Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Основания для остановки автомобиля инспектором». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует 10 законных оснований для прекращения выпуска транспортного средства, перечень которых содержится в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД РФ от 2 февраля 2009 года 185 (далее — Административный регламент или Регламент). Эти причины указаны в пункте 63 Регламента.
Где нужно остановить автомобиль?
Рассмотрим пункт 6.15 правил дорожного движения:
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
Если Вы получили сигнал регулировщика об остановке транспортного средства, то Вы должны остановить свой автомобиль именно там, где указал регулировщик. Даже если остановка в указанном месте запрещена правилами дорожного движения.
Тем не менее на практике у Вас остается небольшое пространство для маневра. Сотрудник ДПС только обозначает место, где водитель должен остановиться. Однако конкретное место (метр влево или метр вправо) Вы можете выбрать самостоятельно. Поэтому при остановке автомобиля постарайтесь сделать это таким образом, чтобы создать минимум неудобств другим водителям и не подвергать себя и свой автомобиль риску ДТП.
Есть ли разница, в городе или на трассе на дороге требуют документы?
Нет, в зависимости от места действия документа, никаких ограничений в действующем административном регламенте не обнаружено. И в первую очередь это касается причин и поводов этого процесса.
Единственное отличие в способе общения с AADE содержится в пункте 48 регламента. Здесь, после остановки транспортного средства, контролеру разрешается подойти не со стороны водителя (что следует делать в исключительных случаях), а, возможно, со стороны пассажира.
- Если существует риск для безопасности полиции (например, если транспортное средство может быть атаковано другим транспортным средством на автостраде).
- Если дорога грязная со стороны водителя,
- и по другим причинам.
Другими словами, единственным различием в условиях автострады/городской дороги может быть обязанность контролера связаться с водителем.
Что делать после того, как машину остановил сотрудник ДПС
Если транспортное средство остановлено сотрудниками дорожной полиции, оно должно подчиниться их требованиям. Автомобиль должен быть припаркован в специально отведенном месте. Затем инспектор сам подойдет к автомобилю и представится водителю, назвав свою фамилию, должность и звание.
Он также должен назвать причину остановки транспортного средства. Водитель имеет право попросить инспектора полиции предъявить удостоверение личности. Инспектор обязан выполнить эту просьбу.
В документах сотрудника дорожной полиции должны быть указаны его/ее имя и дата окончания срока действия водительского удостоверения. Кроме того, обращайте внимание на его/ее сигналы и записывайте детали. Если сотрудник дорожной полиции отказывается предъявить свои права, не выполняйте его/ее требование.
Вам может грозить уголовное преследование. Немедленно позвоните по телефону 112 и сообщите о ситуации. Даже если вы предъявили документы, вы имеете право позвонить инспектору и спросить номер подразделения ГАИ.
Например, во время звонка вы можете уточнить, действительно ли сотрудник полиции проводит проверку. Вы также можете спросить о законности ситуации остановки, например, если проводится специальный маневр или если есть жалобы на транспортное средство.
Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ДПС
Работники ГИБДД должны иметь веские причины, чтобы остановить любого водителя. Если просто желает автоинспектор проверить документы без наличия соответствующего распоряжения, то это является грубым нарушением, поэтому такие действия могут привести к привлечению сотрудника ГИБДД к ответственности.
Причины остановки транспортного средства сотрудниками ДПС могут быть следующими:
- нарушения ПДД, причем даже в ситуации, если они были зафиксированы не камерой, а визуально;
- есть информация, что конкретный водитель имеет отношение к определенному происшествию, причем он может являться не только виновником, но и пострадавшим или свидетелем данной аварии;
- автомобиль числится в розыске или угоне, но при таких условиях у автоинспектора на руках должна иметься ориентировка, где действительно значатся параметры машины, схожие с параметрами остановленного автомобиля;
- сотрудник ДПС должен регулировать дорожное движение, поэтому он может остановить водителей для освобождения полосы, но общение с инспектором при этом не происходит;
- требуется помощь автоинспектору или другим лицам, пострадавшим в аварии.
Проверка документов может выполняться исключительно на стационарных постах. В этом случае не требуется веская причина остановки. ГАИ постоянно вносит дополнительные моменты в свои регламенты, поэтому следует регулярно отслеживать эти изменения.
Какие действия выполняются водителем?
Владельцы ТС должны хорошо разбираться в том, на каких основаниях их машина может быть остановлена, какие действия обязательно выполняются автоинспектором, а также, каким образом они могут отстаивать свои права. Поэтому к основным действиям со стороны автовладельцев относятся следующие:
- Не следует резко покидать свой автомобиль и уходить, так как подобные действия могут расцениваться как попытка напасть на сотрудника ГИБДД или покинуть место преступления.
- Желательно потребовать от автоинспектора объяснения причины остановки транспортного средства, а если таковой нет, то водитель может не передавать свои документы для проверки или может позвонить в ГИБДД для общения с руководством конкретного автоинспектора.
- Если имеется веское основание для остановки, то передаются сотруднику ГИБДД для визуального изучения документы, к которым относятся водительское удостоверение и свидетельство о регистрации машины.
- Если машина принадлежит компании или ИП, то дополнительно передается путевой лист.
- Автоинспекторы часто запрашивают страховой полис ОСАГО, хотя этот документ не обязательно возить с собой, так как нужные сведения сотрудник ГИБДД может получить из документов на машину и имеющихся баз данных.
- Если на машине имеется знак, указывающий, что ею управляет инвалид, то автоинспектор может потребовать от водителя предъявления справки об инвалидности, причем этот документ должен предъявляться и в ситуации, если он запрашивается сотрудником полиции при остановке машины на парковке, предназначенной для инвалидов.
Никакие другие документы автоинспекторы не могут требовать от водителей. Им запрещено изымать документацию или требовать досмотра, так как этот процесс выполняется только при наличии понятых и веских оснований.
Место остановки транспортного средства
Местами производства административных действий по контролю за дорожным движением, которые вправе осуществлять сотрудник ГИБДД, а могут быть:
- специальные посты (как правило, стационарные);
- маршруты патрулирования;
- административные участки;
- патрульное транспортное средство, на котором передвигаются инспекторы ГИБДД (в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно, а также в иных случаях передвижения по указанию или разрешению руководителя подразделения или дежурного). При этом использовать транспортные средства, не относящихся к патрульным автомобилям (например, личные автомобили), сотрудникам ГИБДД запрещается.
Если дорожное движение контролируется с использованием патрульного транспортного средства, находящегося в стационарном положении, оно должно быть размещено таким образом, чтобы, во-первых, его отчетливо могли видеть участники дорожного движения, и, во-вторых, у сотрудников ГИБДД имелась возможность своевременно пресечь возможное правонарушение.
Водитель остановился, как долго может длиться остановка?
Формулировка п.13.8 «Наставления» довольно размытая: «остановка должна осуществляться на минимально короткий срок». Как определить этот минимальный срок? 5 минут – это много? Только один ответ можно обнаружить в том же пункте документа, касается он общественного транспорта: его можно задерживать на 1–2 минуты.
После остановки у водителя обязательно возникает вопрос «за что?». Сотрудник ГИБДД обязан озвучить причину или нет? Наверняка многие сталкивались с инспектором либо ничего не говорящим, либо вынуждающим водителя самому сформулировать или подсказать возможный повод.
Не надо спешить и делать то, чего не нужно! Инспектору вменяется в обязанность сообщить водителю о причине остановки, и не только о ней. Еще сотрудник полиции должен представиться, «приложив руку к головному убору, назвать должность, звание, фамилию» — это выдержка из того же «Наставления».
Значит, после остановки действия инспектора укладываются в алгоритм:
- сотрудник сам подходит к остановленному транспортному средству;
- представляется по форме;
- сообщает о нарушении Правил дорожного движения с указанием их пунктов;
- информирует о возможной ответственности за нарушение, предусмотренной КоАП, и ссылается на статью;
просит предъявить документы.
Некоторые автомобилисты считают, что следует выказать уважение инспектору и сразу выйти из машины. На самом деле правильнее будет дождаться пока сотрудник ДПС сам подойдет и назовет объективную причину остановки. Что если имеется непреодолимое желание покинуть авто? Пожалуйста, выходить позволяется, но не надо отходить от него, а тем более идти в полицейскую машину.
Права и обязанности сотрудников ГИБДД
Существует обязательный регламент, который предписывает порядок действий инспектора ГИБДД при остановке ТС, прописанный в приказе МВД № 664.
Сотрудники ГИБДД, при исполнении служебных обязанностей, наделены следующими полномочиями:
- Инспектором может быть подан звуковой сигнал по громкой связи о приказе остановиться либо он может взмахом жезла указать на остановку ТС, с обязательным сигналом свистка. Но направление жезла должно четко указывать на то ТС, к которому применяется требование для остановки. Если жезл будет показывать на другой автомобиль, то можно продолжать движение.
- Инспектор вправе проводить аудио- или видеосъемку происходящего без привлечения понятых. При этом он должен уведомить о производимой записи водителя. Отснятые материалы приобщаются к протоколу.
- Инспектор имеет все основания предложить водителю выйти из автомобиля для проведения досмотра, устранения неисправностей в авто, выявления признаков опьянения, для привлечения водителя в качестве понятого либо иного содействия.
Правилами дорожного движения определен порядок остановки машин. При этом на сотрудников ГИБДД накладывается ряд требований:
- Местоположение патрульного экипажа определяется не из личных соображений сотрудников ДПС, а исходя из степени аварийности участка дороги и согласно распоряжению начальника соответствующего подразделения ГАИ.
- Если транспорт останавливается на дороге, то у инспектора должна быть одежда со светоотражающими элементами, а также служебное удостоверение и нагрудный знак.
- При общении с участниками движения инспекторы ГИБДД обязаны придерживаться этических норм поведения.
Может ли ДПС остановить просто для проверки документов в году
В новом приказе МВД №664 содержатся основания и причины остановки ДПС в 2021 году, а также оценка пункта 106 и важные аспекты для водителей. Какие правила действуют в отношении остановки автомобиля и проверки документов? Может ли ДПС остановить просто для проверки документов в году?
Согласно закону, сотрудники ГИБДД имеют право остановить автомобиль для проведения проверки документов и осмотра груза. Однако, в связи с возможностью злоупотреблений или коллизий с другими нормативными актами, в новом приказе МВД №664 были уточнены требования и ограничения, регулирующие действия ДПС при остановке водителя.
Пункт 106 приказа устанавливает, что ДПС имеет право остановить автомобиль для проверки документов только в случаях, когда имеются основания подозревать водителя в совершении правонарушения. Это может быть обнаружение видимых признаков нарушения (например, превышения скорости, наличие повреждений на кузове и т.д.) или полученная оперативная информация о совершении правонарушения.
Таким образом, ДПС не может остановить автомобиль просто для проверки документов без объективных оснований. Остановка должна иметь под собой основания, и сотрудники ДПС должны вести себя с соблюдением требований закона и правил взаимодействия с водителями.
Важно отметить, что новый приказ МВД №664 содержит оценку пункта 106 и важные аспекты для водителей, которые помогут избежать противоречий и неправомерных действий со стороны ДПС. Водители должны быть внимательны и знать свои права и обязанности при остановке.
Таким образом, в новых годах сотрудники ГАИ или ДПС не могут остановить автомобиль просто для проверки документов. Остановка должна иметь законные основания, и сотрудники должны действовать в рамках закона и нормативных требований.
Основания остановки ДПС: | Проверка документов: |
---|---|
Основания для подозрения в совершении правонарушения | Может быть проведена только при наличии оснований |
Обнаружение видимых признаков нарушения | Должна быть обоснованной и объективной |
Получение оперативной информации о правонарушении | Не должна осуществляться без оснований |
Таким образом, ДПС может осуществить остановку автомобиля и проверку документов только при наличии законных оснований. Водители имеют право ожидать, что остановка будет проведена в соответствии с законом и с требуемым уважением к их правам и свободам.
Права и обязанности при остановке сотрудником ДПС ГИБДД
Статья будет полезна водителям транспортных средств, особенно начинающим. Из статьи вы узнаете, какие права и обязанности имеются у водителя, автомобиль которого остановил инспектор ДПС ГИБДД, какими правами наделен инспектор, какие у него обязанности связанные с остановкой транспортного средства. Изложение прав и обязанностей сопровождается ссылками на законодательство, действующее на момент написания статьи.
Данной статьей можете воспользоваться как шпаргалкой в случае, если вас остановили сотрудники ДПС. Чтобы долго не искать ее, добавьте ссылку на статью в свою учетную запись в социальных сетях, для этого ниже есть кнопки «поделиться».
Внимание!
20 октября 2017 года вступил в силу новый Административный регламент, утвержденный Приказом МВД России от 23.08.2017 года № 664, а точнее указанный Приказ «Об утверждении Административного регламента исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства РФ в области безопасности дорожного движения»
В связи с этим некоторые положения, указанные в данной статье претерпели изменения с обозначенной даты. Однако много того, что написано ниже настоящего примечания перекочевало в новый Регламент, чему-то не нашлось в нем места.
Первое что хочется отметить, это то, что по старому 185 Приказу МВД от 02.03.2009 года остановка автомобиля не на стационарном посту ДПС для проверки документов являлась нарушением со стороны инспектора указанного Приказа. Новый Административный регламент дает право инспектору ДПС ГИБДД остановить автомобиль для проверки документов в любом месте, за исключением мест, в которых в соответствии с ПДД остановка запрещена.
Одновременно ужесточились требования к проверке документов. По новому Регламенту, где бы не остановил инспектор ГИБДД для проверки документов, на стационарном посту, или в ином месте, ему теперь нужны для этого основания (п. 106 нового Регламента).
Остальные основания для остановки транспортного средства, указанные в Приказе №185 остались прежними, однако к ним добавилось еще несколько. Например, сотрудник ГАИ может останавливать транспортные средства для обеспечения проезда автомобилей специального назначения, в том числе скорой помощи, МЧС и иных машин аварийно-спасательных служб.
Кроме того работнику ДПС предоставлено право проверять документы не только у водителя, но и у пассажиров. Однако такое право возникает тогда, когда имеются основания подозревать, что они совершили преступление или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания.
Также в старом Регламенте было четко определено, что водитель вправе при общении с инспектором ГИБДД снимать его действия на видео или вести аудиозапись, а инспектор в свою очередь не вправе препятствовать этому. Новый Административный регламент такое право водителя не содержит. Зато право инспектора производить видео или аудио запись осталось. Значит ли это, что водители лишились права запечатлеть общение с сотрудниками ДПС ГИБДД? Об этом читайте в одной из следующих статей раздела блога – «Дела дорожные».
В новом Регламенте просьба сотрудника ГИБДД выйти из автомобиля так и осталась просьбой, в требование не трансформировалась. Случаи, при которых инспектор может попросить водителя выйти из машины, остались прежними. В каких случаях такая просьба становиться требованием, а у водителя возникает обязанность выйти из-за руля, как и обещал в данной статье, можно будет узнать из новых публикаций.
Ссылки на новые публикации раздела блога – «Дела дорожные», имеющие отношение к правам и обязанностям водителя, а также инспектора при остановке им автомобиля, будут даны ниже в настоящем примечании.
Ссылки на статьи:
Можно ли снимать на видео сотрудника ДПС ГИБДД с 20 октября 2017 года?
На вопрос, может ли сотрудник ДПС остановить без причины, ранее отвечал Приказ №185 МВД России от 02.03.2009 года. В нем говорилось о том, что остановка автомобиля без явных на то причин запрещена.
Теперь этот приказ отменен! 20 октября 2017 года был введен новый Приказ №644, который ввел в действие Административный регламент. Регламент значился увеличился. Ранее он состоял из 270 пунктов, а теперь из 344.
Согласно пункту 84 данного регламента инспектор имеет право остановить ТС только при определенных обстоятельствах.
Причин остановки автомобиля инспектором ДПС множество, более 10:
- Если водитель нарушил ПДД (совершил обгон в недопустимых местах и прочее). Сотрудник ГИБДД мог установить нарушение визуально или зафиксировать его с помощью специальных технических средств.
- Если водитель или пассажиры причастны к аварии, преступлению или административному правонарушению. У сотрудника обычно есть такие сведения в виде ориентировки или информация дежурного.
- Если автотранспортное средство находится в розыске или угнано. Обычно у инспектора есть данные, доказывающие факт угона или розыска.
- Чтобы водитель дал показания, если является очевидцем или свидетелем ДТП, совершенного преступления.
- Для привлечения водителя в качестве понятого.
- Необходимость использования ТС сотрудником ГИБДД.
- Для временного ограничения или запрещения движения ТС.
- Для предоставления водителем своей машины врачам или сотрудникам ГИБДД.
- Чтобы оказать помощь пострадавшим, сотрудникам полиции.
- Для проведения мероприятий, которые необходимо исполнять на основании распорядительных актов. В рамках плановой проверки. Автомобиль проверяют на перевозку запрещенных грузов или лиц, находящихся в розыске. Тогда будет проходить проверка каждого автомобиля на выделенном участке.
- На дорогах ремонт, произошло стихийное бедствие, техногенная авария, пожар, другие ЧС, создающие угрозу безопасности движения ТС.
- Для проверки документов на право пользования и управления автомобилем, документации на ТС и перевозимых грузов.
- Проверка документов водителя или его пассажиров, если у инспектора есть подозрение, что лица совершили преступления или находятся в розыске.
Имеет ли право инспектор ДПС останавливать для проверки документов? Да, имеет. И это обоснованная причина остановки транспортного средства сотрудниками ДПС РФ в 2019 году.
Ранее остановка автомобиля вне стационарного поста запрещалась. Теперь сотрудники могут останавливать машину вне постов.
Если инспектор останавливает машину, чтобы проверить документы, но не озвучивает причину (нарушение ПДД и другие), то автолюбитель имеет право отказаться от предоставления документов.
Основания для проверки документов
Согласно 106 пункту 664 приказа ГИБДД, основания остановки автомобиля инспектором в 2022-2023 годах для проверки документов следующие:
- выявление сотрудником совершения нарушений утвержденных в Российской Федерации ПДД (Правил дорожного движения);
- наличие у сотрудника данных о позволяющих обоснованного предполагать причастность водителя или управляемого им транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления, административного правонарушения;
- наличие оснований полагать, что транспортное средство используется в противоправных целях;
- наличие данных о том, что данное транспортное средство находится в розыске;
- осуществления Госавтоинспекцией централизованных мероприятий по снижению числа и тяжести дорожно-транспортных происшествий;
- установление сотрудником на основании визуального наблюдения или наблюдения с использованием технических средств признаков совершения водителем нарушений требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
Под данными и сведениями в указанном пункте понимаются:
- ориентировки;
- данные дежурного;
- информация, поступившая от других нарядов;
- сведения, полученные от участников дорожного движения;
- визуально зафиксированные сотрудником обстоятельства.
Противоречия и нормативные коллизии
Ряд средств массовой информации после входа нового регламента написали в обзорных статьях, что теперь ориентировки не являются основанием для проверки документов, так как они не указан в п. 107 Регламента. Однако буквальное прочтение п.
106 и п. 107 ясно показывает, что ориентировки перечислены в основаниях для проверки документов конкретно у водителей, а п. 107 распространяется на всех граждан, в нем указаны основания для проверки документов, позволяющих идентифицировать личность.
Содержит ли пункт 106 «Основания для проверки документов» противоречия с ПДД 2.1.1?
Нет, он вполне согласуется с ним. Ведь в соответствии именно с данным положением ПДД водитель обязан иметь при себе и предъявить по требованию представителя власти ряд документов.
Вопросы возникают по поводу толкования такого основания, как «выявление признаков правонарушения». Что входит в понятие «выявление», в регламенте не указано, судебная практика и системное прочтение документа показывают, что достаточно результатов визуального наблюдения.
Законность положения регламента об остановке ТС вне стационарных постов в целях проверки документов уже подтверждена решением Верховного суда РФ от 12.2.2018г.
На самом деле, ряд автолюбителей и специалистов сходятся во мнении, что на практике мало, что поменялось. Сотрудники ГИБДД и ранее могли и сейчас вправе при остановке и проверке документов сослаться на устные или письменные ориентировки, доказывать их наличие документально регламент не обязывает.