Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по налогу на имущество организаций имеют». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).
Отмена налоговых деклараций
С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:
- при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
- при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).
Правила исчисления налога на недвижимость
Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).
Формула расчета несложна: просуммировать стоимость имущества на 1-е число каждого месяца и на последний день года. Полученную величину разделить на количество месяцев в году, увеличенное на 1 (12+1=13). Результат умножить на ставку налога.
Пример расчета налога на недвижимость за 2018 год (значения условные).
Дата оценки | Остаточная стоимость (тыс. руб.) |
на 01.01 | 150 |
на 01.02 | 145 |
на 01.03 | 140 |
на 01.04 | 135 |
на 01.05 | 130 |
на 01.06 | 125 |
на 01.07 | 120 |
на 01.08 | 115 |
на 01.09 | 110 |
на 01.10 | 105 |
на 01.11 | 100 |
на 01.12 | 95 |
на 31.12 | 90 |
Всего | 1560 |
Среднегодовая стоимость | 120 |
Налог на имущество (ставка 2,2%) | 2,64 |
Сведения про остаточную стоимость содержат регистры бухгалтерского учета. Имущество акционерного общества и прочих организаций учитывается соответственно ПБО 6/01 «Учет основных средств» и учетной политики предприятия.
Если расчет производят на основании кадастровой стоимости объекта, то сведения берут из Единого государственного реестра недвижимости. Плательщику потребуется стоимость по состоянию на 1 января отчетного года. Реестр объектов формируют органы исполнительной власти РФ по состоянию на 1-е число отчетного периода. Окончательный перечень обнародуется на официальном сайте субъекта РФ.
Налоговая база исчисляется отдельно для каждого объекта. Если недвижимость расположена на разных территориях, то определяют долю налога для каждого региона. Плательщику придется подавать несколько деклараций в разные региональные налоговые инспекции.
В какой срок следует оплатить?
Предельный период для уплаты налога региональные власти устанавливают самостоятельно, как прописано в статье 383 НК РФ. Годовая сумма может быть перечислена по истечении отчетного периода или разделена на ежеквартальные платежи.
В большинстве регионов срок оплаты налога на имущество за год установлен с 30 марта по 10 апреля, а ежеквартальный — на протяжении 30-40 дней после окончания отчетного периода. Точные даты для конкретной территории следует уточнить в местной налоговой инспекции.
Получатель налога зависит от характера деятельности предприятия:
- российские организации должны оплатить налог на имущество в местный бюджет по месту нахождения;
- иностранные компании, ведущие деятельность через представительства, — в бюджет по месту постановки представительства на учет;
- иностранные предприятия, определяющие налоговую базу по кадастровой стоимости, — по месту нахождения имущества.
Уплата и отчётность по налогу на имущество
Движимое имущество и земля налогом не облагается. Налог надо платить только с недвижимости – либо по кадастровой, либо по балансовой стоимости.
Организации, применяющие специальные налоговые режимы – УСН и ЕНВД, должны платить налог только с недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.
Что касается отчётности, то необходимо сдать декларацию и уплатить налог по месту нахождения недвижимости. Обращаю ваше внимание на то, что с 2020 года организации не сдают промежуточную отчётность.
По объектам, расположенным в одном регионе и облагаемым по балансовой стоимости, можно сдавать одну декларацию. Для этого ежегодно до 1 марта направляйте в УФНС уведомление.
Субъекты, обязанные вносить платеж
Плательщиками сбора, по общему правилу, выступают все участники хозяйственной деятельности. Однако есть основания для освобождения от налога по одному из следующих обстоятельств:
- Налоговый агент попадает под действие послабления, предусмотренного актами субъекта РФ, в котором осуществляет свою деятельность;
- Компания попадает под действие федерального законодательства (налог не распространяется по исключительным основаниям).
Налог на движимые активы организаций не вносятся, если:
- Компания выбрала упрощенную систему налогообложения или ЕНВД;
- Объект попадает под категорию 1,2 амортизационной группы;
- Период полезного действия движимого объекта не превышает 3-летний период.
Налог на недвижимые активы
В законе появились дополнительные уточнения по исчислению налоговой базы и уплате сбора в отношении недвижимых активов компаний, при условии, что их кадастровая стоимость была установлена в течение года.
В указанную категорию вошли следующие объекты недвижимого фонда:
- Активы иностранных компаний, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность в РФ через постоянные представительства;
- Активы зарубежных компаний, которые не относятся к их деятельности в России через постоянные представительства;
- Постройки жилого назначения, не состоящие на балансе основных средств (в соответствии с ПБУ 6/01).
На каком имуществе юридический налогоплательщик сэкономит
Не на все ОС начисляются максимальные налоги. На балансе могут находиться объекты, полностью выведенные из налогообложения, имущество с льготным налоговым режимом.
Не являются объектом налогообложения:
- имущество 1 и 2 амортизационных групп по классификации;
- космические объекты;
- международные суда государственного реестра;
- земли предприятий;
- природные ресурсы;
- имущество культурного наследия;
- ядерные сооружения;
- атомные ледоколы
Имущество с льготным режимом налогообложения (перечень льгот определен в ст. 381 НК):
- ОС движимой категории, учтенные с 01.01.2013;
- энергетически эффективные объекты на протяжении 3-х лет после ввода в эксплуатацию;
- профильные активы религиозных организаций;
- фонды основной деятельности общественных объединений инвалидов;
- ОС фармацевтических предприятий для изготовления противоэпидемических ветеринарных препаратов;
- основные фонды протезно-ортопедических компаний;
- имущество объединений адвокатов и юристов;
- объекты управляющих компаний инновационного проекта «Сколково»;
- балансовые фонды предприятий территорий с особым экономическим режимом.
Все эти льготы предоставляются организациям на федеральном уровне. С 2018 года преференции по движимому, энергоэффективному имуществу номинально сохраняют статус общероссийских, но фактически все полномочия по назначению переданы исполнительной власти субъектов.
Кем предоставляется право на освобождение от налога на имущество?
Некоторым категориям налогоплательщиков предоставляется право на льготу по налогу. Данная льгота позволяет оплачивать только часть налога либо освобождает от него полностью (п. 1 ст. 56 НК РФ).
Законодательно права на льготы и освобождение от налога закреплены в Налоговом кодексе, а также устанавливаются актами субъектов Российской Федерации (ст. 56, ст. 372 НК РФ).
Условно льготы по налогу на имущество можно разделить на 2 группы:
- льготы, содержащиеся в положениях Налогового кодекса, — действуют во всех субъектах РФ, где установлен налог на имущество;
- льготы, вводимые органами местной власти и действующие только на территории соответствующего региона (муниципалитета).
Льготы, установленные Налоговым кодексом, имеют силу на всей территории России и не требуют дополнительного утверждения в законах субъектов РФ (определение Верховного суда РФ от 05.07.2006 № 74-Г06-11).
Льготная ставка единого налога при применении УСН
УСН относится к специальным налоговым режимам, которые устанавливаются НК РФ (ст. 18 НК РФ).
Законодательные органы субъектов РФ вправе устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (п.2 ст. 346.20 НК РФ).
Законом Московской области от 12.02.2009 г. №9/2009-ОЗ «О ставке налога, взимаемого в связи с применением УСН» (далее по тексту – Закон №9/2009-ОЗ) для некоторых столичных бизнесменов, применяющих УСН с объектом налогообложения «Доходы минус расходы», установлена налоговая ставка в размере 10%, при условии, что компании и ИП осуществляют определенные виды деятельности (ст.2 Закон №9/2009-ОЗ).
Среди них, например: выращивание однолетних и многолетних культур, выращивание рассады, животноводство, смешанное сельское хозяйство, деятельность вспомогательная в области производства сельскохозяйственных культур и послеуборочной обработки сельхозпродукции, сбор и заготовка дикорастущих грибов,плодов, ягод, орехов, производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производство резиновых изделий, стекла и изделий из стекла, чугуна, стали и ферросплавов, строительных металлических конструкций и изделий, часов, оптических приборов, фото- и кинооборудования, машин и оборудования общего назначения, мебели, ремонт машин и оборудования, электронного и оптического оборудования, деятельность автомобильного грузового транспорта, аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем, управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, деятельность в области спорта.
Условием применения льготной ставки 10% является соотношение выручки, которая должна составлять по указанным видам деятельности за отчетный (налоговый) период составляет не менее 70% от общей суммы.
Указанные льготы действуют по 31 декабря 2021 года.
Как рассчитать среднюю стоимость имущества (среднегодовую)?
В основе определения суммы имущественного налога лежит среднегодовая стоимость имущества.
∑Ср. год. = (∑ост. нач. М1 + ∑ост. нач. М2 + … + ∑ост. нач. М12 + ∑ост. кон. М12) / 13
Высчитывается остаточная стоимость на 1 число всех месяцев отчетного периода в отдельности и остаточная стоимость на конец года. Эти показатели суммируются. Впоследствии полученная цифра делится на 13 месяцев.
Пример расчета:
ООО «Инифити» владеет ОС, облагаемыми налогом на имущество, балансовая стоимость которых на 1 января 2021 года составляет 1 250 000 руб. Из-за введения и выведения активов, а также с учетом амортизации стоимость ежемесячно изменялась, что видно на балансе ниже в цифрах:
- 1 февраля 2021 года – 1 150 000 руб.;
- 1 марта 2021 года – 1 050 000 руб.;
- 1 апреля 2021 года – 1 250 000 руб.;
- 1 мая 2021 года – 910 000 руб.;
- 1 июня 2021 года – 1 150 000 руб.;
- 1 июля 2021 года – 1 050 000 руб.;
- 1 августа 2021 года – 910 000 руб.;
- 1 сентября 2021 года – 810 000 руб.;
- 1 октября 2021 года – 710 000 руб.;
- 1 ноября 2021 года – 910 000 руб.;
- 1 декабря 2021 года – 1 050 000 руб.;
- 31 декабря 2021 года – 1 150 000 руб.
Дополнительные преференции по имуществу организаций Нижнем Новгороде, Ярославле, Екатеринбурге, Челябинске, Краснодаре, Владимир
Каждый из регионов РФ предоставляет снижение ставки налога или предоставляет освобождение в зависимости от потребностей региональных условий. В таблице указана часть привилегий.
Город | Получатель | Условие льготы |
Нижний Новгород | Участники инвестиционных проектов | Освобождение объектов, используемых для реализации проектов |
Спорткомплексы, возводимые к ЧМ | Полное освобождение на 2 года | |
Ярославль | Участники инвестиционных проектов | Применяются несколько ставок от 0 до 2% в зависимости от условий инвестироования |
Сельхозпроизводители | При доле продукта свыше 70% в общей массе предоставляется освобождение | |
Спортивные объекты | Освобождение предоставляется объектам с искусственным льдом | |
Екатеринбург | Организации-перевозчики трамвайным и троллейбусным транспортом | При доле перевозок в общем объеме менее не менее 70% ставка 0,9% |
Потребительская кооперация | 1,1% | |
Перевозчики автотранспортом, кроме такси | При доле перевозок в общей менее не менее 70% ставка 1,4% | |
Объекты трубопроводы, линии передач, железнодорожных путей и имущество с кадастровой оценкой | Пониженные ставки предоставляются отдельно на каждый календарный год | |
Челябинск | Организации, с которыми областью заключены концессионные соглашения | 0% |
Объекты стоимостью свыше 8 миллионов | 0% по объектам, приобретенным с начала 2017 года | |
Резиденты индустриального парка | 0% | |
Краснодар | Потребительские кооперативы | 0,5% |
Общественные организации | По объектам, используемым в уставной деятельности – 0,3% | |
Объекты, возведенные для проведения Олимпиады | От 0 до 2 %, установленные в зависимости от года | |
Владимир | Предприятия, получатели господдержки | 0,6 до 2% |
Дороги общего пользования | 0% | |
Магистрали, железнодорожные пути | 1,3% |
Пониженные ставки и освобождение от уплаты предоставляются на основании законов, действующих в регионе. Дополнительно льготируются имущественные объекты органов власти, памятников культуры и другие предприятия регионального значения.
Организации, имеющие право на применение льготы по налогу на имущество в отношении принадлежащих им основных средств, перечислены в статье 381 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с ней не подлежит налогообложению:
1) имущество, используемое для осуществления возложенных на них функций организации и учреждения уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя учреждения, исполняющие наказания, территориальные органы уголовно-исполнительной системы, федеральный орган уголовно-исполнительной системы, уполномоченный в области исполнения наказаний.
При этом необходимо учесть, что в соответствии с положениями указанного закона, Правительством РФ утвержден перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, который включает в себя:
Базы материально-технического и военного снабжения.
Управления строительства.
Центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия.
Межрегиональные ремонтно-восстановительные базы.
Центры инженерно-технического обеспечения.
Центральный узел связи.
Автомобильные и железнодорожные хозяйства.
Жилищно-коммунальные хозяйства.
Подразделения технического надзора, лаборатории.
Научно-исследовательские институты.
Образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования.
Санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей.
Военно-врачебные комиссии.
Центры санитарно-эпидемиологического надзора.
Предприятия торговли.
Редакции периодических изданий.
Отделы специального назначения.
Подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий.
Военное представительство.
Следственные изоляторы.
На практике у учреждений уголовно-исполнительной системы возникают споры с налоговыми органами по поводу применения льготы по налогу на имущество в отношении определенных объектов основных средств. Так, например, Федеральный арбитражный суд Центрального округа в Постановлении от 3 мая 2006 г. № А54-5208/2005-С2 рассматривал правомерность использования льготы применительно к жилому фонду, находящемуся на балансе учреждения, входящего в уголовно-исполнительную систему РФ. Судом была признана правота налогоплательщика, поскольку жилой фонд использовался для осуществления возложенных на него функций, поэтому льгота, установленная п. 1 ст. 381 НК РФ, применена учреждением правильно.
В Постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 28 февраля 2006 г. № ФО9-889/06-С7 также указывается, что поскольку спорное имущество (оргтехника, спортзал, водозабор) находится на балансе предприятия в качестве объектов основных средств, входит в состав единого обособленного комплекса, который функционально предназначен для обеспечения бесперебойной работы предприятия в осуществлении целей, определенных уставом, то суд признал за учреждением право на применение льготы.
2) имущество, используемое религиозными организациями для осуществления ими религиозной деятельности.
В соответствии со ст.8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
В качестве разъяснения, какое имущество может использоваться для осуществления религиозной деятельности, приведем письмо Минфина РФ от 24.05.2005 г. № 03-06-02-02/41. В нем указывается, что к имуществу, освобождаемому от налогообложения, относятся культовые здания и сооружения, иные объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности, предметы религиозного назначения и другое имущество, используемое для религиозной деятельности.
3) имущество, используемое организациями для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции.
Причем следует иметь в виду, что согласно разъяснениям специалистов налоговых ведомств указанная льгота предоставляется организациям при наличии соответствующей лицензии, выданной в порядке, установленном Законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Положением о лицензировании производства лекарственных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. № 500.
4) объекты, признаваемые памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В целях предоставления льготы по налогу на имущество организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством РФ.
В случае сдачи в аренду объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке, право на льготу у налогоплательщика сохраняется.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия делятся на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры РФ, а также объекты археологического наследия (например, Государственный историко-архитектурный и художественный музей заповедник «Казанский Кремль» г. Казань),
объекты культурного наследия регионального значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ,
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения – объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования.
При этом следует иметь в виду, что Главой 30 Налогового кодекса РФ предусмотрена льгота по налогу на имущество только в отношении памятников истории и культуры федерального значения.
5) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилища радиоактивных отходов.
Льготирование организаций и категорий основных средств
При исчислении налога применяются льготы, предоставленные федеральным законодательством или субъектами Федерации на основании актов, изданных в регионе. Целью регионального льготирования выступает потребность в снижении налогового бремени предприятий важных значений для области.
Предоставляются льготы в виде:
- Освобождения от уплаты налога. Предусмотрено 2 вида освобождения: всех объектов ОС предприятия или их части, используемых для отдельных форм деятельности.
- Снижения ставки, установленной на определенный год. По ряду объектов применяются дифференцированные ставки по годам использования имущества.
- Уменьшения величины налога.
О праве на льготу необходимо заявить в ИФНС. Налогоплательщик обязан представить декларацию с указанием кода льготы, дающей право на освобождение от уплаты налога. Предприятия со специальными режимами декларации не представляют. Начисленные в декларации суммы основываются на данных бухгалтерского учета с определением базы в виде среднегодовой стоимости.
Пример региональных льгот
Ярким представителем льготной налоговой политики можно считать Красноярский край. Первый шаг был сделан еще в 2007 году путем принятия закона №3-674. В соответствии с его положениями, общая ставка для всех организаций края равна 2.2%. Выделены сферы, особенно важные для субъекта, а предприятиям, работающим в этих сферах, были определены следующие льготы на налог:
- Ставку налога в размере 1% получают компании, инвестировавшие крупные суммы в развитие производства и технологий на территории края. Однако получить такую льготу непросто, важно соблюсти условия: сумма инвестиций не менее 50 млн. рублей, все в один проект. Максимальный срок между инвестицией и началом налогового учета имущества не более 3 лет.
- Ставку налога в размере 0,5% ожидает все предприятия по выпуску фармацевтической продукции из льготного списка, либо в состав которых входят наркотические и психотропные вещества.
Каким образом осуществляется расчет налога на имущество?
Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.