- Гражданское право

Оценка условий труда штраф 2023 как поможет юрист

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оценка условий труда штраф 2023 как поможет юрист». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Оценка профессиональных рисков – это циклический процесс. В отличие от СОУТ, которая проводится 1 раз в 5 лет, ОПР должна проводиться регулярно, потому как улучшив условия труда можно добавить дополнительные риски.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Грамотное проведение специальной оценки условий труда с минимальным количеством погрешностей – это большие затраты времени, сил и финансов. Работодателю необходимо подготовить основательный пакет документации, учесть массу нюансов, подключить сотрудников. На деле – это важная задача, позволяющая обеспечить охрану здоровья сотрудников, минимизировать факторы вредного воздействия на организм работника, начисление денежной компенсации, позволяющей улучшить состояние здоровья сотрудника, занимающего сопряженную с риском должность.

Краткий ликбез относительно порядка проведения спецоценки позволит работодателю определиться с самым ответственным моментом. Будет ли он участвовать лично при выполнении СОУТ или доверит столь важную миссию своим специалистам. Делегируя часть обязанностей на сотрудника, руководитель предприятия освобождает свое время для решения других не менее важных вопросов, но рискует не получить важную информацию о своих рабочих местах. Выбор зависит от приоритетов.

Обращаясь в нашу компанию, вы получите полный спектр услуг по сопровождению специальной оценки условий труда. Специалисты обладают обширным опытом в проведении СОУТ любой сложности. Необходимая документация будет подготовлена в кратчайшие сроки, а оценка пройдет на высшем уровне.

Нарушения, регулируемые Уголовным кодексом РФ

Ответственность по ст. 143 УК РФ касается трёх разных ситуаций.

  1. Когда нарушение в рамках действующего законодательства и других правил совершило лицо, обязанное, согласно кадровой инструкции, следить за их соблюдением. Важно, что уголовная ответственность наступает тогда, когда по неосторожности был причинён тяжкий вред здоровью работника.

Штрафы или иные наказания, предусмотренные в этом случае, составят:

  • 400 000 рублей. Другой вариант — эквивалент зарплаты (могут вычесть и из других доходов) на период до 18 месяцев.
  • От 180 до 240 часов обязательных работ. Наказание может быть заменено на 24 месяца исправительных работ или же до 12 месяцев принудительных — по решению суда.
  • Тюремное заключение на сроки, аналогичные тем, что указаны в предыдущих пунктах. При этом наказание сопровождается запретом занимать ту или иную должность, а иногда и заниматься определённым видом деятельности на неопределённый срок или же до 12 месяцев.
  1. Когда грубое нарушение правил охраны труда стало причиной смерти человека (работника). В таком случае наказание может представлять собой принудительные работы (срок — до четырёх лет) или тюремный срок на тот же период. При этом параллельно для усиления наказания могут быть применены запреты на занятие должности или определённую деятельность.
  2. Когда имели место действия, описанные в первой части вышеназванной статьи УК РФ, которые привели к гибели двух и более человек. Главная особенность — действия по неосторожности. При этом наказание может быть таким:
  • Срок до пяти лет (лишение свободы) с одновременным запретом занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет. Усиливающую меру применяют не всегда.
  • Назначение принудительных работ на срок до пяти лет.

Заблуждение 5. «Закон не требует информировать работников об уровне профрисков»

Аргументы работодателей

Нет закона, в котором четко бы прописали, в каком порядке нужно ознакомить работников с результатами оценки профрисков. Например, в законе о спецоценке указали, что работников нужно информировать об условиях труда на их рабочих местах в течение 30 дней, поэтому за нарушение требования инспектор ГИТ сможет оштрафовать по истечении этого периода. В случае с оценкой профрисков закон не устанавливает конкретный срок на ознакомление, значит, сообщать работникам о результатах процедуры необязательно.

Читайте также:  Максимально допустимое превышение скорости без штрафа в 2023 году

Мнение ГИТ и судов

Работодатель обязан сообщить каждому работнику о существующих рисках повреждения здоровья на его рабочем месте (ст. 212, 219 ТК). Для этого нужно ознакомить работников под подпись с локальными документами, в которых отражают результаты оценки профрисков (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019).

Как избежать проблем?

После того как проведете процедуру, разработайте карты оценки профрисков для каждого рабочего места. В ней предусмотрите поле, где работники поставят подпись об ознакомлении с результатами. Учтите, что процедура имеет цикличный характер, и если данные о рисках изменятся, работникам нужно будет об этом сообщить, например, во время внепланового инструктажа.
Сведения о профрисках также можно включать в трудовые договоры или в инструкции по охране труда. Но так как работодатель должен регулярно устранять профриски или снижать их уровень, нужно будет постоянно вносить изменения в эти документы. Чтобы избежать лишней работы, проще включить информацию о профрисках в программу проведения инструктажа.

Порядок действий ответственных лиц для каждого реестра

№ п/п Категория реестра по охране труда Порядок действий Основание
1 Организации, оказывающие услуги обучения по охране труда Необходимо:

Внести сведения в реестр в соответствии с

Правилами аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 №2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда».

п.117 Порядка №2464
2 Работодатель, обучающий самостоятельно своих работников Необходимо:
1. Провести регистрацию в соответствующем реестре Минтруда в уведомительном порядке. п.105 Порядка №2464
2. Указать в уведомлении следующие сведения:

«а) полное и сокращенное (при наличии) наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием номера телефона и адреса электронной почты юридического лица (при наличии);

б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, адрес его места жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием номера телефона и адреса электронной почты (при наличии) индивидуального предпринимателя;

в) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке заявителя на учет в налоговом органе;

г) основной государственный регистрационный номер юридического лица (основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя);

д) заверенная работодателем копия локального нормативного акта (решения) о проведении обучения по охране труда работодателем без привлечения организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, с отметкой об учете мнения профсоюзного или иного уполномоченного работниками представительного органа (при наличии);

е) адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии);

ж) сведения о среднесписочной численности работников и количестве работников, подлежащих обучению по охране труда;

з) сведения о наличии мест обучения по охране труда работников в соотношении не менее одного места обучения на 100 работников организации, оснащенных необходимым оборудованием, информационно-справочными системами, обеспечивающими освоение работниками программ обучения по охране труда и прохождение проверки знания требований охраны труда в полном объеме;

и) сведения о наличии технических средств обучения для отработки практических навыков;

к) сведения о наличии программ обучения по охране труда;

л) сведения о наличии учебно-методических материалов и материалов для проведения проверки знания требований охраны труда для каждой программы обучения по охране труда;

м) сведения о наличии в штате организации не менее 2 работников или иных лиц, привлекаемых для проведения обучения по охране труда;

н) сведения о наличии комиссии по проверке знания требований охраны труда».

п.106 Порядка №2464
3. Получить подтвержденную регистрацию в Минтруде в течение 5 рабочих дней со дня поступления уведомления в Минтруд, если были предоставлены все сведения в соответствии с п.106 Порядка №2464. п.108 Порядка №2464
Для информации:
Уведомление зарегистрируется, если работодатель заполнит специальную электронную форму в информационной системе Минтруда и подпишет его электронной подписью. п.107 Порядка №2464
Минтруд имеет полномочия по запросу подтверждения у ФОИВ сведений о работодателе в ЕГРЮЛ. При этом срок внесения в реестр может быть увеличен, но не более чем на 5 рабочих дней. п.109 Порядка №2464
Если у работодателя произошли изменения в ранее направленных сведениях, то в Минтруд необходимо направить в течение 10 рабочих дней с момента наступления изменений соответствующее уведомление с приложением подтверждающих произошедшие изменения копий документов. При этом Минтруд должен в течение 5 рабочих дней внести соответствующие изменения в реестр. п.110 Порядка №2464
Если работодатель прекращает свое осуществление деятельности, ликвидирует организацию или производит ее реорганизацию (за исключением реорганизации в форме преобразования), то в данном случае происходит исключение из реестра. п.111 Порядка №2464
Федеральная налоговая служба ежеквартально будет уведомлять Минтруд если работодатель прекратил свою деятельность. п.112 Порядка №2464
Если работодатель решил прекратить обучение своих работников в области охраны труда самостоятельно, то об этом необходимо уведомить Минтруд о прекращении осуществления соответствующей деятельности. Минтруд в течение 5 рабочих дней должен рассмотреть данное уведомление и произвести исключение работодателя их соответствующего реестра. п.113 Порядка №2464
Предоставление сведений в реестр осуществляется без взимания платы. п.114 Порядка №2464
Данные реестра будут находиться в открытом доступе на официальном сайте Минтруда. В этом и заключается их «прозрачность». п.115 Порядка №2464
Минтруд должен обеспечить хранение сведений, внесенных в реестр без срока давности. п.116 Порядка №2464
3 Реестр обученных лиц

Информация в данный реестр передается в следующем составе:

1) Учебными центрами:

— Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда, ИНН организации или индивидуального предпринимателя, направивших работника на обучение по охране труда;

— наименование программы обучения по охране труда;

— результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);

— дата проверки знания требований охраны труда;

— номер протокола проверки знания требований охраны труда;

2) Организациями, обучающими своих работников самостоятельно:

— Ф.И.О., СНИЛС, профессия (должность) работника, прошедшего обучение по охране труда;

— наименование программы обучения по охране труда;

— дата проверки знания требований охраны труда;

— результат проверки знания требований охраны труда (оценка результата проверки «удовлетворительно» или «неудовлетворительно»);

— номер протокола проверки знания требований охраны труда.

п.118 Порядка №2464
Для информации:
Сведения в реестр обученных лиц передаются в виде электронного документа по форме, установленной Минтрудом. Данная форма предполагается должна быть введена в действие с 01.03.2022 (Приказ от 20.09.2022 №578н «Об утверждении единых требований к составу и форматам документов, связанных с работой, оформляемых в электронном виде без дублирования на бумажном носителе»). п.119 Порядка №2464
Если сведения, подлежащие передаче в соответствии с п.106 и п.118 Порядка №2464, представляют государственную или иную охраняемую законом тайну, то их передача в Минтруд не осуществляется. п.120 Порядка №2464
Переданные сведения в реестр обученных лиц будут использоваться как Минтрудом, так и Федеральной службой по труду и занятости и координируемыми им государственными внебюджетными фондами. п.121 Порядка №2464

Подробнее о штрафах и ответственности за отказ от проведения СОУТ

Инициация спецоценки – обязанность всех нанимателей. Есть исключения: субъекты предпринимательской деятельности с удаленно трудящимися наемными рабочими, с надомниками. Также обязанность проведения СОУТ не предусмотрена законодателем в отношении религиозных объединений, прошедших регистрацию в регламентированном отраслевыми НПА порядке и получивших статус организаций.

В прочих случаях проведение специальной оценки условий труда является обязательным.

Читать подробнее о сроках и периодичности проведения специальной оценки (СОУТ).

Отказ от соблюдения требований к процедуре и регламента, установленного законодателем в отношении оценки условий труда, в случае выявления нарушений может стать причиной привлечения должностных лиц, предпринимателей и компаний к ответственности в виде обязанности уплаты штрафов.

Штраф – одна из распространенных в данном контексте мер. В ряду ситуаций может быть назначена мера ответственности в виде дисквалификации (для должностных лиц), приостановки деятельности (для юридических) и т. п.

Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза

Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.

Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.

В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда

Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.

Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.

Порядок выполнения СОУТ определен положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ. Методика организации СОУТ дополнительно прописана в приказе Минтруда от 24 января 2014 года N 33н. Эти правовые акты устанавливают требования к организации работ, сроки выполнения конкретных этапов и другие параметры этой процедуры. В соответствии с действующим законодательством работодатель не вправе самостоятельно проводить СОУТ: это условие введено, чтобы избежать злоупотреблений со стороны руководителей организации – например, попыток выдать опасные или вредные условия работы за допустимые или оптимальные с целью избежать необходимости предоставления льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством для этой категории работников. Чтобы организовать проведение СОУТ, работодатель обязан обратиться в уполномоченную организацию, внесенную в особый реестр Минтруда.

За непроведение СОУТ действующим законодательством предусмотрены серьезные санкции. Они прописаны в статье 5.27.1 КоАП РФ. Нарушение порядка проведения этой процедуры также представляет собой проступок, за который нарушителю полагаются штрафы. При этом невыполнение СОУТ – это только один из видов нарушений в области безопасности работников, предусмотренных законом. В Кодексе об административных правонарушениях, кроме разделов, затрагивающих вопросы, связанные с проведением оценки условий труда, содержится целый ряд оснований для наложения штрафов и других санкций, которые применяются в случаях несоблюдения работодателями требований ОТ. В особенно серьезных случаях к виновникам могут также применяться меры уголовной ответственности.

Какой штраф или санкции могут быть?

Статьей 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КОАП РФ) в случае нарушения ГНТОТ в отношении работодателя предусмотрены следующие штрафы и санкции:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.
Читайте также:  Максимальный доход семьи для получения субсидии 2023

Статьей 14.54 КОАП РФ в случае нарушения экспертной организацией порядка проведения СОУТ предусмотрено наложение следующих штрафов и санкций:

  • Административный штраф на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 70 до 100 тысяч рублей
  • Повторное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — в размере от 100 до 200 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Могут ли оштрафовать организацию за отсутствие спецоценки условий труда

Таким образом, если на указанных в Вашем обращении рабочих местах до 31 декабря 2013 г. была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, ее результаты действительны в течение пяти лет с момента завершения указанной аттестации. При этом специальная оценка условий труда на данных рабочих местах должна быть проведена не позднее даты истечения срока действия результатов предыдущей аттестации рабочих мест по условиям труда.

Рекомендуем прочесть: Торговля розничная бытовыми электротоварами оквэд 2020

При этом Федеральным законом в случае поэтапного проведения специальной оценки условий труда не устанавливается количество этапов проведения специальной оценки условий труда и количество рабочих мест, на которых будет проведена специальная оценка условий труда в ходе каждого этапа. В этой связи указанные вопросы могут быть урегулированы в рамках гражданско-правового договора между работодателем и организацией или организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, заключение которого предусмотрено частью 2 статьи 8 Федерального закона.

Особенности и нюансы штрафных санкций за нарушение регламента СОУТ

Факт отсутствия результатов СОУТ, как и отсутствие деклараций соответствия условий труда, а также прочие нарушения – не единственные основания для привлечения собственников бизнеса к ответственности в виде штрафов или приостановки деятельности.

В качестве оснований для назначения штрафов и прочих мер ответственности законодатель рассматривает:

  • несоблюдение нанимателем закрепленного положениями №426-ФЗ требования об обязательном ознакомлении сотрудников с результатами СОУТ под подпись;
  • отказ от размещения сведений об оценке условий труда на сайте предприятия или организации (исключение – отсутствие собственного электронного ресурса);
  • отказ от предоставления сведений по итогам СОУТ в надзорные органы.

Механизм привлечения к административной ответственности

Как будут выявляться организации, пренебрегающие требованиями в области охраны труда? Вся информация о проведении СОУТ в обязательном порядке заносится в Государственную систему учета результатов спецоценки (ФГИС СОУТ). При простом сравнении двух баз — ФГИС СОУТ и Единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — нарушителей выявят в автоматическом режиме.

Важно! Если с даты регистрации организации или ИП прошло 12 месяцев, а информация о СОУТ не внесена в реестр, на такого работодателя будет наложен штраф.

Срок давности привлечения к административной ответственности за отсутствие СОУТ составляет 1 год (ст. 4.5 КоАП РФ).

Обратите внимание! Штраф налагается даже при впервые выявленном нарушении. Ранее обещанная замена штрафа предупреждением (см. разъяснения Минтруда от 16.01.2019) не получила широкой поддержки в судебной практике.

Замена административного штрафа предупреждением предусмотрена ст. 3.4 КоАП РФ для впервые совершивших правонарушение. Однако такое послабление не применяется в случае угрозы жизни и здоровью людей, к которой приводит нарушение требований в области охраны труда. (см., например, решение Мосгорсуда от 24.01.2018 по делу № 7-0276/2018).

Однако некоторые судьи при наличии достаточных оснований смягчают степень ответственности правонарушителя (решение Пролетарского районного суда г. Саранска по делу № 12-147/2019).

Штрафа за непроведение СОУТ в 2021 году избежать будет сложно.

За непроведение СОУТ штрафы будут назначаться автоматически

Об этом сообщил начальник Управления по надзору за соблюдением трудового законодательства Роструда. Как сообщил Егор Иванов, данные о СОУТ заносят в ФГИС СОУТ уже с 2014 года, но в первый год в систему попали не все результаты СОУТ. Поэтому точные данные, которые можно использовать, чтобы наказать работодателей, которые не провели спецоценку, есть только с 2015 года, и автоматически штрафовать работодателей начнут с 2021 года. До этого времени штраф грозит только предприятиям, которые инспекция труда в 2021 году проверит по плану или вне плана. Сейчас Роструд готовит проекты НПА, которые будут регулировать, как инспекция будет привлекать предприятия в автоматическом режиме.

С 2021 года Минтруд начнет выявлять предприятия, которые не провели СОУТ, с помощью автоматизированных проверок. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с предприятиями, которые есть во ФГИС.

Штрафы за СОУТ после 1 января 2021 года

  • Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
  • Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
  • Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
  • Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
  • предупреждение
  • наложение административного штрафа на должностных лиц — от 5 000 до 10 000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 тысяч до 10 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 60 тысяч до 80 тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *