Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сведения о счетах физических лиц составляющие банковскую тайну могут быть предоставлены банком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельно стоит рассмотреть вопрос защиты банковской тайны и сведений, её составляющих по отношению к юридическим лицам. Законодательные нормы о банковской тайне имеют ряд исключений и в первую очередь это связано с тем, что государственные структуры не смогут в необходимом объеме выполнять свою работу по контролю и финансовому мониторингу за неимением сведений о наличии и движении денежных средств на счетах организаций и предприятий, а суммы денежных средств там, как известно, на порядки больше, чем на счетах физических лиц. По этой причине в определенных случаях (строго прописанных в ФЗ N 395-I и ГК РФ) банковская организация обязана сообщать сведения, составляющую банковскую тайну по запросу уполномоченного органа, а иногда и без запроса в автоматическом режиме, особенно это касается подозрительных сделок и движений денежных средств по счетам юрлиц.
Разглашение банковской тайны об юридических лицах
В частности, выписки по счетам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц предоставляются банком на основании запросов нижеприведенных государственных служб и структур:
- Суды;
- Налоговая инспекция;
- Росфинмониторинг;
- Счетная палата РФ;
- Федеральная Служба судебных приставов (ФССП);
- Таможенная служба;
- Пенсионный Фонд России (ПФР);
- Фонд социального страхования РФ (ФСС);
- МВД (при расследовании налоговых преступлений).
- Следственные органы (четырех ведомств МВД, СКП, ФСБ, ФСКН).
Помимо выписок по счетам, банки обязаны предоставлять налоговым службам информацию об открытии или закрытии депозитных вкладов ИП и юридических лиц, сообщить банки обязаны и в случае смены реквизитов вкладов организаций или индивидуальных предпринимателей.
Кто имеет доступ к банковской тайне?
Рассмотрим структуры, которые имеют доступ к сведениям, относящимся к БТ:
- Судебные органы всех юрисдикций.
- Налоговые и таможенные структуры.
- Орган контроля валюты.
- Счетная палата страны.
- Фонд социального страхования.
- Пенсионный фонд.
- Приставы, работающие на основании исполнительных документов.
- Полиция при расследовании дела, в раскрытии которого может помочь банковская тайна.
- Нотариусы.
- Консульские структуры других стран.
- Орган по предотвращению отмывания средств, добытых преступных путем.
- Структуры по предотвращению финансирования террористических группировок.
- Официальное бюро кредитных историй.
- Определенные должностные лица.
Управляющие компании клиента банка могут получить только часть информации, содержащей БТ. Исключение – организации, расположенные в иностранных государствах. Они не имеют полномочий на истребование данных.
Представители данного перечня могут запрашивать следующие сведения:
- Справки о наличии у ЮЛ, ФЛ или ИП расчетных счетов и вкладов.
- Производимые финансовые операции.
- Остаток на р/с.
- Документацию о проведенных операциях с валютой или счетами (к примеру, их закрытие).
- Информацию, касающуюся операций с электронными деньгами.
- Информацию, касающуюся корпоративных платежных систем и операций с ними.
Запрос информации, относящейся к БТ, должен быть обусловлен конкретной необходимостью.
О гарантах и хранителях банковской тайны
Субъекты правовых отношений, осуществляющие охрану, предоставление и использование банковской тайны, делятся в зависимости от того, по каким основаниям получена информация и какой есть правовой объем на информацию на следующие группы:
- Обладатели информации, которая является банковской тайной. Это лица, обладающими исключительными правами по собственному усмотрению пользоваться относящейся к ним информацией. Это клиенты банковских учреждений – их личные и коммерческие интересы защищает институт банковской тайны.
- Владельцы информации – являются кредитными организациями, приобретающими подлежащую охране информацию на основании клиентских договоров. Клиент передает информацию в банковское учреждение или создает ее конкретно при исполнении договора. Передача информации в этом случае является дополнительным фактором, цель которого – обеспечение возможности выполнения банковским учреждением договорных обязательств. У владельцев информации есть право использовать ее, а в случаях, установленных законодательством, еще и право предоставить такую информацию третьему лицу.
- Пользователи информации. Им предоставляется информация, являющаяся банковской тайной. Предоставляют им ее владельцы информации, выполняя свои профессиональные (должностные) обязанности. Для пользователей информации возможен доступ к банковской тайне только на законодательных основаниях.
Банковская тайна и судебная практика
Обычно в судебных спорах ст. 857 ГК РФ упоминается в связи с необходимостью указать на факт того, что информация о состоянии расчетного и корреспондентского счетов является закрытой и не предоставляется просто так никому, в том числе и клиентам банка. В таком контексте это было указано в решении Арбитражного суда Нижегородской области по делу № А43 – 4593/2019, полный текст которого изготовлен 18.06.2019 года.
Его суть в том, что Инспекция Федеральной налоговой службы России по Нижегородскому району г. Нижнего Новгорода не хотела признавать исполненной обязанность коммерческой организации в уплате налогов и сборов, хотя общество предъявляло документы, подтверждающие, что платёжное поручение было передано в банк и деньги со счета были списаны. Однако в бюджет они не поступили, поэтому требования налоговиков к обществу сохранились.
Банк же был признан финансово несостоятельным, и по отношению к нему была начата процедура банкротства. Общество обратилось в суд с иском о признании его обязательств исполненными, поскольку на момент осуществления платежа ЦБ РФ ещё не отозвал лицензию у банка, и вся работа шла в штатном режиме. Суд удовлетворил заявление и признал, что юридическое лицо свою часть обязанностей исполнило. Банковская тайна была упомянута в силу того, что она имеет ещё одну характерную особенность.
В ряде случаев сам клиент не может узнать о состоянии своих счетов до тех пор, пока не обратится в банк с письменным запросом. Но для того, чтобы это сделать — нужно иметь какую-то причину. Клиент же не мог знать о том, что финансовые дела банка идут плохо и не подозревал о том, что выполняя списание банк проводил операцию, которая уже не имела смысла, а уменьшение остатка на счете клиента не приведёт к увеличению счета получателя.
В принципе, пока что остается только смириться с «жизнью в стеклянной комнате». Но обезопасить себя все-таки можно.
Во-первых, всегда держите в голове, что если у вас есть хотя бы один банковский депозит и уж тем более, хотя бы один кредитный счет, «вы уже в Матрице». Ваши персональные данные гуляют в цифровом пространстве, и проследить их путь довольно сложно. Но предупрежден – значит вооружен. И не стоит сразу покрываться холодным потом, если вам звонят с незнакомого номера и строгим голосом напоминают, что вот в таком-то году вы, Иван Петрович Сидоров, брали кредит в таком-то банке, не доплатили сто рублей и теперь должны пятьдесят тысяч… Сначала все проверьте, начиная с графика платежей и кредитного договора. А после этого ведите переговоры с банком, и только с банком. Заодно можете поинтересоваться, на каком основании информация о вас «утекла» третьему лицу.
Во-вторых, без крайней нужды «не светите» нигде свои персональные данные, номер паспорта, страхового свидетельства, номер кредитного договора… И вообще все документы, связанные с кредитом, лучше хранить не дома и тем более не на работе, а в том же самом банке, арендовав сейфовую ячейку.
В-третьих, при выборе банка вы можете отдать предпочтение той кредитной организации, которая ставит конфиденциальность во главу угла, постоянно повышает уровень защиты информации и следует этому имиджу не первый год. Политика банков действительно различается: одни готовы на все ради возврата долга и активно «сливают» недобросовестных заемщиков коллекторам, другие ведут себя как настоящие «скруджи», не желая делиться с «цессионерами», и работают с должниками собственными силами. При этом «скруджи» и персональную информацию клиентов защищают лучше, исходя из того, что сегодняшний заемщик – завтрашний вкладчик, и наоборот.
Наконец, можно констатировать, что с появлением Интернета и «цифрового пиратства» настоящих тайн в мире осталось очень мало. И риск, что ваши кредитные секреты будут раскрыты, существует в любом случае, а снизить его до минимума куда легче в Швейцарии, чем в России.
Режим банковской тайны
Российское законодательство не содержит общего определения охраняемой законом информации. Однако ст. 9 Федерального закона от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяются порядок и условия ограничения доступа к информации.
Законодательная трактовка понятия банковской тайны также отсутствует. Вместе с тем согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее — Закон о банках) кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить в тайне указанную информацию , а также данные об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Неотъемлемой составляющей режима банковской тайны является то, что он носит не абсолютный характер, а информация, составляющая банковскую тайну, может быть раскрыта в предусмотренных законом случаях.
Раскрытие информации судебным приставам
Как следует из п. 2 ст. 12 и п. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.07.97 № 118-ФЗ «О судебных приставах», при совершении исполнительных действий пристав-исполнитель вправе получать информацию, объяснения и справки в объеме, необходимом для осуществления своих функций. Все указанные данные должны предоставляться приставам по их требованию, причем безвозмездно и в установленный срок.
Согласно п. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные приставы могут запрашивать у банков, иных кредитных организаций, а также у налоговых органов, следующие сведения о должнике:
- о наименовании, местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых у него открыты счета;
- о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте;
- о прочих принадлежащих ему ценностях, которые находятся на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Раскрытие информации органам предварительного следствия
Согласно абз. 2 ст. 26 Закона о банках информация, составляющая банковскую тайну, может быть раскрыта органам предварительного следствия с согласия руководителя следственного органа и только по делам, находящимся в их производстве.
При этом если для расследования требуются оригиналы документов с данными о вкладах и счетах граждан, их выемка в банках производится на основании судебного решения (подп. 7 п. 2 ст. 29, п. 3 ст. 183 УПК РФ).
Конституционный Суд РФ в Определении от 19.01.05. № 10-О сформулировал дополнительные условия законности проведения выемки в кредитных организациях:
- выемка документов, содержащих информацию о вкладах и счетах в банках и иных кредитных организациях допустима, если эта информация имеет непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного уголовного дела
- выемка документов не должна приводить к получению сводной информации о всех клиентах банка
- следователь не вправе запрашивать информацию о счетах и вкладах, если такая информация не связана с необходимостью установления обстоятельств, значимых для расследования по конкретному уголовному делу, а кредитные организации, в свою очередь, не обязаны в этих случаях передавать органам следствия соответствующую информацию.
Кому могут открыть доступ к банковским счетам
В законе прописано, у кого есть доступ к банковским счетам физлиц: у самого владельца средств и его доверенного лица. Кроме того, по официальному запросу банк раскроет информацию следующим госорганам:
- бюро кредитных историй;
- агентству по страхованию вкладов;
- судебным, таможенным и следственным органам;
- федеральной налоговой службе;
- судебным приставам;
- Центробанку;
- пенсионному фонду и соцстраху.
Каждая структура должна официально оформить требование и указать его основание. Список учреждений регулярно меняют и дополняют. Так, Минюст недавно тоже заявил, что ему необходим доступ к банковским счетам физических лиц, ИП и ООО. Запрос пока в стадии рассмотрения.
СПРАВКА:
Согласно новым правилам, банки обязаны сообщать в Росфинмониторинг о каждом денежном переводе, поступившем физлицу из-за границы. Сумма не имеет значения. Сведения передают автоматически. Значит, если вам пришлют из-за рубежа подарок или оплату за работу, госорганы сразу об этом узнают. |
Разглашение банковской тайны
Каждый банк официально обязуется приложить усилия для сохранения конфиденциальности предоставленных клиентом сведений. Любая утечка информации может привести к финансовым убыткам, поэтому законом регулируются случаи, когда умышленное разглашение сведений официально разрешено. Запрос на получение данных, относящихся к банковской тайне, имеет право подать государственное или некоммерческое учреждение, которое уполномочено выполнять функции контроля и мониторинга банковской детальности.
Запросы на получение конфиденциальной информации поступают от:
- Федеральной службы по финансовому мониторингу в ходе борьбы с нелегально полученными доходами.
- Следственных органов на этапе расследования преступлений.
- Службы судебных приставов на этапе изъятия имущества для погашения долговых обязательств.
- Центрального банка в ходе сбора статистической и аналитической информации.
- Судов различной инстанции.
- Налоговой инспекции в случае рассмотрения дел об уклонении от уплаты налогов.
- Агентства по страхованию вкладов (только для физических лиц).
Перечень государственных органов, которые работают с конфиденциальной информацией юридических лиц, включает Счетную палату, МВД, Пенсионный Фонд, Таможенную службу и Фонд социального страхования. Часто сотрудники перечисленных выше организаций обращаются с запросом на получение секретной информации в ходе расследования преступлений, зачастую связанных с уклонением от налоговых, социальных и пенсионных выплат.
Юридические лица работают в условиях жесткого мониторинга финансовой деятельности, поэтому коммерческие банки обязуются предоставлять в уполномоченные органы весьма обширный пакет документов по первому же запросу. Иногда представители ПФ, Налоговой инспекции, ФСС и Росфинмониторинга требуют информацию исключительно в целях мониторинга, но в большинстве случаев запрос касается подозрительных транзакций. С разрешения клиента коммерческие банки отправляют данные в бюро кредитных историй.
Уполномоченные сотрудники государственных инстанций обычно требуют предоставить на проверку:
- Выписку из расчётного счета клиента, подтверждающую или опровергающую совершение транзакций.
- Данные касательно открытия или последующего закрытия расчетных счетов.
- Информацию о смене полученных ранее платежных реквизитов.
Статья 26. Банковская тайна
Кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате Российской Федерации, налоговым органам, Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые являются вкладчиками в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»), выдаются кредитной организацией организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации».
Часть третья утратила силу. — Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией в срок, установленный статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», на основании судебного решения должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений по их запросам, направляемым в суд в порядке, предусмотренном статьей 9 указанного Федерального закона, при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Перечни указанных должностных лиц устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Справки по операциям, счетам и вкладам физических и юридических лиц выдаются кредитной организацией руководителям (должностным лицам) федеральных государственных органов, перечень которых определяется Президентом Российской Федерации, Председателю Центрального банка Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц — также руководителям государственных корпораций, публично-правовых компаний при наличии запроса, направленного в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, в случае проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов, ограничений, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, в отношении:
1) граждан, претендующих на замещение государственных должностей Российской Федерации, если федеральным конституционным законом или федеральным законом не установлен иной порядок проверки указанных сведений;
2) граждан, претендующих на замещение должности судьи;
3) граждан, претендующих на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей;
4) граждан, претендующих на замещение должностей федеральной государственной службы, должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, должностей муниципальной службы;
4.1) граждан, претендующих на замещение должностей членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должностей в Центральном банке Российской Федерации;
4.2) граждан, претендующих на замещение должностей уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее — финансовый уполномоченный) и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
5) граждан, претендующих на замещение должностей руководителя (единоличного исполнительного органа), заместителей руководителя, членов правления (коллегиального исполнительного органа), исполнение обязанностей по которым осуществляется на постоянной основе, в государственной корпорации, Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;
5.1) граждан, претендующих на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений;
6) граждан, претендующих на замещение отдельных должностей на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
7) лиц, замещающих должности, указанные в пунктах 1 — 6 настоящей части;
8) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей граждан и лиц, указанных в пунктах 1 — 7 настоящей части.
Справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией Генеральному прокурору Российской Федерации, заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, военным и другим специализированным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, по их запросам, направленным в установленном порядке при проведении в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» проверки законности получения денежных средств, поступивших на счета лица, замещавшего (занимавшего) должность, осуществление полномочий по которой влечет за собой обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на счета его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в банках и (или) иных кредитных организациях.
Часть седьмая утратила силу. — Федеральный закон от 28.06.2013 N 134-ФЗ.
Справки по счетам и вкладам в случае смерти их владельцев выдаются кредитной организацией лицам, указанным владельцем счета или вклада в сделанном кредитной организации завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков, а в отношении счетов иностранных граждан — консульским учреждениям иностранных государств.
Банковская тайна, ответственность за разглашение, закон о защите и нарушении
Банковская тайна — это юридическое и финансовое понятие, устанавливающее особый статус информации обо всем, что касается счетов, средств и прочих атрибутов финансового положения клиента банка.
Это простое определение не раскрывает всей полноты картины, поскольку конфиденциальной или секретной может быть различная информация. Законодательство разных стран по-разному трактует эту сущность.
Например, в Швейцарии банк отказывает в передаче сведений о своем клиенте и его счетах государственным органам даже при возбуждении уголовного дела. Яркий тому пример — знаменитое «золото Рейха», денежные средства и активы НСДАП, о которых по настоящее время мало что известно.
Механизмов защиты может быть много, встречаются и незнакомые россиянам вклады с «отрицательными процентами», когда банк взимает плату за сохранение полной конфиденциальности.
Ответственность за нарушение банковской тайны
Факты раскрытия банковской тайны третьим лицам, не разрешенные законом, служат основанием для наступления ответственности. За незаконное обнародование сведений из банковской тайны законом предусмотрена:
1) Гражданско-правовая ответственность в соответствии со ст. 857 ГК РФ. Если клиент сможет доказать в Арбитражном суде, что его данные были незаконно разглашены и он понес из-за этого убытки, то банк будет обязан заплатить штраф и возместить клиенту ущерб. Ответчиком по таким делам может быть сотрудник банка или сам банк, а также все перечисленные выше организации и их сотрудники.
2) Административная ответственность. Прямых указаний на возникновение административной ответственности в КоАП нет. Однако, банк теоретически можно привлечь за разглашение сведений из банковской тайны по статьям 13.14 и 15.26 КоАП. Наказание предусмотрено в виде штрафа.
3) Уголовная ответственность. Статьей 183 УК РФ за незаконное разглашение сведений из банковской тайны предусмотрены наказания в виде штрафов до 1,5 млн руб., принудительных работ и лишения свободы до 7 лет в зависимости от тяжести и суммы ущерба. Сюда относятся преступления, связанные с хищением данных и с мошенническими действиями сотрудников банка, которые незаконно использовали клиентскую информацию для своей выгоды.
Кроме того, сотрудник банка или любого другого ведомства из списка выше может понести ответственность по трудовому законодательству. Попросту за нарушения в работе со сведениями из банковской тайны его могут уволить с запретом занимать определенные должности в дальнейшем. Если действия такого сотрудника привели к убыткам, то он будет обязан их возместить.
Сведения, относящиеся к банковской тайне
Перечень данных, которые включены в понятие БТ, дан в статье 26 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1. Рассмотрим подробнее, что именно относится к банковской тайне:
- Личная информация о клиенте финансового учреждения: паспортные данные, информация о прописке или месте жительства, номер телефона, реквизиты ЮЛ, данные о руководстве ЮЛ.
- Данные о финансовых аспектах: вид и номер счета, время открытия, вносимые суммы.
- Информация о проводимых финансовых операциях: валюта, в которой открыт вклад, вносимые и списываемые суммы средств, выписки, первичная документация, оформляемая при проведении операций.
- Сведения о корреспондентах финансового учреждения: даты осуществленных сделок, их порядок и условия, суммы средств.
- Информация о иной деятельности в рамках банковского учреждения, относящейся к управлению финансовыми потоками, внутренним процессам, значимость которых заключается в соблюдении конфиденциальности.
ВНИМАНИЕ! Все сведения, относящиеся к БТ, не могут передаваться третьим лицам или разглашаться посредством СМИ.
Банковская тайна в российском законодательстве: кому могут быть предоставлены сведения о юридических лицах?
Нормы закона о банковской тайне имеют ряд исключений. Это связано с тем, что некоторые государственные органы не могут качественно выполнять свою работу при отсутствии информации о наличии средств на счетах организаций и их движении. Поэтому в некоторых строго определенных случаях кредитное учреждение обязано по запросу уполномоченного органа сообщать и сведения, составляющие банковскую тайну.
Так, выписки по счетам юридических лиц и ИП предоставляются банком на основании запросов:
- суда;
- Счетной палаты РФ;
- налоговой инспекции;
- таможенной службы;
- ПФР, ФСС;
- службы судебных приставов;
- следственного органа;
- ОВД (при выявлении налоговых преступлений);
- Росфинмониторинга.
Кроме того, банки должны сообщать налоговым органам об открытии (закрытии) депозитных вкладов организаций и ИП, о смене реквизитов этих вкладов. Информацию, являющуюся банковской тайной, вправе получить у кредитной организации и Центральный банк России.
К числу негосударственных организаций, которые могут получить сведения, составляющие банковскую тайну, относится бюро кредитных историй. Однако сведения о совершаемых банковских операциях передаются в эту организацию только с согласия клиента.
Нарушается ли банковская тайна в случае передачи информации коллекторскому агентству?
Из сложившейся судебной практики видно, что банковские структуры имеют право передавать долги по кредитам своих клиентов коллекторским фирмам. Но подобные действия можно осуществлять лишь в случае соблюдения ряда условий:
- Долг передается путем оформления договора об уступке права требования. В данном случае должны быть соблюдены все положения Гражданского Кодекса России о договоре уступки.
- Если заемщиком по кредиту является физическое лицо, то продажа долга коллекторским компаниям (не имеющим лицензии на осуществление банковской деятельности), возможно лишь в том случае, если подобное оговорено в кредитном договоре, подписанном клиентом-заемщиком.
- Если же долг гражданина признан судом и кредитору выдан исполнительный лист, он может быть передан любому третьему лицу, даже если должник не давал согласия на такую передачу.
- Поэтому, при выполнении перечисленных выше условий, в случае передачи долга по кредиту коллекторской фирме и предоставления ей информации о должнике, подобные действия не являются нарушением банковской тайны гражданина.