- Наследование

Взыскание налогов с юридических лиц осуществляется в бесспорном порядке

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание налогов с юридических лиц осуществляется в бесспорном порядке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Порядок проведения взыскания

Формы всех документов, которые могут применяться при осуществлении принудительного взыскания, утверждаются Федеральной налоговой службой на основании Приказа ФНС РФ от 03.10.2012 г. № ММВ-7-8/662@.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. На осуществление бесспорного списания в рамках взыскания отводится срок в два месяца после истечения срока, указанного в требовании.

В случае пропуска этого срока налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика суммы налога. Рассматриваемая статья устанавливает особый срок исковой давности такого обращения в шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Комментарии к ст. 48 НК РФ

На основании пункта 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно пункту 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

В случае неисполнения налогоплательщиком — физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган (таможенный орган) вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.



[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

Налогоплательщику, в отношении которого инициирована процедура принудительного (бесспорного) взыскания сумм налогов и пеней и который желает приостановить ее действие до разрешения материального налогового спора, необходимо совершить два процессуальных действия:

1) обратиться в арбитражный суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов налогового органа, обжаловав при этом не только решение, вынесенное на основании статьи 101 НК РФ, но и постановление о взыскании налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ);

Читайте также:  Порядок ведения и сдачи отчетности в росприроднадзор для малых предприятий в 2023 году

2) после этого обратиться в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя с заявлением о приостановлении исполнительного производства, возбужденного на основании указанного постановления.

Первое действие допустимо, поскольку рассматриваемое постановление является ненормативным актом налогового органа и соответственно может быть оспорено в арбитражном суде на основании статей 137, 138, 142 НК РФ; статей 29, 197, 198 АПК РФ.

Но поскольку оно одновременно является исполнительным документом, факт его оспаривания в арбитражном суде служит безусловным основанием для приостановления возбужденного по нему исполнительного производства, что напрямую следует из пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» и абзаца шестого статьи 436 ГПК РФ, в соответствии с которыми в случае оспаривания должником исполнительного документа в судебном порядке, если такое оспаривание допускается законом, исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению.

Все условия для такого приостановления в данном случае налицо: должник (он же налогоплательщик) оспорил исполнительный документ (ненормативный акт) в судебном порядке (в арбитражном суде), возможность чего предусмотрена законом (ст. 137, 138, 142 НК РФ; ст. 29, 197, 198 АПК РФ). Суд обязан приостановить исполнительное производство, что кардинальным образом отличает эту процедуру от принятия судом обеспечительных мер, где решающее значение имеет не столько закон, сколько усмотрение судьи.

Необходимость обращения с заявлением о приостановлении исполнительного производства именно в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд обусловлена пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 21.07.97 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», в соответствии с которым арбитражный суд рассматривает вопросы приостановления (прекращения) только тех исполнительных производств, которые возбуждены на основании исполнительных документов, выданных арбитражным судом. Во всех же остальных случаях, а следовательно, в том числе и при исполнении документов, выданных несудебными органами, вопрос о приостановлении возбужденных на их основании исполнительных производств разрешается судом общей юрисдикции.

Сказанное подтверждается положениями статьи 327 АПК РФ, где упомянута возможность приостановления арбитражным судом лишь такого исполнительного производства, которое возбуждено на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, из чего следует, что суды, входящие в систему арбитражных судов, приостановлением иных исполнительных производств не ведают. Это подтверждается и частью 3 статьи 1 ГПК РФ, в соответствии с которой к вопросам гражданского производства в судах общей юрисдикции, наоборот, отнесено исполнение не только судебных постановлений, но и постановлений иных органов.

Таким образом, складывается определенная ситуация: хотя само оспаривание постановления об обращении взыскания на имущество налогоплательщика происходит в арбитражном суде, приостановление возбужденного на его основании исполнительного производства проводится судом другой системы — общей юрисдикции. Но как бы парадоксально это ни звучало, положение дел именно таково.

В настоящее время если налогоплательщик не согласен с начисленным ему штрафом, то он должен вовремя предпринять действия по обжалованию решения о взыскании штрафа до его принудительного исполнения. Налогоплательщик вправе обжаловать решение о взыскании финансовых санкций в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в арбитражный суд (ст. 138 НК РФ). Если решение обжалуется в вышестоящий налоговый орган, исполнение данного решения приостанавливается автоматически (п. 4 ст. 103.1 НК РФ).

Если же решение о взыскании штрафа обжалуется в арбитражный суд, то вопрос о возможности приостановления его исполнения решается арбитражным судом в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством (п. 4 ст. 103.1 НК РФ). Для этого налогоплательщику необходимо подать в арбитражный суд заявление о принятии обеспечительных мер и уплатить государственную пошлину. При этом судья может и отказать в приостановлении исполнения решения либо оставить заявление без движения. Поэтому налогоплательщику следует, по нашему мнению, обжаловать решение о взыскании штрафа и в вышестоящий налоговый орган, и в суд одновременно.

Для обжалования решения о взыскании штрафа в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик должен подать жалобу, форма которой налоговым законодательством не установлена, поэтому она подается в произвольной форме. Единственное требование, предъявляемое при подаче жалобы, — одновременно с подачей жалобы налогоплательщик должен направить ее копию в налоговый орган, который принимал решение о взыскании финансовых санкций (п. 6 ст. 103.1 НК РФ).

Комментарий к Ст. 45 Налогового кодекса

1. Статья 45 регулирует целый спектр вопросов, связанных с исполнением обязанности по уплате налога или сбора, в числе которых критерии и формы исполнения налоговой обязанности, определение момента и надлежащего порядка ее исполнения, последствия неисполнения и даже оформление поручения на перечисление налогов в бюджетную систему. Часть этих вопросов раскрывается также в других статьях главы 8 НК РФ.

Исполнение обязанности по уплате налога или сбора состоит в совершении налогоплательщиком (плательщиком сбора) действий по исчислению налога (сбора) и перечислению его суммы в бюджет по установленной форме. В основе данной деятельности лежат следующие принципы:

— самостоятельность уплаты налога или сбора;

— обязательность уплаты налога или сбора;

— реальность уплаты налога или сбора;

— исполнение обязанности по уплате налога и сбора надлежащим образом;

— исполнение обязанности по уплате налога или сбора под контролем налоговых органов.

2. Самостоятельность. Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Данному положению соответствует пункт 1 комментируемой статьи, согласно которому налогоплательщик (плательщик сбора) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Взыскание недоимки по налогу с физического лица, согласно ст. 48 НК РФ, производится только в судебном порядке.

Согласно позиции КС РФ, положения пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, т.е. от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет. При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме — безналичной или наличной — происходит уплата денежных средств. Важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств. Согласно позиции КС РФ, иное толкование понятия «самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога» приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов. Изложенное полностью распространяется на процесс перечисления налоговыми агентами сумм удержанных ими налогов в бюджет. Самостоятельность исполнения ими этой обязанности заключается в совершении действий по перечислению налогов в бюджет от своего имени и за счет тех денежных средств, которые ими были удержаны из сумм произведенных выплат (Определение КС РФ от 22 января 2004 г. N 41-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Сибирский тяжпромэлектропроект» и гражданки Тарасовой Галины Михайловны на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Читайте также:  На сколько процентов проиндексируют пенсию в 2023 году по потере кормильца

Вопрос о добросовестности плательщика является немаловажным при рассмотрении споров, связанных с моментом исполнения налоговой обязанности. Например, в случае неплатежеспособности банка может возникнуть ситуация, когда средства на уплату налога с расчетного счета налогоплательщика были списаны, но не перечислены по назначению из-за отсутствия средств на корреспондентском счете. В этом случае налоговая обязанность считается исполненной, если налогоплательщик не знал об этом и при перечислении денежных средств в бюджет действовал добросовестно (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 декабря 2002 г. N 2257/02).

Самостоятельность исполнения обязанности по уплате налога или сбора не исключает предусмотренных законодательством о налогах и сборах ситуаций, когда исчисление или перечисление налога за налогоплательщика осуществляется от его имени другим уполномоченным лицом. При этом, как указано КС РФ, должны соблюдаться два непременных условия: сумма налога уплачивается от имени налогоплательщика и за счет принадлежащих ему денежных средств.

В частности, согласно подпункту 5 пункта 3 ст. 45 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм налога налоговым агентом. Что касается налогового агента, то его обязанность по уплате налога после удержания средств у налогоплательщика считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 года N 784/13). Под соответствующим счетом Федерального казначейства здесь имеется в виду единый счет бюджета, на который во исполнение ст. 215.1 и 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) зачисляются все доходы всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Есть случаи, когда действия, связанные с уплатой налога (сбора), производятся за налогоплательщика (плательщика сбора) иным уполномоченным лицом, помимо налогового агента, и не в принудительном порядке. В частности, такие действия могут осуществляться:

— уполномоченным представителем налогоплательщика (ст. 29 НК РФ);

— правопреемником (правопреемниками) реорганизованного юридического лица в порядке, установленном ст. 50 НК РФ;

— лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего, которое обязано уплатить всю не уплаченную налогоплательщиком (плательщиком сбора) сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы (ст. 51 НК РФ);

— опекуном физического лица, признанного судом недееспособным, за счет денежных средств этого недееспособного лица в размере всей неуплаченной суммы налогов и сборов, а также пени и штрафов (ст. 51 НК РФ).

Взыскание налога на основании судебного решения

Взыскание налога на основании судебного решения может быть произведено как в отношении организаций (в том числе банковских организаций, обязанных перечислить налоговый платеж); так и физических лиц.

Исковое заявление о взыскании налога за счет имущества подается (п. 6 ст. 46 НК):

в арбитражный суд, если взыскание производится в отношении организации или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя;

в суд общей юрисдикции, если взыскание производится в отношении физического лица.

Рассмотрение дел по искам о взыскании налога производится в соответствии:

с арбитражно-процессуальным законодательством — в арбитражном суде;

гражданско-процессуальным законодательством — в суде общей юрисдикции.

Исковое заявление о взыскании налога может быть подано в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

К исковому заявлению о взыскании налога может прилагаться ходатайство о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования.

Взыскание налога за счет имущества на основании вступившего в законную силу решения суда производится в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, оговоренных в HK РФ.

Срок давности по налогам

При совершении лицом налогового правонарушения, срок исковой давности, по истечении которого его уже не привлечь к ответственности, равняется трем годам. Отсчет срока начинается со дня совершения правонарушения либо сразу по завершении налогового (отчетного) периода, в котором оно совершено (ст.113 НК РФ, ст. 196 ГК РФ). Но налоговым законодательством не устанавливается никаких сроков, по истечении которых с должника снималась бы обязанность заплатить налог. Поэтому понятие «срок давности по уплате налогов» предполагает период, в течение которого неуплаченный (или не полностью уплаченный) налог может быть взыскан с налогоплательщика фискальными органами.

Если налог не перечислен в положенный срок в госбюджет и по нему возникла недоимка, для ИФНС это становится основанием обратиться к налогоплательщику с требованием о его уплате (п. 1 ст. 45 НК РФ). Требование передается лично в руки плательщика-должника или отправляется ему почтой заказным письмом. Исполнить требование нужно в течение 8 дней с даты получения, или в срок, прямо указанный в нем. После этого начинается исчисление срока исковой давности по уплате налогов.

При невыполнении налогоплательщиком-должником требования в срок, в течение 2-х месяцев, налоговики могут принять решение о взыскании неуплаченных сумм. Если по окончании и этого срока недоимка не будет погашена, ее взыскание возможно только через суд.

Для подачи в суд заявления о взыскании недоимки за счет денег, имеющихся на банковских счетах налогоплательщика, срок исковой давности по налогам юридических лиц и ИП составляет полгода после завершения срока, отведенного для исполнения выставленного ранее требования ИФНС (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если взыскание недоимки «нацелено» на имущество должника, в том числе его наличные деньги, то срок давности по налогам ИП и организаций, взыскиваемым в судебном порядке, составит 2 года с момента окончания срока исполнения требования налоговиков (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Все перечисленное одинаково относится как к налогоплательщикам, так и к налоговым агентам, имеющим долги по перечислению соответствующих платежей.

В случае, когда налоговиками срок исковой давности по неуплате налогов для подачи заявления пропущен, суд по ходатайству ИФНС может его восстановить, если сочтет уважительными причины такого пропуска.

Порядок взыскания долгов

Взыскание задолженности по налогам является бесспорным и в судебном порядке. В первом случае долги взыскивают с расчетных счетов путем инкассо или имущество с помощью судебных приставов. При невозможности взыскания в бесспорном порядке налоговики обращаются в суд.

Рассмотрим порядок взыскания недоимки по налогам перед бюджетом по этапам.

Этап 1. При обнаружении недоимки по налогам инспекция выставляет требование об уплате налога, штрафа, пеней, процентов в следующие сроки:

  • если долг по налогу появляется при налоговой проверке, то не позднее 20-ти рабочих дней со времени, когда вступило в силу постановление, которое вынесено по результатам проверки;
  • если недоимка обнаружена вне проверки налогоплательщика, срок направления требования зависит от размера задолженности. В частности, в пятьсот рублей и более требование направляют в течение 90 дней с момента выявления долга, а при задолженности менее 500 руб. — в течение одного года со времени выявления недоимки.

Этап 2. Налогоплательщику требуется выполнить требование в течение указанного в нем срока взыскания недоимки по налогам. Минимальный срок, в который ему требуется уложиться с уплатой недоимки, составляет восемь рабочих дней со времени получения (как указывалось ранее). Если требование должник не исполняет, то:

  • в соответствии п. 3 ст. 46 НК РФ не позднее 2-х месяцев при исходе срока исполнения требования инспекция выносит постановление о взыскании задолженности со счетов должника, которые открыты в кредитных и банковских учреждениях. Что касается консолидированной группы налогоплательщиков, срок вынесения решения налоговым органом продлевают до 6-ти месяцев с того времени, когда истекли сроки исполнения требования, которые направлены участнику группы (пп. 5 п. 11 ст. 46 НК РФ). Процедура взыскания сумм задолженности со счетов налогоплательщика регламентирована ст. 46 НК РФ. В том случае, если средств на счетах нет либо их недостаточно для взыскания задолженности, требуется перейти к этапу 3;
  • по истечении 2-х, но не позднее 6-ти месяцев после того, как срок исполнения требования об уплате пеней, недоимки, штрафов и пр. налоговики вправе направить заявление в арбитраж для взыскания с налогоплательщика суммы задолженности. При этом сроки подачи заявления, которое касается взыскания задолженности с консолидированной группы налогоплательщиков, продлевают до 6-ти месяцев после окончания 6-месячного срока внесудебного взыскания задолженности с банковских счетов лиц;
Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в Тульской области в 2023 году размер изменения

Важно! Если инспекция по уважительной причине пропустила сроки подачи заявления, судья вправе восстановить их.

Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

  • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
  • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
  • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
  • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
  • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.

Налогообложение — важная составляющая деятельности не только России, но и всех остальных государств в мире. Эти средства формируют бюджеты различных уровней и после перераспределяются в зависимости с расходными статьями, в том числе и на социальные нужды. Не каждый с этим согласен и выполняет исправно свою обязанность, поэтому предусмотрен механизм взыскания. Любой налогоплательщик, своевременно не рассчитавшийся, рискует, что его банковские счета и имущество может попасть в поле зрения сотрудников инспекции, а иногда в особо запущенных случаях, судебных приставов. При этом требуется соблюсти определенную процедуру.

Сперва должник получит из налоговой уведомление, в котором будет лишний раз содержаться напоминание о необходимости произвести оплату. Документ будет включать информацию следующего характера:

  • Сумма образовавшейся задолженности.
  • Пеня, насчитанная на день высылки уведомления.
  • Сроки оплаты и исполнения требований налоговой об уплате налогов пени штрафа.
  • Меры, которые последуют в отношении субъекта, если он проигнорирует уведомление.

На практике продолжительность для самостоятельного добровольного исполнения просроченного обязательства составляет 60 суток.

Что представляет собой судебный приказ?

​Под судебным приказом понимается принятое в порядке приказного судопроизводства постановление, в соответствии с которым то или иное управомоченное лицо (например, государственный орган — такой как Налоговая служба) получает законное право взыскать с должника (например, гражданина или организации) ту или иную денежную сумму в соответствии с законом или договором. В случае, если управомоченное лицо — Налоговая служба, то речь пойдет о взыскании с гражданина или организации неуплаченного налога. При этом, будут применяться положения законодательства РФ об административном судопроизводстве.

Приказное судопроизводство характеризуется:

  • достаточно быстрым рассмотрением иска судом;
  • рассмотрением дела без участия истца (управомоченной стороны, кредитора) и ответчика (обязанной стороны, должника);
  • вынесением постановления при наличии неоспоримых доказательств того, что ответчик чем-то обязан перед истцом (исходя из договора или положений законодательства — как в случае с налогами).

Во многих случаях взыскание долга (в рассматриваемом сценарии — налога) на практике осуществляет Служба судебных приставов. Судебный приказ — тот документ, на основании которого будут действовать приставы.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ, требование о взыскание можно направить в судебную инстанцию общей юрисдикции в течение полугода с момента истечения срока, отведенного на исполнение ответчиком обязательств перед бюджетом.

Если в течение 3-х лет с даты окончания периода для исполнения самого первого требования об отчислении обязательных платежей, учитываемого контролирующим органом, при расчете совокупной суммы налога, взноса, сбора, штрафов, пеней, подлежащих взысканию, превысил 3 тыс. руб., исчисление срока начинается с момента, когда возникло это превышение. Если размер требований меньше 3000 руб., заявление подается в течение 6 мес. с даты истечения трехлетнего срока.

Если установленные периоды были пропущены по уважительной причине, суд может восстановить их.

Общие правила взыскания налога, сбора, пени

Правила взыскания налога, установленные НК, в полной мере распространяются на взыскание сборов и пени.

Правила взыскания налога, сбора или пени с налогоплательщика без каких-либо исключений применяются и в отношении налогового агента.

Процедура взыскания налога различается в зависимости от того, является налогоплательщик (налоговый агент) юридическим или физическим лицом. Взыскание налога производится (абз. 5 п. 1 ст. 45; ст. 60 НК):

с организаций (в том числе банковских организаций, перечисляющих налоговый платеж) в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК;

с физического лица — в судебном порядке.

В случае пропуска срока для взыскания налога с организации в бесспорном порядке взыскание производится в судебном порядке.

Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

  • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
  • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
  • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
  • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
  • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *