Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ребенок не нужен: печально, но как поступить, не нарушая закон?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Поразительно, но её (ответственности) просто-напросто нет. В 99% случаев с акушеркой не заключается никакой гражданский договор или контракт, где были бы прописаны её обязанности, размер и порядок оплаты услуг и, конечно же, ответственность.
Ответственность роженицы
Законно ли рожать? Да, полностью, закон не запрещает это. Несет ли мать юридическую ответственность за неудачные домашние роды? Нет. Говорить можно только о морально-нравственных, но не о юридических аспектах домашних родов.
Давайте примем аргументы противников родов на дому в том, что дома риск в несколько раз выше, чем при родах в роддоме. Случись что, скорая приедет через час, а пока до роддома довезет… Мать, как полностью взрослый и самостоятельный человек может принимать решение «за себя». Но плод (и новорожденный малыш) решать не могут – за них решает мама. Нет ли здесь этических проблем? Вадь фактически мать лишает ребенка возможности получения своевременной медицинской помощи!
Увы, вопросы морали лежат за пределами закона и не регулируются им.
Распространенные мотивы отказа от ребенка
Воздержимся от осуждения матерей-кукушек. Жизнь – сложная штука! Вот самые частые мотивы отказа от ребенка:
- Новорожденный болен. Спектр заболеваний может быть необычайно широк: от тяжелых генетически обусловленных патологий (болезнь Дауна, ДЦП, муковисцидоз) до вполне безобидных болезней, с которыми вполне можно справиться в дальнейшем.
- Материальные затруднения: мать считает, что она не сможет содержать ребенка.
- Тяжелое заболевание матери-одиночки с непредсказуемым финалом.
- Ложные нравственные проблемы: нежелательная беременность, ребенок не от мужа, ненависть к отцу малыша, беременность в результате внебрачной связи и прочие.
- Религиозные и бытовые предрассудки. Бывают чудовищные мотивы наподобие «ребенок не понравился».
Не секрет, что многие родители почти насильно вталкивают в малыша ложку за ложкой, отвлекая его на что-то постороннее. Такие сцены можно увидеть не только во многих эпизодах фильмов, но и в реальной жизни. Насколько полезно кормление через силу? Сразу можно сказать – неполезно и даже вредно. Не нужно забывать, что питание – это не только поглощение пищи, но и её переваривание, которое происходит в ЖКТ. А это невозможно без выделения желудочного сока. Аппетит напрямую связан с секрецией нашего желудка. Поэтому, когда она не выделяется в нужном количестве, а родители продолжают насильно кормить ребенка, происходит нарушение пищеварения. Это может привести к защитной реакции организма: рвота, поднятие ацетона в крови, и как следствие – посещении врача.
Можно ли оставить ребенка в роддоме?
Консультация юриста бесплатно
Можно ли оставить ребенка в роддоме? В соответствии с законом такое право не предоставляется. Считается, что права родителей неотчуждаемы, даже при лишении. Но при любых обстоятельствах, а к этому относится и отказ от детей в роддоме, за родителями все равно сохраняется обязанность содержать несовершеннолетнего или же ребенка до другого возраста в зависимости от конкретных обстоятельств.
Помимо этого, то, что мать оставила малыша в роддоме, не будет отображаться на его личных правах. Сюда же относятся и наследственные. Другими словами, после смерти родителя, который был лишен родительских прав, за ребенком сохраняется право наследовать. Это не распространятся на тех детей, которые были усыновлены. В этом случае право наследования будет распространяться исключительно на имущество усыновителей.
Всех детей время от времени приходится наказывать, но ни в коем случае нельзя причинять ребенку физическую боль, унижать его или проявлять чрезмерное раздражение и гнев.
Эффективное наказание включает пять компонентов:
— указание, что конкретно было неправильным («Мы договорились, что к полуночи ты вернешься домой, но ты явился только около двух часов ночи»);
— описание, какой эффект это имело («Я не могу уснуть, когда беспокоюсь о том, где ты, а мне нужно ложиться до полуночи, чтобы выспаться»);
— перечисление одного или нескольких альтернативных вариантов поведения («У нас все еще действует правило, что ты возвращаешься домой до полуночи, но, если по какой-то неизбежной причине ты задерживаешься, пожалуйста, позвони, как только ты об этом узнал, и объясни, что это за причина»);
— четкое определение наказания («Из-за этого инцидента я не разрешаю тебе уходить из дома в следующую субботу вечером. Можешь позвать друзей к себе, но я хочу, чтобы ты был дома»);
— объяснение, что вы ожидаете другого поведения в следующий раз («Обычно ты всегда очень внимательный, пожалуйста, не забудь позвонить, если такая ситуация вдруг повторится»).
Защита чести и достоинства, профессиональных и человеческого – в случае нарушения со стороны администрации, ученика или родителей
Эти права закреплены в ст. 23 Конституции РФ и Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Это означает, что в случае нарушения, оскорблений, проявлений некорректного поведения в свой адрес можно требовать защиты прав учителя, в том числе через суд.
Перечислим основные права учителя.
Участие в управлении школы в соответствии с уставом, возможность критики действий администрации и ребенка или его родителей – естественно, в корректной форме.
Каждый учитель имеет возможность принимать посильное и допустимое внутренними документами учебного заведения участие в организации учебного процесса, порядка взаимоотношений с учениками. Также каждый работник имеет право голоса, в том числе, — возможность критиковать действия администрации и предлагать свои варианты решения возникающих проблем. Кроме того, учитель вправе выдвигать свою кандидатуру на любую выборную должность в педагогическом коллективе, вне зависимости от стажа работы и прежних заслуг (если наличие таковых не предполагается по умолчанию для того, кто занимает такую должность).
Ох уж эти стереотипы!
Еще один стереотип, принятый в обществе, уверяет нас в том, что ВСЕ родители любят своих детей. Но это тоже не так. Любят не все. Вот интересное видео на эту тему. Особенно поражает статистика. Выходит, масштабы проблемы просто огромны!
Итак, не все родители любят своих детей. И речь здесь идет не о каких-то исключительных случаях. Нелюбимым может оказаться ребёнок родителей любой профессии, с любым уровнем образования и дохода и т. д. С точки зрения общества такие родители могут быть безукоризненными: не только благополучными, но даже и преуспевающими людьми. Они могут обеспечивать ребёнка всем необходимым, предоставлять ему наилучший уход, заваливать его дорогими вещами, регулярно возить отдыхать на недешёвые курорты и т. д. Они могут делать для него всё, и при этом не любить его.
Зачем тогда они всё это делают? Потому что так положено, потому что так принято в обществе. Если будут делать по-другому, то подвергнутся осуждению, потеряют уважение окружающих. Поэтому не любящие своих детей родители (впрочем, как и большинство всех остальных членов общества) стараются соответствовать представлениям этого общества о благополучном (а еще лучше, преуспевающем) человеке: престижная работа, большая зарплата, дорогой автомобиль, хорошо обставленная квартира, ребёнок учится в престижном вузе и т. д. Спрашивается, кто к этому не стремится? Или, по крайней мере, кто не стремится выглядеть в глазах окружающих человеком, который не бедствует, у которого всё «ОКей»? Ведь тех, кто чего-то в жизни достиг, окружающие уважают, а вот неудачников почему-то нет.
Такая патология у одного из партнеров в паре, как можно догадаться, говорит о патологической ревности. Чаще всего ему подвержены мужчины, для которых их партнерша воспринимается как объект интереса для других представителей сильной половины человечества. В этом случае ревнивец постоянно подозревает свою супругу в измене.
Психиатры относят такой синдром к бредовым, когда у человека внутри выстраивается своя цепочка убеждений, которые в реальности не имеют под собой ничего. Естественно, подобное состояние требует незамедлительной коррекции у специалиста. Причиной развития такого синдрома чаще всего выступает неосознанный страх быть брошенным и преданным, вследствие чего человек начинает продуцировать свои переживания на окружающую его действительность. Конечно же, такое поведение только расстраивает партнера и нередко становится причиной сильного разочарования в своем выборе.
Пояснение для понимания
Правил должно быть немного, но они должны быть четко сформулированы и понятны малышу. Нельзя в один день вываливать на ребенка кучу запретов и ограничений. Постепенно вводите новые понятия. Первые правила можно облачать в формы стихов и песенок, например, «Когда я ем, я глух и нем». Такие прибаутки в отличие от строгих запретов не вызывают у ребенка чувство протеста и желания сделать наоборот. Но, повторяясь из раза в раз, они откладываются в сознании ребенка как неопровержимые истины. Нельзя, устанавливая правила, постоянно унижать малыша. Фразы «Немедленно!», «Ты слышал, что я сказала?», «Быстро иди сюда!» вызывают у ребенка протест и желание пойти на конфликт. Правила должны произносится твердо, но не в грубой форме. Даже если кроха поступает плохо, родители должны его уважать. Только на взаимном уважении можно прийти к компромиссу.
Устанавливая правила, обязательно поясняйте их. Часто, отвечая на вопрос маленького ребенка, мы отделываемся фразами «Так не положено», «Надо делать так» и т.п. Ребенок должен знать, почему нельзя и что будет, если он вдруг нарушит родительский запрет. Если кроха, не обращая внимания на ваши запреты, лезет к горящей конфорке или пытается потрогать включенный утюг, не надо бить его по рукам. Лучше позвольте ему один раз дотронуться до «опасного» предмета, естественно, под вашим присмотром. Личный опыт (особенно неприятный) часто оказывается куда более действенным, чем бесконечные родительские окрики и оплеухи. К тому же велика вероятность, что ребенок решит нарушить ваш запрет, когда никто не видит, и тогда это может окончиться весьма печально. Не понимая, что будет, если он нарушит правила, ребенок не сможет их осознанно соблюдать. Старайтесь употреблять слово «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда запрет касается безопасности малыша. Чем реже звучит слово «нельзя», тем оно действеннее.
И самое главное — устанавливая ребенку правила, будьте однозначны. От установленных запретов нельзя отступать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда мама или папа, пребывая в хорошем расположении духа, разрешают ребенку все на свете, а на следующий день за те же самые поступки бьют по рукам или ставят в угол. Как, скажите, ребенку тогда разобраться, что можно делать, а что нельзя? Это касается и других членов семьи: если мама разрешает одно, папа — другое, а бабушка — третье, то ребенку будет трудно разобраться, кого же, собственно говоря, слушать и чьи правила соблюдать.
Правовая сторона аспекта
Даже не прибегая к чтению законов, любой здравомыслящий человек понимает, что учитель ни в коем случае не должен унижать своих учеников и оказывать на них давление. Тем не менее, в нашем законодательстве подробно прописано, какие права имеет ребенок во время пребывания в школе.
Данный вопрос регулируется Федеральным Законом «Об образовании в РФ». А именно в 34 статье указано, что все участники учебного процесса должны уважать достоинства ученика. Также статья подразумевает, что ребенок должен быть защищен от любых форм насилия: психологического, физического, эмоционального и так далее. Школьник не должен подвергаться оскорблениям и имеет право на защиту жизни и здоровья.
Другая статья закона об образовании прямо говорит об обязанностях учителя. Каждый педагог обязан придерживаться нравственных, этических, а главное – правовых норм.
Кроме того, учитель обязан проявлять к ученикам уважение, не допускать оскорбления их чести и достоинства, соблюдать все правила профессиональной этики, а также следить за тем, чтобы ученики не применяли каких-либо способов унижения в отношении друг друга. Соответственно, ни о каком словесном, а тем более телесном, наказании не может быть и речи.
Если ученик повел себя неправильно, нарушил какое-либо правило учебного заведения, недобросовестно относится к учебному процессу или же в чем-то не удовлетворяет требованиям учителя, педагог имеет право пригласить в школу родителей ученика, чтобы провести в их присутствии, а также в присутствии директора школы, воспитательную беседу.
Лучшим решением со стороны преподавателя будет разъяснить ситуацию родителям и предоставить им возможность самостоятельно повлиять на ребенка. В любом случае, никакой «самодеятельности» в данном вопросе учитель проявлять не должен.
Иногда дети становятся настолько неуправляемыми, что учитель просто вынужден повысить на них голос. Тем не менее последнего, как человека с высшим образованием, это совсем не красит.
Еще раз хотелось бы вернуться к вопросу о том, имеет ли учитель право кричать на ученика. По закону – нет. Но если ребенок не понимает спокойного тона, мешает одноклассникам получать знания, то иногда учитель просто не сдерживается и начинает кричать. Дети потом жалуются на педагога родителям и не хотят идти в школу.
Прежде чем родители начнут выяснять причину конфликта с учителем, они должны поговорить со своим ребенком и выяснить, как все было на самом деле. Может быть, школьник сам оскорбил педагога, а тот ответил ему в повышенном тоне, возможно, что это случилось из-за плохого поведения самого ученика, а преподаватель не сдержался. И только после беседы со своим ребенком следует идти в школу на разговор с учителем. Последний обязан объяснить маме и папе школьника, почему так получилось. Только так можно выяснить истинную причину конфликта двух сторон образовательного процесса.
Главное правило, о котором нельзя забывать
Большая ошибка всех родителей, пришедших на экстренное собрание, созванное по поводу поведения их ребенка или поступка, совершенного им, состоит в том, что они позволяют решать все вопросы в присутствии «виновника» этого мероприятия. Запомните главное: все обсуждения должны вестись без него.
Даже если вас вызвали в экстренном порядке и вы еще не знаете, о чем пойдет речь по приезде на место, подойдите к своему ребенку и успокойте его (поверьте, он очень волнуется в этой ситуации). Нужно присесть напротив него и, глядя в глаза, сказать: «Не переживай, все будет хорошо, все решим».
После этого нужно отправить ребенка подальше и только тогда приступать к разбирательству со взрослыми. Выяснять отношения в его присутствии категорически нельзя.
Как составить внутрисемейную систему правил
Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.
1. Список
Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.
2. Уточнение
Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:
Неправильно: «Не гулять поздно».
Правильно: Приходить домой не позднее 22.00.
Неправильно: «Всегда быть на связи».
Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».
Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.
Неправильно: «Не прогуливать школу».
Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».
Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.
3. Обсуждение
Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после 22.00 — это еще и требование закона для детей до 16 лет.
Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.
Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.
4. Санкции
Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».
Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.
5. Согласие
Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.
6. Правила для родителей
Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.
Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).
Единственная причина, по которой учебное учреждение вправе отказать в приеме нового ученика без нарушения действующего законодательства – это отсутствие свободных мест. Но даже в этом случае следует обратиться в орган управления образования, который поможет найти место в другой школе или организует дополнительный класс.
Несмотря на четкие законодательные директивы, родителям часто озвучивают другие причины отказов. Причем информация подается только в устной форме без предоставления подтверждающих документов, или администрация просто не поясняет, почему было принято такое решение. Судя по жалобам родителей, в большинстве случаев учебное учреждение ссылается на то, что:
- будущий первоклассник не прошел психо-эмоциональный тест;
- в выбранном классе нет мест, несмотря на то, что школа находится по месту жительства ученика;
- по итогам прохождения профильного тестирования была получена низкая оценка;
- нет прививок по установленному графику.