Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Запрос котировок в электронной форме сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Рассмотрение заявок проводится в течение двух рабочих дней после окончания срока подачи заявок. Комиссия проводит очное заседание. Минимальный состав комиссии – три человека. Кворум для принятия решения – присутствие 50% членов комиссии. Каждый член комиссии должен иметь электронную подпись.
Требования к проведению электронного запроса котировок
Заказчик может выбрать исполнителя с помощью запроса котировок в следующих случаях, если:
- начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) не превышает 3 млн рублей;
- годовой объЁм закупок, осуществляемых путём проведения электронного запроса котировок, не должен превышать 20% совокупного годового объёма закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объём закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей.
Независимо от НМЦК и годового объёма закупок заказчик проводит запрос котировок в случае осуществления:
- закупки, по результатам которой заключается контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан;
- закупки товаров, работ или услуг, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании части 9 или 15 статьи 95 Закона №44-ФЗ;
- закупок заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства;
- закупок лекарств, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии в количестве, необходимом для лечения;
- закупок спортинвентаря, оборудования, спортивной экипировки, необходимых для олимпийской или паралимпийской команды России, а также для подготовки спортивных сборных команд России, субъектов РФ к спортивным соревнованиям и для участия в них;
- закупок услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физ. и (или) юр. лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг;
- закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как рассматривают заявки
Комиссия изучает поданные заявки в течение одного рабочего дня, заседание проходит очно. Минимальное число членов заседания — три. Присутствовать в составе комиссии можно только лицам, у которых нет регистрации на ЭТП, но есть цифровая электронная подпись.
Отклоненные заявки, не подходящие под условия запроса котировок, требуют обязательного обоснования такого решения и извещение участника об этом со ссылкой на закон. Вот основные причины:
- несвоевременная подача заявки;
- отсутствует обязательная информация об участнике;
- цена поставщика выше НМЦК;
- в закупке среди СМП подана заявка от предпринимателя из другой категории субъектов бизнеса;
- от поставщика поступило больше одной активной заявки.
Есть случаи, когда в заявке не хватает документации или есть нюансы по оформлению, но ее нельзя отклонить. Примеры:
- в спецификации не прописана цена каждой единицы товара;
- нет выписки из ЕГРЮЛ;
- отсутствует декларация соответствия на продукцию;
- на конверте с заявкой отсутствуют данные о человеке, который ее подавал;
- если заявка составлена в свободной форме.
Как признать запрос несостоявшимся
Запрос котировок по 44 ФЗ можно признать несостоявшимся при наличии на то достаточных оснований, таких как:
- не поступило заявок;
- заявка оказалась единственной;
- комиссия решила, что все заявки требуется отклонить;
- единственный участник торгов соответствует в итоговом протоколе всем требованиям из извещения о закупке.
Обязанность заказчика:
- сделать единственного победителя своим поставщиком или подрядчиком;
- заключить с ним контракт;
- сама закупка получит статус несостоявшейся.
Заключение контракта по итогам электронных процедур
Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.
Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.
Специальные требования в запросе котировок
Заказчик может установить и специальные требования, например, год выпуска не ранее 2019. Такое часто наблюдается в котировочной документации на поставку измерительных приборов. Приборы точно таких же моделей выпускались еще в советские времена и заказчик не хочет приобретать приборы, пролежавшие на складах десятки лет. Так что здесь вы не сэкономите, а только потеряете, поскольку, обнаружив, что год выпуска, например, амперметров не 2019, а, скажем, 1989, заказчик откажется принимать старые «новые» приборы и вам придется, чтобы не угодить в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) повторно закупать для него партию амперметров по гораздо более высокой цене. Амперметры 1989 года выпуска останутся вам на память.
Бумажные запросы котировок
Еще меньшие снижения наблюдаются по результатам бумажных запросов котировок, ввиду нежелания многих потенциальных участников возиться с подготовкой заявки. Поэтому есть определенный смысл выискивать в информационной системе заявки на бумажные запросы котировок. Но такие запросы котировок размещаются заказчиками все реже и реже.
Вскрытие конвертов с заявками на запросы котировок, проводимых по 223-ФЗ производится келейно, за закрытыми дверями. Заказчик не обязан допускать вас к процедуре вскрытия.
Не забывайте о том, что запрос котировок может проводиться с ограничениями на поставку товаров из зарубежных стран. И хотя китайские товары дешевле российских, учтите, что подсунуть их заказчику такого запроса котировок в случае победы не удастся.
Подготовка заявки на запрос котировки
Теперь настает пора подготовки заявки. Если запрос котировок проводится в бумажном виде, заполните все формы, предложенные заказчиком в документации, поставьте подписи и печати. Проколов в листах документации отверстия дыроколом, сшейте ее. На оборотной стороне приклейте узел бумажной этикеткой с указанием даты, названия организации и фамилии генерального директора. На этикетку поставьте оттиск печати, так чтобы она частично выходила за края этикетки.
Все страницы пронумеруйте. Нумерацию лучше делать сквозной, если иное не указано в документации заказчика. Составьте опись документов, уложите ее вместе с документацией в конверт формата А4 и плотно заклейте его. По линии приклейки клапана целесообразно поставить несколько оттисков печати.
На конверте укажите адрес заказчика, ФИО ответственного, его контакный телефон. На конверте также целесообразно сделать надпись: «не вскрывать до хх часов хх минут.
Конверт отвезите в канцелярию заказчика и передайте его представителю под роспись. Либо отправьте конверт заказчику по почте, если времени до завершения срока подачи достаточно, либо отправьте с курьером, если его мало.
Условия для проведения электронного запроса котировок
Законодательство с 1 января 2019 г. обязало организации заказчиков проводить для приобретения товаров, работ или услуг (ТРУ) запросы котировок в электронной форме. Такое правило утверждено 504-ФЗ от 31 декабря 2017 г. Этот закон внес значительные изменения в 44-ФЗ. Однако для некоторых закупок есть исключения. В обычной (НЕ электронной) форме разрешено организовывать закупки для нужд диппредставительств и консульств РФ, для ликвидации последствий ЧС и оказания неотложной помощи. В старом формате проводятся и закупки, составляющие гостайну.
Процедура запроса котировок в электронной форме (ЗКЭФ) за последнее время значительно изменилась.
Во-первых, поменялись сроки проведения закупки и порядок — теперь все манипуляции проводятся на электронной площадке (ЭТП).
Во-вторых, работа организатора заключается только в рассмотрении заявок. А работа оператора ЭТП сводится к оценке предложений, дополнениям протокола рассмотрения заявок и указанию в протоколе итоговой информации о выигравшем госзаказ участнике.
Говоря о структуре электронного запроса котировок, она ничем существенно не отличается от «бумажного» запроса котировок. Условия его проведения аналогичны:
- начальная максимальная цена контракта (НМЦК) до 500 тыс. руб.;
- годовой объем закупок по запросам котировок — в пределах 10% от совокупного годового объема закупок (СГОЗ);
- объем закупок – не более 100 млн. руб.;
- срок подачи заявок — не менее 5 рабочих дней.
При проведении ЗКЭФ нет необходимости готовить целый пакет документов — достаточно лишь извещения, которое размещается в Единой информационной системе (ЕИС).
Составление протокола
После рассмотрения заявки готовится итоговый протокол. Его должны подписать все члены котировочной комиссии и отправить оператору ЭТП в день окончания срока рассмотрения заявок.
Протокол заполняется стандартно:
- время, дата, время рассмотрения заявок;
- идентификационные номера заявок;
- отклоненные заявки с указанием причин;
- решение каждого члена комиссии в отношении каждой заявки.
Оператор ЭТП присваивает каждой заявке, которая не была отклонена заказчиком, порядковый номер, начиная с самой меньшей предложенной цены (это будет заявка № 1). Если в нескольких заявках будут поданы одинаковые ценовые предложения, то первый номер присваивается той заявке, которая поступила раньше других заявок с такой же ценой.
Победителем запроса котировок становится участник, который:
- предложил наименьшую цену ТРУ;
- соответствует требованиям котировочной документации;
- получил первый порядковый номер заявки.
По итогам ранжирования заявок по цене оператор ЭТП вносит в протокол сведения о выигравшем участнике, об участнике запроса котировок, предложивших в заявке цену контракта такую же, как и победитель, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем условий.
После того, как оператор электронной площадки подготовит протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, он направляет его в ЕИС в течение 1 часа с момента получения протокола от заказчика.
Что делать, если заявку отклонили
Котировочная комиссия заказчика может отклонить только те заявки, которые не подходят под условия закупки:
Заказчик должен проинформировать поставщика о том, что его заявку отклонили. В извещении он указывает конкретную причину и ссылку на статью закона, по которой заявка не соответствует требованиям.
Нельзя отклонить заявку, если в ней нет документов, не предусмотренных ст.73 44-ФЗ. Например, заказчик не имеет права требовать от поставщика:
Если заказчик не прав, подавайте жалобу в ФАС. Если претензии заказчика обоснованы, подать новую заявку вы уже не сможете. По мнению ФАС и Минэк, отклоненные участники не могут подать новую заявку, если запрос котировок не состоялся из-за того, что все заявки отклонили, а процедуру продлили. Учтите ошибки и готовьтесь к следующим закупкам.
Объявление результатов и заключение контракта
Заказчик размещает в ЕИС протокол об итогах котировки, в котором прописывает информацию обо всех поданных заявках, включая отклоненные, с обоснованием отказа в участии. Отдельно экземпляр протокола высылается победителю.
Исполнитель, выбранный по итогам котировки, предоставляет выписку из ЕГРЮЛ и подписывает контракт. Законом этот срок ограничен: не раньше чем через 7 дней и не позже 20 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок. В этот же срок нужно предоставить обеспечение контракта, если заказчик выставил такое требование.
Если контракт не подписан в срок, исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек с победителя. Обязанность заключить контракт в этом случае переходит на участника, занявшего второе место.
Любой участник запроса котировок может обжаловать ее результаты в течение 5 дней после публикации протокола (ч. 3 ст. 105 44-ФЗ). По решению ФАС подписание контракта могут отложить или отменить.
Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ
На первом этапе госзакупок информация о закрытом конкурсе публикуется на официальном сайте.
Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ должно отражать следующие данные:
- Сведения о заказчике и цели контракта, условия участия в торгах:
- название организации, фактический и юридический адрес, подробные контакты лиц, ответственных за тендер;
- краткие условия контракта, требования к предмету госзакупки, количество товаров (услуг), место их доставки (объект для проведения работ), сроки выполнения договора;
- ИКЗ (идентификационный код закупки);
- ограничения в подборе исполнителей (поставщиков) согласно 44-ФЗ;
- условия регистрации заявок на закрытый конкурс по запросу котировок (порядок, место проведения, срок);
- обоснование начальной стоимости контракта;
- сведения о потребности в обеспечении выполнения договора и его сумме;
- полный список документов, необходимый для участия в госзакупке по 44-ФЗ;
- компания-участник и ее учредители (либо генеральный директор – основатель фирмы в одном лице) не должен числиться в базе ненадежных исполнителей или поставщиков (опционально). Это требование также вносится в извещение.
- Форму заявки на участие в закрытой государственной закупке (запросе котировок по 44-ФЗ), включая электронный образец.
- Данные о времени и месте вскрытия конвертов, о доступе к онлайн-заявкам.
- Сведения о тех, кто отвечает за оформление контракта по итогам тендера, а также порядок заключения договора в ситуации, когда победитель конкурса уклоняется от подписания бумаг.
- Условия одностороннего отказа от выполнения договора также должны быть внесены в извещение о запросе котировок по 44-ФЗ.
- Льготы для подрядчиков, предусмотренные статьями 28–30 44-ФЗ (привилегии пенитенциарным учреждениям, организациям инвалидов, некоммерческим структурам социальной сферы, субъектам малого предпринимательства).
- Проект контракта (прилагается к извещению по 44-ФЗ).
Этапы проведения запроса котировок по 44-ФЗ
Чтобы процедура размещения госзаказа данным способом была понятней, попробуем разбить ее на несколько ступеней.
- Извещение о запросе котировок по 44-ФЗ размещается в открытом доступе не позднее семи рабочих дней (и ранее) до завершения срока регистрации заявок, если сумма контракта не превышает 500 000 руб.
- Одновременно с извещением размещается проект контракта, для подписания которого организован данный тендер. Законом 44-ФЗ установлено, что в период подачи заявок публикация находится в открытом безвозмездном доступе.
- Известив общественность о проведении госзакупки, заказчик может сделать запрос котировки у фирм или физических лиц (не менее трех), которые оказывают нужные услуги или поставляют подходящие товары.
- Организациям, которые работают за рубежом, для проведения тендера по 44-ФЗ не следует публиковать извещение на официальных ресурсах. Заказчику достаточно запросить цены на товары (услуги) у нескольких поставщиков или подрядчиков (не меньше трех). При этом стоимость контракта не ограничена.
- В соответствии с 44-ФЗ отдельные правила установлены для извещения запроса котировок на приобретение товаров первой необходимости для оказания скорой, неотложной и экстренной специализированной помощи или поддержки жизнеобеспечения людей. По закону котировки могут собирать для государственных закупок продуктов питания, топлива, медикаментов и оборудования для скорой медицинской помощи, прочей продукции для создания приемлемых условий жизни, иногда даже с превышением лимита в случаях, когда:
- подан и удовлетворен судебный иск о разрывании контракта из-за его невыполнения;
- орган, контролирующий государственные закупки, распорядился отменить итоги конкурса (аукциона), чтобы искать подрядчика с помощью извещения о запросе котировок по 44-ФЗ (причиной этого решения может стать заявление заказчика, на подачу которого отводится десять суток со дня выдачи распоряжения).
- заказчик аннулировал подписанный контракт в одностороннем порядке.
Как разработать документы
Для того чтобы провести электронный запрос котировок, необходимо подготовить:
- извещение;
- проект контракта.
Извещение подаётся в установленной форме с обязательным указанием следующей информации:
- адрес той электронной торговой площадки, на которой будут проводиться торги;
- цена контракта и её экономическое обоснование;
- календарная дата, когда прекращается приём заявок на участие;
- календарная дата проведения оценок поданных заявок;
- календарная дата выбора победителя;
- реквизиты предприятия и подробная информация о контрактном управляющем;
- подробное описание объекта предстоящей сделки;
- требования, которые заказчик предъявляет к потенциальным поставщикам, и которым они должны соответствовать.
Основные причины отклонения котировочных заявок (44-ФЗ)
В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2021 года запросы котировок подаются только в электронном виде за исключением отдельных случаев, которые в рамках данной статьи не рассматриваются. Готовить документацию стало гораздо легче, но это вовсе не значит, что заказчик обязательно признает заявки всех участников на конкретный запрос котировок соответствующими своим требованиям. Отклонить котировочную заявку заказчик имеет право только в случаях, перечисленных в статье 78 закона 44-ФЗ. Остановимся на каждом из них подробнее.
- Котировочные заявки редко отклоняются заказчиками из-за несоответствия предлагаемых характеристик товаров требованиям заказчика. Объем требований в спецификациях или технических заданиях (аналогах рекомендованных форм 2) котировочных заявок несравненно меньше, чем в аукционах, а, следовательно, намного меньше и количество «подводных камней». К тому же в предложении участнику не требуется указывать товарные знаки, что еще больше облегчает подготовку технических предложений. Поэтому отклонение по данному основанию наблюдаются, как правило, только при подготовке котировочной документации неопытными специалистами.
- Если участник не указал или неправильно указал в заявке ФИО своего единоличного исполнительного органа, коллегиального органа, ИП или адрес местонахождения организации (адрес физического лица, если участник – ИП), номер телефона, а также банковские реквизиты он сильно рискует отклонением. При полном или частичном отсутствии банковских реквизитов отклонение заявки неизбежно, при ошибке в реквизитах заказчик может ее не заметить и допустить заявку. Впоследствии, в случае победы, победителю запроса котировок придется заключать с заказчиком дополнительные соглашение с указанием правильных реквизитов. Чтобы не рисковать отклонением. Автор советует специалистам по торгам при внесении их в заявку быть очень внимательными, чтобы не пришлось им потом тратить время на исправление реквизитов, не говоря уже о риске отклонения.
Пример не предоставления декларации СМП
В составе котировочной заявки для субъектов малого и среднего предпринимательства на поставку гвоздей участник (ИП) не представил ни декларации об отнесении его организации к субъектам малого предпринимательства, ни выписки из реестра МСП. Заявка была отклонена. При обжаловании в ФАСе участник успеха не добился – комиссия ФАС подтвердила необходимость предоставления такой декларации, в которой ИП должен был подтвердить выполнение условий его отнесения к субъектам СМП, согласно статье 4 закона от 27.07.2007 г. № 209 ФЗ г.
- Анализируя котировочное извещение участнику всегда следует обращать внимание на наличие запретов на поставку товаров из иностранных государств, а также приоритета на поставку товаров российского происхождения. В случае установления таких запретов участнику может потребоваться предоставление дополнительных документов, например, декларации о российском происхождении товаров, сертификатов соответствия и т.д. В противном случае заявка будет отклонена. Но это ещё полбеды. В определенной ситуации опасней выглядит неуказание страны происхождения товара при подаче заявки с установленным приоритетом российских товаров над зарубежными. Заявка не будет отклонена, но комиссия заказчика будет считать, что участник предлагает зарубежные товары со всеми вытекающими отсюда последствиями: при заключении контракта в случае победы победитель потеряет 15% от НМЦК и может «уйти в ноль», а то и «в минус».
Похожие записи: