Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность сторон для смп». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Участие субъектов малого предпринимательства и СОНО регламентируется одними и теми же правилами. В целях поддержки малого бизнеса Федеральным законом № 44-ФЗ для таких участников предусмотрены специальные льготы. Согласно ст. 30 Федерального закона 44-ФЗ, заказчики должны в обязательном порядке заключать контракты с СМП и СОНО.
Можно ли избежать штрафов и пени
Бывает, что исполнитель не согласен с начислением неустойки и уверен, что вина за случившееся лежит на покупателе. Например, последний слишком поздно передал проектную документацию, поэтому вторая сторона не смогла вовремя выполнить свои обязательства по строительству.
Часть 9 ст. 34 закона о госзакупках позволяет поставщику оспорить начисленные штрафы и пени. Но для этого ему придется доказать отсутствие своей вины либо наличие непреодолимых обстоятельств. Чтобы защитить свои права, исполнитель может направить заявление в судебную инстанцию. В результате арбитражный суд:
- Примет сторону заказчика и потребует, чтобы истец полностью погасил штрафы и пени.
- Потребует частично удовлетворить требования поставщика. Суд может установить, что назначенная неустойка слишком велика, тогда ее размер будет уменьшен. Если по формуле данная сумма равна миллиону рублей, суд может обязать выплатить 200 тысяч, так как усмотрит несоразмерность последствий неисполнения условий по контакту по 44-ФЗ. Суд имеет право уменьшить неустойку, если она была намерено завышена покупателем либо превысила стоимость обязательств, которые не были исполнены по ст. 333 ГК РФ.
- Освободит продавца от уплаты, если заказчик не может представить доказательства его вины.
Материальная ответственность
При проведении закупочных мероприятий для государственных и муниципальных нужд законодательство предусмотрело различные виды ответственности, как для заказчиков, так и для исполнителей заказа. Для начала следует уяснить, что такое пени и штрафы по 44-ФЗ:
- Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение обязательств представляют собой фиксированную договором сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего выполнения работ.
- Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон определяется в тексте контракта. Различают следующие формы ответственности:
- Пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- Штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст.34 44-ФЗ и Постановлении Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017 г. указаны штрафы и пени по 44-ФЗ с актуальными изменениями. Все они приведены в таблице ниже:
Исполнитель | |
Пени | С сентября 2017 г. порядок исчисления идентичен и для заказчика, и для поставщика.
Пени рассчитываются за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ и только за невыполненные работы.
Пример: В рамках госзаказа поставщик должен поставить товар на 10 тыс. руб. до 20.04.2020 г. включительно. Но в указанный срок успел поставить товар только на 2 тыс. руб., а следующая партия на 8 тыс. руб. предоставлена заказчику только 03.05.2020 г. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 5,50 %, сумма неисполненного в срок обязательства 8 тыс. руб. Сумма пени составит: 8 000 х 13 х 1/300 х 5,50 % = 19 рублей 07 коп. |
Штрафы | Начисляются только за неисполненный или ненадлежащим образом исполненный заказ (за просрочку предусмотрены пени) в виде фиксированной суммы (за исключением случаев, описанных в п. 4-8 ПП № 1042):
· 10% цены контракта или этапа, если его цена менее 3 млн. руб.; · 5%, если цена 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если цена 50 млн. — 100 млн. руб.; · 0,5%, если цена 100 млн. — 500 млн. руб.; · 0,4%, если цена 500 млн. — 1 млрд. руб.; · 0,3%, если цена 1 млрд. — 2 млрд. руб.; · 0,25%, если цена 2 млрд. — 5 млрд. руб.; · 0,2%, если цена 5 млрд. — 10 млрд. руб.; · 0,1% от цены госконтракта или этапа, если она более 10 млрд. руб. |
Постановление № 1011 от 02.08.2019 г. изменило штрафные санкции по 44-ФЗ для поставщика по контракту, который заключен в рамках процедур с ограничениями для малого бизнеса по п.1 ч.1 ст.30 44-ФЗ. Регламент определил размер штрафа — 1% от цены контракта (этапа), но не больше 5 тыс. руб. и не меньше 1 тыс. руб. | |
Если госконтракт оформлялся «в минус» (плата за право заключить контракт) и стоимость не превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства предусмотрен штраф в виде фиксированной суммы:
· 10% от НМЦК, если она менее 3 млн. руб.; · 5%, если НМЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если НМЦК 50 млн. — 100 млн. руб. Если госконтракт заключался «в минус» (плата за право заключить контракт) и сумма контракта превышает НМЦК, то за неисполненные обязательства — штраф в виде фиксированной суммы: · 10% от ЦК, если она менее 3 млн. руб.; · 5%, если ЦК 3 млн. — 50 млн. руб.; · 1%, если ЦК 50 млн. — 100 млн. руб. |
|
За ненадлежащее исполнение договорных обязательств по строительству и реконструкции, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, штраф начисляется в размере 5% от стоимости этих работ. | |
Если обязательства по госконтракту не имеют стоимостного показателя, то за неисполнение положен штраф:
· 1 тыс. руб., если цена контракта менее 3 млн. руб.; · 5 тыс. руб., если она 3 млн. — 50 млн. руб.; · 10 тыс. руб., если она 50 млн. — 100 млн. руб.; · 100 тыс. руб., если она 100 млн. руб. и выше. |
|
Если поставщик не выполнил предусмотренное контрактом условие и не привлек субподрядчиков из числа СМП или СОНКО (по ч.6 ст.30 44-ФЗ) — штраф в размере 5% от объема такого привлечения. |
Обязанность подрядчика в отдельных случаях предоставлять заказчику информацию о субподрядчиках.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупки превышает определенный размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность подрядчика предоставлять информацию о всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых превышает 10% цены контракта (ч. 23 ст. 34 Закона о контрактной системе). Размер НМЦК составляет 1 млрд руб. при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд и 100 млн руб. для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд[9]. Данная информация предоставляется заказчику подрядчиком в течение 10 дней с момента заключения им договора с субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление обозначенной информации путем взыскания с подрядчика пени в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены договора, заключенного подрядчиком с соисполнителем, субподрядчиком, а пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения указанного обязательства (ч. 24 ст. 34 Закона о контрактной системе). Также в случае непредоставления заказчику информации соответствующие сведения размещаются заказчиком в ЕИС (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе). Однако это – единственные возможные санкции, поскольку непредоставление названной информации подрядчиком не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию (ч. 25 ст. 34 Закона о контрактной системе).
Отметим, что в практике контрольных органов и судебной практике отсутствие в проекте контракта соответствующего требования может служить одним из оснований для выдачи заказчику предписания о внесении изменений в документацию о закупке и продлении срока подачи заявок[10], а также признания факта совершения административного правонарушения[11], которое заключается в утверждении документации о закупке с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).
Правомерность запрета привлечения субподрядчика.
Отдельного внимания заслуживает вопрос о правомерности запрета со стороны заказчика на привлечение субподрядчиков для исполнения контракта. Сразу скажем, что правовая ситуация здесь неоднозначна, а официальные комментарии противоречивы.
Этот запрет может считаться неправомерным, поскольку в таком случае имеет место предъявление к участнику закупки требования о выполнении работы (оказании услуги) лично, а данное требование к участникам закупки не предусмотрено в Законе о контрактной системе[12].
С другой стороны, такой запрет может считаться правомерным, ведь он представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к участникам закупки[13].
В практике ФАС есть случаи, когда этот запрет считается неправомерным[14]. А вот в судебной практике данный запрет может признаваться правомерным[15]. С учетом того, что гражданское законодательство предусматривает возможность такого запрета в самом договоре подряда и договоре возмездного оказания услуг, его все же стоит считать правомерным, по крайней мере, в отношении названных видов договоров.
В тендерах часто участвуют так называемые социально ориентированные некоммерческие организации — СОНКО.
Деятельность данных организаций направлена на социальные и гражданские нужды, и также попадает под льготные условия при участи в госзакупках.
К организациям СОНКО относятся следующие:
- компании по защите животных и окружающей среды;
- организации, занимающиеся оказанием помощи жертвам стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф;
- организующие всесторонее обслуживание и поддержку социально уязвимых слоев населения;
- организующие охрану и поддержание зданий, имеющих культурное и историческое значение;
- занимающиеся благотворительной деятельностью;
- предоставляющие бесплатную юридическую консультацию и услуги гражданам;
- занимающиеся поиском воинских захоронений, увековеченьем памяти жертв войн и политических репрессий;
- ликвидацирующих пожары и обеспечивающие пожарную безопасность в государственных учреждениях, социально значимых и культурных объектах;
- организации, занимающиеся оказанием медицинской и реабилитационной помощи лицам, злоупотребляющим наркотическими и психотропными веществами;
- компании, проводящиие патриотическую агитационную деятельность, в том числе в военной сфере.
Таблица штрафов КоАП по 44-ФЗ с изменениями 2020 года
При этом если поставщик из числа СМП или СОНКО победил в закупке, проведенной на общих основаниях, контракт заключается со штрафами для обычных поставщиков, пункт о штрафах для малого бизнеса не добавляется.
Штрафы по 44-ФЗ — это от 1000 до 500 000 рублей, в некоторых ситуациях считают как процент от НМЦК. Планируют наказывать за недостоверные сведения. Законопроект уже в Госдуме.
Преимущества предоставляются при осуществлении закупок, в том числе субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение, содержащее предложения, касающиеся организации закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г.
Контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя закупок вне зависимости от применяемой победителем системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН, при заключении контракта не допускается (письма Минфина России от 15.05.2019 № 24-01-07/34829, 21.09.2017 № 24-01-10/61203).
По этим критериям субъекты МСП делятся на три категории: микро-, малые и средние предприятия. Подготовиться к проведению закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ поможет сервис Астрал.Тендер. Мы сопроводим вас по всем этапам: подготовка документов и участие в торгах, заключение и исполнение контракта.
В контракте будут прописывать порядок расчета штрафа согласно постановлению № 1042. Указывать фиксированную сумму неустойки не нужно.
Штраф за неисполнение контракта
Под штрафными санкциями понимается два понятия, одним из них является пени. Пени выступает в качестве штрафной санкции, которая указывается в самом тексте контракта. Они начисляются от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ России от суммы каждого дня просрочки выполнения обязательств. Вторым понятием является штраф. Он выступает в качестве дополнительного составляющего к договору. Сумма штрафа является фиксированной и зависит от суммы самого договора. В основном сумма штрафа выступает в границах от 3 до 50 тыс руб и взимается в пользу государства.
Заказчик будет признан ответственным за неисполнение условий контракта при ситуациях, если:
- Заказчик намеренно препятствует исполнению обязательств по контракту исполнителем, а также срывает сроки сдачи договора;
- Если заказчик не выполняет своих обязательств, которые прописаны в контракте;
- Если заказчик намеренно допускает просрочку в выполнении обязательств по оплате договора;
- Если он не хочет и отказывается от исполнения условий контракта.
Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
- Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
- штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугода до трёх лет
- принудительные работы на срок до пяти лет
- лишение свободы сроком до семи лет
- Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
- штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
- лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
- штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
- лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.
Ответственность сторон по контракту 2021 г.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ раздел, полностью основанный на ч. 5 Закона о КС и Постановлении Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.
Никаких вольностей в этом разделе быть не должно, ГЛАВНОЕ не забывать, что размер штрафа при закупках у СМП и СОНО будет отличаться от прочих.
Как известно, при заключении и исполнении контракта изменение существенных условий не допускается. Исключением являются случаи, содержащиеся в статьях 34 и 95 Закона о КС.
Итак, если документацией предусмотрено, то в данный раздел заказчики включают возможность:
увеличивать количество товара на сумму «сэкономленных» средств, без изменения цены за единицу измерения (на стадии заключения контракта) (ч. 18 ст. 34);
снижать цену контракта без изменения количества ТРУ (случай «из ряда вон», так как ни один поставщик делать этого не будет);
уменьшать или увеличивать объемы ТРУ на более чем на 10 %;
изменять условия контракта (цена, сроки, количество) в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств.
В ряде случаев изменение условий контракта допускается на основании решения Правительства РФ (исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации)
Далее в проекте описывается, как данные изменения должны быть оформлены (в письменном виде, скреплены подписями и печатями).
Изданное 28 апреля 2021 года Постановление Правительства РФ №667 внесло серьезные корректировки в предыдущую версию ПП РФ №2050. Теперь срок оплаты по 44 ФЗ значительно уменьшен. Если раньше выполнение оплаты допускалось на протяжении 30 суток, то теперь на это остается лишь 10 дней. При этом исходной точкой считается дата, когда был подписан документ о приемке. Новшество касается тех, кто получает средства из федерального бюджета.
Однако это не все внесенные поправки. Также необходимо, чтобы в контракте была опция — подписать документацию о приемке товаров, выполнении работ, оказании услуг в цифровом виде в ЕИС.
Нововведения начинают действовать уже с 14 мая 2021 года.
Получить подробную информацию для работы на ЭТП можно на Астрал.Тендер . Эксперты проведут обучение ваших сотрудников либо примут участие в торгах за вас.
Общее правило, регламентированное текстом ФЗ №44, имеет и исключения. Речь идет о госконтрактах, подписанных при проведении закупочной процедуры среди СОНО и СМП. С 1 января 2020 года стало действовать Постановление Правительства №1205. Теперь срок оплаты работ, услуг, товаров для СМП установлен 15 суток. Считаются именно рабочие дни. Исходной точкой является дата подписания акта о приемке ТРУ. Все прочие категории поставщиков имеют возможность заплатить в течение 30 рабочих дней.
При этом обязательно выполнить данное условие. Нарушение сроков оплаты за выполненные работы, поставленные товары, оказанные услуги карается штрафными санкциями. Их размер зависит от статуса нарушителя: должностным лицам придется заплатить 30—50 тысяч рублей, юридическим — 50—100 тысяч рублей.
Советы заказчику по срокам и порядку оплаты
- Нужно проверять срок оплаты по 44 ФЗ — 15 суток.
- Не стоит привязывать срок оплаты СМП либо СОНО к дате прихода денег на определенную статью затрат либо же ввода объекта в эксплуатацию. Стандартом, согласно ФЗ №44, считается 30 дней с того момента, как произошло подписание документа о приемке.
- Для каждой из стадий должны быть обозначены четкие даты оплаты. Заказчик может сделать это за один раз в ситуации, когда успевает в 30-дневный период с даты подписания первой бумаги о приемке.
- Надлежит проводить сверку периода оплаты с разработанным графиком. Стоит придерживаться срока оплаты по 44 ФЗ.
- Разрешено обозначить условие касательно сокращения общей суммы по договору на размер начисленной неустойки.
Искать коммерческие и государственные закупки, проводимые согласно Федеральному закону №44, 223, а также Постановлению Правительства №615, удобно с помощью сервиса Астрал.Поставщик. Становится значительно проще изучить рынок и выбрать самое выгодное предложение из имеющихся.
В законодательстве четко прописаны сроки, в течение которых требуется оплатить контрактные обязательства. При перечислении денег после оговоренной даты госзаказчику грозят различные меры наказания. Первый вариант — уплата пени в сумме 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый просроченный день, без учета уже уплаченной суммы контрактных обязательств. Второй — административная ответственность, налагаемая на должностное лицо, допустившее опоздание заказчика. Сумма штрафов в таком случае составляет 30—50 тысяч рублей. А вот повторное нарушение влечет за собой дисквалификацию сроком 1—2 года.
Принимать участие в государственных закупочных мероприятиях можно только при наличии ЭЦП для торгов .
Где найти типовые контракты по 44-ФЗ и как их использовать
Сложно изменить существенные условия договора (надо четко понимать какие условия договора относятся к существенным, подробнее в данной статье в разделе «Обязательные условия»).
Если контрактация проходила по 44 ФЗ, то все возможные случаи изменения условий контракта обозначены в ч.1 ст.95 44 ФЗ. Поменять существенные условия контракта при его исполнении не получится, за исключением:
- а) снижение цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 % или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 %.
НОВОЕ! Постановление от 09.08.2021 N 1315. При исполнении госконтракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, допускается изменение существенных условий контракта, в том числе увеличение цены контракта не более чем на 30 % при совокупности следующих условий: — изменение существенных условий контракта в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта не приводит к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. Методика в Приказе Минстроя от 21.07.2021 N 500/пр.
В отличие от закона 44-ФЗ, 223-ФЗ не ограничивает заказчиков в праве вносить изменения в договоры, заключенные по итогам закупок (ч. 5 ст. 4 223-ФЗ). Ограничение на внесение изменений может следовать из текста положения о закупке, либо из текста договора, который предполагается изменить. Предмет договора дополнительным соглашением изменить нельзя.
Основанием для изменения или расторжения договора ГОЗ, как правило, является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Особенно серьезные основания должны быть для изменения цены.
В гособоронзаказе есть понятие «существенные изменения условий поставки (в том числе производства) продукции», которые являются основанием для пересмотра базовой цены единицы продукции при применении метода индексации базовой цены, индексации по статьям базовых затрат (п.2 Постановления от 02.12.17 №1465). Это обстоятельства, при наступлении которых происходит изменение себестоимости продукции в текущем году по сравнению с себестоимостью в базовом году более чем на 5 % и при снижении плановой прибыли ниже 10 % собственных затрат (если доля собственных затрат 20 % и более), в результате действия одного или нескольких факторов:
— изменение требований к поставляемой продукции заказчиком, повлекшее внесение изменений в конструкторскую и (или) техническую документацию;
— изменение ежегодного объема поставки продукции и (или) выручки организации;
— изменение курса рубля к иностранным валютам;
— принятие федеральных законов или иных нормативных правовых актов;
— изменение объема, состава специальных затрат,затрат на подготовку и освоение производства;
— изменение схемы использования давальческих материальных ресурсов ;
— изменение цены продукции, поставляемой в рамках кооперации ГК «Росатом».
Правила, в соответствии с которыми возможно внести изменения в договор и по 223-ФЗ и 44 ФЗ, и 275 ФЗ лучше предусмотреть сразу в тексте самого договора. Тогда при корректировке можно будет придерживаться принятой формы.
Выполнение договора по 223 ФЗ или 44 ФЗ в сочетании с 275 ФЗ не легкая задача. И ответственность тоже серьезная. Полный список законодательных актов ответственности исполнителей ГОЗ здесь
Нормативный документ | Фрагмент текста документа |
---|---|
НОВОЕ! Арбитражноый процессуальный кодекс РФ (в редакции от 01.07.2021 N 282-ФЗ). | Статья 52. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа … и о применении последствий недействительности таких сделок; с иском о признании недействительными сделок, совершенных с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок …и о применении последствий недействительности таких сделок… |
Кодекс РФ об административных правонарушениях | Статья 14.55.2. Совершение головным исполнителем, исполнителем действий (бездействия), запрещенных законодательством Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа, если такие действия (бездействие) приводят или могут привести к необоснованному завышению цены на продукцию по государственному оборонному заказу, неисполнению или ненадлежащему исполнению государственного контракта …. -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до одного миллиона рублей. |
Кодекс РФ об административных правонарушениях | Статья 7.32. п.4. Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей. п.4.1. Изменение условий государственного контракта по государственному оборонному заказу, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий государственного контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей. |
Ограничения по привлечению субподрядчиков
При заключении контракта на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства имеются ограничения по привлечению субподрядчиков. В частности, Правительство РФ в Постановлении от 15.05.2017 N 570 установило виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
К сведению. Постановление N 570 позволяет свести к минимуму деятельность компаний, которые лишь выигрывают закупки, а исполнение контракта полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате по фактическому исполнению.
Согласно данному Постановлению заказчик включает в документацию о закупке возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа утвержденных этим нормативным актом. И уже подрядчик предлагает конкретные виды и объемы работ, которые он будет выполнять самостоятельно, и именно эта информация включается в государственный и (или) муниципальный контракт. Исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении они должны составлять:
- не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта — до 01.07.2018;
- не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта — с 01.07.2018.
Привлечение в качестве субподрядчиков/соисполнителей
Для заказчиков существует и другой способ увеличить процент требуемого объема годовых закупок у субъектов СМП и СОНКО, а именно — привлечь данные организации в качестве соискателей или субподрядчиков.
Так, при заключении контракта с компанией, не относящейся к данным категориям организаций, заказчик на контрактной основе вправе потребовать привлечение СМП для исполнения контракта. Указанный процент выполняемых СМП работ фиксируется в договоре и учитывается при подведении годовых итогов закупок.
При этом в контракте указывается ответственность на основе гражданско-правового кодекса, которая может наступить у подрядчика в случае уклонений от требований по привлечению субподрядчика из числа СМП и СОНКО.
3. СМП – определение, статус, особенности участия в закупках.
- · Преимущества СМП и СОНКО.
- · Отчет об объеме закупок у СМП.
- · Особенности участия СМП в государственных закупках.
- · Письма разъяснения контролирующих органов.
- 4. Закупки с социально ориентированных некоммерческих учреждений путем организации:
- · Открытого конкурса;
- · Двухэтапного конкурса;
- · Конкурса с ограниченным участием;
- · Электронного аукциона;
- · Запроса предложений;
- · Запроса котировок.
5. Особенности участия в государственных закупках.
- · Требования, которые предъявляет законодательство к проведению закупок у СМП и СОНКО.
- · Преференции.
- · Как правильно рассчитать необходимый объем закупок.
- · Проблемные вопросы, с которыми сталкиваются субъекты малого предпринимательства в процессе участия.
- · Особенности заключения и исполнения государственных контрактов .
- · Ответственность сторон государственного контракта и пр.
6. Изменения в сфере закупочной деятельности по 223-ФЗ. Участие субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) в закупках по 223-ФЗ. Привлечение к исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
- · Обзор писем и разъяснений Минфина и ФАС в сфере закупок по 223-ФЗ.
- · Обзор рассмотрения судебной практики Верховным судом РФ в сфере закупок по 223-ФЗ.
- · Список новых заказчиков, которые обязаны проводить закупки по 223-ФЗ у малого и среднего бизнеса.
- · Внесение сведений в реестры.
- · Закрытые электронные процедуры.
- · Действующие правила закупок по 223-ФЗ: практические вопросы.
- · Электронная закупка.
- · Новые требования к характеристикам объекта закупки в документации о закупке.
- · Новое при заключении и изменении договоров: риски неисполнения.
- · Привлечение к исполнению субподрядчиков из числа СМП и СОНКО.
- · Новая форма годового отчета о закупках у СМСП по 223-ФЗ.
- · Мониторинг соблюдения заказчиками требований об участии СМСП в закупках.
- · Недопущение конфликта интересов между участниками закупок.
- · Перечень конкурентных способов закупок.
- · Привлечение специализированной организации.
- · Референтные цены при расчете НМЦК (начальная (максимальная) цена контракта).
- · Унификация правил описания предмета закупки.
- · Усиление ответственности заказчика.
- · Новое в отчетности заказчиков по результатам закупки.
- · Ответственность за нарушения закупочной деятельности.
- · Административные правонарушения в сфере закупок по 223-ФЗ.
- · Нарушение заказчиком Положения о закупках ТРУ (Товары, работы, услуги).
- · Ответственность юридического лица и должностных лиц.
- · Проверки антимонопольных органов и прокуратуры.
- · Процедура привлечения к ответственности в сфере закупочной деятельности.
- · Основания для обжалования действий заказчика.
- · Обжалование актов в сфере закупочной деятельности.
7. Изменения в сфере применения Контрактной системы по 44-ФЗ.
- · Обзор писем и разъяснений Минфина и ФАС в сфере закупок по 44-ФЗ.
- · Обзор рассмотрения судебной практики Верховным судом РФ в сфере закупок по 44-ФЗ.
- · Авансы по госконтрактам.
- · Показатели для расчета НМЦК при госзакупках.
- · Антидемпинговые меры: подтверждение добросовестности.
- · Объект закупки: требования к характеристикам объекта закупки в документации о закупке.
- · Порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
- · Различные способы определения поставщика в новых разъяснениях экспертов и ФАС России.
- · Закупки у единственного поставщика: новое в законодательстве.
- · Совместные конкурсы и аукционы.
- · Рассмотрение и оценка заявок заказчиком при различных способах закупок.
- · Порядок установления заказчиком в документации о закупке процедуры оценки заявок по нестоимостным критериям.
- · Использование референтных цен.
- · Антидемпинговое обеспечение.
- · Электронный документооборот в контрактной системе.
- · Преференции для отдельных категорий участников закупок.
- · Типовые условия госконтрактов.
- · Цессия по госконтракту.
- · Неправомерные условия проектов контрактов, навязывание невыгодных условий поставщикам.
- · Казначейское сопровождение госконтрактов.
- · Ответственность госзаказчика.
- · Проведение торгов по реализации государственного и муниципального имущества.
- · Ответственность поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ.
- · Административные правонарушения в сфере закупок по 44-ФЗ.
- · Правовые последствия признания закупки несостоявшейся.
- · Расчеты между заказчиком и поставщиком.
- · Основания для оспаривания действий заказчика.
- · Обзор практики ФАС судебной практики в сфере применения Контрактной системы.
- 8. Осуществление закупок
- · Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): общая характеристика способов, основные правила выбора
· Вопросы участия субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, участие организаций инвалидов в закупках.
Подготовка отчета об объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе.
Условия допуска, запреты и ограничения товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с реализацией антикризисных мер Правительства РФ. Обзор нововведений и разбор кейсов.
· Единые и дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с нормативно-правовыми актами, принятыми в развитие 44-ФЗ. Обзор новых нормативно-правовых актов и изменений законодательства. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона.
· Правила описания объекта закупки. Порядок составления технического задания. Нормирование в сфере закупок.
- · Порядок проведения конкурсов, включая конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы.
- · Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
- · Порядок осуществления закупок путем проведения аукциона.
- · Порядок осуществления закупок способом запроса котировок.
- · Порядок осуществления закупок способом запроса предложений.
- · Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
- · Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарным предприятиями и иными юридическими лицами
- · Особенности отдельных видов закупок.
- · Правила подготовки и размещения в ЕИС отчета об объеме закупок у СМП и СОНО
Ответы на вопросы. Практические рекомендации.
Материальная ответственность
Осуществляя закупки для государственных и муниципальных нужд, необходимо помнить о различных видах ответственности в отношении как заказчика, так и поставщика. В первую очередь стоит различать пени и штрафы по 44-ФЗ. Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение контракта представляют собой зафиксированную в договоре сумму, которую придется заплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по госконтракту. Пени начисляются за каждый день просрочки выполнения обязательств.
Материальная ответственность сторон устанавливается самим контрактом. Предусматривают такие формы ответственности:
- пеня (начисляется за просрочку исполнения обязательств);
- штраф за ненадлежащее исполнение контракта 44-ФЗ (начисляется за иное правонарушение).
В ст. 34 44-ФЗ и постановлении правительства № 1042 от 30.08.2017 установлены штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями. Собрали их в таблицу.
Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение
Порядку расчета санкций за ненадлежащее исполнение контракта посвящено постановление правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Таблица штрафов за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ в 2021 году:
Для заказчика | Для поставщика |
Размер штрафа за каждое нарушение зависит от стоимости госконтракта:
|
Постановление предусматривает общее правило исчисления штрафов за каждое нарушение для поставщиков и ряд исключений — особых ситуаций, в которых исчисление производится иначе.
Общее правило устанавливает взаимосвязь размера штрафа и суммы госконтракта:
|
Если закупка проводилась среди организаций, относящихся к СМП или СОНКО, штраф за каждое нарушение при любой цене контракта составит 1% от цены сделки, но не меньше 1000 и не больше 5000 рублей. | |
Если в ходе тендера цена госконтракта не просто снизилась, а ушла в минус, то есть участники боролись за шанс заключения госконтракта и победил тот, кто предложил большую цену за контракт, сумма санкции зависит от того, оказалась ли в итоге цена, которую победитель заплатил за госконтракт, выше или ниже НМЦК.
Если ниже, сумма штрафа составит:
Если выше:
|
|
Если контрагент нарушил какое-то обязательство по соглашению, которое не имеет стоимостного эквивалента, сумма санкции за это нарушение исчисляется в следующем порядке:
|
|
Если подрядчик не исполнил обязательство по строительству или капремонту, которое обязан выполнить без привлечения субподрядчиков, штраф — 5% от стоимости этих работ. | |
Если контрагент обязан привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНО, но не выполнил эту обязанность, штраф — 5% от суммы привлечения. |
ВАЖНО!
Общая сумма выставленных той или иной стороной штрафов не должна превышать сумму контракта. Сторона избежит санкций, если докажет, что не могла надлежащим образом выполнить обязательства из-за обстоятельства непреодолимой силы.