности/целостности).
- Использование несертифицированных средств защиты информации. Это не совсем угроза. Ну, приведу простое сравнение, например. Вы пришли в больницу, а почему я заболел – по тому, что таблетки не пили. Сертификация направлена на обнаружение недекларированных возможностей (нарушение достоверности).
- Нарушение законных ограничений на распространение информации (нарушение доступности).
То есть, нарушение информационной безопасности – случайное или преднамеренное неправомерное действие вызывающее негативные последствия (ущерб/вред) для организации.
Теперь немного не связно, но по сути.