- Наследование

Категории и группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории и группы должностей государственной гражданской службы Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Классный чин — присвоенный федеральным госслужащим квалификационный разряд. Если взять такие примеры федеральной государственной гражданской службы, как руководители и советники, то классные чины им присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Категории и группы госдолжностей на гражданской службе

Включенные в систему классификации и учета должности государственной службы подразделяются на:

  • руководящие — к ним относятся руководители госорганов и структурных подразделений и их заместители, руководители территориальных и федеральных органов исполнительной власти, структурных подразделений и их заместители, руководители представительств госорганов, структурных подразделений, принятые на определенный срок или без ограничения срока полномочий, и их заместители. Обратите внимание: должность директора по РДФГГС отсутствует, она именуется в реестре как «руководитель»;
  • помощники или советники — осуществляют содействие руководителям государственных, территориальных органов исполнительной власти и представительств госорганов в реализации их полномочий. С этой категорией заключается срочный служебный контракт на время исполнения полномочий руководителя, поэтому с уходом своего начальника уходят и они;
  • специалисты, которые входят в старшую группу должностей государственной гражданской службы и обеспечивают выполнение госорганами их задач и функций, правового обеспечения служебной деятельности без ограничения срока полномочий;
  • гражданские должности обеспечивающих специалистов. Любой из таких специалистов 1 разряда государственной гражданской службы, 2-го или 3-го помогает контролировать организационную, информационную, документационную, финансово-экономическую, хозяйственную и прочую деятельность госорганов, осуществляющих хозяйственное обеспечение без ограничения срока полномочий.

Структура госслужбы включает три основные ветви:

  1. Государственную гражданскую службу.
  2. Военную службу.
  3. Государственную службу иных видов (структуры Генеральной Прокуратуры Федеральной налоговой службы и т. д.).

Ветви госслужбы, указанные во втором и третьем пунктах, являются самостоятельным видом деятельности (ст. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.05.2003 № 58 «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Для всех трех видов установлена структура подразделений и должностей, соотношение между которыми учитывается при переходе из одной ветви госслужбы в другую.

Существует множество нормативных актов федерального и регионального уровня, регулирующих сферу госслужбы. Основными среди них являются следующие документы

  • Федеральный закон от 27.05.2003 № 58 (ред от 28.12.2010) «О системе государственной службы Российской Федерации». Этот законодательный акт определяет, что такое госслужба, какова ее структура, определяет порядок поступления и прохождения;
  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 (ред от 29.07.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Это основной закон, касающийся именно вопросов гражданской службы. Он определяет, что это такое, каковы ее виды, а также вводит классификацию и условия поступления на госслужбу, заключения служебного контракта и прохождения службы;
  • Федеральный закон от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции». Определяет правовую основу и принципы борьбы с коррупцией, а также меры противодействия и профилактики данному явлению;
  • Указ Президента Российской Федерации от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Устанавливает общие принципы поведения, основы социального поведения и моральные ориентиры госслужащих;
  • Указ Президента РФ от 11.01.1995 № 32 (ред. от 26.01.2017) «О государственных должностях Российской Федерации». Этот регламентирующий документ вводит в действие общий перечень госдолжностей в России;
  • Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 23.08.2017) «О реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы». Утверждает реестр должностей, который содержит сведения об их наименовании, коде и принадлежности к той или иной группе.

Все они регулируют деятельность, связанную с функционированием структур, классификацией должностей и прохождением госслужбы гражданами.

Как проверяют, что кандидаты соответствуют требованиям

Чаще всего при приеме на должность проводится конкурс, который состоит из двух этапов.

Первый этап: объявляется начало приема документов, чаще всего через сообщение в печатном виде или на официальном интернет-ресурсе соответствующего органа госвласти, которому требуется работник. Все соискатели в определенный срок предоставляют отделу кадров запрошенный перечень документов.

На втором этапе отбора конкурсная комиссия оценивает представленные кандидатуры по документам, проверяет соответствие кандидата квалификационным требованиям и определяет наиболее соответствующего кандидата путем голосования.

Тех, кто не прошел персональный конкурс по необходимым качествам, могут зачислить в кадровый резерв и вернуться к рассмотрению его кандидатуры при освобождении иной вакансии.

Должности главной группы федеральной госслужбы — это те, которым присваиваются классные чины государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3 класса.

Должностям главной группы, которые относятся к региональным властным структурам, присваиваются классные чины государственный советник субъекта Российской Федерации 1, 2 или 3 класса. К ним относятся, например, заместитель начальника департамента, советник, главный советник.

Следует отметить, что трудиться в органах государственной гражданской службы имеют право только граждане Российской Федерации. Это следует из положений статьи 14 Федерального закона от 25.07.2002 № 115 (ред от 31.12.2017) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Она запрещает иностранцам работать в подобных структурах. Право на это имеют только граждане РФ.

Рассмотрение кандидатов на должность

Чаще всего при приеме на должность проводят конкурс, который направлен на выявление наиболее сильного и конкурентоспособного кандидата. Он включает в себя 2 основных этапа.

На первом этапе объявляется о начале приема документов. Информацию размещают в печатном виде, либо на официальном информационном портале соответствующего органа государственной власти, которому требуется работник. Соискатели направляют свой пакет документов отделу кадров в запрашиваемые сроки.

Читайте также:  Кто освобождается от уплаты налога на землю и недвижимость

При наступлении второго этапа отбора конкурсная комиссия, состоящая из представителей наиболее вышестоящих органов, просматривает заявки, проверяет кандидатов на соответствие квалификационным требованиям. Наиболее соответствующая кандидатура определяется путем голосования.

Обратите внимание! Те, кто не прошел конкурсный отбор, будут занесены в кадровый резерв организации. Если государственному учреждению снова потребуется кандидатура на эту должность, либо на смежную специальность, кадровый отдел свяжется с человеком.

Но случается и так, что на новую должность направляют кандидата из Если человек проявляет себя с лучшей стороны, то его перенаправят на наиболее руководящую должность. Также субъект может быть отстранен от работы в связи с нарушением рабочей дисциплины.

Освобождение граждан от ответственности

В данном смысле освобождение граждан от каких-либо форм ответственности по определенным правилами службы государственной направленности федерального аппарата исполнительной власти является вопросом конституционного порядка. Именно из-за этого данный список не может контролироваться специальными указами Президента Российской Федерации. Изначально такой список утверждался президентом Ельциным. Такой правовой контроль был приемлемым в определенных условиях переходного периода, во время радикальных экономических реформ, которые в свою очередь были санкционированы постановлением съезда народных депутатов РСФСР от 1991 года 1 ноября № 1830-1 «Об организации власти исполнительного характера в специальный период радикальной реформы экономической направленности». Но данный период, который считается переходным в полновластии Президента РСФСР Ельцина был установлен на год, до 1992 года 1 декабря. С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации данный переходный период необходимо считать полностью оконченным. Так как требовалось определенное правовое регулирование статуса должностей государственного порядка, это должно были быть сделано, некоторыми изменениями Конституции или же специальным федеральным конституционным законом, но данный документ обязан быть принят или на референдуме народа, или на собрании Федерального характера. Иначе Президент Российской Федерации своими указами о статусе данных лиц подменяет собой и Конституцию, и всю систему власти, тем самым претендуя на определенное монархическое положение в системе органов гос. власти Российской Федерации.

Замечание 3

Так как сам по себе он не может устанавливать статус, а в настоящее время должность государственного порядка Президента Российской Федерации в сводный перечень государственных должностей Российской Федерации включена, и не существует какой-либо детализации статуса правовой направленности лиц, которые в него входят.

Данный контроль правового характера имеет связь также с доктриной несовместимости мандата депутату органа представительной государственной власти с конкретной должностью в исполнительном аппарате государства. Принцип несовместимости мандата депутата с должностью службы гражданского порядка сформулирован в специальной статьей 39 закона № 79-ФЗ.

Замечание 4

Достаточно сильный интерес правовой направленности вызывает определенное соотношение понятий должности, а также должностного регламента.

Принципы государственной службы

Как любая иная система, государственная служба работает по своим принципам. К ним относятся:

  • федерализм. Он основывается на соблюдении единой конституционной системы, делегирования полномочий по уровням и ветвям власти. Он обеспечивает единство и равенство функционала между уровнями;
  • законность – все уровни власти действуют в рамках принятых законодательных норм;
  • равенство доступа. Каждый гражданин РФ может стать государственным служащим, может прийти работать в эту систему;
  • первостепенность. Права и интересы граждан нашей страны являются первостепенными, их необходимо соблюдать и защищать, они признаются в обязательном порядке всеми уровнями власти;
  • взаимосвязь и взаимозависимость. Государственная и муниципальная службы должны работать вместе;
  • единство правовых систем, которые стоят у истоков госслужбы. Они законодательно закрепляют единый подход к построению функционала;
  • открытость и доступность. Со стороны общества ведётся контроль, который должен быть виден. То есть, гражданам необходимо предоставлять объективные сведения о том, как работают госорганы в их регионе, субъекте, стране;
  • компетентность. Каждый служащий системы должен быть профессионалом в своём деле;
  • невмешательство. Без веских на то оснований, государственные органы и учреждения, должностные лица, руководители предприятий и простые граждане не могут вмешиваться в деятельность госслужащих, диктовать им нормы.

Принципы государственной гражданской службы

Сюда можно отнести:

  • права и свободы первостепенны, защищаются законами на всех уровнях власти;
  • все виды ГГС РФ должны работать вместе;
  • все граждане РФ имеют одинаковый доступ, при условии, что они соответствуют требованиям, нет установленных ограничений;
  • компетентность и профессионализм каждого служащего, что подтверждает документами, дипломами;
  • ГГС РФ взаимодействует с общественными организациями, объединениями и людьми;
  • открытость доступа. Информация о ГГС доступна вся всех желающих;
  • стабильность;
  • каждый госслужащий в ГГС защищён от вмешательства посторонних людей, если на то нет уважительных причин.

Существует тесная связь между гражданской и муниципальной службой, что обеспечивается едиными требованиями к кадрам, едиными ограничениями и обязанностями.

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Государственная гражданская служба РФ (далее также – гражданская служба) – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Читайте также:  Можно ли пить в припаркованном автомобиле?

Государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Категории должностей:

1) руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока полномочий;

2) помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;

3) специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий;

4) обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается:

• участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

• замещать должность гражданской службы в случае:

– избрания или назначения на государственную должность;

– избрания на выборную должность в органах местного самоуправления;

– избрания на оплачиваемую выборную должность в органах профессиональных союзов или органах первичной профсоюзной организации;

• осуществлять предпринимательскую деятельность;

• приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

• быть поверенным или представителем по делам третьих лип в государственном органе, если иное не предусмотрено ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами;

• получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью или собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК;

• выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

• использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

• разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера или к служебной информации, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

• допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором он замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;

• получать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) от иностранных государств, международных организаций, а также от политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

• использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц;

• использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, иных организаций, а также публично выражать отношение к ним в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

• создавать или способствовать созданию в государственных органах структур политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских, иных органов общественной самодеятельности;

• прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебных споров.

В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе:

• замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, отдельные функции государственного управления в которых непосредственно входили в его должностные обязанности;

• разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Система государственной службы РФ

Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система – это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

Читайте также:  Квартира как основное средство налог на имущество

Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

Виды государственной гражданской службы

Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

Кроме перечисленных видов государственной службы , в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

  1. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2000. N 4.
  2. Волженкин Б.В. К вопросу о понятии должностного лица как субъекта должностных преступлений // Советское государство и право. 1991. N 11.
  3. Засов К.П. Понятие должностного лица в законодательстве и юридической практике // Современное право. 2003. N 8.
  4. Изосимов С.В. К вопросу о разграничении понятия должностного лица и лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной (некоммерческой) организации // Юрист. 1999. N 7.
  5. Кононов П.И. Административная ответственность должностных лиц: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1994.
  6. Лазарева Н.С. Дисциплинарная и административная ответственность советских должностных лиц: Дис. … канд. юрид. наук. М., 1948.
  7. Петров Ю.А. К понятию должностного лица // Правоведение. 1974. N 6.
  8. Петухов Г.Е. Понятие должностного лица в советском законодательстве и правовой науке / Г.Е. Петухов, А.С. Васильев // Правоведение. 1980. N 3.
  9. Российская газета. N 162. 2004.
  10. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2954.
  11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1. Ч. 1. Ст. 1.
  12. Ямпольская Ц.А. О должностном лице в советском государственном аппарате // Вопросы административного права. М., 1949.

Принципы гражданской службы

Согласно ст. 4 закона № 79 можно выделить следующие принципы обозначенной деятельности:

  1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина.
    Призывает сотрудников данных структур блюсти права и свободы физических лиц.
  2. Сходство норм и организационных процессов служб федерального и регионального уровня.
    Закрепляет неразрывность осуществления трудовой деятельности на всех уровнях.
  3. Равный доступ соискателей к работе и равные условия ее выполнения.
    Означает отсутствие ограничений при приеме на работу в зависимости от расы, пола, происхождения и т. д.
  4. Профессионализм и компетентность работников.
    Обеспечивает наличие у сотрудников необходимого образования, опыта, а также необходимость совершенствования ими своих знаний, умений.
  5. Стабильность.
    Поддерживает уверенность сотрудников в стабильности их работы, условий ее выполнения и оплаты.
  6. Доступность информации.
    Предоставляет лицам в пределах, установленных нормативными актами, возможность ознакомления с информацией, непосредственно касающейся их законных интересов.
  7. Взаимодействие с общественными объединениями и физическими лицами.
    Устанавливает необходимость взаимодействия власти с обществом и недопустимость их противодействия.
  8. Защищенность работников от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность. Определяет право сотрудника на получение защиты при поступлении в его адрес угроз или других неправомерных действий, связанных с исполнением им своих полномочий.

Признаки гражданской службы и служащего

Из всего вышеизложенного в настоящем материале, а также в соответствии с положениями законодательства можно выделить следующие особые признаки рассматриваемого института:

  1. Является одним из видов государственной службы.
  2. Представляет собой службообразующую категорию.
  3. Должности утверждаются указами Президента или региональным законодательством в виде специального акта (реестра).
  4. Утвержденная должность замещается конкретным гражданином.
  5. Должности имеют свои категории и входят в определенные группы.
  6. Работники имеют властные полномочия.

А вот для отнесения конкретного лица к указанной трудовой сфере следует руководствоваться следующими признаками:

  1. Замещение соответствующего поста.
  2. Наличие гражданства РФ.
  3. Достижение возраста 18 лет.
  4. Издание соответствующего акта о назначении.
  5. Заключение трудового контракта.
  6. Получение оплаты труда из средств бюджета страны или конкретного региона.

Законодательством РФ установлены определенные требования, кто может занимать, а также замещать государственные должности:

  • достаточный уровень необходимого образования;
  • владение необходимыми навыками по рабочей специальности и конкретному направлению;
  • достаточный служебный стаж;
  • свободное владение определенными умениями и навыками, характерными для должности.

Так, для руководителей, их помощников и специалистов обязательно наличие высшего образования (магистратуры или полного), специалисты могут владеть только бакалавриатом, а обеспечивающие специалисты должны иметь среднее профессиональное образование.

Аналогично выставлены и требования по стажу таких работников:

  • руководители, их помощники и специалисты должны проработать более 4 лет;
  • средние специалисты должна иметь стаж не менее 2 лет;
  • обеспечивающие специалисты могут быть приняты без стажа.

Таким образом, к госслужащим относятся все, кто работает в государственных органах законодательной, исполнительной, судебной власти, при этом получает зарплату из бюджета РФ или субъекта РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *