Любые вычеты по закону положены только резидентам РФ. Если Марат утратил этот статус для 2022 года, то и по расходам в этом году вычеты ему не положены. Если на 31.12.2022 вдруг окажется, что работник — нерезидент, но уже успел возместить часть подоходного через бухгалтерию, деньги придётся вернуть в бюджет.
Перечень документов, которыми может быть подтвержден налоговый статус физического лица, налоговым законодательством не установлен. К ним могут относиться:
Для дистанционных сотрудников важен не юрадрес работодателя, а место работы по трудовому договору. Когда это РФ, то и доход считается полученным в России.
Допустим, сотрудник выехал из России 31.03.2022 г., а 01.10.2022 г. его статус изменился на нерезидента. Его зарплата составляет 80 тыс. руб. в месяц до вычета НДФЛ. Налоги удерживаются следующим образом:
с 01.04. по 30.09. — по ставке 13%
80 тыс. руб. * 6 мес. = 480 тыс. руб. (доход за 6 мес.)
480 тыс. руб. * 13% = 62,4 тыс. руб. (НДФЛ за 6 мес.)
с 01.10. по 31.12. — по ставке 30%
80 тыс. руб. * 3 мес. = 240 тыс. руб. (доход за 3 мес.)
240 тыс. руб. * 30% = 72 тыс. руб. (НДФЛ за 3 мес.)
с 01.01. по 30.09. — ставка 30% (пересчет налога)
VIDEO
Налоговые вычеты нерезидентам
Любые налоговые вычеты предоставляются только резидентам РФ. Если сотрудник утратит этот статус для 2022 года, он не сможет воспользоваться вычетами. Если на 31.12.2022 г. получится, что сотрудник является нерезидентом, но он успел возместить часть НДФЛ через работодателя, он обязан возвратить деньги в бюджет.
Однако по вычетам нужно учитывать некоторые особенности.
По социальным, стандартным и профессиональным вычетам — право на них привязано к году, в котором были понесены расходы. К примеру, сотрудник оплатил обучение в 2021 году. В этом году он являлся резидентом, а потому он не утратил право на получение вычета в 2021 году по этим расходам.
Кроме того, профессиональный вычет можно заявить в течение 3-х лет. Соответственно, по расходам в 2021 году можно использовать этот вычет и в 2022, и в 2023 годах. При этом не имеет значения, какой у сотрудника был налоговый статус в году, в котором он попросил вычет.
Однако через работодателя можно оформить вычет только за текущий год, а для прошлых лет надо сдать в ИФНС декларацию 3-НДФЛ.
По имущественным вычетам — здесь имеет значение налоговый статус в году, когда заявили о вычете, а не когда производили расходы. К примеру, сотрудник приобрел жилье в 2021 году, но не воспользовался правом на вычет. В 2022 году он переехал в другую страну и стал нерезидентом, а потому он уже не сможет воспользоваться правом на вычет.
Если в январе 2023 года сотрудник возвратится в Россию и до июля не уедет за ее пределы, он вновь станет резидентом, а потому сможет воспользоваться имущественным вычетом за 2021 год, даже через работодателя.
Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?
Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:
Резиденты России; и
Нерезиденты России.
Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.
Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:
Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
Страховые выплаты;
Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.
Если сотрудник уехал из РФ, для работодателя важны две вещи: когда он станет нерезидентом и какое место работы написано в трудовом договоре.
Если место работы в России, бухгалтер удерживает НДФЛ сначала по ставке 13% с резидента, а потом 30% как с нерезидента. Когда сотрудник становится нерезидентом, сумму налога надо пересчитать по ставке 30% за весь год, а потом насчитать и удержать долг.
Если в качестве нового места работы указывается не РФ, с момента переезда начисление налога прекращается независимо от налогового статуса. Когда работник станет нерезидентом, НДФЛ снова надо будет пересчитать по ставке 30%, но только за месяцы, пока место работы было в России.
Если удерживать налог с нерезидента как с резидента, налоговая может придумать проблем: взыскать недостающий налог с работодателя, начислить пеню и оштрафовать. Вернуть эти деньги в порядке регресса с работника не получится.
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России . Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством . Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть . Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты .
Например, «Пакет Яровой ». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства , в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются . Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ . А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
РФР
Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
(№ 6) Утрата налогового резиденства РФ при удаленной работе по трудовому договору & НДФЛ
Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).
Общая ситуация, с утратой статуса налогового резидента РФ, выглядит так скажем не очень, для физических лиц которые релоцировались, но продолжают состоять в трудовых отношениях с работодателями в России и получают от них доход (зарплату).
Как мы обсудили, буквально в предыдущем посте, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).
Пример:
Юра работает на компанию в России. В сентябре 2022 года, Юра срочно уехал из России в Турцию, но продолжил удаленно работать на работодателя в России. Возвращаться из Турции в Россию в 2023 году Юра точно не планирует.
Работодатель Юры (его налоговый агент), продолжает ему выплачивать зарплату и удерживать НДФЛ в размере 13% (как с налогового резидента РФ), при этом работодатель определил налоговый статус Юры на 31 декабря 2022 г. и конечно он не изменился, так как с сентября прошло меньше чем 183 дня.
Работодатель продолжил выплачивать Юре зарплату и с апреля 2023 года (прошло 183 дня) стал удерживать с него НДФЛ в размере 30% уже как с налогового нерезидента РФ, после чего еще раз уточнит его ИТОГОВЫЙ налоговый статус 31 декабря 2023 года и будет обязан удержать с Юры еще дополнительно 17% за первый квартал 2023 года (когда удерживал НДФЛ всего 13%).
Отмечу, если работодатель не знал, о том что Юра удаленно работает за пределами РФ и продолжал удерживать стандартный НДФЛ 13%, то Юра будет обязан самостоятельно исчислить 183 дня за налоговый период и самостоятельно доплатить + НДФЛ 17% подав декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года следующего за отчетным.
Но есть и позитивные моменты, утраты физическим лицом, статуса налогового резиденства РФ:
налоговые нерезиденты освобождаются от уплаты НДФЛ с доходов от иностранных источников (налоговые резиденты РФ платят НДФЛ 13% с мировых доходов);
налоговые нерезиденты РФ не обязаны отчитываться по КИК и уведомлять ФНС об участии в иностранных компаниях.
Хочу обратить Ваше внимание, что уведомление ФНС, об утрате налогового резиденства РФ не предусмотрено, но можно это сделать по желанию, в произвольной форме.
Надо ли уведомить налоговую об отъезде?
Впрочем, и без поправок, по действующему законодательству, нерезиденты, получающие доход от российской компании, должны уплачивать НДФЛ в 30% — такова позиция налоговой службы.
ФНС также добавляет:
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена обязанность для работодателя по уведомлению налоговых органов об изменении налогового статуса своих сотрудников, а также не предусмотрена обязанность для физических лиц по уведомлению налоговых органов об изменении налогового статуса. Ответственность за исчисление и уплату НДФЛ несет налогоплательщик.
Получается, что отчитываться о смене статуса не надо, но налог надо платить исправно и в полном объёме под личную ответственность. В противном случае придётся возвращать недоимку.
VIDEO
Какие налоги платят налоговые резиденты и нерезиденты РФ
Из самого определения становится понятно, что налоговый резидент Российской Федерации обязан подавать декларацию на прибыль и платить налоги по Законам РФ. Однако мало кто понимает, что, потеряв статус налогового резидента РФ, обязательства по налогам в некоторых случаях сохраняются.
НДФЛ для резидентов на прибыль от источников за рубежом и в РФ начисляются по следующей схеме:
13% на доход до 5 млн. рублей.
15% или 650 тысяч рублей на прибыль, которая за год превышает 5 млн. рублей.
НДФЛ для нерезидентов РФ начисляется только с доходов от источников, расположенных на территории России. При этом налоговые вычеты для нерезидентов НЕ положены :
30% – ставка для всех видов дохода с источником в России;
15% – на дивиденды от российских компаний.
Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.
Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.
Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.
Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.
Как подтвердить резидентский статус?
Чтобы иметь приятную ставку по подоходному сбору или же претендовать на налоговые послабления, нужно быть уверенным в собственном статусе резидента РФ. Статус этот не только должен подходить под нужное число дней пребывания в стране, но и отвечать критериям, характерным для резидента.
В первую очередь, резидент должен быть организованным и законопослушным работником, регулярно отчисляющим в казну подоходные налоги. При официальном трудоустройстве статус резидента подтверждается справкой 2-НДФЛ из бухгалтерского отдела, где указан статус гражданина и его налоговая ставка. Поэтому работающие граждане беспокоиться о подтверждении резидентства не должны.
Если плательщик гражданином страны не является, или же получает доход самостоятельно, или имеет отношение к иным категориям жителей России, ему придётся подтвердить статус резидента, так сказать, вручную. Для этого следует направиться в ФНС с соответствующим заявлением. Документ хоть и не имеет чёткой структуры и формата, утверждённых законодательно, в нём нужно отразить следующее:
данные обращающегося (ФИО, место жительства, адрес проживания);
год, за который требуется подтверждение резидентства;
копия ИНН;
документы, прилагаемые к заявлению (например, справки об отчисленных налогах или ксерокопия загранпаспорта);
контактные данные (номер телефона).
Помимо указанных документов потребуется приложить ксерокопию контракта с работодателем, подтверждающего трудоустройство человека в фирме, осуществляющей деятельность в стране, таблицу, где рассчитаны дни непрерывного пребывания в России (напоминаем, не менее, чем 183 дня). Документами, подтверждающими этот факт, могут быть выписки из журнала труда, табель учёта времени сотрудников или справка с рабочего места, заверенная отделом кадров.
Конкретный список бумаг, по которым устанавливается срок нахождения гражданина в стране и вне её, официально законом не утверждён. Поэтому можно использовать любые документы: паспорт и загранпаспорт, дипломатические документы, миграционную карту, удостоверения личности работников и подобное. Единственным документом, могущим подтвердить статус резидента по закону, является свидетельство из налоговой. Специалисты могут рассматривать заявление о просьбе подтвердить статус в течение сорока дней.
VIDEO
Как установить 12-месячный период
12 следующих подряд месяцев, необходимые для установления налогового статуса человека, – это не календарный год с 1 января по 31 декабря. Этот период может начаться в одном налоговом периоде, а продолжиться в другом (письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-04-06/6-289, от 31 мая 2012 г. № 03-04-05/6-670 и др.). Так, если налоговый статус определяется на 30 сентября 2013 года, то 12-месячный период начинается 30 сентября 2012 года, а заканчивается 29 сентября 2013 года, если на 15 сентября 2013 года, то начало периода – 15 сентября 2012 года и окончание – 14 сентября 2013 года. А в течение календарного года работодатель должен контролировать налоговый статус работников: при выплате зарплаты – на каждую дату начисления – в последний день календарного месяца, который по этому виду доходов считается моментом получения, на день выплаты доходов – по другим их видам, например, по отпускным.
КБК для уплаты пени по НДФЛ для физических лиц
ПЕНИ, ПРОЦЕНТЫ, ШТРАФЫ
КБК
Пени, проценты, штрафы по НДФЛ с доходов, полученных гражданами в соответствии со статьей 228 НК РФ (НДФЛ для физических лиц, которые самостоятельно должны уплатить налог со своих доходов)
пени
182 1 01 02030 01 2100 110
проценты
182 1 01 02030 01 2200 110
штрафы
182 1 01 02030 01 3000 110
КБК для уплаты НДФЛ для работающих у граждан на основании патента
НАИМЕНОВАНИЕ
ВИД ПЛАТЕЖА
КБК
НДФЛ с доходов (в виде фиксированных авансовых платежей), полученных нерезидентами, работающих у граждан на основании патента
налог
182 1 01 02040 01 1000 110
пени
182 1 01 02040 01 2100 110
проценты
182 1 01 02040 01 2200 110
штрафы
182 1 01 02040 01 3000 110
Похожие записи: